АЗЛК - 2901 Москвич

Многочисленные попытки Московского завода АЗЛК (ныне — ОАО "Москвич") войти в рынок привели к появлению на свет в 1994 г. санитарного фургончика АЗЛК-2901.

Машина изначально разрабатывалась в кооперации с Киевским авторемонтным заводом №5.

В том же году опытный образец был представлен на Московском автосалоне.

Но таможенные барьеры не позволили довести работу до значимых промышленных партий.

Некоторые машины, редкие даже в свои "лучшие годы", где-то сохранилась до наших дней (вероятно, из представленных на испытания). Та, что на представленных фотографиях, встретилась мне в Филях весной 2003 года.

Годы не красят...

http://i025.radikal.ru/0711/1d/ae60154d4be5t.jpg

http://i041.radikal.ru/0711/4e/a07ea7de462ft.jpg

Интересные, на мой взгляд, подробности про Москвич-2901: В августе 1995-го, когда завод Москвич уже неделями простаивал, одного из конструкторов группы перспективных разработок - Алексея Джигурду - попросили в частном порядке съездить в Киев, установить на эту санитарку югославский двигатель DMW 1,6 л. Югославы тогда были в блокаде и искали любые возможности сбыта своей продукции, и вроде как наметилась возможность через третьи страны поставлять эти движки. На киевском АРЗ был живьем такой движок и кое-какие чертежи. Алексей съездил, обмерил двигатель, проработал компоновку и за пару недель установил его в машину. Впоследствии этой работой украинцы занимались сами. До серийного производства дело у них точно не дошло - попробовали и бросили.

Одна из выпущенных машин хранилась в музее завода "Москвич" (фото из книги Л.М.Шугурова), где и находилась как минимум до последних чисел декабря 2004-го, когда ее фотографии сделал Максим Соколов.

http://i004.radikal.ru/0711/a2/a86cee4a3426t.jpg

http://i039.radikal.ru/0711/23/2a74fb742292t.jpg

http://i037.radikal.ru/0711/e2/891fc2dce67at.jpg

На основе данного прототипа, по заданию Минздрава РФ в 2001 г. совместными усилиями компаний НПО "Экран", "Самотлор-НН", "КАФ" разработан и построен АСМП Москвич-2901М, использующий базовый пикап Москвич-233500 с медицинским кузовом, выполненным по «Sandwich»-технологии (заводские фото "Самотлор-НН" присланы Максимом Шелепенковым).

По воспоминаниям непосредственного куратора этой темы, в те годы начальника отдела автомобилей завода "Москвич" Алексея Джигурды:
"Ту последнюю санитарку - 2901М - делали не у нас на заводе, её пригнали уже готовую. Саму будку из сендвич-панелей на пикапе 2335 с удлиненным задком делали в Шумерле; комплектовал медицинским оборудованием, я так понимаю, "Экран" ("Самотлор-НН" - прим.ред.). Уже на нашем заводе наш гендиректор Асатрян начал делать из этой машины "конфету", дабы она могла произвести максимальное впечатление на всяких заинтересованных руководителей.

Так, задний бампер и ступеньки отделали алюминиевой рифленкой, сделали вклеиваемые стекла (гимор тот ещё оказался). Соответственно, машина подшпаклевывалась и перекрашивалась.При этом от излишнего усердия её чуть не угробили - маляры для ускорения процесса сушки, как обычно, стали прогревать её борта мощными рефлекторами и малость перегрели глухой левый борт.

Пену в этом сендвиче начало пучить и по борту пошла волна. Хорошо, вовремя заметили в том смысле, что этот процесс не зашел слишком далеко. Но невыводимый блик на этом борту остался конкретный.

Машина была сделана на базе обычного 2335, но в перспективе предполагалось эту модификацию делать на базе удлиненного шасси четырехместного пикапа. Оно имело платформу сразу нужной длины и позволяло иметь прямоугольную боковую дверь медотсека максимальной ширины - дверь уже не наезжала на арку. В принципе машина на таком шасси с базой 2900 имела бы ещё большую курсовую устойчивость и лучшую проходимость и управляемость (те, кто перегонял первый образец из Шумерли рассказывали, что машина на высокой скорости держала дорогу "как трамвай"). У короткобазного 2901 с таким огромным задним свесом и высоким центром тяжести управляемость оказалась, как и следовало ожидать, "не фонтан", как и проходимость.

Причем, к тому времени длиннобазное шасси этого пикапа существовало и в полноприводном исполнении, и вариант полноприводной санитарки тоже серьезно рассматривался на предмет производства (даже в Москве в гололед и сильные снегопады подобная неполноприводная техника во дворах застревает непозволительно часто и непредсказуемо)."

Агония завода "Москвич" поставила крест (совсем не медицинский) на этой машине.

http://i030.radikal.ru/0711/0b/026bbf9eff2ft.jpg

http://i042.radikal.ru/0711/7e/74cd9859e42bt.jpg

Сотрудник ОАО "НПО Экран" Андрей Рыбалов, участвующий в испытаниях автомобилей скорой помощи:
"В период с 7 января 2002 г. по 21 января 2002 г. проведены технические приемочные испытания образца Автомобиля медицинского назначения участкового (семейного) врача на базе автомобиля Москвич-2335 пикап" - так написано в акте технических приёмочных испытаний.

В настоящее время эта машина стоит на территории АОА "НПО "Экран" рядышком с автомобилем Москивич-2901."

Хорошо, что эта техника уцелела хоть в таком виде. По уму место ей в музее, хотя наша медицинская техника оказывается все больше на свалке...

http://i001.radikal.ru/0711/00/9c5985a555b9t.jpg

Существует и фотография санитарного автомобиля на базе удлиненного Москвича-2141, присланное Александром Баракиным. Скорее всего фотография сделана в Аргентине, куда были экспортированы несколько тысяч Москвичей-2141.

Аргентинцы делали удлиненные версии этих машин и в том числе, санитарные автомобили. Собственно говоря, с таких фотографий на заводе начались работы по стреч-версиям Москвича - Князьям Владимирам и т.д..

http://i016.radikal.ru/0711/dc/78e19b1b4d81t.jpg

Для любителей подробностей:
Автомобиль скорой медицинской помощи на базе автомобиля Москвич-2901 в 2002 г. был представлен в качестве проекта, поддерживаемого ОАО "Московский комитет по науке и технологиям", основной пакет акций которого принадлежал Правительству Москвы. В соответствии с описанием, размещенным на сайте комитета, АСМП на базе Москвич М-2901предназначен для оказания первой помощи и транспортировки пациентов до стационарных лечебных учреждений, так же для оказания медицинской помощи в домашних условиях (автомобиль семейного врача).
Технические характеристики АСМП АЗЛК 2901:
Двигатель РЕНО 2000 куб см., Бензиновый, 113 л.с.
УЗАМ-331.17, 1700 куб см., Бензиновый, 85 л.с.
УЗАМ-332.17, 2000 куб.см., Бензиновый, 105 л.с.
Колёсная формула 4х2 (передний привод)
Максимальная скорость 160 км/ч
Расход топлива (городской цикл) 8 л
Габариты салона:
— длина 2100 мм;
— высота 1300 мм;
— ширина 1320 мм.
Медицинское оснащение:
— Тележка-каталка с носилками на приёмном устройстве
— Аппарат ИВЛ с ручным приводом для взрослых АДР-1200
— Электрокардиограф ЭК1Т-04
— Отсасыватель ОНПт
— Комплект воротников Шанца
— Комплект шин пневматических универсальных
— Носилки-полотнище
— Чемодан-укладка врача скорой помощи
— Контейнер для мусора .