Причины катастроф в пятницу 13?
Михаил Салтан
Пятница 13- число стало в России днём катастроф. Если рассуждать, мистика ли это или чей-то чёрный «юмор», мы склонны склониться к последнему. Удар нанесён по стратегическим объектам, очень чувствительным точкам. Так что «юмор» оказался не только чёрным, но и масштабным и политически выверенным. Но, обо всё по порядку.
Главной темой дневных выпусков новостей СМИ стали непонятные пожары на военных складах Ульяновска: уже сообщают о десятках погибших, сильном задымлении города с возможными утечками химических боеприпасов (население города одело марлевые повязки и в кранах вдруг пропала вода). Это серьёзное (а возможно и очень серьёзное) чрезвычайное происшествие государственного масштаба, особенно, если на складах действительно были химические боеприпасы. Однако произошедшее в Ульяновске – это далеко не самое главное из случившегося в пятницу, 13-го ноября 2009-го.
Как сообщают наши источники в Ставрополье, произошла глобальная авария на самом крупном в мире Северо-Ставропольском подземном газохранилище в районе посёлка Рыздвяный. Район оцеплен войсками, и любая информация оттуда блокируется, а на случай утечек – в телевизор запущен сюжет небольшом пожаре на газопроводе в этом районе, который якобы уже потушен. Однако о «небольшом» пожаре не может быть и речи ибо только столб огня, видимый очень издалека очевидцами, по их мнению достигает высоты в 200-300 метров и иногда напоминает грибовидное облако после ядерного взрыва. О масштабах и последствиях произошедшего легко можно судить хотя бы из масштабов терпящего катастрофу объекта.
Эта катастрофа, серьёзнее чем военные склады, как по технологическим последствиям, но в первую очередь по политическим.
Крупнейшее в мире Северо-Ставропольское ПХГ регулирует сезонную неравномерность поставок, обеспечивает газоснабжение потребителей Южного федерального округа, республик Закавказья, Украины и надежность экспортных поставок. Об объёме находящегося там газа нигде официально не сообщается, и это говорит о крайней важности объекта. Оценивать его можно более чем приблизительно, но, скорее всего, исчисляется десятками миллиардов кубометров. То есть, речь идёт о стратегически и политически важном, объекте, особенно в связи с украинским газовым трениями, о чём поподробнее чуть ниже.
Известно, что в результате интенсивной закачки на ПГХ (подземном газовом хранилище) образовался необычный для несущих пластов газодинамический режим, следствием чего стали серьезные деформации поверхности, зафиксированный в результата режимных геодезических наблюдений уже за период с 1975 по 1990 годы. Далее, когда газ из месторождения стали снова отбирать, ситуация ещё более ухудшилась. Неуправляемые перетоки вводимого под давлением газа в сочетании с наличием газопроницаемых грунтов вызывали повсеместные трещины и разломы породы, поэтому, когда газ со временем стали из месторождения отбирать – над ним стали множится спонтанные провалы грунта, сопровождающиеся прорывами газа на поверхность. Но, как и в случае с Саяно-Шушенской ГЭС, в период «приватизации» было не до этого. То есть объект был крайне уязвим.
А сейчас на ПХГ произошла какая-то масштабная катастрофа и совершенно непонятно ни что там происходит на поверхности (районе блокирован), ни тем более на глубине километра (ориентировочная глубина газоносных пластов). Зато совершенно понятным становится другое.
Газ – это такой товар, который нельзя слить как нефть в ведро и ждать, когда на него будет подходящая цена. Таким «ведром» в какой-то мере являются газохранилища. Поэтому любое газохранилище – это ключевой узел транспортной магистрали, в который можно закачать часть газа для регулирования сезонных или технических колебаний потока (например, когда по тем или иным причинам отключает один из потребителей, излишек газа закачивают в газохранилище).
Но Северо-Ставропольское ПГХ – это уже не просто узел. Это узел колоссальных размеров, самый большой на планете. Он регулирует поток газа на Кавказ, в Турцию, в Европу и на весь Юг России. Соответственно потребителями этого узла являются уже не отдельные заводы и газовые компании, а целые страны. Например, когда в период прошлогодней газовой войны с Киевом Украина была отключена от трубы, газ с Уренгоя просто закачивался в Северо-Ставропольское ПГХ. В своё время на Украине бытовало мнение, что прекратить поставки газа по её транзитным трубопроводам Россия не сможет, так как ей не куда будет девать добытый газ. Об этом кулуарно говорилось в правительстве Украины. Там исходили из известных оценок объёмов российских ПХГ. Однако, как оказалось, они ошибались исходя из этих оценок. О том, что России некуда девать газ сказал даже Ющенко в интервью одной из западных телекомпаний. Поэтому для украинского правительства Юлии Тимошенко оказалось очень неприятным открытием, когда поставки газа в трубопровод прекратились.
Объёмов российских ПХГ оказалось достаточно, чтобы принять добытый газ, не пошедший по украинскому трубопроводу. Расчёт украинских оранжевых оказался не верным, и Тимошенко пришлось ехать в Москву на поклон. Главную роль в приёмке не пошедших в Европу объёмов сыграло как раз Северо-Ставропольское ПХГ. Не случайно, видимо его ёмкость скрывается. Теперь же, если это ПГХ временно или насовсем или частично перестанет работать, то добываемый на Уренгое газ нужно будет либо поставлять на Украину на условиях Украины (вплоть до бесплатных поставок), чтобы не перекрывать скважины газодобычи (что дорого, не исполнимо быстро и иногда приводит к её ликвидации), либо – жечь факелами прямо на Уренгое, ибо иного пути утилизации газа нет. Вот такая получается интересная ситуация, интересная по многим причинам.
Как мы знаем, на Украине намечаются выборы, в преддверии которых Кремль уже начинает разминать пальцы перед газовым вентилем, пугая Киев, который может в любой момент перестать платить за топливо. И тут вдруг – «Бабах!», вентиль сорвало без особых надежд на восстановление. Кремлю теперь даже просить Киев придется, чтобы он согласился потреблять газ ибо жечь его будет себе дороже. Удивительное счастливое совпадение для Киева в частности и его западных партнёров вообще.
Ну а что сказать про удивительное совпадение - странная дата ЧП пятница 13-е, да ещё две катастрофы, да на следующий день после президентского послания? Либо очень плохие знаки россиянскому руководству с самого Неба, либо, кто-то очень, очень серьёзно старается. Да и Чечня недалеко. Очень странное совпадение.
Но, в общем, пока рано говорить об исполнителях и заказчиках очередной масштабной катастрофы, возможно действительно техногенные. Возможно, но посмотрим что заявят ичкерийцы, а в Киеве сейчас должен быть банкет по поводу столь удачного стечения обстоятельств. Мы с вниманием следим за ситуацией и ждём развития событий.