"ИЖ-Авто
В. Мамедов
Вообще-то Иж – это река, на которой стоит Ижевск, и уж потом – марка. Надо сказать, весьма распространенная. В последние годы социализма в магазине «Зенит» в Москве можно было увидеть носившие ее ружья, оптические прицелы, автомобильные радиоприемники, мотоциклы. А еще все знали автомобили «Москвич», тоже выпускавшиеся с маркой «ИЖ». Об автомобильном производстве оборонного гиганта, его прошлом и настоящем наш рассказ.
Первая самостоятельная разработка ижевских конструкторов – «ИЖ-Комби» датируется 1966 г.
К середине 60-х годов прошлого века у населения Советского Союза скопилась значительная сумма денег, на которую ему нечего было купить. В условиях планового хозяйства замедление оборота денежной массы вызвало отрицательные последствия для экономики всей страны. Тогда-то руководство государства и вспомнило о желанном личном автомобиле, который, будучи доступен, вернул бы в оборот многолетние народные накопления, а заодно дал сильнейший толчок развитию многих отраслей, необходимых для изготовления автомобилей.
В решениях XXIII съезда КПСС особо отметили необходимость быстрейшего удовлетворения потребности населения в малолитражных легковых автомобилях, и вскоре была принята программа развития автомобилестроения, предусматривающая строительство новых и модернизацию старых автозаводов.
Мнения о том, откуда возьмутся «народные автомобили», у тогдашних правителей страны оказались разными. Некоторые из них считали, что проблему решит покупка лицензии и организация производства зарубежной модели (что и было реализовано с помощью FIAT в Тольятти), а Д.Ф. Устинов (Член Политбюро и Министр оборонной промышленности) настаивал на том, чтобы, «не связываясь с капиталистами», выпускать в нужных количествах отечественную малолитражку на вновь созданной производственной площадке одного из подведомственных ему заводов. Жизнь сложилась так, что и новый завод в Тольятти, и автомобильное производство в Ижевске получили путевку в жизнь.
Полноприводный легковой автомобиль с несущим кузовом ИЖ-14, 1972 г.
Единственным малолитражным автомобилем, выпускавшимся в СССР в то время, был «Москвич». Он в значительных количествах (до 55% от объема выпуска, составлявшего 80–100 тыс. в отдельные годы) экспортировался для увеличения валютных поступлений в бюджет, выполняя едва ли не главную задачу всего производства. Именно его и собирался выпускать Дмитрий Федорович на Ижевском машиностроительном заводе, том самом, на котором он прошел путь от мастера до генерального директора.
В середине 1965 г. в Министерстве оборонной промышленности возник план – выпуск «Москвичей» должен был развернуться в недостроенном и до того момента «замороженном» корпусе, который в перспективе предполагалось окружить заново построенными производствами, что должно было обеспечить выпуск 220 тыс. автомобилей в год.
Поразительно, но прямо в том же, 1965 г. ижевские оборонщики пытались создать для своего завода и собственную модель автомобиля. Коллектив специалистов, хорошо знающих возможности оборудования первой очереди завода, разработал и даже построил оригинальный двухдверный автомобиль, именовавшийся между собой «ЗИМА» («Завод ижевских малолитражных автомобилей»). В марте 1966 г. увидела свет «ЗИМА-II» с четырехдверным кузовом. Оба варианта имели рамную конструкцию и упрощенный кузов, все панели которого изготовили методом прокатки и гибки. К сожалению, в заводском музее современного «Ижмаша» оба первенца отсутствуют...
Экспортный вариант пикапа ИЖ-27151-01 с кузовом увеличенного объема
Первый ижевский «Москвич»-408 покинул конвейер 12 декабря 1966 г. В цехах первой очереди завода до декабря 1969 г. ежегодно собирали до 30 тыс. «Москвичей» моделей «408» и «412». Штамповки кузова поступали с АЗЛК, коробки передач – из Москвы и Омска, двигатели УМЗ-412 – из Уфы. С 1970 г. завод начал сам штамповать детали кузова. В 1971-м заработал вновь построенный «большой автозавод», а в старом корпусе расположилось экспериментальное производство.
Ежегодно с 1973 по 1991 г. «Ижмаш» выпускал в среднем по 170 тыс. малолитражек. Пик производства, равный 188,7 тыс., пришелся на 1988 г. Первый оригинальный многоцелевой пятиместный автомобиль в качестве одного из вариантов развития «Москвича» для «Ижмаша» разработала группа дизайнеров ВНИИТЭ под руководством Ю.А. Долматовского. В 1967 г. демонстрационный макет машины покинул Москву и ныне занимает почетное место в музее завода. ИЖ-ВНИИТЭ, оснащенный двигателем УМЗ-412, имел трехдверный кузов-хэтчбек со сдвижными боковыми дверьми и задние фонари, расположенные на задних стойках.
Заводские конструкторы тоже не сидели, сложа руки. Их творческой энергии в те годы можно только позавидовать. За 1970–1975 гг. они разработали свыше десятка экспериментальных моделей, в том числе два внедорожника, переднеприводный хэтчбек, различные варианты машин «классической» компоновки, однако ни одна из них не пошла в производство из-за отсутствия финансирования.
Серийный фургон ИЖ-2715-01
О высоком профессиональном уровне конструкторов завода можно судить по родившимся в те годы оригинальным агрегатам, также оставшимся только в истории предприятия. В 1971–1972 гг. на серийном «Москвиче» успешно прошла испытания гидропневматическая подвеска с упругими элементами, в которых масло от сжатого воздуха отделяла резиновая диафрагма (именно этот принцип используется Citroen); для внедорожника, фургона и седана была разработана уникальная двухступенчатая раздаточная коробка, управляемая одним рычагом, благодаря которой автомобиль мог быть и полно-, и передне- и заднеприводным. Наконец, успешно прошла испытания собственная гидромеханическая коробка передач для автомобиля классической компоновки, отличающаяся от конкурентов тем, что обеспечивала большую экономию топлива.
Первой моделью, отличающейся от стандартных «Москвичей», стала «ИЖ-Комби» ИЖ-2125, впервые показанная на дизайнерской выставке в Москве в 1966 г., но запущенная в производство лишь в 1973-м. За ней последовали оригинальные пикап ИЖ-27151 и фургон ИЖ-2715, которые сыграли огромную роль в укреплении имиджа завода. Ведь «каблучки», до сих пор честно служащие своим владельцам на дорогах СНГ, первыми пробили себе путь на иностранные рынки. Пикап (и с короткой, и с удлиненной платформой) и фургон успешно поставлялись в европейские (Финляндия, Венгрия) и латиноамериканские (Куба, Никарагуа, Ямайка, Панама) страны.
Опытный образец автомобиля ИЖ-2715 «скорая помощь»
Когда в середине 70-х началась работа над новой базовой моделью, грузовым и грузопассажирским модификациям на ее базе уделялось особое внимание. Удивительно, но все многочисленные версии в виде макетных и опытных образцов на заводе бережно хранят – как ценные страницы истории, полезные для начинающих инженеров. Однако прошедшая государственные испытания еще в 1981 г. «Орбита» ИЖ-2126 была запущена в производство лишь через десятилетие, когда вся экономика страны находилась в глубоком кризисе. Закупленное современное оборудование для сварки кузовов даже не распаковывалось. Машину делали по обходной технологии, качество было неважным. Между тем смена общественно-политического строя в России привела завод в тяжелейшее положение.
В 1997 г. предприятие, рассчитанное на выпуск четверти миллиона автомобилей, изготовило лишь 8(!) тыс. машин. Заговорили о том, что не родившаяся толком «Орбита» так и умрет из-за отсутствия должного финансирования для ввода в строй основных производственных цепочек и слабого интереса к ней со стороны потребителей. Однако «Ижмашу» повезло.
В 1999 г. бразды правления автозаводом перешли в руки Группы компаний «СОК», поставившей целью возрождение завода. Сразу же была налажена автоматическая линия сварки кузовов фирмы KUKA, закупленная еще в перестроечные годы. Новое руководство предприятия по-новому организовало всю систему работы предприятия, начиная от производства и заканчивая сбытом продукции. Результат налицо: к 2003 г. объем выпуска продукции увеличился более чем в 8 раз, с 2002 г. предприятие занимает 2-е место в России по производству легковых автомобилей, причем темпы роста продолжают увеличиваться.
В январе 2002 г. в рамках договора о сотрудничестве с «АвтоВАЗом» Ижевскому заводу был передан полный технологический цикл производства одного из самых массовых автомобилей – ВАЗ-2106, а с 1 августа 2003 г. завод стал единственным в стране производителем популярного универсала ВАЗ-2104, выпуск которого в этом году планируется увеличить до 50 тыс.
Испытания ИЖ-2126 на пассивную безопасность, 1984 г.
Динамика роста производства на заводе оставляет сильное впечатление. Если в 2002 г. ОАО «ИЖ-Авто» собрал 78 258 машин, то в 2003 г. уже 94 213, т.е. рост составил 20%. Следует учесть, что доля моделей с эмблемой «ИЖ» в общем объеме составляет более 50% (51 638), а остальное приходится на модели ВАЗ-2106 и -2104. В 2003 г. в опытном порядке собрали три автомобиля ВАЗ-2107. Выпуск «вазовских» моделей вывел завод из убыточности и позволил начать концентрацию средств для разработки автомобилей будущего. Ни в коей мере не прекращается работа по модернизации ИЖ-2126.
Огромную роль в процессе совершенствования конструкции ИЖ-2126, получившего имя «Ода», сыграл переход с ВАЗа на ИЖ-Авто нынешнего главного конструктора завода Александра Карловича Миллера, в свое время, работавшего над проектом ВАЗ-21081 в качестве ведущего конструктора. Причем под словами «совершенствование конструкции» нужно понимать не только улучшение дизайна, эргономических качеств, экономичности и т.п., но и тривиальное повышение качества узлов и агрегатов автомобиля, требующих «экстренного» конструкторского вмешательства. Что и говорить, на поверку, «Орбита» оказалась весьма «сырым» и недовведенным автомобилем, да еще выпускавшимся по «обходным технологиям», так что дел у нового Главного хватает.
На заводе успешно реализуется концепция поэтапной модернизации машины. На первом этапе изменился внешний вид приборной панели, появилась новая комбинация приборов ВАЗ-2110, улучшился внешний вид автомобиля, его интерьер, появились новые варианты комплектации. В настоящее время завод выполняет второй этап, включающий установку новой комбинации приборов с улучшенным дизайном и просветными шкалами, применение комбинированной обивки сидений с центральной вставкой, уже ведется сборка машин с двухцветным интерьером. На правой передней двери автомобилей устанавливается замок, до этого снаружи можно было открыть только водительскую дверь. Зеркала стали антибликовыми.
Фургон ИЖ-2717
Скоро на конвейере появятся машины с новыми бамперами, значительно улучшающими их внешний вид. Они будут поставляться тольяттинской фирмой «АПАЛ». На этом завершится второй этап малой модернизации, который должен перетечь в третий. Он предусматривает производство новой формованной обивки крыши, рамок дверей, литых обивок стоек, новых сидений с улучшенной посадкой водителя и пассажиров. Задняя часть автомобиля будет осовременена установкой оригинальных светотехнических элементов, унифицированных с выпускаемыми только посадочной поверхностью.
Запланирована серьезная модернизация тормозной системы с заменой вакуумного усилителя, которая наконец-то устранит известный многим владельцам ИЖ-2126 хронический недостаток тормозов – их «ватность».
Совместно со специалистами «АвтоВАЗа» на заводе проведена серьезная работа по совершенствованию коробки передач, направленная на повышение ее надежности, четкости переключения передач и снижение шума при работе. Что касается кузова, то и здесь, по-видимому, произойдут перемены к лучшему. На заводе ведется работа по увеличению жесткости несущей конструкции, повышению уровня пассивной безопасности автомобиля. В таком, модернизированном виде базовая модель «2126» и ее модификации, оснащенные только «вазовскими» карбюраторными или впрысковыми моторами (от продукции УЗАМ из-за низкого качества пришлось временно или навсегда отказаться) просуществует на конвейере до 2008 г.
Заменит ее новый базовый автомобиль, тоже классической компоновки, с полностью измененной внешностью и интерьером, и даже с независимой подвеской задних колес, работа над которым идет полным ходом.
Пикап ИЖ-27171
Идет борьба за качество. Если в 2003 г. выявленный брак составлял 0,15%, то по сравнению с 2002-м, когда брак составлял 0,23%, снижение составило 34,8%. Только решение «проблемы заднего моста», досаждавшего владельцам постоянным шумом и малым сроком службы, потребовало проведения 150(!) конструкторских и технологических мероприятий. В течение только одного года снижения рекламаций по заднему мосту составило ни много, ни мало – 47,1% от прежнего уровня. Причем, по таким дефектам, как течь сальника полуоси или шум при работе дифференциала удалось снизить брак на 60%. В таком же порядке Управлениями главного конструктора и главного технолога «перелопачивается» вся конструкция автомобиля и методы его изготовления.
Очень перспективным направлением деятельности на заводе считают выпуск полноприводных модификаций легковых, грузовых и грузопассажирских автомобилей. Пока производство подобных машин сдерживает недостаток мощностей по изготовлению оригинальной раздаточной коробки с блокируемым дифференциалом, агрегатируемой с коробкой передач. И все-таки, на 2004 г. запланирован выпуск 1 800 шт. со всеми ведущими колесами, в 2005 г. их должно быть собрано уже 15 тыс., а в дальнейшем, если рынок положительно отреагирует на эти модели, производство должно вырасти до 30 тыс. машин с колесной формулой 4х4 ежегодно.
Полноприводный вариант ИЖ-2126 для милиции, разработанный тюнинговой фирмой «НИКА»
И, конечно, нельзя не сказать о том, что «ИЖ-Авто» приступил в 2004 г. к сборке корейских автомобилей KIA Каин, закупив соответствующую лицензию. Пока речь идет об «отверточной» сборке из комплектов, получаемых из Кореи. Однако, в недалеком будущем заработают новый кузовной цех и цех окраски, где кузова будут сваривать, окрашивать и собирать так же, как это уже практикуется, например, на заводе Ford в Ленинградской обл. В перспективе в Ижевске должны собирать до 40 тыс. KIA ежегодно. Оптимисты считают, что при таком объеме производства будет целесообразно развернуть и собственное моторное производство для комплектования моделей Каин.
Завершить статью, учитывая специфику нашего журнала, мы решили знакомством с сегодняшним модельным рядом грузовых и грузопассажирских автомобилей семейства «Орбита».
Самым популярным у потребителей в настоящее время является ИЖ-2717 с кузовом-фургоном. Задняя дверь фургона в верхнем открытом положении фиксируется двумя пневмоупорами. Открываются и закрываются двери при помощи двух замков и ручки с приводом. Завод предлагает несколько специальных модульных кузовов, включая изотермический фургон и киоск для розничной торговли. По сравнению с ИЖ-2126, ИЖ-2717 имеет увеличенный до 169 мм клиренс, не рычажно-пружинную, а рессорную подвеску заднего моста, специальные шины повышенной грузоподъемности. Масса полезного груза равна 650 кг. С карбюраторным двигателем ВАЗ-2106 мощностью 73,7 л.с. автомобиль развивает максимальную скорость 120 км/ч и расходует при скорости 90 км/ч 6,9 л бензина на 100 км.
Один из вариантов модернизированного ИЖ-2126, 2003 г.
Пикап ИЖ-27171 имеет металлическую бортовую платформу со всеми откидными бортами. Грузоподъемность модели повышена до 740 кг. В течение часа без специальных приспособлений платформу можно закрыть тентом, закрепленным на дугах.
Новинка 2004 г. – пятиместный грузопассажирский автомобиль ИЖ-21261 «Фабула», сочетающий в себе комфортабельность седана и грузовместимость фургона. Благодаря повышенной задней части крыши удалось достичь значительного объема багажного отсека (1 354 л при сложенном заднем сиденье). Максимальная скорость машины на асфальте – 160 км/ч. По подвескам модель унифицирована с легковым ИЖ-2126. Оригинальная конструкция пятой двери, нижней своей частью стыкующейся с задним бампером, обеспечивает удобство погрузки и выгрузки. В верхнем положении дверь удерживают два пневмоупора. По заказу модель собирают с полноприводной трансмиссией.
Специалистами опытно-промышленного производства ОАО «ИЖ-Авто» разработан и выпускается в ограниченных количествах полноприводный двухместный пикап ИЖ-27171, получивший пока неофициальное название «Охотник». Рессорная подвеска заднего моста дала возможность увеличить грузоподъемность автомобиля до 700 кг, а установка колес с шинами размером 195/65 R15 позволила поднять клиренс до 190 мм. База модели – 2 710 мм, снаряженная масса – 1 150 кг. На пикап устанавливают либо 1,7-литровый бензиновый карбюраторный двигатель ВАЗ-21213 мощностью 78,8 л.с., либо дизельный ВАЗ-343 (1,8 л, 63,5 л.с., 110 Нм). Расход топлива при постоянной скорости на асфальте в первом случае составляет 9,5 л/100 км, во втором – 8,1 л/100 км. Максимальная скорость ограничена 120 км/ч. Предлагается также вариант с пятиместной четырехдверной кабиной, объем которой увеличен на 85%.
Пикап ИЖ-27171 (4х4) с пятиместной кабиной
В долгосрочной программе развития «ИЖ-Авто» предусматривается увеличение проектной мощности предприятия до 300 тыс. автомобилей в год при резком повышении уровня качества, улучшении потребительских свойств и сохранении прежнего ценового ряда моделей. Постоянно увеличивается количество деталей кузова, подвергнутых оцинковке, в 2004 г. введена в строй современная импортная линия окраски кузовов, позволяющая выпускать до 180 тыс. автомобилей, окрашенных современными красками типа «металлик». Все это отражается на повышении интереса к продукции «ИЖ-Авто» как в России, так и за ее пределами.
В стадии разработки находятся проекты по организации сборки пикапов в Сирии, Египте, Ираке, Китае. И это серьезное доказательство состоятельности ОАО «ИЖ-Авто» как конкурентоспособного производителя, продукция которого отвечает высоким международным стандартам."