Шоковая терапия.
Это иногда работает, как в послевоенной Германии, когда все субсидии государства населению и предприятиям были отозваны и цены отпущены в свободное плаванье, а иногда не работает, как на пост-советском пространстве, когда было сделано тоже самое, что в пост-нацисткой Германии, но результаты оказались совершенно другими. Результаты шоковой терапии в Германии привели к Германскому Экономическому Чуду, в то время как те же самые действия в России привели к полному уничтожению экономики.
Почему? В чём разница?
Всё очень просто. Когда вы отменяете субсидии государства для предприятий и населения и отпускаете цены в свободное плавание, никогда нельзя забывать о второй части «математического» равенства. Если в первой части равенства стоит РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА, то во второй части должны стоять ТВЁРДЫЕ ДЕНЬГИ (имеющие собственную стоимость).
Если государство переходит от социализма к капитализму, оно в первую очередь должно продумать путь перевода своей денежной системы на саморегулируемую рыночную основу.
Для Германии такой основой была свободная возможность обмена германских марок на доллары США и, таким образом, косвенная привязка марки к золоту посредством плавающего курса.
На пост-советском пространстве, в момент ввода шоковой терапии, еще какое-то время существовала статья уголовного кодекса за простейшие валютные операции. Путей свободного ввоза и вывоза капитала не существовало. В этом случае проводить шоковую терапию, переводя экономику на рыночные рельсы, но оставляя в обороте бумажный рубль, циркулирующий по стандартам Государственного Банка СССР, было нельзя. Вторая часть равенства оказалась не соответствующей первой части. Поэтому пост-советская экономика, не имея твёрдых денег, сразу камнем пошла на дно. Улучшение наступило только через несколько лет, когда стараниями уцелевших участников экономического процесса, в оборот вошёл доллар США.
Для начала я хочу ввести два термина – ТВЁРДЫЕ ДЕНЬГИ и БУМАЖНЫЕ ДЕНЬГИ. Карл Маркс называл их НАСТОЯЩИЕ ДЕНЬГИ и ЗАМЕСТИТЕЛИ ДЕНЕГ. Но, собственно это не важно как назвать деньги. Основное свойство отличающее ТВЁРДЫЕ деньги от БУМАЖНЫХ, является их стоимость. Твёрдые деньги имеют собственную стоимость. Бумажные наследуют свою стоимость от происходящих в обществе финансовых процессов.
Твёрдые деньги, тоже могут быть «БУМАЖНЫМИ», но такая бумага обычно привязана к реальным активам – Земля, Зерно, Золото... То есть ТВЁРДОСТЬ денег это не физическое свойство, а финансовый инструмент вычисления их реальной стоимости на основе какого-либо товара.
Бумажные деньги наследуют свою стоимость не от реальных активов, а от гарантии государства на БЕСКОНЕЧНОСТЬ определённых финансовых процессов.
К примеру, стоимость советских рублей базировалась на гарантиях советского государства сохранять устойчивые цены на потребительские и сырьевые товары. Сам советский рубль, не привязанный ни к какому активу, не являлся твёрдой валютой, но гарантия государства сохранять стабильные цены БЕСКОНЕЧНО, делало бумажный рубль ДЕНЬГАМИ.
Согласитесь, что в условиях «деревянного» рубля, переход на рыночные цены в период ШОКОВОЙ ТЕРАПИИ, мог привести только появлению бартера во всех сферах экономики.
Апологеты теории денежной массы считаю,т что экономика растет или падает в условиях увеличения или уменьшения количества денежной массы в обороте. История, как говорится, ни чему не учит. Забыли уже как, не смотря на огромную денежную массу в советских рублях, вся страна почему-то от денежного обращения перешла на бартер.
Этот эффект очень просто объяснить – цены отпустили – рубль стал бумагой. Бывшие советские предприятия, экономический цикл которых был связан прежде всего с ценами на сырьё и комплектующие, вдруг осознали, что они не могут рассчитать правильно свои издержки. Как можно выпускать и продавать продукцию, если предприятие не знает и не может знать уровень цен своих смежников или поставщиков?
Из моего личного опыта начала девяностых годов, я помню что просто задолбался выстраивать производственные цепочки, пока не плюнул на это дело и не стал заниматься финансовыми спекуляциями.
В условиях, когда государственные гарантии на сохранение стабильных цен были сняты, а РУБЛЬ как был, так и остался бумагой, промышленные предприятия, не смотря на то что денежную массу в стране никто не сокращал, начали выстраивать бартерные цепочки, которые в конце-концов привели экономику к бесславному концу.
Если бы во время введения шоковой терапии, правительство Гайдара не только отпустило цены, но и сделало бы рубль твёрдой валютой ( к примеру привязало бы его к золоту) то промышленные предприятия не начали бы искать пути обмена конечной продукции – ТЕЛЕВИЗОРОВ на продукцию поставщиков – МИКРОСХЕМЫ, а обменивали бы телевизоры и микросхемы на Золото, как это и положено было с самого начала каких бы то ни было товарно-денежных отношений.
Наполняя свою валюту реальным смыслом, СССР пошёл по пути фиксации потребительских и сырьевых цен. В определенный момент, в начале девяностых, господину Гайдару и его основному советнику по «шоковой терапии» господину Саксу, показалось, что БУМАЖНЫЙ РУБЛЬ, это некое само-собой разумеющееся явление, которое само по себе чрезвычайно ценно. Поэтому Гайдары и Саксы так легко отпустили цены. Они не понимали, что рубль это не просто РАСЧЁТНАЯ ЕДИНИЦА, а «мерило» стоимости. Но мерилом рубль мог выступать только в том случае, если бы:
1)Сам был привязан к стоимость какого-либо товара.
2)Или все остальные товары имели фиксированные цены.
Отпуская страну в свободное экономическое плавание в условиях ДЕРЕВЯННОГО РУБЛЯ, Гайдар уничтожил РАВЕНСТВО, которое должно выглядеть примерно так:
стоимость товара(услуги) = стоимость заплаченных денег.
Поскольку в СССР деньги своей собственной стоимостью не обладали, а наследовали стоимость от гарантий государства поддерживать стабильные цены в течении БЕСКОНЕЧНОГО ПЕРИОДА ВРЕМЕНИ, то уничтожив это основную гарантию, господин Гайдар уничтожил деньги. Именно поэтому экономическая жизнь страны еще некоторое время продолжала пульсировать в виде вездесущего бартера, пока совсем не остановилась.
Пульс в экономике России появился только тогда, когда она полностью перешла на доллары США.
Но доллар США тоже не является твёрдыми деньгами. «Твёрдость» доллара США тоже обусловлена гарантиями государства. Если убрать эти гарантии, как это однажды сделал Гайдар в России, доллар США ждёт таже участь, что и советский рубль.
«Твёрдость» доллара США гарантирует ПОСТОЯННЫЙ РОСТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА этой страны.
В условиях твёрдых денег, каждый отдельный человек, может сам позаботиться о своём будущем и настоящем, пользуясь естественным свойством твёрдых денег – их возможностью к накоплению.
У многих моих современников до сих пор остаётся заблуждение, что современные доллары США, тоже могут являтся средством накопления. Эта иллюзия у них появилась в следствии того, что на протяжении последних двадцати лет, доллар сохранял примерно одну и ту же покупательную способность. Единственное, что не замечают такие «заблудщие» это корреляцию между стабильными долларовыми ценами и постоянным ростом государственного долга Америки.
Как можно не замечать того, что что стабильные цены на «хлеб» в американских магазинах, в последние двадцать лет, в первую очередь гарантированы субсидиями американского правительства американской продовольственной индустрии? Как можно не замечать того, что в погоне ухода от ЗОЛОТОГО СТАНДАРТА, сегодняшние государства создали у нас иллюзию стабильности при помощи такого финансового инструмента, как государственный долг?
То, что вы сегодня не доплачиваете за «хлеб», в американском магазине, кладётся на ваш безымянный счёт в федеральной резервной системе, которая подсчитывает цифры роста государственного долга.
Снимутся субсидии, и что станет с вашими накопленными бумажными долларами? Да что говорить СТАНЕТ! Уже стало! Уже потеряно более половины пенсионных накоплений у американцев, попавших под обаяние ФРС США. Чем дальше в лес, тем больше дров.
Американцы, каким-то образом, решили, что ЗДРАВООХРАНЕНИЕ, это часть экономического процесса. Уж не знаю, какой-такой экономический гений решил записать РАСХОДЫ НА ЗДРАВООХРАНЕНИЕ во Внутренний Валовой Продукт.
Получается смешная вещь – чем больше растут расходы на здравоохранение, тем больше растёт ВВП. Не понятно только почему нынешний президент США постоянно хватается за голову, от такого роста ВВП?
Ведь рост ВВП этоВСЕГДА хорошо!
Американцы смогли соединить в одно целое две такие разницы как РАСХОДЫ и ДОХОДЫ.
В нормальных экономических условиях, для того чтобы понять как живёт хозяйственный организм, нужно провести обычное математическое действие, которое называется ВЫЧИТАНИЕ.
Берем ДОХОДЫ и вычитаем из них РАСХОДЫ. В итоге получаем ПРИБЫЛЬ или УБЫТОК, в зависимости от того что получается в результате – положительное число или отрицательное.
Американский корпоративный «социализм» придумал другую формулу. В условиях постоянного наращивания американским государством расходов на медицину, с целью замаскировать банкротство социальной системы, РАСХОДЫ перестали вычитать из ДОХОДОВ, а начали их СКЛАДЫВАТЬ.
Сложение заменило вычитание не только в случае расходов на здравоохранение, но и в расходах на образование, на поддержание инфраструктуры и многое другое.
Вместо того, чтобы следовать обычной математической логике – вычитать расходы из доходов, для того чтобы всем стала видна действительная экономическая эффективность и целесообразность американской социальной системы, англо-саксонскими жонглерами-экономистами было предложено РАСХОДЫ и ДОХОДЫ суммировать, этим самым получая какие-то неестественные цифры, маскируя реальное положение вещей ростом государственного долга.
Вот именно поэтому Обама так стремится провести реформу здравоохранения как можно скорее. Потому что расходы давно перевалили доходы. Но не вдомёк чёрному парню с гарвардским образованием, что реформировать существующую систему можно только одним способом – её уничтожением.
Гайдар в своё время тоже думал, что он РЕФОРМАТОР. На поверку оказалось, что он являлся ТЕРМИНАТОРОМ.
Американская государственная машина давно исчерпала возможности СУБСИДИРОВАНИЯ существующей системы, тем самым создавая иллюзию твёрдого доллара. Именно поэтому Обама, под вывеской реформирования системы, изыскивает возможности «делать БОЛЬШЕ, при меньших расходах». Что в свою очередь привёдет к полному огосударствлению системы. ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА страны всегда диктует направление государственного развития.
Если в стране циркулируют ТВЁРДЫЕ деньги, страна развивает капитализм, основанный на частном предпринимательстве. Я подчеркиваю ЧАСТНОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ, а не корпоративном. Если в стране вместо денег циркулируют деривативы, наследующие свою стоимость от гарантий государства – то такая страна начинает дрейф к государственному социализму и в конце-концов становится банкротом.
Как только система пришла к полному огосударствлению, она имеет свойство производить только один полезный продукт, который в народе называется ВАКУУМ. После вакуума всегда наступает шоковая терапия. И тут уж как сложится... Либо будет как в пост-нацисткой Германии, либо как в пост-советской России.
Я уже неоднократно говорил, что национализируя денежную систему, любое государство-гарант, постепенно превращается из гаранта эмиссии денежных в средств в гаранта наличия товаров в магазинах и услуг, скажем, в поликлиниках и больницах. Существует широко распространенное мнение, что Золотой Стандарт, вернее гарантии предоставляемые по обмену государственных бумажных денег на золотые слитки или монеты, накладывает на такое государство-гарант, обязательства, которые в случае отсутствия физического Золота в подвалах Национального Банка, приводят такое государство к банкротству.
Я хочу сказать только одно – чудес на свете не бывает. Два плюс Два всегда будет равно Четырём.
Если вы снимаете страну с Золотого Стандарта, вы обязаны поставить её на государственные субсидии или фиксацию цен. В одном случае вы фиксируете денежную единицу по отношению к Золоту, а в другом случае фиксируете цены на товары по отношению к денежной единице. И в том и в другом случае вы добиваетесь одной и той же цели практически одинаковым методом. И в том и в другом случае страна гарант может обанкротится в любой момент, только в случае с золотым стандартом причиной послужит нехватка Золота, а в случае с фиксацией (субсидированием) цен – дело ограничится нехваткой товаров потребления или предоставляемых услуг.
Американцам пока успешно удаётся маскировать нехватку предоставляемых населению услуг. Население знает, что в случае потери работоспособности любой гражданин США имеет право на пособие по инвалидности. Иметь такое право и его РЕАЛИЗОВАТЬ это две большие разницы. Очередь на получение решения о получении пособия может длится годами. В среднем по стране, с момента подачи заявления до получения окончательного решения о пособии на инвалидность, если у заявителя нет видимых увечий, таких как отсутствие руки или ноги, занимает два года.
Раковые или сердечные больные, которые более не в состоянии работать, теряют не только работу, но и медицинскую страховку. Это значит, что все медицинские расходы им приходится оплачивать из своего кармана. К моменту получения решения о получении пособия об инвалидности, такие люди обычно не доживают. И не потому что умирают от рака или инфаркта, а потому что оказываются на улице, куда их выселяет банк, владелец ипотечного кредита, или хозяин съемной квартиры, выгнавший на улицу человека, который попал в чёрную дыру рассмотрений и согласований.
С каждым днем, очередь на получение различных льгот в США растёт. Это связано с элементарным отсутствием денег в бюджетах разных уровней. Точно также как в СССР, который никогда не объявлял о прекращении льгот, а просто затягивал время рассмотрения, до тех пор пока все льготы просто не превратились в фикцию, Америка вместо того, чтобы открыто сказать, что время субсидий закончено, начинает процесс манипулирования общественным сознанием на основе скрытия реальных фактов или неправильной их подачи средствами массовой информации.
Проблема заключается в том,, что БУМАГА смещает не только экономическую активность от частного предпринимателя в сторону субсидированного общественного производства, но и смещает поведенческую модель человека.
Вы не найдете в США ни одного человека, который бы ориентировался в своей жизни на предпринимательство, как средство зарабатывания хлеба насущного. Сто процентов американцев ориентированы на получение «хорошей» работы. Хорошей называется работа, которая позволяет её владельцу как можно меньше напрягаться, но иметь достойный образ жизни.
Государство, в последние сорок лет, начиная с Ричарда Никсона, последовательно проводило политику «советизирования» общественного сознания. Постепенно отучивая своих граждан от способности к индивидуальному выживанию.
Если принять за точку отсчёта утверждение, что Гарант Бумажных Денег (государство) не может избежать постепенного превращения в Гарант Наличия Товаров в Магазинах (общественное или субсидированное производство), то процесс трансформации из капитализма в социализм заканчивается тогда, когда общество начинает делиться только на две категории – менеджеров государственных или замаскированных под частные, но государственные корпораций и людей, которые стремятся попасть на работу в эти корпорации.
Причём попадание на работу в корпорацию трактуется государственными СМИ как невероятная удача и исполнение всех желаний работника. При этом совершенно игнорируется тот факт, что 100% работников корпораций – ГЛУБОКО НЕСЧАСТНЫЕ ЛЮДИ, которые ненавидят свою работу.
У них просто нет другого выхода, кроме работы на дядю, как не было выхода у русских крепостных крестьян. Которых классические русские писатели постоянно описывали как жизнерадостных, постоянно согласных исполнять волю барина, смекалистых мужиков и дворовых девок. Дворовые девки при этом водили бесконечные хороводы.
Теоретически, крестьянин мог выкупиться из неволи и начать самостоятельное хозяйство. Практически, такой шанс было невозможно реализовать. Российская Империя свято оберегала права помещика на землю. Точно также, как Американская империя сейчас свято оберегает право узкой группы полу-государственных менеджеров на государственные кредитные ресурсы.
Во времена крепостного права, крепостной мог получить землю во временное пользование, только в одном случае, если он был «согласен», вместе с другими крепостными, обрабатывать поле помещика (иногда по шесть дней в неделю; получая возможность поработать на себя только в воскресенье). В современном мире, современные крепостные, могут получить КРЕДИТНЫЕ РЕСУРСЫ только в одном случае – ЕСЛИ ИМ НУЖНО КУПИТЬ АВТОМОБИЛЬ для того чтобы ездить на работу (и так далее... дом чтобы жить... мебель чтобы было куда положить шмотки...).
Для получения такого кредита «крепостному» достаточно заявить о том, что он КРЕПОСТНОЙ! Есть работа – получай потребительский кредит, который еще больше привяжет тебя к твоему работодателю.
Попробуйте рассмотреть другой вариант – свободный человек хочет получить кредит на создание и развитие собственного дела.
Смешно? Не правда-ли.
Крепостные должны работать на хозяина. Для этого хозяин начинает создавать общественные формы здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения. Поскольку другие, альтернативные формы, основанные на частном предпринимательстве и накоплении ТВЕРДЫХ ДЕНЕГ, в условиях бумажных, гарантированных государством, денежных систем, перестают существовать. Потом, когда в прошлом свободные люди, узнают как манипулировать системой, они начинают её использовать в своих собственных целях. Все воздушные замки, возведенные государством-гарантом СОЦИАЛЬНЫХ БЛАГ, в один прекрасный день развеиваются и на огромной территории «империи» остается стадо ничего не умеющих делать без приказа людей.
Как только это происходит наступает время Шоковой Терапии.
Михаил Майоров 31-08-09 http://www.reactioner.com/articles/668.html