Двенадцать колен Израиля и их судьба по современным данным.
Иосиф Кременецкий.
В изложении данного вопроса мы будем придерживаться точки зрения Библии. Однако, имеющиеся в нашем распоряжении данные археологии и общих исторических представлений современной науки тоже будут отмечены. Библейские представления являются основой иудейской религии. Они входят в качестве основополагающих принципов и в христианство и в ислам. Эти представления широко использовались и используются и сейчас в важнейших явлениях мировой культуры. На них основывается нравственные устои многих народов цивилизованного мира. Законодательство многих развитых стран включает принципы Библии. Сохранившихся исторических документов древних цивилизаций, описанных в Библии до нас дошло очень мало несмотря на весьма интенсивные раскопки на территории Израиля и в других районах Ближнего Востока.
Однако, поиски продолжаются и мы надеемся, что они подтвердят картину исторических событий и подтвердят реальность лиц, принимавших в них участие.
Активная роль еврейского народа в мировых событиях чувствовалась во все периоды человеческой истории. Несмотря на сравнительную малочисленность и небольшую территорию, которую занимали древние еврейские государства, по политической значимости и военной силе уступавшие многим мировым империям, моральные принципы заложенные в иудействе, в полной мере отражали представления об избранном народе, и постепенно распространялись по миру.
Согласно еврейской традиции Бог выбирал народ, который мог бы нести человечеству этические принципы. Среди всех народов Земли Он выбрал еврейский народ. Но не только Бог избрал евреев. Но и евреи выбрали Бога. Зачастую смысл избранности неправильно понимается как концепция некоей “высшей группы, наделенной особыми правами и обладающей исключительными способностями”. Это часто путают с расизмом. Исторические события, особенно последнего времени, показывают что нет на земле народа, более пострадавшего от нацизма и расизма, чем еврейский народ. Еврейская традиция определяет идею избранности как повышенную ответственность, как обязанность подавать пример другим народам в нравственности и справедливости.
Это выражено в требовании иудейства выполнять 613 строгих законов (248 правил поведения и 365 запретов). Для людей другой религии число законов сводится к семи. Представления Торы о справедливости воплотились в законодательства и традиции многих демократических государств. Они сводятся к равенству перед Законом, защиту жизни, собственности, жилища, независимости, прав на отдых и уважение других людей.
Величайший творческий гений, вышедший из среды еврейского народа, Альберт Эйнштейн писал в статье “Кто есть еврей”: “Связь, соединяющая евреев тысячелетиями и объединяющая их сегодня, - это прежде всего демократические идеалы социальной справедливости, соединённые с идеалами взаимной помощи и терпимости между людьми.”
Согласно Торе начало еврейского народа восходит к цепочке праотцев Авраама, Исаака и Якова.
Пребывание евреев в Египте как указано в Торе (Исход, гл. 12 п. 40) составляло 430 лет. Всего же вышли из страны по приведённым в Торе данным 603.550 человек мужчин, годных к войне. Общее же количество вышедших из Египта евреев в Торе не приводится. Но приводятся точные данные по числу бойцов каждого из 12 колен потомков Якова. ( В это число не входит колено Левиино, предназначавшееся для священнического служения.) Вот эти данные:
Название колена дома Якова.
Число мужчин, годных к войне
1. Колено Рувима
46500
2. Колено Симеона
59300
3. Колено Иуды
74600
4. Колено Иссахара
54800
5. Колено Завулона
57400
6. Колено Ефрема
40500
7. Колено Манассия
32200
8. Колено Вениамина
35400
9. Колено Дана
62700
10. Колено Асира
41500
11. Колено Гада
45650
12. Колено Неффалима
53400
Годными к войне признавались мужчины от 20 лет и выше. При анализе этих цифр возникают два вопроса.
1. В условиях египетского рабства продолжительность жизни не была очень большой. Хотя по сведениям Торы патриархи еврейских родов жили много больше 100 лет, но вряд ли простые рабы жили так долго. Приняв продолжительность жизни этих людей равной продолжительности жизни современных американцев, и распределение по возрастам тоже аналогичное получим общее количество людей, вышедших из Египта. Люди в возрасте от 18 до 64 лет (воины) составляют примерно 23% (общий процент в популяции, включая женщин, - 46%). Следовательно общее число людей, вышедших из Египта можно оценить примерно в 2,5 миллиона. Можно ли было в условиях древнего мира обеспечить передвижение и пропитание такой массы людей в условиях пустыни вместе со скотом?
2. Второй вопрос, возникающий в связи с этой информацией сформулирован Меиром Левиновым ( MeirLevinov) в письме на имя интернетовского сайта юдаика. Зная число людей рода Якова, пришедших в Египет, автор оценивает сколько рождений должно приходится на каждую женщину. Он получает величину в 40 - 50 рождений. Это без учёта детской смертности, которая в те времена была очень высокой. Правда, автор почему-то принимает продолжительность существования еврейской общины в древнем Египте - 215 лет. В Торе же (см. Исход гл.12 п.40) этот срок исчисляется в 430 лет. Принимая эту цифру и остальные исходные предположения автора, для получения используем геометрическую прогрессию. Примем, что для увеличения населения необходимо иметь на семью минимум 2.1 ребёнка, что в условиях древности несмотря на частые беременности при высокой смертности вполне допустимо. Таким образом первая пара должна стать семьёй в составе 2 + 2,1 = 4,1. Следовательно знаменатель прогрессии при этом условии будет 4,1:2=2,05. Начала репродуктивного периода у женщины примем в 15 лет, а продолжительность его 25 лет. Число поколений евреев за 430 лет проживания в Египте составит 17 минус одно поколение, которое сформировалось ранее в Ханаане. Т.е. 16. Подсчёт показывает, что при той выживаемости эти цифры близки к действительности и обоснованы.
В 721 г. до н.э. ассирийский царь Саргон после трехгодовой осады взял Иерусалим. Он решил уничтожить непокорное Израильское царство. В плен были уведены десятки тысяч израильтян и расселены в отдалённых областях империи. Во время второй попытки восстания в 720 г до н.э. из столицы Самарии и других городов были вывезены в Ассирию тысячи израильтян. На их месте были поселены ассирийцы, вавилоняне и хутеи. “Прибывшие поселенцы смешались с израильтянами …усвоили многие израильские обычаи и верования и образовали особую полуязыческую, полуеврейскую народность , известную под названием самаритян. Через некоторое время они стали считать себя настоящими евреями, потомками Иосифа. Они создали собственную Библию, которую по их преданию продиктовал сам внук Моисея. Их история насчитывает примерно 2,5 тысячелетия и они сохранились до сих пор в виде небольшой группы. Так погибло Израильское десятиколенное царство, просуществовавшее после отделения от Иудейского два с половиной столетия.” (С.М.Дубнов. Краткая история евреев.) Вот эти десять колен и считались долгое время полностью исчезнувшими. В независимом Иудейском царстве остались 2 колена - Иудино (полностью) и Вениаминово (частично).
Установить с достоверностью к какому из древних колен Израиля относится та или иная группа современных евреев пока не удаётся. В данной работе автор собрал доступные ему материалы и сведения о распространении некоторых мало известных групп евреев. Он не касается больших еврейских общин, таких как сефардская, ашкеназийская, месопотамская или палестинская, заселявших известные территории. Определить к какому из древних колен преимущественно относится та или иная община пока невозможно. Принято относить их к двум коленам, которые оставались в Иудейском царстве после разгрома царства Израильского. История этих общин хорошо известна и мы на ней останавливаться не будем. Основное внимание в дальнейшем изложении будет уделено мало известным исследованиям о периферийных еврейских общинах и общинах других вероисповеданий, предположительно имеющих еврейские корни.
В 586 г. до нашей эры Иудея была покорена Вавилонским царём Навухаднецером. Воздвигнутый в 10 веке Иерусалимский храм был разрушен. Ещё раньше в 597 г. до н.э. около 10 тысяч знатных иерусалимцев, священников и оружейных дел мастеров были уведены в Вавилон. Теперь же, после отказа царя Цидкии платить дань, Навухаднецер был взбешен. Он отправил одного из своих полководцев наказать Иудею. Тот сжег храм, ограбил все сокровища, разрушил дворцы и стены города. Многих знатных людей казнили, многих отправили в Вавилон. Их судьба сложилась по иному, нежели судьба прежней волны пленных израильтян. По разным причинам эти люди оказались более устойчивыми. Они успешно устроились в Вавилонии. Многие стали зажиточными ремесленниками и даже землевладельцами. Некоторые получили придворные должности. Часть из них даже переняли местные имена. Например, Мордехай означает раб Мардука, одного из богов вавилонян. Эсфирь - искаженное имя Астарта - богиня плодородия и любви.
Примерно через полстолетия ( 538 г до н.э.) Вавилонией овладел персидский царь Кир, который не стал удерживать переселенцев из Иудеи. Однако, не все они пожелали вернуться в Иудею. Религиозная жизнь в изгнании была очень интенсивной. Соблюдался траур по Иерусалиму. Собрания проводились на родном языке. Во время пребывания в вавилонском плену выделилась активная группа писцов (соферим), которые считали, что необходимо систематизировать различные устные и письменные части иудейской религии до сих пор распространявшиеся через посредством учителей. Священные письмена, привезенные из Иерусалима, были систематизированы, разработаны основные положения Жреческого кодекса (книги Левит и Числа). Основы Торы были записаны в Вавилоне.
Евреи часто вспоминали свою столицу. “Если я забуду тебя, Иерусалим, пусть отсохнет моя рука. Пусть прилипнет язык мой к гортани, если я не буду вспоминать тебя, если не поставлю Иерусалима выше всех моих радостей.” (из псалмов).
Духовным руководителем вавилонских изгнанников был пророк Иехезкель. Пророком, был Иешая 2-ой (его речи приведены в Книге Иешаи.)
В это время возникала сильная персидская держава. Победоносные войска царя Кира подступали к Вавилону. Еврейское население с энтузиазмом встречало его войско. Это нравилось Киру и он решил отпустить евреев из плена в Иудею и разрешить им отстроить Храм и г. Иерусалим. Он даже приказал выдать деньги на восстановление и возвратить драгоценные священные реликвии, увезённые вавилонянами из Храма.
Десятки тысяч евреев возвращались в Иерусалим. Это произошло в 537 г. до н.э. Во главе их были духовные вожди Зерубавель и Иешуа. Кир даже выделил переселенцам военный конвой для защиты от нападений кочевников. Узнав о благосклонности Кира стали возвращаться и евреи из других стран. Начались работы по восстановлению Храма. Им сильно помешали распри с самаритянами, которые тоже хотели участвовать в этих работах. Вскоре Кир умер, но его наследник Дарий позволил продолжать восстановление Храма. Новый храм был готов через 19 лет в 516 г до н. .э
Исчезновение 10 колен Израиля породило множество историй о появлении наследников какого-нибудь из колен. Как любители историки, так и профессионалы выступали с сообщениями о потомках израильтян. Некоторые народы и оторванные от цивилизованного мира еврейские общины связывали свою историю с древними коленами Израиля.
Одной из таких историй была история, рассказанная путешественником и писателем , выдававшим себя за члена исчезнувшего колена Дана, известного под именем Эльдада бен Махли ха-Дани. В 9 в. он путешествовал по Испании, Северной Африке и Мессопотамии. Описывая еврейское царство в Восточной Африке, он утверждает, что население этого царства составили исчезнувшие колена Ашера, Гада Нафтали и Дана. Его сочинение было настолько убедительным, что даже знаменитый Раши поверил ему. Некоторые философы и знатоки Библии отнеслись к его “открытиям” с подозрением. К числу таких можно отнести и знаменитого испанского учёного Авраама ибн-Эзра.
Однако, в наше время израильское правительство со всей серьёзностью отнеслось к эфиопским евреям - фелашам и организовало их приезд в Израиль. Это чернокожие евреи, которые заявляют, что они ведут происхождение от царя Соломона (1015 - 977 гг. до н.э.) т.е. на несколько столетий раньше падения Израильского царства. Недавно стало известно, что репатриации в Израиль подлежит также и другая группа чернокожего населения Африки - куаре. Их насчитывается около 3000 человек. Сами же эфиопы утверждают, что они принадлежат к потомкам легендарного царя Соломона и царицы Савской. Как известно большинство эфиопов исповедует христианство. Это свидетельствует, что они могут принадлежать к колену Иуды. Современная антропология придерживается мнения, что эфиопская нация (и евреи и христиане) принадлежат к одной расе, ведущей происхождение от арабов. Среди эфиопских евреев есть племя относящая себя к колену Дана. Это племя проживает на юге страны. Они придерживаются предания о том, что их племя ушло на юг, отказавшись от участия в войне, приведшей к созданию 2-х еврейских царств. Необходимо отметить, что и в Эфиопии и в Израиле существуют мнения против отнесения эфиопских племён к потомкам утерянных колен. Примерно 500 человек, живущих в Уганде в первой половине 20 века объявили о том, что считают себя евреями. Они открыли синагоги и строго соблюдают еврейские обычаи.
Большую известность получили легенды о принадлежности перуанских индейцев к исчезнувшим коленам Израиля. Эту версию выдвинули чиновник испанской администрации Фернандо Монтизенос и раввин Амстердама Менаше бен-Израэль. Монтизенос - испанский “маран” написал “Историю перуанских индейцев”. А бен Израэль с энтузиазмом поддержал его точку зрения.
Эту теорию поддержал в 1656 г. английский историк Томас Торогуд. Она также получила поддержку и у известного исследователя североамериканского континента Чарльза Бити. Даже в трудах известного историка Америки Джеймса Адейра в книге “История американских индейцев” (1775 г.) утверждается аналогичная версия.
Продолжала развиваться эта концепция и в 19 в. Потомками исчезнувших колен в исследовании англичанина Кингсборо (1837 г.) были названы также мексиканские индейцы. Уже в наше время в Перу возникла группа под названием “Бней Моше” стремящаяся сменить католичество на иудаизм. Затем 200 человек образовали коммуну с целью изучения Торы. Некоторое время спустя они переселились в Самарию (Израиль). В г. Веракрус (Мексика) небольшая группа мексиканцев объявила себя потомками маранов, прибывших из Испании. Впоследствии они тоже эмигрировали в Израиль.
Предположения о находках начали поступать и из других частей света. Так учёный теолог Норман Маклеод, христианский миссионер на Дальнем Востоке в капитальном труде “Взгляд на Дальний Восток” (1871 г.) развил теорию о том, что на южно-японском архипелаге Рюкю проживают потомки одного из исчезнувших колен.
Научная общественность весьма активно подключилась к этим исследованиям. В 1831, 1835 и 1857 гг. В Восточную Африку и на Ближний Восток были отправлены экспедиции с целью проверить гипотезы об исчезнувших коленах. Экспедиции не дали новых результатов. Тем не менее эта идея продолжала будоражить научный мир. Немецкий учёный Пауль Маркер (1881 - 1945) во время исследований в Кении и Танганьике выдвинул гипотезу о происхождении племени масаи от одного из утерянных колен.
В начале 20 в. американец Джорж Мур в изданной им многотомной “Истории религий” описал обитающую в Бирме народность (“белых карен”), в религиозных воззрениях которой имелись мессианские чаяния, подобные иудаизму. Наиболее вероятным объяснением этого сейчас считается заимствование этих воззрений от персов-зороастрийцев, проникших из Ирана.
В ряде мест Америки были обнаружены якобы древние тексты, подтверждающие происхождение одного из американских индейских племен от исчезнувшего колена. Но при проверке оказалось, что тексты были поддельными.
В 20 в. тоже в Америке были обнаружены курганы, в которых содержалось множество табличек с римскими и арабскими цифрами. На некоторых обнаружены знаки ,напоминающие древнегреческий, финикийский и древнееврейский алфавиты. Это ставит под сомнение теорию заселения Америки монголоидной расой из Азии.
Характерно, что эти гипотезы возникали не как плод воображения людей стремящихся стать родоначальниками научной сенсации. Некоторые религиозные группы сами объявляли себя потомками и наследниками одного из исчезнувших колен. Примером являются американские мормоны, обитающие в штате Юта. Основатель секты Джозеф Смит объявил в своей “Автобиографии”, что обнаруженные им “золотые скрижали” были якобы написаны еврейским пророком Мормоном, неведомо как попавшим в Америку.
С возникновением Израиля поиски пропавших колен интенсифицировались. Иерусалимский раввин Элиягу Авихиль уже в течение нескольких десятилетий проводит по всему миру розыски пропавших колен. В прошлом году он издал в Израиле книгу “Колена Израиля”, в которой изложил результаты своих исследований. Он получил поддержку главы ешивы “Мерказ ха-рав” Цви-Йегуда. Было основано товарищество по проверке существующих гипотез о происхождении различных “претендентов на родство”. Тщательный анализ энтузиастов поиска корней привёл к тому, что был установлен ареал распространения “потомков изгнанных колен”. Оказалось, что изгнанные колена поначалу обосновались в восточной Азии на границах современного Пакистана и Афганистана. Со временем они перемещались на восток и на север. Было обнаружено, что похожие на еврейские религиозные ритуалы сохранились в их древнем виде. Влияния Талмуда они не испытали. Исследователь обнаружил ряд общин, порвавших с иудаизмом. Самая большая из потерянных общин, обнаруженных ребе Авихилем в этом районе, составляет около 20 миллионов человек. Это племя придерживается мусульманской религии, но ранее оно называлось “Бней Исраэль”. Некоторые законы этого племени сходны с еврейскими. Среди сохранённых обычаев: использование одеяний сходных с талитом при молитвах, обычай женитьбы брата на бездетной вдове умершего, зажигание субботних свечей, и воздержание от приготовления пищи в субботу. Их внешность признана антропологами семитской. Семьи этого племени напоминают названия еврейских древних колен: Ревени (Реувен), Шинори (Шимон), Дафтани (Нафтали), Эфриди (Эфраим), Ашури (Ашер). Некоторые носят еврейские имена - Эсраэль, Шмуэль. Семитским обликом отличаются и кашмирцы (численность от 5 до 7 миллионов человек.) При в целом мусульманском образе жизни у них существуют еврейские обычаи: зажигание субботних свечей, отращивание пейсов и бород, и использование в качестве эмблемы Шита Давида. В числе открытий рабе Авихиля племена каренов, обитающих в северо-восточной Бирме ( 5 - 7 миллионов человек). В их традиции история сотворения мира совпадает с библейской, они признают сказания о Всемирном потопе и Вавилонском столпотворении, обычаи жертвоприношения для искупления грехов. По их словам они утратили древние источники, в которых записаны основы их веры, но признали сходство их с Библией, привезённой миссионером.
Согласно исследованиям ребе Авихиля в Индии тоже есть племя шинлонг ((около 1,2 миллиона человек). Его обычаи напоминают каренские. Члены этого племени сами причисляют себя к коленам Менаше и Эфраима. Они исповедуют христианство, но в начале 70-х годов окрепло их движение возвращения к вере отцов. Члены этого движения соблюдают субботу, еврейские праздники, обучают детей в еврейской школе. Из сохранившихся древних обычаев некоторые похожи на еврейские: ношение талит, семидневное поминовение покойника и др. Некоторые члены племени проходят официальный гиюр и переселяются в Израиль.
Известный индийский специалист по вопросам религии Зайтен Чунгипровел исследования обычаев племени Мизос, проживающего в индийском штате Мизорам на северо-востоке страны. Он пришел к выводу, что это племя может являться родственниками евреев колена Менаше. Численность племени около 750 000 человек. Недавно значительное число этих людей обратилось с просьбой к израильским властям признать их происхождение из колена Менаше и разрешить эмиграцию в Израиль.
По мнению ребе Авихиля в китайской провинции Сычуань проживает племя чианг. История племени насчитывает 2300 лет. Члены этого племени называют себя “сынами Авраама. Авихиль считает, что шелонги, карены и чанг составляли в древности одно племя, придерживавшееся еврейских тардиций. Эти традиции включали обряды жертвоприношения, покрытие женщинами головы, обмазывание жертвенной кровью притолок домов.
Следуя мысленно далее на восток Авихиль утверждает, что среди японцев растворились все 10 колен Израиля. Доказательства этого он находит в особенностях построения храмов. В синтоистских храмах выделяются 3 уровня святости: для всех, для священнослужителей и для первосвященника, раковина для омовения рук, шкаф для книги, аналогичный Ковчегу Завета. В одеяниях священнослужителей находятся нити, напоминающие цицит.
Значительную группу населения мира, которую имеются основания отнести к потомкам утерянных колен, составляют принужденные евреи (анусим), проживающие на Пиренейском полуострове, которых обратили в христианство. Массовое обращение под угрозой смерти или выселения было осуществлено в 15 в. После этого евреи (“мараны”) продолжали тайно соблюдать некоторые ритуалы своей религии. Как оказалось, значительная община обращённых находится сейчас на острове Майорка. Некоторые из них приняли гиюр.
Особо следует выделить мало известные еврейские общины не территории бывшего Советского Союза. Относятся ли они к исчезнувшим или сохранившимся коленам ответит пока затруднительно. Евреи появились в Крыму в 1 веке. Самое древнее свидетельство датируется 81 годом. Существовала еврейская община в Керчи и при ней синагога. Предполагают, что они пришли сюда из Малой Азии. В те времена территория полуострова привлекала многих завоевателей. Известно свидетельство создателя славянской азбуки Кирилла о еврейской общине в Херсонесе, кроме евреев включавшей и хазаров. Есть свидетельства о существовании общин и в других городах. В период господства хазар (7 - 10 века) часть полуострова служила убежищем преследуемых евреев Византии. Но и после разгрома Хазарии (965 г.) евреи продолжали жить в Крыму. В 1239 г. Крым завоевали монголы. В столице Крымского ханства Солхат (Кырым) существовала еврейская община. В 1475 году Крым был присоединён к Турции. Еврейская община Крыма была влиятельной и богатой. Она даже выкупала еврейских пленников и помогала беженцам во время резни Хмельницкого. В 1783 г. Крым был присоединён к России. Еврейское население Крыма делилось на 2 группы: ашкенази и крымчаки. Последние были, повидимому, смешанного сефардо-акеназийского происхождения. Многие обычаи и одежду крымчаки переняли у крымских татар. У них имелись свои синагоги и они строго соблюдали религиозные обряды. Имелось в Крыму и некоторое количество караимов. Между караимами и ашкеназийскими евреями отношения были враждебными. После победы литовского князя Витовта над татарами (1392 г.) часть караимов была переселена в Литву. В настоящее время большинство караимов мира живёт в Израиле.
На Кавказе живут 2 группы евреев: грузинские и горские. Первые поселились в этих краях когда Навуходоносор захватил Иудейское царство и разрушил Первый Храм. Таким образом можно предположить, что грузинские евреи относятся к одному из двух колен древней Иудеи. После разрушения Второго Храма в Грузии поселились ещё некоторое число евреев. Впоследствии в страну прибывали беженцы из других мест. С 14 по 19 века грузинские евреи считались крепостными князей, церкви и частных владельцев. Положение их было крайне тяжёлым. Они утратили свой язык и переняли грузинский. После отмены крепостного права евреи стали переселяться в города. Некоторые из них разбогатели, что вызвало напряженные отношения с местным населением. Появились обвинения в ритуальных убийствах. В 1878 г. возникло Кутаисское дело о кровавом навете. Обвиняемые евреи, как и в других подобных делах, были оправданы судом.
В мусульманских районах Кавказа жили горские евреи. Они считали себя потомками колен, живших в Израильском царстве. Теперь они живут в Дагестане и Азербайджане. Спасаясь от преследований в Персии некоторые евреи бежали на Кавказ. Как и во многих исламских странах, в мусульманских районах они испытывали национальный и религиозный гнёт. В начале 19 века евреи приветствовали русские войска, за что подвергались суровым репрессиям мусульман. Под угрозой репрессий некоторая часть евреев перешла в ислам, но впоследствии многие из них вернулись к своей вере. У них был свой татский язык. У горских евреев были распространены многие кавказские обычаи, в том числе многоженство, беспрекословное подчинение старшим, кровная месть и т.д. В настоящее время большинство грузинских и горских евреев переехало в Израиль.
В конце 19 и начале 20 вв. на Кавказе появилась ещё одна этническая группа евреев - лахлухи. Они переселились из Иранского Азербайджана и Курдистана. В 30-50-х годах многие из них покинули страну или были высланы в Сибирь. Некоторое количество их возвратилось и проживает в Тбилиси. Они говорят на ново-арамейском диалекте.
Cуществует гипотеза, что часть еврейских общин Средней Азии происходит от одного, может быть, от нескольких из 10 колен Израиля, угнанных ассирйцами. О другой части евреев говорится, что они были переселены туда в эпоху Навуходоносора после захвата Иудейского царства. Некоторые исследователи склоняются к тому, что часть евреев попала в эти места уже в 1 веке после падения Иерусалима. Сами же бухарские евреи считают, что они пришли в Самарканд при Чингисхане и в более поздние времена из Персии. Как и в других мусульманских государствах евреи относились к угнетённой части общества. Применялись жестокие насилия для того, чтобы склонить евреев к исламу. В Бухаре жила группа тайных евреев “чала”, которые открыто исповедовали ислам, а тайно иудаизм. Дома и одежда евреев помечались специальным знаком. Запрещалось покупать дома у мусульман и строить синагоги. Применялись произвольные унизительные наказания. После завоевания этих мест русской армией (1884 г.) они получили равные права с местным населением. В бухарском эмирате, находившемся с 1868 г. под протекторатом России, но ещё не присоединённом к ней, оставалось некоторое количество евреев. Положение их было тяжёлым. Вот что писал о жизни этих евреев иностранный исследователь. “…Ростовщичество в Туркестане всецело в руках индусов, бухарские евреи занимаются исключительно торговлей и промышленностью.., аптекари и врачи тоже евреи. ...Евреи пользуются полной религиозной свободой в русских областях Центральной Азии; политическое и социальное положение их такое же, как и всех прочих обывателей. Поэтому они видят в русских безусловно освободителей.” Русское правительство, ограничивавшее торговую деятельность ашкеназийских евреев во внутренних областях империи, не применяло эти ограничения в евреям из Средней Азии. После постройки среднеазиатской железной дороги торговая активность еврейских купцов возросла. Они даже стали монополистами хлопковой торговли. В настоящее время большинство бухарских евреев переселилось в Израиль и в США.
По общему мнению евреев Сибири относят к ашкеназийской группе. Первые евреи в Сибири появились после войны с Польшей в 17 в. Их ссылали в Пермь “на службу и на пашню”. Многие из них крестились и женились на христианках. В 18 в. российское правительство ссылало в эти места осуждённых за уголовные и политические преступления. Сибирь не попадала в Черту оседлости, поэтому евреи могли приезжать туда свободно. В крупных городах возникают еврейские общины. Среди них возник дефицит женщин. Некоторых женщин привозили за большие деньги из Черты оседлости, других брали “из-за границы калмыцкого рода”. Правительство официально разрешило привозить жен и обращать их в еврейскую веру. Евреи значительно активизировали торговлю в этих краях. При Николае 1-м в этот край посылали кантонистов. Первое время царское правительство даже выделяло им земли, но вскоре это прекратилось. Однако, при Александре 2-м ограничения ослабли, но уже с 1898 г. снова возобновились. В царском указе было сказано: “ Евреям приезд и водворение в Сибири воспрещается.” О характере сибирских евреев один из исследователей писал. “ Сибирский еврей обладает весьма ценной чертой - чувством человеческого достоинства и отсутствием высокомерия. Характер у него мягкий и прямой. Он никогда не скрывает своей принадлежности к еврейству, никогда не будет унижаться перед чиновником и не допустит обиды со стороны последнего.”
При советской власти жизнь евреев в Сибири значительно активизировалась. Многие репрессированные оставались после отбытия срока заключения постоянно, некоторые были направлены в эти края на развивающиеся отрасли промышленности, некоторые оказались в эвакуации во время Великой отечественной войны и пустили там корни. Уже в 1928 году началось заселение евреями района Биробиджана, направляемыми партией из западных районов страны. В 1934 эта область была объявлена Еврейской автономной областью. Она существует до настоящего времени несмотря на то. что евреев там осталось очень мало. По моим сведениям после перестройки девяностых годов еврейская жизнь в Сибири значительно активизировалась В университетах крупных городов появилась еврейская тематика, возникли еврейские культурные центры. Однако, значительная часть евреев выехала из страны.
В целях сохранения полноты и точности изложения необходимо упомянуть о мнении некоторых израильских археологов, подвергающих сомнению отдельные фрагменты священной истории. В газете “Гаарец” опубликовано мнение израильского археолога Зеэва Герцога о том, что результаты 70 летних раскопок в Израиле пока не дают подтверждения фактам, изложенным в Ветхом Завете. По словам профессора Герцога “как с этим не трудно смириться, но народ Израиля не выходил из Египта, не скитался по пустыне, не завоёвывал Эрец Израиль и не жил здесь десятью коленами.”. Другой археолог Яир Камайский сказал следующее. “Рассказ Библии о событиях 10 века до н.э. не более чем традиция, легенда, в которой есть лишь маленькое рациональное зерно. …Что-то, конечно, было но далеко не в тех масштабах, как это описывается в Ветхом Завете.”
Евреям трудно согласиться с этим. Во первых раскопки ещё не закончены и сенсационных находок бывает крайне мало. Пример тому - Троя. Шлиман произвёл раскопки тоже вопреки мнению авторитетных историков и археологов. И нашёл сокровища! Во вторых результат может дать демографическое исследование народов мира. В настоящее же время у евреев есть все основания оставаться верными свей славной и богатой священной истории и богатейшей интеллектуальной традиции.
Автор с удовольствием и вниманием воспримет конструктивные критические замечания по данному материалу. Ему будут интересны также любые мнения по этой теме или сообщения о новых неизвестных ему материалах. Для этого он сообщает свой адрес: JosephKremenetsky, Ph.D. 7240 60thAve. N. Apt.7, NewHope, MN 55428. Tel. (612) 533-9410. Internet - joseph@usjet.net