Популярная в Израиле шутка гласит, что в свое время пророк Моисей по недоразумению привел свой народ именно в то единственное место на всем Ближнем Востоке, где нет нефти. Действительно, нехватка энергоресурсов - кардинальная проблема для этой небольшой страны. Однако 30 марта 2013 года Израиль решительно взялся за исправление "ошибки Моисея" и, по мнению тель-авивской газеты "Едиот ахронот", даже превратился в "газовую державу".
В этот день в Средиземном море в 90 километрах к западу от города Хайфы началась промышленная разработка шельфового месторождения "Тамар". Как заявил израильский премьер-министр Биньямин Нетаньяху, совершен важный шаг к энергетической независимости страны.
Этому прорыву предшествовали несколько десятилетий бесплодных поисков нефти на континентальном шельфе. В 1999 году на дне моря неподалеку от портового города Ашдод было найдено лишь небольшое месторождение газа. Но затем, в 2009-2010 годах, упорство и долготерпение израильтян были с лихвой вознаграждены.
Геологи обнаружили сразу два огромных месторождения газа. Одно, получившее название "Тамар", находится на глубине 5 тысяч метров и обладает запасами как минимум в 240 миллиардов кубометров. Другое, "Левиафан", расположено несколько подальше от берега и поближе к морской границе с Ливаном и считается одним из крупнейших газовых месторождений в мире. Его запасы оцениваются в 450 миллиардов кубометров.
За освоение "Тамара" взялась техасская корпорация NobleEnergy, которой принадлежит основная доля в проекте. Ее партнерами являются израильские компании Delek, Isramcoи Dor Alon. Их суммарные инвестиции превысили 2,8 миллиарда евро.
Газ, добываемый теперь из месторождения "Тамар", по подводному трубопроводу поступает в Ашдод, где используется для выработки электроэнергии. Так что теперь Израиль может обойтись без импорта этого энергоносителя. С 2005 года газ в больших объемах и по выгодным ценам поставлял Египет, однако после свержения президента Хосни Мубарака этот источник иссяк: на газопроводе, проходящему по Синайскому полуострову, периодические совершались теракты, и в 2012 году Египет расторг договор о поставках.
В результате цены на электричество в Израиле подскочили на 25 процентов. Однако начало эксплуатации "Тамара" не приведет к снижению тарифов на электроэнергию. В обозримом будущем израильские потребители выиграют от реализации этого энергетического проекта лишь косвенно. Государственная казна в виде налоговых поступлений получит в ближайшие четверть века порядка 30 миллиардов евро, и эти деньги, как объявил премьер Биньямин Нетаньяху, пойдут на латание бюджетных дыр.
Однако переход на самообеспечение - это лишь первая глава в только начинающейся истории израильской газовой индустрии. Второй главой стало бы начало экспорта голубого топлива. В Тель-Авиве полагают, что в перспективе в Европу может пойти до половины добываемого газа. К тому же не исключено, что Израилю удастся найти и другие крупные месторождения. Во всяком случае геолог Юрген Месснер (Jürgen Messner) из германского Федерального института геологических наук и сырьевых ресурсов (BGR) считает весьма перспективными геологоразведочные работы в Левантийской впадине в восточной части Средиземного моря.
Но для того, чтобы стать экспортером газа, Израилю в силу своего географического положения необходимо договориться с соседями, прежде всего - с Ливаном, Турцией и Кипром. С первыми двумя странами отношения весьма сложные. Ливан, например, претендует на часть разведанного Израилем месторождения "Левиафан", и никаких соглашений на этот счет у двух государств пока нет.
А вот с Кипром, который в условиях нынешнего кризиса связывает огромные надежды с добычей газа у своих берегов, Тель-Авив о разграничении морских границ заблаговременно договорился. Впрочем, и эти договоренности под большим вопросом, поскольку Турция, армия которой контролирует северную часть разделенного острова, намерена в споре о газовых богатствах Средиземного моря "всеми средствами", как подчеркивается в Анкаре, отстаивать интересы турецких киприотов (и тем самым свои собственные).
Отношения Израиля с Турцией были серьезно омрачены в 2010 году после операции израильских военно-морских сил против направлявшейся в сектор Газа так называемой "Флотилии свободы". Тогда погибли девять турецких активистов. Только в конце марта 2013 года, премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху в ходе телефонной беседы принес извинения своему турецкому коллеге за тот инцидент.
Трудно сказать, в какой мере этот звонок был связан с началом эксплуатации "Тамара". Но один из наиболее реальных вариантов доставки израильского газа в Европу разработали именно турецкие бизнесмены. Они предложили проложить подводный трубопровод от месторождения "Левиафан", эксплуатация которого начнется через три года, до побережья Турции. А оттуда газ уходил бы на запад по действующей турецкой трубопроводной системе.
Проблема в том, что у нового израильского правительства пока нет собственной концепции экспорта газа. Поэтому на данный момент ясно только одно: у военно-морских сил Израиля прибавилось работы. Ведь отныне им предстоит защищать от возможных нападений добычу газа на месторождении "Тамар".