Немецкий правовед Отто Лухтерхандт участвовал в подготовке Конституции Российской Федерации. Однако 20-й юбилей Основного закона РФ для него - печальный праздник.
Конституция Российской Федерации сформулирована даже лучше, чем Основной закон ФРГ, которым немцы так гордятся, считает эксперт по общественному праву профессор Отто Лухтерханд (Otto Luchterhandt). 20 лет назад он в качестве консультанта участвовал в подготовке Конституции РФ.
Но сегодня основные положения Конституции остались на бумаге, а реальная жизнь в России определяется понятиями режима президента Путина. Россияне, как в советские времена, открыто говорят только на кухне, они утратили веру в закон и правосудие, констатировал профессор Лухтерханд в интервью DW.
Отто Лухтерханд: Честно говоря, для меня скорее печальный, потому что многие надежды и ожидания, которые в 1993 году и раньше были связаны с Конституцией, не оправдались. Можно даже сказать, что с конца первого срока правления президента Путина, в "нулевые годы", развитие пошло вспять, вразрез с основными положениями российской Конституции.
"Система Путина", которую по праву называют "системой" или, как еще точнее сказали бы политологи, "режим Путина", - этот режим является прямым нарушением принципов первых двух прекрасно сформулированных глав российской Конституции.
- Что конкретно вы считаете достойным критики?
- Суть критики сводится к тому, что в России при Путине отменено или размыто разделение властей. Как по горизонтали - между законодательной, исполнительной и судебной властями на федеральном уровне, - так и по вертикали, то есть между Российской Федерацией как центральным государственным образованием и субъектами федерации как его членами. Сохранились только рудименты федерализма. Российская Федерация больше не является федерацией. С точки зрения государственного права - а я всю жизнь им занимался и знаю, о чем говорю - это децентрализованное государство с крепнущими унитарными тенденциями.
...
То, что мы сейчас видим в России, контрпродуктивно для модернизации страны. Малые и средние предприятия, которые в Германии, например, составляют костяк экономики, в России не развиваются, потому что все сильнее проявляется тенденция к росту государственного сектора, государственных холдингов и монополий.
Все это отпугивает инвесторов. Вот недавно прокуратура была брошена на подавление неправительственных организаций, причем в первую очередь всех правозащитных организаций. Если прокуратура так открыто и так широко нарушает законы страны, хотя именно прокуратура по своему статусу должна стоять на страже закона, то это убивает все надежды. Тогда всем ясно, что прокуратура и следственный комитет получили сверху мандат на то, чтобы делать все, что им заблагорассудится.
Это - прямая противоположность того, что необходимо для существования гражданского общества и любого нормального государства. Люди должны доверять государственным структурам, верить в то, что государство нормально функционирует, что они могут воспользоваться правами и свободами, записанными в Конституции, и не опасаться наказания за это. В России такого доверия остается все меньше, если оно вообще осталось. Люди начинают лавировать, хитрить, рассчитывать, когда и кому можно что-то сказать. Возвращается стиль поведения советских времен, когда откровенно говорят только на кухне. Это недостойно открытого, современного общества.