Сказка о Друге
В конце концов каждый остается один; и вот тут-то и важно, кто этот один.
(Из старого философского трактата)
Откуда родилась эта Сказка?Клубится наша дискотека, из темноты улицы на нее пробует прорваться совсем местная и не совсем трезвая молодежь. Стычка с нашими охранниками, мат, вот Коля завелся и сейчас пойдет махаться. Я его оттаскиваю и драку предотвращаю, но красные глаза Коли смотрят на меня в упор: «Николай Иванович, они оскорбили моего Друга! Вы понимаете, что это такое?!»
Я понимаю, что это что-то из ряда его Святынь, но, видимо, у меня был очень неправильный взгляд, потому что вслед за первым накатом поднялся и завис надо мной вопрос главный:
– Николай Иванович, вот у вас есть Настоящий Друг?
И тут я остановился. Ненормальные Колины глаза по-прежнему смотрели на меня с укором и испепеляющей жалостью, а я понял, что у меня нет Настоящего Друга и я из-за этого как-то не страдаю.
Но не знал, как сказать это Коле, чтобы его не обидеть.
И тогда я понял, что напишу об этом сказку —
Сказку о Друге.
Только Настоящий Друг тебя поймет
По-моему, это очень красивая и достойная фраза. Ее можно произнести весомо, прочувственно и со значением: «Только Настоящий Друг тебя поймет…» Правда, если над ней задуматься, то та же фраза оказывается средоточием вранья и глупости. Задумаемся?
Итак, «только настоящий друг тебя поймет». Поймет… А зачем вам нужно, чтобы вас кто-то понимал? Точнее, почему вам это ТАК – СМЕРТЕЛЬНО – нужно? Какая нужда, какая боль у вас ноет за этим?
Конечно, мне тоже приятно, если меня понимают с полуслова и разделяют мои ценности. Но сказать, что мне это смертельно необходимо??
Тем более у меня всегда есть Я. Уж Я-то всегда себя, такого родного, пойму – какая проблема?..
Казалось бы, так просто: я сказал – меня поняли. А тут громоздкое: «Только Настоящий Друг меня поймет…» То есть никто, кроме Настоящего Друга, тебя не понимает? Ты настолько косноязычен?
Надеюсь, что это неправда.
А если речь идет о понимании не содержательном, а душевном, тогда, выходит, Самый Настоящий Друг для любого – это нормальный психолог в ближайшей консультации.
Работа у него такая – понимать. И если психолог работает профессионально, он это делает: вас самым душевным образом понимает.
Но мы знаем, что Настоящий Друг далеко не всегда психолог (даже в житейском понимании), и Настоящий Психолог редко оказывается Настоящим Другом.
И чем психолог лучше, тем реже он оказывается Настоящим Другом.
В чем же дело?
А дело в том, что алкоголика дядю Петю лучше всех поймет не психолог Николай Иванович, а другой алкоголик. Поймет – то есть согласится, что не пить дяде Пете нельзя и сейчас надо выпить. Настоящий Друг!
Кто есть Друзья
У детей нет Настоящих Друзей. Они еще здоровы. У них есть ПРОСТО ДРУЗЬЯ: те дети, с которыми им играть приятно и интересно. Взрослый аналог этому – приятельство. Приятель, как Душевная Грелка, дает тебе Тепло, а в качестве Золотого Зеркала кормит тебя Восхищением. Еще лучше, если он одна из твоих Игрушек, и тогда не нужно искать развлечений в других местах – тебе Интересно с ним. В здоровом варианте приятели ПРИЯТНЫ, в больном – оказываются НУЖНЫ.
Более всего они нужны тем, кому в душе холодно – им нужна Грелка. Низкая самооценка – нужно Золотое Зеркало. Скучаешь – пользуешь Друга в качестве Игрушки.
Поскольку Дружба в массовом варианте есть не что иное, как приятное пользование, то самый лучший друг – это Плюшевый Медведь: он всегда рядом, теплый и мягкий. Ему всегда можно высказаться, и он никогда не нагрубит.
Ах, Детства моего чистые глазенки!
Друзей можно пользовать и более разнообразно: меня, например, регулярно употребляют в качестве Клизмы-Взгрелки, чтобы взбадривать какого-нибудь раскисшего. Весьма мудро сделать Друга своей Опорой, тогда можно чаще расслабляться и все нагрузки сбрасывать на него.
Другом, как правило, мгновенно становится тот, кто тебе душевно близок, чья душа бьется в одном с тобой резонансе. «Мы с ним так легко понимаем друг друга!» – и ты чувствуешь в друге Родного тебе человека… Это действительно бывает очень дорого, но само по себе довольно глупо. Прекрасный контакт – это хорошо наезженная дорога, но почто вы по этой дороге катаетесь? За каким товаром, за какими драгоценностями? Что вы обретаете через ваше прекрасное понимание?
Или вас устраивает принцип: «Зачем ехать – непонятно, но дорога хорошая?»
Далее. Если правильно пользоваться словами, то большая часть наших Хороших Друзей окажутся вовсе не друзьями, а Сотрудниками – людьми, с которыми мы делаем Общее дело, которые нам нужны по делу. И, на мой взгляд, это самая достойнейшая категория Друзей.
Лишь бы Дело было не дурное.
Чаще всего же наши Друзья – это наши Развлечения, что для меня слово ругательное.
Да простят меня поклонники Высокой Дружбы, но я смотрю на любителей «подружить» как на красивых бездельников. Да, дружба – это роскошь человеческого общения, это праздник души, но разве это – про вашу дружбу? Вы не празднуете общение, вы отдыхаете от доставшей вас жизни – или развлекаетесь, приятно убиваете время своей жизни. И ваша тяга «подружить» прямо пропорциональна времени, когда вам нечего делать или от дел вы устали. Желаю вам найти умное, красивое и доброе дело, от которого не будете уставать и не будете убегать в праздники – то есть в яркую праздность.
В таком случае о человеке обычно говорят: он нашел себя.
И еще. Кроме Приятелей и Сотрудников, у нас есть Привязанности – близкие нам люди, в которых мы вложили часть себя, которые стали частью нашей жизни и души и которых терять нам больно – как отрезать. По глупости мы их тоже называем Друзьями, хотя от них мы имеем в основном проблемы: переживания, страхи, боль. Вспомните…
Впрочем, многие именно это и ценят. Зато так душевно!
А выше всех стоит Настоящий Друг – тот, кому можно открыться до конца. Который поможет в самую трудную минуту.
Похоже…
Похоже, что у меня куча Настоящих Друзей – людей, которым я готов Открыться до Конца.
В чем проблема-то? Или я чего-то не понимаю… Может, у меня Конца нет?
Если моя душа свежа и здорова, то нет проблем открыться любому – как, кстати, и нет в этом особой нужды. Если же душа ноет, тогда нужен кто-то, кто эту боль мог бы снять, но неосторожное прикосновение к больному месту меня корежит, поэтому мне нужен проверенный спец по моим болячкам. Соответственно подпустить к этому больному (на внешнем языке – СОКРОВЕННОМУ. Вообще, где читаете «Сокровенное», переводите «Больное») я могу только избранного.
И тогда Настоящий Друг будет избранным, а не любым среди многих…
И, как правило, это будет не Психолог. Психолог – не друг. Психолог не будет носиться с твоей проблемой, как с писаной торбой. Он ее разберет и еще нагрузит тебя работой, чтобы ты приходил в себя. А Друг – он поймет. Он погладит тебя по всем нужным местам, подтвердит твое величие и правоту, обругает всех твоих врагов и поплачет над общим горем. Может быть, он даже скажет тебе резкие и нелицеприятные слова некоторой критики – но ровно столько, сколько разрешено по правилам Игры.
Чем гордиться-то?
Похоже, что мне не нужен Настоящий Друг – потому что у меня нет тех самых «Самых Трудных Минут». Это не особенность моей жизни – жизнь у меня обычная, это особенность моей души. Я сделал ее такой. И теперь мы гордимся с вами разными вещами. Вы гордитесь тем, что у вас есть Настоящие Друзья. А я горжусь тем, что в этом уже не нуждаюсь.
Настоящий Друг – это тот, кто выручает, когда ОЧЕНЬ НАДО.
Например, помочь. Или выпить. Или выслушать.
Это СПАСИТЕЛЬ для погибающего.
Это – про вас?
Это ПОСЛЕДНЕЕ ПРИСТАНИЩЕ.
И вам это уже нужно? Чем гордиться-то?
Чем больше человеку бывает плохо и чем чаще он слаб, тем больше ему нужны Настоящие Друзья. Самодостаточные и сильные люди могут – и любят – дружить, но в дружбе и друзьях всерьез не нуждаются.
Нравоучительная мораль
Учись быть Другом. Учись быть нужным и надежным – так ты поможешь людям.
И, кстати, тогда люди будут помогать тебе.
Но, с другой стороны, расти так, чтобы все меньше НУЖДАТЬСЯ в друзьях. Тягу к дружбе надо перерасти, как и любую другую слабость.
Конечно, у человека есть Детство и Юность, и я вполне допускаю, что в это время друзья человеку по-настоящему НУЖНЫ. Все молодые всегда держатся стаей: так и гавкается громче, и защититься легче. Но, наверное, когда-то стоит повзрослеть и встать на ноги. Стать Сильным.
Естественно, любой ехидный читатель поблагодарит за умный совет, но поинтересуется: «А не подскажете еще как?»
Подскажу. Жалко, что сами не догадались.
Первое – ты увидел свои костыли и признал: «Да, я инвалид». Второе – ты добавил: «Пока инвалид, но я не хочу им быть». И третье: начал учиться жить без костылей, самостоятельно и сильно.
Речь идет не о том, чтобы никогда ни на кого и ни на что не опираться. Если трамвай дернулся, лучше за что-нибудь держаться. Но я предпочитаю заниматься спортом и делать свое тело крепким, чтобы ноги меня держали. Я опорами пользуюсь, но в них не нуждаюсь.
Такой выбор стоит перед каждым: то ли ты будешь продолжать гордиться своими костылями, восхищаться ими, беречь их и искать при случае еще более удобные и надежные, то ли костыли свои отбросишь, заменив их сначала на палку, а потом пытаясь обойтись и без нее.
Естественно, вначале может быть больно. Когда-то даже очень больно. И страшно.
А потом ты почувствуешь, что ноги тебя держат. Ты встанешь сильно и рассмеешься. А потом ты побежишь мимо инвалидов, и свежий ветер будет бить тебе в лицо, и тебе будет светить солнце.
Впрочем, если ты когда-то остановишься и кому-то, пока слабому, подашь руку, я тебе улыбнусь. А потом – увлеки его за собой!
И тогда я с удовольствием назову тебя своим Настоящим Другом.
(с) автор Николай Козлов." Философские сказки для обдумывающих житье, или Веселая книга о свободе и нравственности." … Сказка о Друге
Об авторе
Никола́й Ива́нович Козло́в (род. 16 августа 1957 [в Клепековском районе, деревня Беляково]) — российский психолог, публицист, писатель, популяризатор практической психологии
Биография[править исходный текст]
Член-корреспондент Российской академии естественных наук,
кандидат философских наук,
директор Тренинг-Центра «Синтон»,
учредитель Международной Ассоциации профессионалов развития личности,
Президент профессиональной ассоциации психологов Синтон-движения,
член международной ассоциации прикладной психологии IAAP,
российский писатель в области личной и деловой эффективности.
основатель Университета практической психологииИмеет 25-летний опыт ведения психологических тренингов. По разработанным им тренинговым методикам, в первую очередь «Синтон-программы», работают Клубы и Тренинговые центры более чем в пятидесяти городах России, а также в Белоруссии, Грузии, Израиле, Казахстане, Латвии и на Украине.
В 2005 году внесен в энциклопедию успешных людей «Кто есть Кто в России». Женат вторым браком, пятеро детей.
Окончил в 1979 году факультет психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, преподавал в ИПК Госкоминтуриста. Учился у Аркадия Петровича Егидеса, с 1982 года начал вести собственные тренинги, в 1983 основал Клуб практической психологии (в настоящее время Тренинг-Центр) Синтон. Разработанная Н. И. Козловым «Синтон-программа» включает тематические циклы «Базовый», «Мир эмоций», «Успешный человек», «Королевство», «Трудные игры». Разработал систему «Дистанция»: методика самостоятельной работы по запланированному личностному росту. Автор тренингов «Логический анализ текста» и «Искусство написания книг», развивающих мышление и продуктивно работать с научными и научно-популярными текстами. Основатель собственной тренерской школы, воспитавший и подготовивший несколько десятков успешных тренеров бизнес- и личностного направления. В 2004 году совместно с А. Свияшем, И. Вагиным и В. Леви учредил Международную Ассоциацию Личностного роста (теперь Международная Ассоциация профессионалов развития личности), разрабатывающую корпоративные стандарты в области ведения тренингов личностного роста. В 2000 году была разработана тренинговая бизнес-программа «Деловой Стандарт»[1], проведены более 80 открытых бизнес-тренингов с руководителями крупнейших компании России и Украины.
Автор книг по практической психологии и деловому успеху: «Как относиться к себе и людям», «Философские сказки», «Формула личности», «Книга для тех, кому нравится жить», а также «Формула успеха, или Философия жизни эффективного человека», «Стратегии лидерства» и «Простая правильная жизнь». За последние десять лет книги Н. Козлова, согласно данным издателей, разошлись по России тиражом свыше 10 млн экземпляров. Кроме написания книг, тренерской, научной, организационной и методической работы, ведет большую просветительскую и консультативную работу через личный сайт.
Оценка деятельности[править исходный текст]
Оценка деятельности Н. И. Козлова сложна в связи с множеством направлений его деятельности и, видимо, должна учитывать разные периоды его деятельности.
Синтон-подход, как тренинговые программы и направление в практической психологии, получает высокие оценки со стороны других специалистов, религиозных деятелей и профессиональных психологов. Исследования Синтон-программы говорят о ее позитивном влиянии на личность участников. Экспертизы научных организаций и ведущих специалистов-психологов дают также Синтон-программе высокую оценку.
Оценка Н. И. Козлова как ведущего личностных тренингов отражена в рейтинге Ассоциации профессионалов развития личности, в которой он состоит как один из учредителей: высшая оценка[2] Как бизнес-тренер, работает с первыми лицами и топ-менеджерами крупнейших российских и зарубежных компаний[3]. Высокие оценки коллег-психологов получила его деятельность как главного редактора Психологоса: энциклопедии практической психологии и руководителя Исследовательской мастерской практической психологии[4].
С другой стороны, сам Н. И. Козлов признает, что в качестве первопроходца направления личностных тренингов и как автор тренинговых программ, и как их ведущий он совершал немало ошибок. Часть профессиональных психологов и религиозных деятелей и в настоящее время достаточно негативно оценивают тренинги Синтон-подхода.
Основная часть негативных отзывов связана с ранним этапом его деятельности и, в частности, с публикацией его книги «Философские сказки», в которых выражено скептическое отношение автора к догматическому, в том числе религиозному, мышлению.
Большинство критических материалов, включая материалы профильных журналов, переписку, дискуссии на форумах и даже критический юмор, собрано на сайте Евгения Волкова[5]. Критика представителей религии, а также решения судов связанные с этой критикой, собраны на сайте Центра св. Иринея Лионского[6].
Критика[править исходный текст]
Значительная часть критики Козлова основана на неоднозначном толковании его высказываний в книге «Философские сказки» относительно сексуального поведения в разных культурах (педофилия, зоофилия и гомосексуализм). Мнение Николая Козлова по этому вопросу тем более важно, что он является не только профессиональным психологом и популярным писателем, но занимается развитием молодежи через основанный им учебный центр «Синтон». Сам Николай Козлов на вопрос о своей позиции в вопросе сексуальных девиаций, заданный ему в форуме УЦ «Синтон», ответил так:
Зоофилия, педофилия или гомосексуализм — с точки зрения социального развития общества, так и с точки зрения индивидуального развития, — примерно такое же спорное занятие, как играть в игровые автоматы. Как правило, в современных реалиях это — занятие глупое и вредное. При этом, если зоофилия и педофилия сегодня практически не имеет обоснований (не в древнем мире мы живем) и уверенно может подвергаться осуждению, то с гомосексуализмом сложнее. Это очень нежелательное для общества отклонение, но не всегда для человека свободный выбор — часть людей рождаются с подобными отклонениями. И в этом случае современное общество склоняется к воспитанию определенной терпимости[7].
Об отношении к семье, как общественному институту, Николай Иванович также высказался на своем форуме:
Жить в семье ладно и с любовью большинство людей, похоже, не умели толком никогда. Но были вынуждены жить в семье, как в хозяйственной ячейке, поскольку были вынуждены. За верностью следили, когда это было выгодно, и шли на неверность, когда это становилось интереснее. За последние пятьдесят лет ситуация резко изменилась, и жить без семьи, в одиночку-самостоятельно, стало без проблем и даже удобнее — учитывая, что жить парами люди так и не научились. Большинство моих коллег в этой ситуации считают, что институт семьи себя изжил, пора от него отказываться и искать новые формы общественного жизнеустройства. Я, однако, придерживаюсь других взглядов, и верю, что будущее общества было и будет — в семье: папа, мама и дети, — если только мы все-таки заинтересуемся задачей научиться жить в семье. Мне эта задача кажется предельно достойной и даже реалистичной: по крайней мере, мой опыт работы в Синтоне говорит, что люди этому научиться могут. Что выберет человек, который уже умеет жить семьей, умеет быть счастливым в паре? Быть только в паре, всегда? Индивидуальный выбор все равно остается за каждым, и на разных этапах своей жизни этот вопрос люди решают по своему. Однако меня радует, что те, кто научился жить в семье, начинают ее беречь, ценить и к своей половинке относиться как к самому родному человеку[8]
Книги Николая Козлова[править исходный текст]
Семнадцать мгновений успеха: стратегии лидерства
Мастерская личной жизни
Психология для деловых людей
Ты — лидер
Синтон: жизнь, радости и проблемы
Как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день
Формула личности
Философские сказки
Истинная правда
Книга для тех, кому нравится жить
Формула успеха
Простая правильная жизньПримечания[править исходный текст]
1.↑ «Деловой Стандарт»
2.↑ Рейтинг участников
3.↑ Деловой Стандарт
4.↑ Кузница науки психологии
5.↑ сайт Евгения Волкова
6.↑ сайт Центра св. Иринея Лионского
7.↑ Форумы Синтона -> к половым девиациям
8.↑ Форумы Синтона -> Верность в Вашей семье
http://ru.wikipedia.org/wiki/Козлов,_Николай_Иванович