krapper написал(а):На сахзаводе мало народу работает
курочка по зёрнышку клюёт(с)
ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ЧТО ЖДЕТ РОССИЮ
МИРОВОЙ ОПЫТ
НЕКОТОРЫЕ ЦИФРЫ И ФАКТЫ. КРАТКО
1. «Соглашение по сельскому хозяйству» ВТО сделало законным субсидирование сельского хозяйства в развитых странах и одновременно сократило возможности стран «третьего мира» выйти со своей сельскохозяйственной продукцией на мировой рынок.
В то время как развивающиеся страны под давлением ГАТТ-ВТО понизили импортные пошлины, сами развитые страны не открыли свои рынки для сельскохозяйственной и текстильной продукции развивающихся стран. Импортные пошлины в развитых странах на ввоз продовольствия из развивающихся стран продолжают оставаться высокими (некоторые более 200 или 300%). Более того, субсидии в странах ОЭСР повысились с 275 млрд. $ в год в период с 1986 г. по 1988г. до 326 млрд. $ в 1999г.
Примером отрасли, пострадавшей от ВТО, является производство молока и молочных продуктов. Субсидии ЕС в размере 1,7 млрд. евро в год (по данным на 1999г.) фирмам-производителям молочной продукции разорили крестьян-производителей молока в Таиланде, Индии, Ямайке и других странах. Экспорт ЕС занимает половину мирового рынка, поэтому фирмы ЕС устанавливают цену на молочные продукты. ЕС платит своим производителям субсидии в размере до 87% от цены на сухое молоко. Таким же образом США занимаются демпингом цен на большую часть зерновых культур. По закону «Farm Bill» в США американские производители хлопка, пшеницы, кукурузы, риса, соевых бобов, ячменя, овса и сорго должны получить в течение 10 лет как минимум 190 млрд. $. Из-за субсидий экспорт из США продается по цене, которая ниже себестоимости, и это разоряет фермеров в развивающихся странах.
США и ЕС продолжают субсидировать сельское хозяйство в своих странах, что ведет к перенасыщению рынков развивающихся стран субсидированными продуктами, к падению цен на них и банкротству местных производителей.
В Мексике снижение импортных барьеров в 80-90-х годах стало причиной того, что дешевый импорт из субсидируемых сельскохозяйственных предприятий США привел к падению цены на кукурузу и другие продукты настолько, что большая часть мексиканских фермеров разорилась , а зависимость от импорта выросла с 18% в начале 1980-х до 43% в конце 1990-х.
Пытаясь обойти правила ВТО, ЕС переносит большую часть своей поддержки агроконцернам с пункта «экспортные субсидии» в другие области , которые считаются по «Соглашению по сельскому хозяйству» ВТО мало вредными или безвредными для мировой торговли.
Хлопок из США выбрасывается на мировой рынок по цене на 47% ниже закупочной цены, пшеница из ЕС - на 46% ниже, а молоко из ЕС даже по цене на 50% ниже себестоимости.
Экспорт субсидированного мяса птицы из ЕС лишил в Сенегале 40% крестьян, выращивавших птицу, средств к существованию.
Субсидированные голландские помидоры стоят в Африке дешевле, чем местные. Рис из США подорвал местное производство риса на Гаити.
До вступления в GATT на Филиппинах был баланс в сельскохозяйственной торговле. Получая огромные субсидии, американские производители свинины и мяса птицы получили больший доступ на рынок Филиппин, снизив рыночную долю местных производителей с 82 до 45% по свинине и с 94 до 49% по птице. Уже спустя 10 лет после присоединения к ВТО Филиппины начали гораздо больше импортировать товаров, чем экспортировать. Доля импорта в ВВП выросла с 28% в 1982 г. до 64% в 1997г. Доля торгового дефицита в ВВП поднялась с 9% в 1982 г. до 12% в 1994г.
В Индии «шоковая терапия» МВФ и ВБ предписывала в 1991г. сокращение расходов на социальные программы и инфраструктуру, отмену субсидий для индийских производителей, запрет регулирования цен, в том числе на продукты питания, приватизацию прибыльных госпредприятий, либерализацию торговли, открытие доступа иностранного капитала в Индию, реформу банковской сферы, финансов и налогов. Как результат, цена на удобрения выросла на 40%. Отмена субсидий для удобрений и рост цен на сельскохозяйственные товары и бензин (требования МВФ) обанкротили мелких и средних фермеров. Цена на рис выросла на 50%, что больно ударило по населению. МВФ и ВБ порекомендовали, как всегда, отмену минимальной зарплаты и деиндексацию зарплаты. В результате много сотен миллионов людей были вынуждены выживать на менее чем 30-50 центов в день, в то время как цены на товары по требованию МВФ были подняты на уровень мировых цен.
1991г. - голод в Бангладеш. Начиная с середины 1970-х, в Бангладеш проводились реформы «шоковой терапии», среди них - либерализация рынка зерна, обанкротившая местных производителей путем реализации субсидируемого зерна, продававшегося американскими корпорациями по демпинговым ценам. Всемирный Банк ограничил государственные инвестиции в сельское хозяйство путем контроля над расходами страны. В Бангладеш импорт занимал в течение 20 лет 19% ВВП, но в последнее время доля импорта выросла еще и привела к сокращению валютных резервов страны. Во многих регионах Бангладеш - хронический голод.
1991-1992гг. - голод в Кении в результате дерегулирования рынка зерна, проведенного по рецепту МВФ. В результате цены на продовольствие выросли, и в стране разразился голод. В это же время - во время голода - Кения продолжала экспортировать зерно!
1988г. – Всемирный Банк предлагает Руанде «переход к свободному рынку» со стандартным рецептом: либерализация торговли, девальвация валюты, прекращение государственного субсидирования сельского хозяйства, (прежде всего – роспуск Государственного фонда, поддерживавшего цену на кофе), приватизация государственных предприятий и увольнения. Как итог, крестьяне, выращивавшие кофе, разоряются.
В 1997г. в Эфиопии кредиторы потребовали расформировать государственные резервы зерна, созданные после голода 1984-85 годов, чтобы перенаправить деньги от экспорта зерна на выплату кредитов. Западные концерны заработали на поставках ГМО-зерна и продовольствия в рамках «программ помощи» и начали патентовать традиционные семена Эфиопии. В Эфиопии также проводилась либерализация сельского хозяйства, в результате чего разорились и разоряются местные производители. Такая политика привела в 1998-2000 годах к голоду.
Либерализация сельского хозяйства привела в Зимбабве к росту цен на сельскохозяйственное оборудование и удобрения, в результате чего крестьяне разорялись и не могли сами себя прокормить.
В ВТО нет антимонопольного законодательства. Поэтому негативные последствия от либерализации внешней торговли усиливаются тем, что ВТО узаконивает поддержку транснациональных корпораций и предоставляет им все больший контроль над формированием продовольственной политики во всем мире. На данный момент 10 крупнейших агрохимических компаний контролируют около 80% мирового рынка, оцениваемого в 32 миллиарда американских долларов, а 80% мирового зерна распространяются всего двумя компаниями, «Cargill» и «Archer Daniel Midland». Примерно 75% торговли бананами контролируются всего пятью корпорациями; три корпорации контролируют 83% торговли какао, еще три — 85% торговли чаем.
Концерны уже поделили мировой рынок и их цель не делиться с другими, а завоевать еще больше. По результатам исследований FAO (организация ООН по продовольствию), в странах «третьего мира» после 1994 года вырос объем импорта сельскохозяйственной продукции, а не экспорта. По данным FAO, за последние 30 лет торговый дефицит развивающихся стран в торговле зерновыми вырос с 17 до 104 миллионов тонн. FAO видит в этом опасную тенденцию, поскольку исторически и промышленно развитые, и развивающиеся страны достигали продовольственной безопасности посредством наращивания внутреннего производства продовольствия.
Таким образом, увеличение экспорта в развивающихся странах не привело к росту благосостояния населения: рост экспорта привел к падению цен на сырье. В то время как корпорации, контролирующие торговлю, смогли увеличить свою долю прибыли за счет падения цены на продовольствие и сырье, миллионы крестьян потеряли средства к существованию.
2. Международная Конфедерация Труда (ITUC) заявила: переговоры ВТО по открытию промышленного сектора в развивающихся странах «могут создать серьезные преграды для защиты своей промышленности, занятости и для проведения в будущем индустриализации, что полностью противоречит обещаниям ВТО сделать этот раунд переговоров «раундом развития». Дальнейшая либерализация заставит развивающиеся страны конкурировать за иностранных инвесторов, привлекая их низкими зарплатами и низкими экологическими законами. Требования ВТО противоречат интересам развивающихся стран: развить свою промышленность и сохранить занятость».
Так уже Япония, ЕС и США выступили, к примеру, против «Национальной программы развития автопрома» в Индонезии, а также против требований к иностранным автофирмам и освобождения индонезийского автопрома от налогов, расценив это как на нарушение ТРИМС. Сейчас США и ЕС в рамках ВТО заставляют развивающиеся страны снизить свои тарифы, защищающие национальную промышленность.
Это, например, привело к тому, что после вступления в ВТО правительство Филиппин свернуло программы поддержки национальной промышленности. Были разрушены сталелитейная, нефтехимическая, стекольная, автосборочная, обувная, текстильная, пищевая и резиновая отрасли. Были приватизированы электроэнергия и водоснабжение, при этом цены на воду выросли на 400%. В результате производители питания не смогли продавать товары по прежним ценам, так как цены на топливо и удобрения выросли. Зарплата упала на 50%. Главной причиной упадка промышленности стали протекционистские барьеры, установленные против филиппинского экспорта США, Японией, Австралией, Канадой и европейскими странами. Сегодня происходит создание PPP (государственно-частных партнерств) в сфере здравоохранения, образования и пенсионных фондов, это - постепенный отказ государства от финансирования этих областей и их приватизация.
МВФ уже указал России, какую роль он для нее видит: роль не производителя товаров высокой степени переработки, а всего лишь – страны с дешевым трудом, т.е. страны с низкими зарплатами: К примеру, представитель МВФ Анне Крюгер заявила в Петербурге о том, что «выполнение требования платить этим рабочим (в развивающихся странах) «достойную» зарплату (на уровне развитых стран) полностью бы уничтожило все сравнительные преимущества для фирм, которые используют неквалифицированную рабочую силу».
В Бразилии либерализация торговли привела к деиндустриализации: снижение импортных барьеров, начатое в 1990 году, привело к сокращению общей занятости на 4,3%, или, по-другому, 2,7 миллионов рабочих потеряли работу. В течение 1990-х промышленный сектор сократился с 39% до 26% ВВП, а занятость упала на 7,3% в промышленности с интенсивным использованием труда и на 15,7% в отраслях промышленности с интенсивным использованием капитала. Например, большие потери занятости понесли автомобильная промышленность, производство грузовиков и автомобилей (23,5%), 30,3% в секторе промышленных машин и оборудования и массивное падение занятости - 40,8% в сфере электроники.
Либерализация торговли в Мексике была начата в середине 1980-х, с 1987г. Мексика - член ГАТТ, а с 1994г. – NAFTA. Мексика была превращена в сборочный цех американских корпораций («свободные экономические зоны»). По оценкам «Национального Форума» в Мексике в 1998 году, либерализация торговли и финансового сектора привела к банкротству от 17 000 до 20 000 малых фирм, потому что, в частности, иностранные банки, завоевавшие рынок в Мексике, предоставляли более выгодные кредиты крупным корпорациям, не учитывая потребности средних и малых предприятий. Начиная с 2001г. американские концерны, опустошив национальную промышленность в Мексике, уходят в Китай – там зарплаты ниже, а эксплуатация выше. С июня 2001г. до февраля 2002г. были уволены 63 000 рабочих в производстве техники и электроники, 53 000 человек в текстильной отрасли, 9 000 человек в производстве оборудования и 3 000 в производстве товаров для спорта и игрушек. В итоге, 160 000 рабочих были уволены за этот период, а на конец 2003 года это уже – 300 000. К 2005г. году Мексику покинуло еще около 1000 иностранных фирм в погоне за более низкой зарплатой. Лишь в 15% экспорта (нефть и сельхозпродукты) заняты мексиканские фирмы.
Либерализация торговли была начата в Эквадоре в начале 1980-х, а с 1996 года Эквадор – член ВТО. В 1980-ых экспорт промышленного производства упал на 40% - с 626 млн. $ США в 1980 до 367 млн. $ в 1990г. В этот же период Эквадор переориентировался на интенсивную добычу полезных ископаемых. Так как сырье стоит дешевле, чем промышленные товары, то такая переориентация экономики с производства на экспорт сырья привела к тому, что резко вырос внешний долг: его отношение к экспорту выросло с 183% в 1980г. до 490% в 1990г. Импорт вырос с 1,6 млрд. $ в 1990г. до 5,1 млрд. $ США в 1998г. Если в 1985 году 40% производственных объектов принадлежали промышленным фирмам, то в 1998г. это были лишь 24%.
В Чили снижение импортных пошлин в 1974-1979 годы привело к потере 57 000 рабочих мест в производстве питания и напитков, табака, одежды и обуви. В секторе металлургии в результате либерализации торговли потеряли работу 32 000 человек. В целом, эти сокращения импортных пошлин привели к тому, что 129 000 потеряли работу, или по-другому 27% (почти треть) всех занятых в этих секторах. Либерализация торговли привела к деиндустриализации с падением доли занятости в промышленности во всей занятости Чили с 19,4% до 14,2% на протяжении 11 лет после начала реформ. Доля промышленности в ВВП упала с 25,1% в 1974 году до 20,6% в 1990 году.
В Бангладеш из-за либерализации торговли в 1990-х пострадало собственное производство - текстильная отрасль, производство сахара и бумаги. С 1991/92 по 1997/98, производство хлопка упало на 24,2%, сахара на 14,8%, а бумаги на 48%. Резкое сокращение тарифов на импорт захлестнуло внутренний рынок Бангладеш импортом, что стало причиной упадка собственного производства и невозможности его возродить. Перерабатывающая промышленность испытала самое резкое падение занятости – с 7 млн. в 1989 году до 4,1 млн. в 1995/1996гг. В сельском хозяйстве были сокращены субсидии. В течение 1990-ых в Бангладеш также ухудшились условия торговли (terms of trade).
Деиндустриализация Украины. Украина вошла в ВТО в 2008 году. «Федерация Работодателей Украины» провела исследование того, как сказалось понижение импортных тарифов на производстве:
- Из 36 000 человек, работавших в автомобилестроении, потеряла работу половина.
- Пострадал агропромышленный комплекс и продовольственный сектор.
- 50 украинских заводов, производящих сахар, остановились.
- В сахарной промышленности и свиноводстве за 3 года с 2008г. потеряли рабочие места около 500000 человек.
- Большие потери понесли также деревообработка и легкая промышленность.
- Негативные тенденции в винодельческой, молочной, пищевой и авиационной промышленности.
это я просто остановился на Украине - там в документе 45 страниц...