превратит авиакатастрофы в увлекательный аттракцион?
Любопытно , на мой взгляд ...
Молодой человек в безупречном черном костюме и ослепительно-белой рубашке переступил порог нашей редакции. Он пришел с одной встречи и спешил на другую. 20 минут для «Комсомолки» между переговорами. Все расписано по минутам! Такие они - современные ученые. У него горят глаза, он предвидит скепсис и знает все, что пишут о нем в Интернете. Между тем, недавний выпускник кишиневского Политеха Александр БАЛАН придумал, как спасти пассажиров во время авиакатастрофы.
SIAAB 1 предотвращает взрыв, а SIAAB 2 спасает жизни людей
- В чем суть вашего изобретения?
- Сам по себе проект предназначен для того, чтобы как можно больше нейтрализовать последствия авиакатастрофы и сохранить человеческий ресурс. Самый главный враг авиации - взрыв в топливном баке. Система SIAAB 1 предотвращает взрыв, а SIAAB 2 спасает жизни людей.
- В Интернете уже вовсю обсуждают ваши доходы. Мол, вам предлагают миллиарды долларов китайские корпорации, европейские, американские... Это так?
- Я не озвучивал сумму, считаю это неправильным, но то, что предложений много - это действительно так.
- Но вы уже выбрали, с кем хотите сотрудничать?
- И да, и нет.
- Я слышала, что вы должны вот-вот провести официальную презентацию...
Хотел презентовать изобретение дома
- В первую очередь, когда я был готов к презентации продукта, я выбрал Кишинев, потому что я родом из Молдовы. Хотя мне предлагали провести презентацию в Лондоне, Сиэтле, Чикаго. Но я гражданин Молдовы, мне хотелось именно дома сделать презентацию.
- Если я не ошибаюсь, вы провели презентацию в прошлом году. Кто был зрителем?
- Точнее - в октябре 2013 года. Были приглашены специалисты в области авиации, послы.
- Местные специалисты?
- Да, у нас не было времени организовать все на широкую ногу.
- Как они это восприняли?
- Это был шок! Настоящая революция! Люди, которые это понимают, все поняли!
- Почему не стали внедрять?
- Мы четко контролируем исследования. Тестировать будем мы. Я и моя команда. Это будет в Калифорнии. Мы возьмем самолет, внедрим нашу технологию, посадим манекены, датчики, камеры слежения. Пригласим всю научную элиту. Прессу - National Geografic, Discovery Channel. Нам важно, чтобы каждый человек в любом уголке мира знал, что можно лететь безопасно.
Готов лично протестировать систему
- А лично вы будете готовы сесть в самолет, в котором будет внедрена ваша система...
- Конечно, готов.
- ...И падать вниз на этом самолете с высоты нескольких тысяч метров?
- Вы понимаете, что при крушении все не так. Самолет не падает, как камень. Он планирует. Это очень редкий случай, когда он пикирует носом. В момент крушения летчик, капитан борта пытается самолет направить таким образом, чтобы избежать столкновения.
- Чтобы за считанные секунды смогла сработать система?
- Сейчас во всем автопроме и авиастроении все компьютеризировано, решает компьютер за человека. Дело в том, что компьютер умнее нас. Когда он принимает решение, что до столкновения с землей осталось всего 8 секунд, сработает система безопасности. Она активируется за 1.2 секунды
- Пытаюсь представить физически: человек сидит в кресле, когда бортовой компьютер решает, что через 8 секунд произойдет столкновение, на человека падает пакет с шариками…
- Эти шарики очень легкие! Не резиновые, но блокируют человеческое тело. Не как кокон! Это неправильно! Это вещество из жидкости превращается в пену. Жизненный цикл длится всего 30 секунд. Эти пузыри дают человеку дышать.
- Кислородного голодания не будет?
- Нет. Это длится всего тридцать секунд. Совсем не страшно. Мы тестировали на ребенке 2 лет. Он не умер и не задохнулся.
- Тестировали на двухлетнем ребенке в Молдове? Это ваш сын?
- Нет, тестировали в специальных лабораториях. Тестировали в Европе. Нет. Это не мой сын. Сын нашего научного сотрудника. Я не женат.
Смотрите, как блокируется тело человека. В Интернете пишут, что это как пена, как пенопласт. Ей Богу, люди, если не понимают, зачем пишут это вообще!
В шоке от того, что пишут в Интернете
- Читаете, что про вас пишут?
- Мне мои люди рассказывают. Они сами в шоке, от того, что пишут в сети. Хочу этот стереотип разрушить. Эта пена становится как ваша подушка, мягкая. Это не котелец, не камень. Главная задача - блокировать тело человека и поглощать энергию.
- А если самолет взрывается?
- Он не взорвется. Есть другая система - SIAAB1. . Они работают параллельно. Взрыва не будет. И травмы минимальны.
- Будет удар, человек не движется?
- Это как ремень безопасности в автомобиле. Пена - тоже самое, но она блокирует вас со всех сторон. Причем весь салон самолета. Кроме пилота.
- А пилотам, что? Погибать?
- Очень важно, чтобы они до конца знали, что происходит. Для них мы придумываем другую систему.
- А как насчет ложного срабатывания? Легкая турбулентность и все - в баках зеленый песок, а в салоне шарики...
- Это невозможно.
- Почему?
- Нужно подтверждение от основного бортового компьютера, что вот-вот произойдет столкновение. Наша система безопасности работает в паре с бортовым компьютером.
- За какое время приходит сигнал?
- Система срабатывает за 1.2 секунды. Если до столкновения с землей осталось 8 секунд, система безопасности становится активной.
- Когда происходит падение и столкновение - это ведь влияет на работу внутренних органов...
- Если вас ударит боксер перчаткой, есть вероятность, что вы встанете и гематомы не будет. А если ударит кулаком, то возможны последствия. Так и здесь. Благодаря пене, встряска не будет сильной. Мы все это изучили полностью. У нас большая команда. Все научно обосновано. На данный момент у нас 47 сотрудников - из Хельсинки, химики из МГУ, США. Они изучили это явление - амортизацию. Возьмите стакан молока и возьмите орех, бросьте в стакан. Орех не утонет. А что-то более тяжелое утонет. А если молоко взбить и на пену положить орех, то пена его удержит на поверхности, и он не утонет. А потом эта пена исчезает. Процесс нашей технологии ускорен до 30 секунд.
- Со стороны: авиакатастрофа из чудовищной аварии превратится в увлекательный аттракцион. Так?
- Это не аттракцион. Но люди будут спасены! Это самое главное! Причем на 97 %.
О цене вопроса
- А сколько может стоить оснащение самолетов этой системой безопасности?
- Самолет больших А 380 Airbus - для него система будет стоить всего 680 тысяч долларов, при том, что этот самолет стоит 400 миллионов долларов. Это 0,16 % от стоимости самолета.
- Я спросила про цену, чтобы понять, как быстро эта система после ее внедрения в мире, доберется до Молдовы...
- Сразу же! Это будут международные требования!
- А правда ли, что когда в Молдавской академии наук вы представили свое изобретение, над вами посмеялись?
- Нет, они не смеялись, они просто не поняли, что это. Такие тесты пытались сделать и НАСА в 1964 году - не получилось, и в 1984 году, повторили 20 лет спустя - не получилось. И закрыли проект из-за множества потерянных ресурсов, но у нас это получилось! У наших ученых нет информации. Они в этом просто не разбираются.
- То есть, когда вам отказали в Молдове, вы стали искать поддержку за рубежом?
- Нет, не так. У меня сразу была заграничная поддержка. Я учусь в Хельсинки в Авиастроительном университете. Это я оттуда приехал в Молдову, чтобы именно в Молдове впервые показать изобретение. Я за границей буду реализовываться.
- Вам помогает бизнес?
- Да, у меня есть коллеги, друзья.
- А что, государство не заинтересовано?
- Дело в том, что я не заинтересован в государстве. Нужно выбирать таких партнеров, чтобы быть уверенным, что не будет расторгнут контракт, а у нас - сами видите. Сегодня одни, завтра - другие. Ненадежность полная.
- Вы работаете сейчас в Америке?
- Да. И в Европе. Нашел поддержку у фондов, у бизнеса. Проектом заинтересовались везде. И в Китае тоже.
- У вас отец из авиации?
- Да, мой папа был летчиком. Его, к сожалению, нет среди нас. Но я всегда гордился и горжусь им.
- Удивлена тому, что презентацию вы провели давно, а сейчас пошел какой-то бум. И все об этом только и говорят.
- Мы держали партнеров на расстоянии, сейчас дали им возможность приблизиться. И произошла утечка в прессу.
НАША СПРАВКАВ чем смысл системы безопасности от молдавского «Кулибина»
При аварии самолет, ударяясь о землю, не взрывается, а пассажиры не получают травм. Система SIAAB1 представляет собой особое вещество, которое авиационное топливо превращает в твердое вещество - так удастся избежать взрыва. Поскольку возгорание при этом становится невозможным. Второе направление — система SIAAB2. Это пенистое вещество (химическая формула которого засекречена), находящееся в специальных капсулах. За 8 секунд до крушения оно автоматически заполняет салон и блокирует движения человека.
http://www.kp.md/daily/26206.4/3091667/ Там и видео есть