Форум Зануды - свободное общение обо всём.

Объявление

Уважаемые форумчане! Наш форум переехал на новый хостинг и новый адрес HTTP://SVOBODA-ON.ORG

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум Зануды - свободное общение обо всём. » Литература и Кино. » Ремарк Эрих Мария серия ЖЗЛ


Ремарк Эрих Мария серия ЖЗЛ

Сообщений 1 страница 8 из 8

1

Детство и юность

Эрих Пауль Ремарк появился на свет 22 июня 1898 года в родильном доме города Оснабрюк. Французской фамилией Remarque Эрих Пауль обязан своему прадеду французского происхождения. Прадед был родом из Пруссии, женился на немке, дав их детям французскую фамилию. Отец Эриха, Петер Франц Ремарк, родившийся в Кайзерсверте 14 июня 1867 года, взял в жены коренную немку Анну-Марию Шталькнехт. Анна-Мария была моложе мужа почти на 4 года: она родилась 21 ноября 1871 года в небольшом городке Катернберге.

В Оснабрюке семья некоторое время жила на улице Янштрассе, 15, а потом довольно часто переезжала в разные районы города.

Отец будущего писателя работал переплетчиком, и в доме всегда было в достатке книг. Мальчик с детства много читал и рано увлекся литературой.

Отношения с отцом у Эриха складывались довольно сложно, но в матери он души не чаял, несмотря на то, что первые три года жизни Эриху недоставало материнской любви и заботы. Старший брат Эриха, Теодор Артур, родившийся на два года раньше, был болезненным ребенком. Анна-Мария отдавала первенцу большую часть своего внимания. Однако 30 октября 1901 года Теодор умер, прожив немногим более пяти лет.

К тому времени в семье Ремарков было уже трое детей — в 1900 году, 6 сентября, родилась сестренка Эрна Ремарк. А в конце марта 1903 года на свет появилась еще одна девочка — Эльфрида Ремарк.

На следующий год после рождения младшей сестры Эрих Пауль пошел в школу. В народной школе (Домшуле) будущего писателя окрестили «пачкуном» — уже в годы ученичества мальчик любил писанину. В Домшуле Ремарк учился с 1904 по 1908 годы, а затем, с 1908 по 1912 годы, продолжал учебу в Йоханнисшуле. Обе школы находились в Оснабрюке.

После окончания народной школы Эрих Пауль поступил в католическую учительскую семинарию, чтобы стать учителем народной школы (семья Ремарков исповедовала католицизм), где обучался с 1912 по 1915 годы. Затем Ремарк решил продолжить учебу в королевской учительской семинарии в Оснабрюке, куда и поступил в 1915 году.

В королевской семинарии Эрих подружился с Фрицем Хёрстемайером. Фриц стал человеком, вдохновившим Ремарка на литературную деятельность. Ремарк стал членом литературного «Кружка мечтаний», возглавляемого местным поэтом (маляром по профессии). В те годы друзьями Эриха были Фридрих Фордемберге, Фриц Эрпенбек, Рудольф Коттман, Бернхард Ноббе, Ханс Бальхаузен, Эрика Хаузе и Паулина Шпенкер, с которыми молодой Эрих Пауль встречался в «Мансарде снов» на Либихштрассе, 31.

Армия и война

21 ноября 1916 года Ремарк был призван в армию. Служба продолжалась до 1919 года и навсегда определила в жизни будущего писателя очень многое: отношение к жизни и войне, любви и дружбе. Эрих Пауль не был на передовой, но солдатской жизни вкусил не понаслышке. От службы в батальоне запаса 78-го пехотного полка остались три ранения и бесценный жизненный опыт.

В 1916 году произошло еще одно важное событие: в июне вышла в свет первая публикация Ремарка о службе юноши, о ее трудностях и маленьких радостях.

В январе 1917 года Эрих Пауль получил свидетельство о годности к добровольной службе. 5 мая состоялся перевод в другое армейское подразделение. Служба продолжилась в 1-й роте 1-го запасного батальона 78-го пехотного полка, но вскоре юноша получил назначение на Западный фронт в Хам-Ленглете, в распоряжение полевого рекрут-депо 2-й гвардейской дивизии. 6 июня Ремарк поступил в распоряжение 2-й роты 15-го резервного полка пехоты, дислоцирующейся между Хоутхульстом и Торхутом. В последний день июля писатель получил ранение осколком гранаты в шею, правую руку и левую ногу. За ранениями последовало долгое лечение в госпиталях в Гайте-Сант-Йозеф в Торхут и затем в госпитале Святого Винценца (г. Дуйсбург). Еще до окончания лечения Ремарк получил назначение в канцелярию.

9 сентября 1917 года скончалась от рака прямой кишки мать Эриха — Анна-Мария Ремарк и была похоронена на кладбище Хазефридхоф. Писатель сильно переживал утрату. Именно смерть нежно любимой матери стала причиной изменения имени — Эрих сменил второе имя и стал носить то, которое известно теперь всему миру: Эрих Мария Ремарк.

В ноябре Ремарк приступил к работе над написанием романа о войне, и почти одновременно начались тесные отношения с Эрикой Хаазе.

1918 год принес Ремарку еще одно горе: 6 марта скончался его близкий друг Фриц Хёрстермайер. Эрих присутствовал на похоронах Фрица в Бремене. В апреле в издании Ди Шёнхайт читатели увидели вторую публикацию Ремарка: «Я и ты». Лето и осень прошли под знаком неразделенной любви к Луцилии Дитрихс. 31 октября Эриха выписали из лазарета и перевели в родной Оснабрюк. Новым местом службы стал 1-й запасной батальон 78-ro пехотного полка. Через две недели, 15 ноября, Совет рабочих и солдат Оснабрюка утвердил решение о награждении Ремарка Железным Крестом I степени.

Но 1919 год начался с того, что Эрих Мария отказался от награды, уволился с армейской службы и вернулся к обучению в учительской семинарии. В семинарии Ремарк возглавил Союз ветеранов войны. Вместе с Хансом-Гердом Рабе представлял интересы объединения учащихся католической учительской семинарии в Берлине и Ганновере в качестве секретаря организации.

Начало литературной деятельности

В феврале 1919 года, в день св. Валентина, отец Эриха Марии вступил во второй брак. Его женой и мачехой Эриха и его сестер стала уроженка Клоппенбурга Мария Анна Хенрика Бальманн. В доме отца Ремарк оборудовал на свой вкус башенку. В своем кабинете Эрих музицировал, рисовал и написал свой первый роман. «Мансарда снов» («Приют грёз») увидела свет в 1920 году. Впоследствии Ремарк так стыдился этого издания, что постарался сам скупить остатки тиража. Роман был издан в Дрездене, издательством «Ферлаг Ди Шёнхайт».

25 июня будущий писатель сдал экзамены и получил квалификацию учителя. Незадолго до того в ресторане Писбергер Гезельшафтсхаус в Оснабрюк-Эверсбурге Ремарком был организован «Праздник роз». А с 1 августа началась работа в качестве учителя в Лоне, где Эрих преподавал до 31 марта 1920 года.

Стоит отметить, что Ремарк ни на одном месте не работал долго. Места его службы сменяются одно за другим с интервалом всего в несколько месяцев. 8 месяцев в Лоне; 3 месяца (с 4 мая по 31 июля) — в Кляйн-Берссен/Хюммлинге. Затем — 3 месяца (с 20 августа по 20 ноября) — в Нане, неподалеку от Оснабрюка. На том педагогическая деятельность Эриха Марии и закончилась. Начальники Ремарка недолюбливали его за артистические замашки и неумение приспосабливаться. Было ли это причиной отказа от профессии учителя? Вероятнее всего, дело было в ином призвании.

Но зарабатывать на жизнь писательством Ремарк стал не сразу. Сначала ему пришлось перепробовать не одну профессию в родном Оснабрюке. Эрих подрабатывал торговым служащим, учил игре на фортепиано, служил бухгалтером и даже продавал надгробные памятники.

Ремарк — начинающий журналист

В марте 1921 года Ремарк начал работать в изданиях «Оснабрюкер Ландесцайтунг» и «Оснабрюкер Тагеблат» театральным критиком. Тогда же им были написаны первые статьи для журнала каучуковой компании «Континенталь-Гуммиверке», называвшегося «Эхо Континенталь». Именно в этом журнале впервые появилась подпись Remarque вместо Remark. Так подписано письмо в адрес редакции журнала.

В конце апреля 1922 года Ремарк переезжает в Ганновер, где составляет рекламные тексты для «Эхо Континенталь».

В то время Эрих Мария вел совершенно богемную жизнь, в которой было много женщин (в том числе и легкого поведения), много алкоголя и развлечений.

В 1923 году много времени было отдано работе над романом «Гэм». Кроме того, с июня Ремарку была предложена должность редактора в журнале «Эхо Континенталь». Обязанностью Эриха Марии стало следить за «общим содержанием» издания.

В начале 1924 года (в феврале) вышло из печати эссе «О смешивании дорогих видов шнапса». В мае того же года Ремарк написал вступительное слово к каталогу, изданному для выставки «Группы К». В конструктивистскую «Группу К» входили Фридель Фордемберге и Ханс Ницшке.

9 октября Эрих Мария познакомился с Эдит Дёрри. Отцом Эдит был Курт Дёрри — основатель издания «Шпорт им Бильд» («Спорт в иллюстрациях»). В 1925 году Ремарк переехал в Берлин — и способствовала этому Эдит. Отношения их были недолгими. Родители не позволили Эдит выйти за Эриха замуж, но место редактора в «Шпорт им Бильд» Ремарк получил.

Брак, дворянство и «Станция на горизонте»

Женой писателя стала танцовщица Ильза Ютта (Жанна) Замбона, уроженка Хильдесхайма. Бракосочетание состоялось 14 октября 1925 года. Ильза Ютта, страдающая туберкулезом, вдохновила Эриха на создание образов нескольких литературных персонажей (Пат из «Трех товарищей» и др.).

Ремарк стремился уйти от своего происхождения, от своего «разночинного прошлого». Он стал носить элегантные костюмы и монокль, вместе с женой посещал театры, ходил на концерты, ужинал в модных ресторанах, приятельствовал с известными автогонщиками. В 1926 году Ремарк даже приобрел дворянский титул: в обмен на 500 рейхсмарок его усыновил обедневший дворянин Хуго фон Бухвальд. Эрих Мария заказал себе визитки с короной и именем «фрайхерр фон Бухвальд».

В 1927 году Ремарк вместе с супругой покинули лоно католической церкви. Осенью началась работа над романом «На Западном фронте без перемен», а в ноябре журнал «Шпорт им Бильд» стал публиковать по частям роман «Станция на горизонте». Один из знакомых писателя назвал роман «книгой про первоклассные радиаторы и красивых женщин».

Август 1928 года приносит Ремарку новую должность — теперь он отвечает «за редакционное содержание» журнала «Шпорт им Бильд». В марте того же года Эрих Мария получил отказ от издательства «С. Фишер Ферлаг», куда он отправлял рукопись романа «На западном фронте без перемен». Владелец издательства Сэмюэль Фишер посчитал, что читать о войне в Германии никто не захочет.

Напечатать роман согласилось берлинское издательство «Ульштайн». Правда, издатели постарались подстраховаться: договор был составлен так, что в случае провала романа Ремарк должен был отработать затраты на издание в качестве журналиста.

Еще один интересный факт, связанный с романом «На Западном фронте без перемен»: роман частично был написан в доме Лени Рифеншталь, безработной актрисы — приятельницы писателя. Всего через пять лет Ремарк и Рифеншталь окажутся по разные стороны баррикад: Ремарк займет место в списке запрещенных авторов, и книги его будут швырять в костры на площадях, а Лени станет режиссером-документалистом, прославляющим фашизм. Широко известен фильм Рифеншталь «Триумф воли» — настоящий гимн Гитлеру и нацизму. Кстати, Лени Рифеншталь прожила очень долгую и благополучную жизнь, и совсем недавно поклонники ее творчества чествовали престарелую Лени в Лос-Анджелесе. Ей даже была вручена премия за былые заслуги, несмотря на протесты антифашистских организаций и еврейских общин.

«На Западном фронте без перемен» — потрясающий успех

В 1928 году роман «На Западном фронте без перемен» вышел в газетном варианте в Vossische Zeitung, а несколько позже, 29 января 1929 года, в берлинском издательстве «Пропилэен-Ферлаг» была выпущена и книга. Роман стал настоящей сенсацией в Германии. Всего за год было раскуплено около полутора миллионов экземпляров книги. Всего роман выдержал 43 издания и был переведен на 36 языков. Тем не менее Ремарк, помня о провале своего первого романа, очень переживал. Он даже пробовал подписываться псевдонимом Крамер (прочитанное наоборот «Ремарк»). Псевдоним дал нацистской прессе основания утверждать, что якобы именно Крамер — настоящая фамилия Ремарка.

В сентябре 1929 года Ремарк был выдвинут на соискание Нобелевской премии, инициатором выдвижения стал Бьёрншерн Бьёрнс. В ноябре началась работа над романом «Возвращение». В 1929 году у Эриха Марии завязались отношения с Бригиттой Нойнер, продолжавшиеся до 1931 года. В том же году он посетил вместе с Казимиром Эдшмидом и Рудольфом Херцогом Давос, нанес визит Гарри Графу Кеслеру. В октябре Ремарк совершил поездку в Париж в компании с Георгом Миддендорфом.

В 1930 году Ремарк познакомился с Рут Альбу и по ее совету начал покупать картины и другие произведения искусства, завел знакомство с Вальтером Файльхенфельдтом.

В январе 1930 года брак писателя с Ильзой Юттой Замбоной распался — супруги бесконечно изменяли друг другу, что не способствовало крепости союза.

В марте в журнале «Кольес» (Спрингфилд, Огайо) на английском языке был впервые опубликован рассказ «Враг». А в апреле на экраны вышла экранизация романа «На Западном фронте без перемен». Одноименный фильм 35-летнего Льва Мильштейна был удостоен Оскара. Премию получил и Мильштейн — уроженец Украины, известный в Америке под именем Льюиса Майлстоуна. Премьера фильма в Германии состоялась в декабре, причем национал-социалистами предпринимались попытки помешать премьере. Незадолго до этого в Оснабрюке специально для писателя был организован просмотр кинокартины.

«Воинствующий пацифист»

В декабре произошло еще одно событие: 7 декабря 1930 года в газете «Фоссише Цайтунг» вышел роман «Возвращение». А 11 декабря берлинская комиссия по надзору за кино запрещает к показу рассказ «Враг». А в апреле на экраны вышла фильм «На Западном фронте без перемен». Гитлер отозвался о Ремарке как о «французском еврее Крамере», о чем позже писатель говорил: «Я не был ни евреем, ни левым. Я был воинствующим пацифистом».

Литературные кумиры юности Эриха Марии, Томас Манн и Стефан Цвейг, тоже не одобрили книгу. Манну претила политическая пассивность Ремарка и громкая шумиха вокруг романа и фильма.

Многие приняли роман и фильм в штыки. Говорили, что рукопись была украдена Ремарком у погибшего товарища, называли его дутой знаменитостью, предателем народа, плейбоем, продажным писакой. Постоянные нападки недоброжелателей едва не вызвали у писателя нервный срыв, он много пил. Но успех книги и фильма принес богатство Ремарку, с детства грезившему о роскоши и обеспеченной жизни. Он продолжает приобретать предметы искусства, картины импрессионистов и ковры.

В 1931 году Ремарк был выдвинут варшавским профессором права Сигизмондом Цыбиховски и Н. Батлер в качестве кандидата на соискание Нобелевской премии мира. Однако Лига германских офицеров выдвинула протест.

В январе Немецкая лига за права человека устраивала в Берлине акции протеста против запрета на показ «На Западном фронте без перемен». Эрих Мария принял участие в акции, выразив свою позицию на бумаге. Обращение называлось «Ремарк и действительность».

Апрель Эрих Мария провел на Лазурном берегу, где проходили автогонки «Гран-при де Монако». 30 апреля 1931 года роман «Возвращение» вышел в Берлине — книга была напечатана издательством «Пропилэен-Ферлаг». Летом писатель уехал в Хайдельберг вместе с Рут Альбу. Рут настоятельно советовала Ремарку купить дом в Швейцарии, и Эрих последовал ее совету. 20 августа он стал владельцем виллы «Каза Монте Табор», расположенной на Лаго Маджоре, в Порто Ронко. Ремарк перевез в новый дом свою коллекцию предметов искусства, картин и ковров. И, как впоследствии оказалось, не зря.

Эмиграция в Швейцарию

В 1932 году, когда уже шла работа над романом «Пат» (позже получившим название «Три товарища»), начались неприятности с германскими властями. В апреле был изъят банковский вклад писателя на сумму 20 тыс. рейхсмарок — «по подозрению в незаконных валютных операциях и смене постоянного места жительства на Нидерланды».

С апреля Ремарк перебрался в Порто Ронко на постоянное жительство — причем вместе с Ильзой Юттой Замбоной. В Порто Ронко писатель познакомился с Эльгой и Эмилем Людвиг, Томасом Манном, Мартой и Якобом Вассерман, Эрнстом Толлером, Эльзой Ласкер-Шюлер, Людвигом Ренном и другими представителями творческих кругов. Тем временем преследование Ремарка на родине продолжается: в августе берлинский суд выносит решение о наложении штрафа «за незаконные валютные операции» в размере 30 тыс. рейхсмарок, который может быть заменен двухмесячным тюремным заключением. Эрих уплачивает штраф — 33 тыс. рейхсмарок.

В январе 1933 года был закончен «Пат» — первая ступень работы над романом «Три товарища». А тем временем в Германии книги Ремарка попали в список запретных. Гестаповцы изымали их из продажи и публично сжигали на площадях под лозунгом «3а литературное предательство солдата Мировой Войны, ради воспитания народа в духе воинственности!». Ремарк подавлен, он жалуется на усталость, болеет и продолжает много пить. Выбор германского народа, проголосовавшего за Гитлера, побудил его написать в своем дневнике: «Человек ближе к людоедству, чем ему кажется».

Писатель принимает на своей вилле эмигрантов из Германии. В мае на вилле происходит несчастье: гибнет Феликс Мануэль Мендельсон, еврейский журналист. В покушении небезосновательно подозревают национал-социалистов.

В 1935 году Ремарк получает от Кернера, госсекретаря рейхсминистра, предложение вернуться на родину. Писатель отказывается. Вместо этого он решает принять участие в парижском конгрессе писателей в изгнании.

Выход в свет романа «Три товарища»

В 1936 году роман «Три товарища» выходит в Копенгагене на датском языке (издательство «Гильдендаль»). Завязываются отношения с Маргот фон Опель, с которой Ремарк совершает поездку в Будапешт, Венецию, Аббацию и Лаурану. В том же году писатель проигрывает судебное дело против Немецкого кредитного общества «Реал-Кредит-Гезельшафт».

Роман «Три товарища» публикуется на английском языке в журнале «Гуд Хаускипинг», публикации начинаются 19 января и продолжаются до конца мая. В середине июня на экраны выходит фильм, снятый по роману «Возвращение» режиссером Джеймсом Уэйлом. Афинское консульство Республики Панама выдает Ремарку и Ильзе Ютте Замбоне паспорт. В начале сентября в Венеции Ремарк знакомится с Марлен Дитрих, у них завязываются отношения.

Второй брак и лишение германского гражданства. Переезд в Нью-Йорк

В 1938 году роман «Три товарища» был издан амстердамским издательством «Кверидо» на немецком языке. В январе 1938 года Ремарк вновь женился на Ильзе Ютте Замбоне и начал писать следующий роман — «Возлюби ближнего своего». Тем временем на родине писателя лишили гражданства, а ближе к концу года германского гражданства была лишена и жена Ремарка, Ильза Ютта Замбона.

Женитьба на бывшей жене не мешает Ремарку встречаться с другими женщинами: в июле в Антибе он проводит время с Марлен Дитрих, потом встречается с /zhenshhiny/Ruth-Albu.htmlРут Альбу.

В декабре 1938 года начинается работа над романом «Триумфальная арка». В 1939 году из печати выходит роман «Возлюби ближнего своего»: под английским названием Flotsam («потерпевший кораблекрушение, смытый с корабля») он печатается в издании «Кольес».

Марлен Дитрих помогает Ремарку получить американскую визу, и в 1940 году он приезжает в США, где принимает участие в экранизации произведения «По ту сторону». В Голливуде знаменитый немецкий писатель пользуется успехом у актрис — звезд американского кинематографа. В экранизациях пяти его книг снимались самые известные актеры, деньги лились рекой. Но мишурность, непомерное тщеславие и показной блеск столицы кинобизнеса нестерпимо раздражали Ремарка. А местное общество эмигрантов из Европы, возглавляемое Томасом Манном, относилось к Эриху прохладно.

Отношения с Марлен Дитрих закончились. Ремарк перебрался в Нью-Йорк, где писателя по-прежнему окружают женщины: Наташа Пале Браун, Вера Зорина, великая Грета Гарбо, Френсис Кейн, Лупе Велес.

Ремарк продолжает писать роман «Триумфальная арка», посещает боксерские бои. В октябре в Стокгольме выходит на немецком языке «Возлюби ближнего своего» (издательство «Берман-Фишер»). В том же месяце Ремарк подает документы на получение полного гражданства США.

В 1942 году музей «Каунти Мьюзиэм» организует выставку, в которой часть экспонатов предоставлена Ремарком из его коллекции. В декабре писатель посещает Вашингтон, где встречается с Уоллесом и штабом вице-президента.

Гибель сестры

В Нью-Йорке Ремарк общается с представителями театральных кругов, немецкими и русскими эмигрантами. А тем временем в Германии нацисты арестовывают сестру Ремарка — Эльфриду Ремарк (Шольц по мужу) и приговаривают к смертной казни «за возмутительную пропаганду в пользу врага и подрыв обороноспособности». Эльфриду обезглавили 30 октября 1943 года в тюрьме Берлин-Плётцензее. Через четверть века именем Эльфриды Ремарк была названа улица в Оснабрюке.

Эрих быль глубоко впечатлен гибелью сестры. В 1945 году он завершил роман «Триумфальная арка» и начал работу над романом о концлагере нацистов «Искра жизни», который намеревался посвятить памяти сестры. 1945 год был щедр на смерти — вторая жена отца Эриха, Мария Анна Хенрики Бальманн, покончила с собой в Ашендорфе. За неделю до самоубийства приемной матери писателя в журнале «Кольес» началась публикация романа «Триумфальная арка». В книжном варианте роман был напечатан в декабре, нью-йоркским издательством «Эплтон-Сенчьюри».

Окончание Второй мировой войны

Окончание войны застало Ремарка в Нью-Йорке. Война пощадила его виллу в Швейцарии, а в парижском гараже даже уцелел автомобиль писателя.

В мае 1946 года в Цюрихе на немецком языке вышел роман «Триумфальная арка». 27 марта 1947 года состоялась премьера нового фильма по рассказу Ремарка «По ту сторону». Картина называлась «Другая любовь». В середине лета Ремарк закончил работу над романами «Искра жизни» и «Время жить и время умирать».

С некоторым трудом он вместе с Ильзой Юттой Замбоной 7 августа получил американское гражданство — и обнаружил, что его тянет домой, в Европу.

В феврале 1948 года публике был представлен фильм «Триумфальная арка», а вскоре после этого, 19 мая, Ремарк вернулся в Европу после 9 лет жизни в Америке. Несколько месяцев Эрих пребывает в разъездах по Европе, встречается с Наташей Пале (Браун) в Риме и Париже, через Базель и Цюрих добирается в Порто Ронко, где встречается с отцом. В ноябре Ремарк тяжело заболевает. Диагноз — болезнь Меньера. Но не только физическое недомогание мучило писателя. Куда сильнее страдал он от постоянных депрессий и душевного смятения. Состояние его было так серьезно, что Ремарк решил обратиться к профессиональной помощи. Психоанализ, проведенный Карен Хорни, нашел корни неврастении в глубоком детстве. Неуверенность в себе, в том, что он заслуживает любви и любим, сложности в отношениях с противоположным полом выросли, по мнению психоаналитика, из нехватки материнской ласки в первые три года жизни Эриха. Ремарк стыдился себя и злился на свое несовершенство и в будущее смотрел с мрачным пессимизмом.

И тем не менее творческие замыслы рождаются в голове писателя: в августе им был задуман роман «Ночь в Лиссабоне».

1950 год стал годом разрыва отношений с Наташей Пале (Браун) после десяти лет постоянных встреч, ссор, разрывов и возвращений. В том же году началась работа над романом «Тени в раю».

Полетт Годдар — последняя любовь Ремарка

1951 год — сеансы психотерапии у Карен Хорни, начало попыток самоанализа по предложенной ей методике. Затем Ремарк вернулся в Нью-Йорк, где он продолжил работу над переводом романа «Искра жизни» на английский язык и завязал близкие отношения с Полетт Годдар.

«Искра жизни» на английском языке была издана в 1952 году, а Ремарк уже работал над романом «Черный обелиск». Но здоровье ухудшается: весной болезнь Меньера напомнила о себе новым приступом, кроме того, врачи поставили еще один диагноз — диабет печени. Тем не менее Ремарк съездил на родину в Оснабрюк, где встретился с отцом и сестрой Эрной.

Влияние Полетт Годдар привело Ремарка к увлечению восточной философией (в частности, его привлекает дзен). В начале 1953 года происходит новый приступ болезни Меньера, но писатель продолжает работать — заканчивает роман «Время жить и время умирать», пишет «Возвращение Инока Дж. Джонса», «Баркарола», «Последний полустанок».

«Время жить и время умирать» выходит из печати в 1954 году. И в тот же год смерть настигает отца Ремарка — Петера Франца. После похорон отца Ремарк начинает работу над сценарием фильма «Последний акт» по произведению Майкла Эй. Масмэнноу «Десять дней до смерти». В сентябре «Время жить и время умирать» выходит на немецком языке в кельнском издательстве «Кипенхойер и Витч».

«Последний акт» вышел на экраны 17 апреля 1955 года. Режиссером фильма был Георг Вильгельм Пабст. В сентябре 1956 года в Ренессанс-театре во время Берлинского фестиваля состоялась премьера пьесы «Последний полустанок», а через месяц из печати выходит «Черный обелиск», изданный «Кипенхойер и Витч» в Кельне.

Второй развод и третий брак

В апреле 1957 года Ремарк вновь разводится с Замбоной в мексиканском городе Хуарес, выплачивает ей отступные в сумме 25 тысяч долларов и назначает ей скромный пожизненный пенсион. Ютта уезжает в Монте-Карло, а Эрих пишет сценарий фильма по роману «Время жить и время умирать». Фильм получает название «Время любить и время умирать», сам Ремарк снимается в роли учителя Польманна.

Холостяком Эрих пробыл недолго — уже в феврале 1958 года в Брэнфорде (Коннектикут, США) он женился на Полетт Годдар.

Премьера фильма «Время любить и время умирать», созданного режиссером Дагласом Серком, состоялась 19 марта 1958 года.

Через год в гамбургском журнале «Кристалл» вышел роман «Жизнь взаймы». Еще через год, в 1960 году, роман был издан на русском языке (издательство «Иностранная литература», Москва). В 1961 году журнал «Вельт ам Зоннтаг» печатает «Ночь в Лиссабоне». В 1962 году «Ночь в Лиссабоне» издает в книжном варианте кельнское издательство «Кипенхойер и Витч». Во время посещения Германии Ремарк дает интервью, в котором выступает против сооружения Берлинской стены, а также напоминает о том, что его сестра была казнена нацистами, а сам он лишен гражданства.

1963 год. В Неаполе Ремарку становится плохо — второй серьезный сердечный приступ. В декабре родной город писателя Оснабрюк присуждает ему медаль Мёзера. Через два года, во время поездки с Полетт Годдар в Милан, сердце дало сбой в третий раз, и Ремарк попадает в клинику.

В 1967 году правительство ФРГ принимает решение о награждении Эриха Марии Ремарка Большим Крестом за заслуги. Награда была вручена писателю в Берне послом ФРГ. В 1968 году Немецкая академия языка и поэзии избрала Ремарка членом-корреспондентом. В Оснабрюке одна из улиц получила имя Эльфриды Шольц — сестры писателя.

В 1970 году Эрих Мария Ремарк почувствовал себя плохо и был госпитализирован в клинику Сант’Аньезе в Локарно, где скончался 25 сентября. Причиной смерти стала аневризма аорты.

Послесловие

После смерти писателя Полетт Годдар издала в 1971 году «Тени в раю». На экраны вышел фильм «Ночь в Лиссабоне», снятый режиссером Збынеком Брыных.

В Оснабрюке учреждено «Кольцо Эриха Марии Ремарка».

В 1973 году на сцене нью-йоркского театра АНТА состоялась премьера пьесы «Полный круг» (переработанный «Последний полустанок»).

В 1975 году в Монте-Карло умерла «дважды бывшая жена» Ремарка Ильза Ютта Замбона.

В 1977 году 31 августа на экраны вышел фильм «Бобби Дирфилд», снятый Сидни Поллаком по роману «Небо не знает фаворитов» («Жизнь взаймы»).

15 февраля 1978 года в Бад Ротенфельде ушла из жизни сестра Ремарка Эрна.

7 ноября 1979 года на аукционе «Сотби Парк Бернет» 30 полотен импрессионистов, принадлежавших Ремарку, были проданы за 3 миллиона 100 тысяч долларов. Через неделю после аукциона состоялась премьера второй экранизации романа «На Западном фронте без перемен». Фильм снял режиссер Делберт Манн.

1985 год, 29 мая: премьера телевизионного фильма «Триумфальная арка» режиссера Уорриса Хуссейна.

1988 год: на сцене театра «Пробебюне» в Оснабрюке была поставлена пьеса Ремарка «Возвращение Инока Дж. Джоунса»

1989 год. В университетской библиотеке в Оснабрюке открыт Архив Эриха Марии Ремарка.

1990 год. На вилле «Каза Монте Табор», принадлежавшей ранее Ремарку, скончалась его вдова Полетт Годдар. Все имущество отошло фонду «Наследие покойной Полетт Годдар-Ремарк», представляющему университет Нью-Йорк Юниверсити.

1 марта 1991 года состоялась премьера «Улицы колодцев» на сцене оснабрюкского театра «Пробебюне». 13 июня мэр Оснабрюка впервые вручил приз Эриха Марии Ремарка «За мир».

1 декабря 1995 года на пожертвования Архивом Эриха Марии Ремарка на аукционе «Сотби» в Лондоне была приобретена рукопись романа «На западном фронте без перемен».

2

Творчество Ремарка

Романы
•«Приют грез» (нем. Die Traumbude) (1920)
•«Гэм» (нем. Gam) (1924)
•«Станция на горизонте» (нем. Station am Horizont) (1928)
•«На западном фронте без перемен» (нем. Im Westen nichts Neues) (1929)
•«Возвращение» (нем. Der Weg zurück) (1931)
•«Три товарища» (нем. Drei Kameraden) (1936)
•«Возлюби ближнего своего» (нем. Liebe Deinen Nächsten) (1941)
•«Триумфальная арка» (нем. Arc de Triomphe) (1945)
•«Искра жизни» (нем. Der Funke Leben) (1952)
•«Время жить и время умирать» (нем. Zeit zu leben und Zeit zu sterben) (1954)
•«Черный обелиск» (нем. Der schwarze Obelisk) (1956)
•«Жизнь взаймы» (нем. Geborgtes Leben) (1961)
•«Ночь в Лиссабоне» (нем. Die Nacht von Lissabon) (1962)
•«Тени в раю» (нем. Schatten im Paradies) (1971)
•«Земля обетованная» (нем. Das gelobte Land) (1998)

Рассказы
•«Враг» (нем. Der Feind) (1931)
•«Безмолвие вокруг Вердена» (нем. Schweigen um Verdun) (1930)
•«Карл Брегер во Флери» (нем. Karl Broeger in Fleury) (1930)
•«Жена Йозефа» (нем. Josefs Frau) (1931)
•«История любви Аннеты» (нем. Die Geschichte von Annettes Liebe) (1930)
•«Странная судьба Иоганна Бартока» (нем. Das seltsame Schicksal des Johann Bartok) (1931)

Сборник рассказов и эссэ
•«Эпизоды за письменным столом» (нем. Das unbekannte werk) (1998)

Письма
•Письма к М. Дитрих. «Скажи мне, что ты меня любишь…» (нем. Sag mir, daß du mich liebst...) (2001)

Пьеса
•«Последняя остановка» (нем. Die letzte Station) (1956)

Стихотворения
•Сборник стихотворений (1998)

А , какие произведения читали Вы и что Вам больше всего понравилось ?

3

Цитаты. Ремарк об одиночестве и любви, о жизни и смерти, деньгах и счастье

См . если есть интерес   :writing: 

Самое худшее, когда нужно ждать и не можешь ничего сделать. От этого можно сойти с ума.

Ведь я всегда говорила: где у других людей сердце, у вас бутылка со шнапсом.

Сегодня главное: уметь забывать! И не раздумывать!

Ведь нужно уметь и проигрывать. Иначе нельзя было бы жить.

Ты — недолговечное соединение углеводов, извести, фосфора и железа, именуемое на этой земле Готтфридом Ленцем.

До чего же теперешние молодые люди странные. Прошлое вы ненавидите, настоящее презираете, а будущее вам безразлично. Вряд ли это приведет к хорошему концу.

После войны люди стали ходить на политические собрания, а не в церковь.

Надо все уравновешивать — вот в чем весь секрет жизни…

— Покоряться? — спросил я. — Зачем же покоряться? Пользы от этого нет. В жизни мы платим за все двойной и тройной ценой. Зачем же еще покорность?

Если не смеяться над двадцатым веком, то надо застрелиться. Но долго смеяться над ним нельзя. Скорее взвоешь от горя.

Человек — всего лишь человек.

Мир не сумасшедший. Только люди.

Человека теряешь только, когда он умирает.

Слишком много крови было пролито на этой земле, чтобы можно сохранить веру в небесного отца!

Разве хоть кто-нибудь может знать, не покажется ли ему со временем счастливым тот, кого он сегодня жалеет?

Вы не успели заметить, что мы живем в эпоху полного саморастерзания? Многое, что можно было бы сделать, мы не делаем, сами не зная почему. Работа стала делом чудовищной важности: так много людей в наши дни лишены ее, что мысли о ней заслоняют все остальное.<…>У меня две машины, квартира в десять комнат и достаточно денег. А толку что? Разве все это сравнится с таким летним утром! Работа — мрачная одержимость. Мы предаемся труду с вечной иллюзией, будто со временем все станет иным. Никогда ничто не измениться. И что только люди делают из своей жизни — просто смешно!

Мы стояли у могилы, зная, что его тело, глаза и волосы еще существуют, правда уже изменившись, но все-таки еще существуют, и что, несмотря на это, он ушел и не вернется больше. Это было непостижимо. Наша кожа была тепла, мозг работал, сердце гнало кровь по жилам, мы были такие же, как прежде, как вчера, у нас было по две руки, мы не ослепли и не онемели, все было как всегда… Но мы должны были уйти отсюда, а Готтфрид оставался здесь и никогда уже не мог пойти за нами. Это было непостижимо.

Жизнь есть жизнь, она не стоит ничего и стоит бесконечно много.

Человек вспоминает о своих скудных запасах доброты обычно когда уже слишком поздно. И тогда он бывает очень растроган тем, каким благородным, оказывается, мог бы он быть.

Целыми днями мы валялись на пляже, подставляя голые тела солнцу. Быть голыми, без выкладки, без оружия, без формы, – это само по себе уже равносильно миру.

А если вечно думать только о грустных вещах, то никто на свете не будет иметь права смеяться…

Потому что время от времени вдруг накатывалось прошлое и впивалось в меня мертвыми глазами. Но для таких случаев существовала водка.

Деньги, правда, не приносят счастья, но действуют чрезвычайно успокаивающе.

Поверхностны только те люди, которые считают себя глубокомысленными.

— Выпьем, ребята! За то, что мы живем! За то, что мы дышим! Ведь мы так сильно чувствуем жизнь! Даже не знаем, что нам с ней делать!

Жизнь — это болезнь, и смерть начинается с самого рождения.

Живем, питаясь иллюзиями из прошлого, а долги делаем в счет будущего.

Мы за равенство только с теми, кто нас превосходит.

Люди еще больший яд, чем алкоголь или табак.

В моей жизни так много переменилось, что мне казалось, будто везде все должно стать иным.

Ведь нет ничего прочного — даже воспоминаний.

Прошлое научило нас не заглядывать далеко вперед.

Она улыбнулась, и мне показалось, что весь мир стал светлее.

Люди становятся сентиментальными скорее от огорчений, нежели от любви.

Ты теперь вступаешь в период, когда проявляется разница между буржуа и кавалером. Чем дольше буржуа живет с женщиной, тем он менее внимателен к ней. Кавалер, напротив, все более внимателен.

До чего же страшно любить женщину и быть бедным.

Для оскорбленного чувства правда почти всегда груба и невыносима.

Я, между прочим, ссорился с каждой. Когда нет ссор, значит, все скоро кончится.

Все-таки странно, почему принято ставить памятники всевозможным людям? А почему бы не поставить памятник луне или дереву в цвету?..

Как это странно: люди находят подлинно свежие и образные выражения только когда ругаются. Вечными и неизменными остаются слова любви, но как пестра и разнообразна шкала ругательств! …умер человек. Но что тут особенного? Ежеминутно умирают тысячи людей. Так свидетельствует статистика. В этом тоже нет ничего особенного. Но для того, кто умирал, его смерть была самым важным, более важным, чем весь земной шар, который неизменно продолжал вращаться.

И когда мне становится очень тоскливо, и я уже ничего больше не понимаю, тогда я говорю себе, что уж лучше умереть, когда хочется жить, чем дожить до того, что захочется умереть.

Одиночество — извечный рефрен жизни. Оно не хуже и не лучше, чем многое другое. О нем лишь чересчур много говорят. Человек одинок всегда и никогда.

Когда умираешь, становишься каким-то необычайно значительным, а пока жив никому до тебя дела нет.

Я ничего не имею против приключений, и ничего — против любви. И меньше всего — против тех, которые дают нам немного тепла, когда мы в пути. Может быть, я немножко против нас самих. Потому что мы берем, а взамен можем дать очень немногое...

Насчет лени еще далеко не все ясно. Она — начало всякого счастья и конец всяческой философии.

— А ведь, собственно говоря, стыдно ходить по земле и почти ничего не знать о ней. Даже нескольких названий цветов.

— Не расстраивайся — гораздо более позорно, что мы вообще не знаем, зачем околачиваемся на земле. И тут несколько лишних названий ничего не изменят.

Свободен лишь тот, кто потерял все, ради чего стоит жить.

Нигде ничто не ждет человека, всегда надо самому приносить с собой все.

Человек велик в своих замыслах, но немощен в их осуществлении. В этом его беда, и его обаяние.

От принципов необходимо иногда отступать, иначе они не доставляют радости...

Были у нее два поклонника. Один любил ее и дарил ей цветы. Другого любила она и давала ему деньги.

Ночь многое усложняет.

Не следует затевать ссоры с женщиной, в которой пробудились материнские чувства. На ее стороне вся мораль мира.

Счастье — самая неопределенная и дорогостоящая вещь на свете.

Одинокий человек не может быть покинут. О эта жалкая потребность человека в крупице тепла. Да и разве вообще существует что-то, кроме одиночества.

Хорошо, что у людей еще остается много важных мелочей, которые приковывают их к жизни, защищают от нее. А вот одиночество — настоящее одиночество, без всяких иллюзий — наступает перед безумием или самоубийством.

Утешает только самое простое. Вода, дыхание, вечерний дождь. Только тот, кто одинок, понимает это.

Это целая вечность, если ты по-настоящему несчастен. Я была настолько несчастна — вся, полностью, что через неделю мое горе иссякло. Несчастны были мои волосы, мое тело, моя кровать, даже мои платья. Я была до того полна горя, что весь мир перестал для меня существовать. А когда ничего больше не существует, несчастье перестает быть несчастьем. Ведь нет ничего, с чем можно его сравнить. И остается одна опустошенность. А потом все проходит и постепенно оживаешь.

Кто одинок, тот никогда не будет покинут. Но иногда, вечерами, рушится этот карточный домик, и жизнь оборачивается мелодией совсем иной — преследующей рыданиями, взметающей дикие вихри тоски, желаний, недовольства, надежды — надежды вырваться из этой одуряющей бессмыслицы, из бессмысленного кручения этой шарманки, вырваться безразлично куда. Ах, жалкая наша потребность в толике теплоты; две руки да склонившееся к тебе лицо — это ли, оно ли? Или тоже обман, а стало быть, отступление и бегство? Есть ли на этом свете что-нибудь кроме одиночества?

В жизни больше несчастья, чем счастья. То, что она длится не вечно — просто милосердие.

Что может дать один человек другому кроме капли тепла? И что может быть больше этого?

У того, кто отовсюду гоним, есть лишь один дом, одно пристанище — взволнованное сердце другого человека.

Что может дать один человек другому, кроме капли тепла? И что может быть больше этого?

Забыть... Какое слово! В нем и ужас, и утешение, и призрачность.

Свободен лишь тот, кто утратил все, ради чего стоит жить.

Любовь — не зеркальный пруд, в который можно вечно глядеться. У нее есть приливы и отливы. И обломки кораблей, потерпевших крушение, и затонувшие города, и осьминоги, и бури, и ящики с золотом, и жемчужины... Но жемчужины — те лежат совсем глубоко.

Только не это. Остаться друзьями? Развести маленький огородик на остывшей лаве угасших чувств? Нет, это не для нас с тобой. Так бывает только после мелких интрижек, да и то получается пошловато. Любовь не пятнают дружбой. Конец есть конец.

Раскаяние — самая бесполезная вещь на свете. Вернуть ничего нельзя. Ничего нельзя исправить. Иначе все мы были бы святыми. Жизнь не имела ввиду — сделать нас совершенными. Тому, кто совершенен, место в музее.

— Вы не любите говорить о себе, не правда ли?
— Я даже думать о себе не люблю.

Смотри, там наверху закоченели голые звезды.

Самое правильное при расставании — уйти.

Мораль — выдумка слабых, жалобный стон неудачников.

Кто ничего не ждет, никогда не будет разочарован.

Любовь не терпит объяснений, ей нужны поступки.

Женщина от любви умнеет, а мужчина теряет голову.

У того, кто отовсюду гоним, есть лишь одно пристанище — взволнованное сердце другого человека.

Кто слишком часто оглядывается назад, легко может споткнуться и упасть.

Невозможно запереть ветер.

Нет. Мы не умираем. Умирает время. Проклятое время. Оно умирает непрерывно. А мы живем. Мы неизменно живем. Когда ты просыпаешься, на дворе весна, когда засыпаешь — осень, а между ними тысячу раз мелькают зима и лето, и, если мы любим друг друга, мы вечны и бессмертны, как биение сердца, или дождь, или ветер, — и это очень много. Мы выгадываем дни, любимая моя, и теряем годы! Но кому какое дело, кого это тревожит? Мгновение радости — вот жизнь! Лишь оно ближе всего к вечности.

Кто ничего не ждет, никогда не будет разочарован. Вот хорошее правило жизни. Тогда все, что придет потом, покажется вам приятной неожиданностью.

Без любви человек не более чем мертвец в отпуске, несколько дат, ничего не говорящее имя. Но зачем же тогда жить? С таким же успехом можно и умереть...

— Ты обязательно должен меня любить, иначе я пропала...
— Пропала? Как легко она это говорит. Кто действительно пропал, тот молчит.

Забыть... Какое слово! В нем и ужас, и утешение, и призрачность. Кто бы мог жить, не забывая? Но кто способен забыть все, о чем не хочется помнить? Шлак воспоминаний, разрывающий сердце. Свободен лишь тот, кто утратил все, ради чего стоит жить.

Жить — значит жить для других. Все мы питаемся друг от друга. Пусть хоть иногда теплится огонек доброты... Не надо отказываться от нее. Доброта придает человеку силы, если ему трудно живется.

Если хочешь что-либо сделать, никогда не спрашивай о последствиях. Иначе так ничего и не сделаешь.

Дай женщине пожить несколько дней такой жизнью, какую обычно ты ей предложить не можешь, и наверняка потеряешь ее. Она попытается обрести эту жизнь вновь, но уже с кем-нибудь другим, способным обеспечивать ее всегда.

Женщин следует либо боготворить, либо оставлять. Все прочее — ложь.

Никогда не следует мельчить то, что начал делать с размахом.

Любовь как болезнь — она медленно и незаметно подтачивает человека, а замечаешь это лишь тогда, когда уже хочешь избавиться от нее, но тут силы тебе изменяют.

Он почувствовал невыносимо острую боль. Казалось, что-то рвет, разрывает его сердце. Боже мой, думал он, неужели я способен так страдать, страдать от любви? Я смотрю на себя со стороны, но ничего не могу с собой поделать. Знаю, что, если Жоан снова будет со мной, я опять потеряю ее, и все же моя страсть не утихает. Я анатомирую свое чувство, как труп в морге, но от этого моя боль становится в тысячу раз сильнее. Знаю, что в конце концов все пройдет, но это мне не помогает.

Сердце, однажды слившееся с другим, никогда уже не испытает того же с прежней силой.

Не терять независимости. Все начиналось с потери независимости уже в мелочах. Не обращаешь на них внимания — и вдруг запутываешься в сетях привычки. У нее много названий. Любовь — одно из них. Ни к чему не следует привыкать. Любовь. Вечное чудо. Она не только озаряет радугой мечты серое небо повседневности, она может окружить романтическим ореолом и кучку дерьма… Чудо и чудовищная насмешка.

Ни один человек не может стать более чужим, чем тот, которого ты в прошлом любил.

Ежеминутно умирают тысячи людей. Так свидетельствует статистика. В этом тоже нет ничего особенного. Но для того, кто умирал, его смерть была самым важным, более важным, чем весь земной шар, который неизменно продолжал вращаться.

Весь день вокруг меня бурлило, словно везде били ключи; струи хлестали в затылок и в грудь, казалось, я вот-вот зазеленею и покроюсь листьями и цветами... Водоворот втягивал меня все глубже и глубже... И вот я здесь... И ты...

Жизнь слишком серьезная вещь, чтобы кончиться прежде, чем мы перестанем дышать. Одиночество — вечный рефрен жизни. Оно не хуже и не лучше, чем многое другое. О нем лишь чересчур много говорят.

Человек одинок всегда и никогда. Вдруг где-то в мглистой дымке зазвучала скрипка. Загородный ресторан на зеленых холмах Будапешта. Удушливый аромат каштанов. Вечер. И, — юные совы, примостившиеся на плечах, — мечты с глазами, светлеющими в сумерках. Ночь, которая никак не может стать ночью. Час, когда все женщины красивы. Вечер, как огромная бабочка, распластал свои коричневые крылья...

Жизнь скоро кончится, и будем ли мы радоваться или горевать — все равно, ни за то, ни за другое нам потом не заплатят.

Нельзя запереть ветер. И воду нельзя. А если это сделать — они застоятся. Застоявшийся ветер становится спертым воздухом. Ты не создана, чтобы любить кого-то одного.

Ночью время стоит. Идут только часы.

Человек велик в своих замыслах, но немощен в их осуществлении. В этом и его беда, и его обаяние.

Человек никогда не может закалиться. Он может только ко многому привыкнуть.

Один из двоих всегда бросает другого. Вопрос в том, кто кого опередит.

От оскорбления можно защититься, от сострадания нельзя.

Тоска по оставленному или покинувшему нас человеку как бы украшает ореолом того, кто приходит потом. И после утраты новое предстает в своеобразном романтическом свете. Старый искренний самообман.

Если кристалл раскололся под тяжелым молотом сомнения, его можно в лучшем случае склеить, не больше. Склеить, лгать и смотреть, как он едва преломляет свет, вместо того, чтобы сверкать ослепительным блеском. Ничто не возвращается. Ничто не восстанавливается.

Судьба никогда не может быть сильнее спокойного мужества, которое противостоит ей. А если станет совсем невмоготу — можно покончить с собой. Хорошо сознавать это, но еще лучше сознавать, что, покуда ты жив, ничто не потеряно окончательно.

И ничего не принимайте близко к сердцу. Очень немногие вещи в жизни долго бывают важными.

Даже в самые тяжелые времена надо хоть немного думать о комфорте. Старое солдатское правило.

У мужчины любовь в большей степени вожделение, у женщины — жертвенность. У мужчины примешано много тщеславия, у женщины потребности в защите... Многие называют любовью обычное томление чувств. А любовь — чувство в первую очередь душевно-духовное.

Любовь — это жертвенность. Часто и эгоизм называют любовью. Только тот, кто по доброй воле может отказаться от любимого ради его счастья, действительно любит всей душой.

Помните, ваша опора — в вас самих! Не ищите счастье вовне... Ваше счастье — внутри вас... Будьте верны себе.

Способность прощать — только это и есть в человеке от Бога.

Она идет своей дорогой так уверенно, будто могла бы пройти по ней и с закрытыми глазами.

Пусть наше счастье взлетает до звезд и солнца, и мы от радости воздеваем руки к небу, но однажды все наше счастье и все мечты кончаются, и остается одно и то же: плач о потерянном.

Мать — это самое трогательное из всего, что есть на земле. Мать — это значит: прощать и приносить себя в жертву. Для женщины, высший смысл которой состоит в ее женственности, материнство — прекраснейшая доля! Подумайте только, как это замечательно: продолжать жить в детях и таким образом обрести бессмертие.

Облака — вечные изменчивые странники. Облака — как жизнь... Жизнь тоже вечно меняется, она так же разнообразна, беспокойна и прекрасна...

Жить можно по-разному — внутри себя и вовне. Вопрос лишь в том, какая жизнь ценнее.

Любовь — высшая степень растворения друг в друге. Это величайший эгоизм в форме полного самопожертвования и глубокой жертвенности.

Женщина, не ставшая матерью, упустила самое прекрасное, да, самое прекрасное, что было ей написано на роду. Какое разливанное море счастья для матери заключено в первых годах ее ребенка, от первого неразборчивого лепета до первого робкого шага. И во всем она узнает себя самое, видит себя молодой и воскресающей в своих детях. Женщина может натворить в своей жизни Бог знает что. Но одно-единственное слово все перечеркивает: она была матерью.

Кто хочет удержать — тот теряет. Кто готов с улыбкой отпустить — того стараются удержать.

Пути назад в любви нет. Никогда нельзя начать сначала: то, что происходит, остается в крови... Любовь, так же как и время, необратима. И ни жертвы, ни готовность ко всему, ни добрая воля — ничто не может помочь, таков мрачный и безжалостный закон любви.

Видимо, жизнь любит парадоксы: когда тебе кажется, будто все в абсолютном порядке, ты часто выглядишь смешным и стоишь на краю пропасти. Зато, когда ты знаешь, что все пропало, жизнь буквально задаривает тебя — ты можешь даже не пошевелить пальцем, удача сама бежит за тобой, как пудель.

Разум дан человеку, чтобы он понял: жить одним разумом нельзя.

Люди живут чувствами, а для чувств безразлично, кто прав.

От судьбы никому не уйти. И никто не знает, когда она тебя настигнет. Какой смысл вести торг с временем? И что такое, в сущности, длинная жизнь? Длинное прошлое. Наше будущее каждый раз длится только до следующего вздоха. Никто не знает, что будет потом. Каждый из нас живет минутой. Все, что ждет нас после этой минуты, — только надежды и иллюзии.

Человек всегда становится пленником своей собственной мечты, а не чужой.

Женщина может бросить возлюбленного, но ни за что не бросит свои платья.

В моменты тяжелых душевных переживаний платья могут стать либо добрыми друзьями, либо заклятыми врагами; без их помощи женщина чувствует себя совершенно потерянной, зато, когда они помогают ей, как помогают дружеские руки, женщине намного легче в трудный момент. Во всем этом нет ни грана пошлости, просто не надо забывать, какое большое значение имеют в жизни мелочи.

Все на свете содержит в себе свою противоположность; ничто не может существовать без своей противоположности, как свет без тени, как правда без лжи, как иллюзия без реальности, — все эти понятия не только связаны друг с другом, но и неотделимы друг от друга...

В трудные времена наивность — это самое драгоценное сокровище, это волшебный плащ, скрывающий те опасности, на которые умник прямо наскакивает, как загипнотизированный. За спиной юной вакханки всегда можно различить тень хозяйственной матроны, а за спиной улыбающегося героя — бюргера с верным доходом.

Как прекрасны эти женщины, которые не дают нам стать полубогами, превращая нас в отцов семейств, в добропорядочных бюргеров, в кормильцев; женщины, которые ловят нас в свои сети, обещая превратить в богов...

Я понял, что нет такого места, которое было бы настолько хорошим, чтобы ради него стоило бросаться жизнью. И таких людей, ради которых это стоило бы делать, тоже почти нет. До самых простых истин доходишь иногда окольными путями.

Жизнь. Она расточает каждого из нас, подобно глупцу, который проигрывает свои деньги шулеру.

В тончайшем вечернем платье, если оно хорошо сидит, нельзя простудиться, зато легко простудиться в том платье, которое раздражает тебя, или же в том, двойник которого ты на этом же вечере видишь на другой женщине.

Деньги — это свобода, выкованная из золота.

Любовь — факел, летящий в бездну, и только в это мгновение озаряющий всю глубину ее.

Как мало можем мы сказать о женщине, когда счастливы. И как много, когда несчастны.

Совесть обычно мучит не тех, кто виноват.

У того, кто отовсюду гоним, есть лишь один дом, одно пристанище - взволнованное сердце другого человека.

Характер человека по-настоящему можно узнать, когда он станет твоим начальником.

Хорошо, что у людей еще остается много важных мелочей, которые приковывают их к жизни, защищают от нее. А вот одиночество — настоящее одиночество, безо всяких иллюзий — наступает перед безумием или самоубийством.

Что может дать один человек другому кроме капли тепла? И что может быть больше этого?

Такт — это неписанное соглашение не замечать чужих ошибок и не заниматься их исправлением.

Всё, что можно уладить с помощью денег, обходится дёшево.
   

4

Хороший писатель. С удовольствием читал почти всё, что было доступно.

5

С Ремарком у меня особые отношения. На одной волне я с ним,  что-ли...

6

Ursvamp написал(а):

С Ремарком у меня особые отношения. На одной волне я с ним,  что-ли...

Правда ? Любопытно Урсвамп ... а почему Вы так решили ... ну в смысле " на одной .. волне .. с ним" , если есть охота , разверните свой тезис по шире . И что особенно из Ремарка , Вас как читателя больше затронуло , впечатлило ,.. понравилось ?

7

Sorin написал(а):

а почему Вы так решили

Ну, мысли, чувства и действия в чем-то одинаковые. Я его уж не помню с каких лет читать стал - наверно класса с 7-го или 8-го. Потом стал собирать, перечитывать. Короче, долго объяснять, и не всему слова еще найду.

8

Ursvamp написал(а):

Короче, долго объяснять, и не всему слова еще найду.

Понятно +1 принято . И все таки ... что понравилось больше , ну или какой герой его произведения ? Или нет такого


Вы здесь » Форум Зануды - свободное общение обо всём. » Литература и Кино. » Ремарк Эрих Мария серия ЖЗЛ