Марчел Арман: О вине и трендах современного виноделия в Молдове
Молдова — винная страна с историей и культурой потребления этого напитка. О вине говорено много и теми, кто его производит, и теми, кто его пьет. О редкой для нашей страны профессии сомелье, винных дегустациях, о том, чего всё-таки не хватает нашему вину, мы поговорили с ресторатором, менеджером ресторана Vinoteca, Марчелом Арманом.
- Молдова и вино давно стали синонимами. Хотя при этом настоящий сомелье у нас редкость. С чем это связано?
- Не только в Молдове, но и во всём мире, сомелье - профессия довольно редкая. Здесь очень важен профессионализм. И он заключается не только в умении разбираться в винах и технологии их производства, но и в обширных знаниях о более крепкой алкогольной продукции. Кроме того, важно уметь интересно подать информацию. Не многие на это способны. Есть ещё одна причина дефицита таких специалистов: сотрудничество сомелье и ресторанов не очень развито в нашей стране.
В Молдове есть хорошие технологи. Но они, как правило, узко специализированы и не обладают ораторским искусством. Вот и получается, что, хотя Молдова - винная страна, а 100%-ных сомелье нет. Точнее, они-то есть, но их можно по пальцам сосчитать. Правда, в некоторых ресторанах персонал владеет 30-40% необходимых знаний. Поэтому, пока у нас нет достаточного количества сомелье, есть смысл учить сотрудников разбираться в вине.
- Вы часто бываете за границей. Можно ли найти молдавское вино в винных картах тамошних ресторанов? Что предпочитают пить гости Кишинева?
- В Прибалтике, например, есть наши вина. В винных картах крупных ресторанов Парижа я встречал вино Château Vartely. Конечно, о спросе судить не могу, да и присутствует наше вино в этих картах в очень ограниченном количестве. Но приятно, что всё-таки есть.
Гости Молдовы предпочитают классические виды вина. Из южных регионов красные вина "Фетяска Нягрэ", "Рарэ Нягрэ". Кроме того, зная географическое положение нашей страны, знатоки выберут вина с историей: "Мерло", "Шардоне", то есть из тех сортов винограда, которые давно культивируется в Молдове.
- Чего же не хватает нашим винам, чтобы составить достойную конкуренцию импортным?
- Самое главное - мы ограничены в производстве теми сортами винограда, что издавна растут в Молдове. Соответственно, производим вина из имеющегося продукта. А это не на пользу расширению ассортимента. Конечно, сейчас есть и новинка, розе. Культивируют новые сорта винограда - Мальбек, Шираз. Но, пока они эволюционируют в новые купажи, пройдёт, как минимум, 10-12 лет. И вот тогда можно будет говорить о возможной конкуренции местного и импортного продукта.
- Что скажете о качестве нашего вина? Оно изменилось за последнее время?
- В целом, осталось неизменным. Улучшение качества резервных позиций компенсирует нестабильное качество ординарных вин.
- Каково сегодня соотношение местного и привозного продукта на столах потребителей?
- В среднем, у посетителей ресторанов оно держится на уровне 70/30 в пользу местного продукта. Хочу отметить, что за последние полтора года потребление вина возросло примерно на 30%. В особенности это относится к игристым винам.
Почему? Не потому, что стали больше употреблять алкоголь. Просто теперь предпочитают вино более крепким напиткам. Кроме того, увеличилось количество людей, коллекционирующих вино, приобретающих его для дома.
- Вы сказали, что сейчас в Молдове популярны розе и игристые вина. На мировом рынке набирают обороты винные напитки. Приживётся ли этот тренд у нас?
- Игристые вина и розе на пике моды во всём мире. Это относится и к винным напиткам. У нас же бОльшим просом пользуются лёгкие белые сухие вина. Это обусловлено еще и погодой – жаркое лето.
Что касается винных напитков, например, сангрии, то этот продут стали раскручивать в Молдове ещё полтора года назад. Но пока он не прижился окончательно. Я полагаю, что пик потребления винных напитков у нас в стране придётся на лето следующего года.
- Как бы хорош ни был новый продукт, его необходимо продвигать. Как этому помогают дегустации?
- Для нового продукта для конкретной целевой аудитории дегустации – чуть ли не лучший промо-ход. Как правило, они проводятся рестораном совместно с производителем. На такие мероприятия приглашаются постоянные посетители, любители и ценители вина. При этом, для всех гостей дегустация бесплатна. На них, обычно, представлено от 2 до 5 позиций вин.
В чём преимущество такого способа рекламы вин? Всё построено на возможности знакомства с новым продуктом. Дегустация проводятся в присутствии сомелье, рассказывающего о новых позициях вина и о том, в сочетании с чем его лучше пить. Сегодня винные дегустации пользуются популярностью и дают желаемый результат и производителям, и ресторанам: посетители определяются с предпочтениями и, приходя в заведение, точно знают, чего хотят. Кроме того, практика показывает, что после подобных дегустаций новые винные продукты начинают пользоваться просом. В итоге все остаются в выигрыше: производители, рестораны и, конечно, потребители.
Хороший инструмент взаимодействия производителей и потенциальных покупателей - заполнение дегустационных листов: все желающие могут написать свое мнение о продукте. То есть, производитель быстро получает отклик от активной группы потребителей. А это на пользу продукту.
- Будущее нашего виноделия, в чем оно?
- Только в качестве. Точнее, в сохранении качества резервных позиций вин. Во многом мнение о нашем вине будет складываться из того, какой вкус и купаж будет у напитков, произведённых из новых сортов винограда. Технологам и карты в руки. Привычная классика – это замечательно, но что-то новое должно появляться обязательно.
Кубрак Ксения