Демографическая информация о восточноевропейском еврействе
Иосиф Кременецкий . “Евреи при большевистском строе. “ Миннеаполис.1999.
Роль евреев в революции и последующей истории Советского Союза отражается в публикациях последнего времени крайне односторонне. Правые элементы, в полном соответствии с традициями контрреволюционной и вообще правой прессы начала века, считают еврейский народ виновником всех страданий России, выставляя её в роли некоей совращённой невинности. Большевики во главе с главным совратителем - Лениным обманным путём захватили власть, а затем при помощи террора, главную роль в котором играли опять же злополучные евреи, заставили 150 миллионный народ плясать под свою дудку. Самые последовательные из них договариваются до того, что и Сталин был еврей - побочный сын грузинского еврея, с которым согрешила его мамаша. Логика здесь крутая: "разве способен не еврей на такие дела?" Та же логика была навязчивой идеей у параноика Гитлера: "Если мы проиграем войну, это будет означать, что нас сокрушили евреи". (Rauschning. G. "Говорит Гитлер" 1987.). Более "респектабельная" часть националистических писателей с различными оговорками приоткрывает занавес на "зловещую тайну Кремля" - наличие еврейской крови у предков Ленина. Эти философствующие писатели причиной господства жестокого коммунистического режима считают характер Ленина, осторожно наталкивая читателя на мысль, что "всё-таки здесь не обошлось без еврейского элемента". Особенно усердствуют бывшие идеологи КПСС, в прежнее время использовавшие весь свой талант и эрудицию, приобретённую в Высшей партийной школе при ЦК КПСС, Институте международных отношений и других подобных организациях, для "разоблачения зловещих происков американского империализма и сионизма" и оправдания всего того, что они сейчас поносят. Что движет этими людьми - ложь или раскаяние? Скорее, и то и другое, применительно к месту и времени.
В англоязычной литературе, в различной степени касающейся истории еврейского народа, можно обнаружить противоположное явление: здесь как бы закрывают глаза на еврейскую жизнь в России в период коммунистического правления, считая её неким заблуждением, временным отклонением от главного направления жизни нации. В справочных изданиях отсутствуют многие выдающиеся деятели науки, техники, военного дела, культуры советского периода. Считается, что кроме ГУЛАГа в этот период ничего другого не было, а деятельность евреев в это время была проникнута лишь конформизмом с господствующим режимом. В действительности же евреи принимали активное участие в жизни огромной страны, перешедшей из средневековья в современность. Их участие было весьма заметным в создании промышленности, военной деятельности, науке и культуре страны, выдержавшей главный удар фашизма и сыгравшей основную роль в его уничтожении. Автор считает такое положение ненормальным и в этих записках сделана попытка с максимальной доступной автору степенью объективности обрисовать роль и значение евреев в Русской революции и жизни СССР. Несмотря на усиленные попытки большевистских идеологов доказать, что еврейский народ не представляет единой нации, т.к. не вписывается в известное сталинское определение нации, сама жизнь показала обратное. Как в своём собственном представлении, так и в представлении своих врагов и друзей, принимая во внимание большие различия этнического и иного характера, определяемые местом длительного проживания, евреи представляют собой сейчас нечто большее, чем просто религиозную группу. Еврейский народ, рассеянный по всему свету, за более чем 4000 лет своего развития создал в условиях существенно различной среды обитания ряд устойчивых социально-психологических типовых форм, на характер которых накладывались, как местные условия: климатические, этнические, социальные, культурные, так и условия взаимодействия с местным населением соответствующего региона. В современном мире существует представление о еврее, как о некотором едином понятии, вне зависимости от весьма существенных различий, свойственных каждой еврейской общине, проживающей в определённом регионе, характеризуемых как внешним видом, так и свойствами характера.
Однако, нельзя не признать, что несмотря на общий характер народной судьбы, во многом определяемой системой религиозно-нравственных ценностей и стилем жизни, каждая из общин рассеяния имеет как бы своё лицо, которое невозможно не заметить. Даже в условиях американской жизни, у первого поколения эмигрантов различия социально-психологических типажей отдельных представителей народа, приехавших из разных мест рассеяния, хорошо заметны. В 19 в. различие между представителями еврейских общин выражалось не только в местных наречиях и облике, но и в самом строе жизни этих общин. Известны следующие группы евреев, проживавшие на территории Российской империи и прилегающих стран Восточной Европы: ашкеназы - европейские евреи, населяющие центральную и восточную Европу, говорящие на языке идиш, их подавляющее большинство, т.е. свыше 95%, восточные евреи, имеющие большое сходство с населением стран Востока - Ирана, Узбекистана, Таджикистана, Грузии. Эта группа включает: бухарских евреев, горских евреев, грузинских евреев, крымчаков и лахлухов. В последнее время израильские учёные обнаружили целый ряд народностей, причисляющих себя к евреям, придерживающихся, в той или иной мере, еврейской религии и обычаев. Уровень развития, внешние данные их существенно различны. Возникли даже разговоры о принадлежности некоторых народностей к утерянным 10 коленам Израиля.
Каждая из этих групп внесла свой вклад в мировую цивилизацию. Как европейские народы за последние три века сделали большой рывок в своём развитии, так и ашкеназийские евреи, правда, с некоторым запозданием, за последние 1,5 века значительно преуспели в своём развитии. В частности, огромный взрыв еврейской активности породила русская революция и последовавшие за ней события. Из забитой и бесправной группы населения России евреи за короткое время превратились в культурный слой, давший множество выдающихся деятелей в областях науки, искусства, промышленности и административной деятельности. Более того, создалась внушительная часть еврейского населения, вошедшая в средний класс страны, состоящая из многочисленной, хорошо образованной группы. Парадоксом является то, что, несмотря на средний высокий уровень образования и активности, руководство относилось к евреям как к людям второго сорта. Однако, оно не могло полностью воспрепятствовать их успешному развитию. Как и в других европейских странах евреи России заняли позиции на передовых рубежах культуры, науки, промышленности. Это не следует понимать как утверждение о каком-то врождённом преимуществе европейских народов и европейских евреев, в частности, перед другими народами или другими еврейскими общинами, а лишь как результат неравномерности развития отдельных мировых цивилизаций.
Успехи культуры и науки в развитии европейской цивилизации, которой некоторые историки дали название иудео-христианской или западной цивилизации, т.к. в основе её морали лежат принципы Библии, были восприняты и ашкеназийскими общинами, населяющими так называемую "черту оседлости" России и прилегающие страны. За рассматриваемые полтора столетия евреи превратились в одну из наиболее активных этнических групп населения этой части света. Немногим более 70 лет советской эры в России наложили свой отпечаток на представителей еврейской общины. Широко известно среди выходцев из бывшего Советского Союза марксистское определение нации. Основываясь на нём, коммунисты в теории отказывали евреям в признании их в качестве единой нации. Это относилось не только к отличающимся в этническом отношении частям еврейской общины, но и, главным образом, непосредственно ко всей ашкеназийской общине. Однако, в практической политике сталинисты, фашисты, так же как и исламисты, относятся ко всем ветвям еврейского народа с одинаковой ненавистью, не делая никаких исключений для его, казалось бы, совершенно различных по строю жизни общин. Если фашисты точно знали, что нужно делать с этим беспокойным народом - они стремились к его полному уничтожению, то коммунисты в своей политике по отношению к евреям проходили различные стадии: от полного признания и защиты их как этнической общности до стремления к ограничению их гражданских прав. Тот факт, что представители еврейской нации приняли самое активное участие в создании и дальнейшем развитии двух влиятельнейших направлений идеологической мысли - христианства и марксизма, в течение веков оказывающих влияние на судьбы мира, ставит эту небольшую количественно нацию в особое положение в мире уже в течение 2000 лет.
Автор этих строк всю сознательную жизнь прожил в Ленинграде, работал в различных отраслях промышленности, в том числе и в военной, считавшейся в бывшем СССР элитной отраслью. Кроме того, он с юношеских лет интересовался историей еврейского народа, общался с представителями еврейской общественности Союза и собирал печатные и устные сведения, касающиеся положения еврейского народа в СССР. Он был очевидцем многих важнейших событий в жизни России в целом и российского еврейства в частности, в наиболее критические периоды жизни страны. Знакомясь с литературой по еврейскому вопросу, изданной в США и Израиле, он ощутил существенный пробел в описании реального положения евреев в бывшем Советском Союзе, принижении, как ему кажется, американскими и др. авторами вклада советских евреев в мировую культуру. Во многих произведениях, авторами которых были люди гуманитарных специальностей, заметна недооценка роли евреев в хозяйственной и научной деятельности, за короткий срок активно содействовавшей в превращении страны в сверхдержаву. Наоборот, публикации появившиеся в нынешнем СНГ, создают представление о чуть ли не фатальном участии евреев в делах Союза. Фашиствующие историки трубят даже о "режиме оккупации", в который евреи поставили великий русский народ, о "крутом повороте истории", в который большевики, а среди них было много активно действующих евреев, вовлекли Россию, "лишившем её того почётного места, которое она могла бы занять среди цивилизованных наций". В совремённой России существует довольно значительная группа влиятельных людей, которые стремятся свалить всю вину за бесчинства во время правления большевиков на еврейский народ. Сознательно или бессознательно эти люди служат следующим целям: 1. Оправдать участие представителей некоторых народов страны в гитлеровском уничтожении евреев, 2. Воссоздать старую аргументацию черносотенцев, обосновывающую антисемитскую политику царизма, 3. Способствовать снятию вины за бесчинства большевистской тирании с русского и других народов России.
Антисемитизм в СССР никогда не исчезал. Он только на некоторое время уходил а подполье. В последние несколько десятилетий он маскировался названием "антисионизм". Существовала целая литература этого направления (См. Приложение.). После распада СССР антисемитам уже не было необходимости прикрываться фиговым листом антисионизма. Появилась возможность назвать всё своими настоящими именами и дать антисемитам идеологическую поддержку в виде публикаций главных идеологов антисемитизма начала века. Так, переиздана книга идеолога антисемитизма В.В. Шульгина, книга А. Гитлера, брошюра В.Н. Гладкого, книга А.И. Дикого и другие аналогичные издания. Был создан ряд органов печати, характеризующихся злостно антисемитской направленностью. Возник ряд откровенно фашистских организаций, ставящих целью отомстить евреям за деяния большевиков. Вся эта деятельность представляет собой угрозу самому существованию евреев как в России, так и во всём мире. Эти и другие соображения заставляют автора изложить своё мнение о положении евреев в СССР, а также об их деятельности, вызвав его из "исторической пыли" с тем, чтобы в ходе дискуссии выработалось правильное его понимание у тех, кто не был очевидцем жизни евреев в СССР. Представляется, что для лучшего понимания этого исторического феномена необходимо кратко остановиться на положении еврейского населения в царской России.
В отличие от большинства стран Западной Европы, где еврейские поселения возникали путём иммиграции, Россия получила земли, населённые евреями, в результате завоеваний. Это относится в основном к Польским и Прибалтийским областям, Крыму и др. За господство над этими землями в течение нескольких столетий шла борьба между Русским государством и рядом европейских государств: Речью Посполитой, Швецией, Пруссией, Австрией, Турцией, Ливонским орденом. Религиозные системы этих государств отличались взаимной ненавистью, и каждая из сторон, основательно или нет, подозревала евреев в содействии противоборствующей стороне.
Вкратце история возникновения этноса восточноевропейских евреев сводится к следующему: согласно историческим данным они появились в Восточной Европе за несколько столетий перед Р.Х и позже. Поселения располагались по северным берегам Чёрного моря, в основном, в греческих полисах. Это были потомки изгнанников ассирийского и вавилонского пленений и оставшихся в живых участников восстания Бар-Кохбы. Следующая волна еврейских поселений возникла с принятием иудаизма Хазарской державой. Первые упоминания о евреях на Кавказе имеются в грузинской летописи "Картлис цховреба" ("Житие Грузии"). В ней говорится, что после завоевания Иерусалима ассирийским царём Навуходоносором в 722 г. до н. э. изгнанные евреи прибыли в Грузию и поселились там. Считается, что они являются основателями царских родов Грузии и Армении: Багратиони и Багратуни. Древнейшее из известных сведений о крымских евреях относится к 81 г. н.э. В 8-м столетии евреи обратили в иудаизм большое тюркское племя хазар. Имеются также сведения о том, что небольшие еврейские общины были в Киеве и других местах Киевской Руси. Это были славяноязычные евреи, известные как кенааним. Некоторые источники говорят даже о значительном влиянии на Киевское и Новгородское княжества и другие славянские земли иудейства в разные времена. Поскольку торговля была выгодна для казны князья не проявляли к ним враждебности. Некоторые сведения о купцах евреях отражаются в славянских былинах. Считается, что былина о новгородском "госте" Садко имеет еврейские корни. Уже после принятия христианства на Руси были переведены с еврейского некоторые священные книги. В 13 в. еврейские общины были уничтожены в период монгольского нашествия, и поэтому влияние их обычаев и нравов на еврейскую общину в России времен 18 и 19 в.в. следует считать незначительным. Однако, необходимо считаться с влиянием этих групп на отношение русского общества и правительства к евреям, распространенные на евреев польских и прибалтийских. Главную роль здесь следует отвести христианской церкви, начавшей борьбу против иудаизма с 6-го века нашей эры. Поскольку христианство России считает себя византийской ветвью, то оно восприняло также и отношение к евреям, существовавшее в Византии. В 15 в. на Руси распространилось движение "жидовствующих". Оно началось в Новгороде и перекинулось на Москву. Оппозиционное движение имело значительное влияние пока Иван 3-й не сделал окончательный выбор в пользу консерваторов византийского толка. В 1504 г. Православный Собор осудил "жидовствующих". Это способствовало значительному усилению антиеврейских настроений на Руси. Несмотря на это русские князья Иван 3-й и его сын Василий 3-й допускали еврейских купцов в Московскую Русь. Наиболее непримиримую позицию занял Иван 4-й (Грозный). При нём стрельцы сжигали евреев в завоёванных местностях, вешали и топили отказывавшихся креститься. Согласившихся принять крещенье превращали в крепостных. После его смерти запреты на торговлю в Московской Руси были несколько смягчены. С воцарением романовской династии запреты и гонения на евреев и других иностранцев были усилены. В последующих завоевательных войнах, которые вела Россия жестокости и принуждения принятия православия продолжались.
Как отметил крупнейший русский философ Н. Бердяев: "Антисемитизм в прошлом был создан, главным образом, христианами, для которых он был наиболее невозможен. В отношении к еврейскому народу на христианах лежит великий грех." (Н. Бердяев."Христианство и антисемитизм"). Именно христианская церковь, включая все её ветви без исключения, культивировала и поощряла ненависть к евреям в течение столетий. Истоком этой ненависти была, несомненно, ненависть идеологическая, заключавшаяся в неприятии Христа как мессии. Реакцией на неё со стороны евреев явилась замкнутость и обособленность, ужесточение ритуалов и рост кастового сознания.
Для современного человека, воспитанного на идеях плюрализма, не всегда понятно, почему адепты христианской религии, полностью воспринявшие тексты иудейской Библии, с такой последовательной ненавистью преследовали евреев в течение многих веков. Согласно идеологам иудейства "три главные догмы христианства составляют основное различие между иудаизмом и христианством: первородный грех, второе пришествие Иисуса и искупление грехов смертью его." Еврейская религия их не признала. Но, подавляющее большинство воинствующих антисемитов и не разбирается в этих идеологических тонкостях. Для них достаточно внушённой примитивной мысли, что евреи убили Христа. Хотя, знаменательно, что потомки истинных убийц - римляне по этой причине преследованиям не подвергаются.
Выработанная веками изворотливость евреев, их умение приспосабливаться к бесправию и притеснениям со стороны окружающих при сохранении своей веры и своего уклада жизни, порождали у других народов чувство зависти и неприязни, а у их духовных руководителей чувство досады о том, что несмотря на ограничения, не удаётся сломить таким путём сопротивление еврейского народа и его стойкость в вере. Это заставляло христианских духовных и светских правителей обращаться к средствам насилия, что всегда находило радостный отклик у простонародья. В условиях жестоких гонений со стороны христианской церкви, отсутствия гражданских и политических прав, перед европейскими евреями стояла дилемма: или погибнуть как национально-религиозная общность или изобрести такой вид деятельности, который бы обеспечил их условия существования. Такой вид деятельности был ими найден в сфере торговли и финансовых операций. Именно торговля и финансовые операции стали впоследствии одними из главных путей развитого западного общества. Вот что пишет об этом К. Маркс: "Еврей эмансипировал себя еврейским способом, он эмансипировал себя не только тем, что присвоил себе денежную власть, но и тем, что через него и помимо него деньги стали мировой властью, а практический дух еврейства стал практическим духом христианских народов." (К. Маркс."К еврейскому вопросу").
Односторонность этого взгляда очевидна. Маркс игнорировал то обстоятельство, что помимо "практического духа" евреи оказали большое культурное влияние на европейскую цивилизацию. Невозможно отрицать огромное культурное влияние, которое оказала Библия и другие виды просветительской деятельности евреев на жизнь европейских народов. "Достаточно напомнить, что и Новый Завет не является таким уж совершенно новым начинанием, как это может показаться тем, кто совсем не знаком с еврейской литературой времени, непосредственно предшествовавшем рождению Христа, - пишет известный философ 20-го века Бертран Рассел в книге "История западной философии". И далее, там же: "Когда христиане отвоевали Испанию они познакомились с наукой мавров - в значительной степени через посредство евреев. Образованные евреи, владевшие древнееврейским, греческим и арабским языками и знакомые с философией Аристотеля, передали свои познания менее образованным схоластам (христианским богословам - И.К.)" Настоящей эмансипации широких масс еврейства, в отличие от того, что утверждает Маркс, не было вплоть до 19 в. А что касается практического духа, то большие успехи представителей еврейства именно в теоретических дисциплинах доказывают обратное. Впоследствии из среды еврейства выйдут известные борцы против власти денег, и сам К. Маркс является ярчайшим тому примером, но одна из сторон деятельности евреев подмечена верно: еврейская община нашла путь, позволивший ей выжить в тяжелейших гонениях.
Самой крупной волной антисемитизма в средние века, сравнимой с Холокостом, были Крестовые походы, охватившие почти все страны Европы в 11 в. Основным лозунгами этого движения были месть за распятие Христа и освобождение Святой Земли. В то время христианами, по оценкам, были уничтожены десятки тысяч евреев. Первое обвинение евреев в ритуальном убийстве (кровавый навет) произошло в Англии в г. Норвиче в 1144 г. С этого времени в христианских странах начались систематические гонения на евреев. Переселению ашкеназийских евреев в Польшу способствовали: приглашения польских князей для заселения земель, опустошённых после монгольского нашествия, и гонения в Германии, вызванные обвинениями в отравлении колодцев, якобы приведшими к опустошительной эпидемии чумы в Европе (1348 г.). В последующее время антисемитизм в Западной Европе продолжал возрастать. Почти все христианские государства Европы, вплоть до начала 19 века, отказывали евреям в покровительстве закона.
Первый известный отход от этого произошёл в 13 веке. Исключение представлял удельный князь Калиша Болеслав Благочестивый, который ввёл известный Калишский статут (1264г.). Он впервые установил, несмотря на сопротивление духовенства, законы, ограждающие евреев от произвола: свобода передвижения, свобода торговли, защита еврейских кладбищ и синагог, защита неприкосновенности личности и т.д. Согласно Калишского статута еврей считался слугой короны. Он был обязан платить налоги. В свою очередь король обязался защищать евреев. За убийство еврея полагалась смертная казнь с конфискацией имущества, были запрещены обвинения в ритуальных убийствах, споры между евреями разрешалось решать внутри общины. В следующем веке эти привилегии были распространены и на некоторые другие княжества Польши. Но статут этот встретил противодействие со стороны шляхты и церкви. По требованию кардинала Олесницкого в 1454 г. король отобрал некоторые привилегии евреев по Калишскому статуту, но воспротивился их преследованиям. За погромы на города Краков и Познань были наложены штрафы. Однако, следующий король Сигизмунд Первый в 1507 г. подтвердил привилегии по Калишскому статуту. В 1539 г. по Пиотрковскому статуту часть юрисдикции над евреями была передана местным властям. Согласно новому статуту евреи делились на две части: евреев короны и частных евреев. Почти все евреи жили общинами. Различные вопросы, требовавшие общего решения разрешались внутри общины. К ним относились религиозные и общественные вопросы, благотворительность, бюджет общины, налогообложение, споры между евреями. Общины объединялись в Земства. Дела Земств велись Земским конгрессом, который выбирал земского раввина. Он же являлся главным судьёй. Развитие системы самоуправления и требования упорядочения налогообложения вынуждали к большей централизации. Был создан централизованный аппарат по сбору налогов с евреев Польши, утверждён Трибунал с функциями Кассационного суда и Верховного суда для особо важных дел. В 1591 г. был создан Конгресс Четырёх Земель или Еврейский Сейм в Короне, просуществовавший до 1764 г. Он состоял из делегатов Земств и Свободных городов и собирался 2 раза в год. Председатель Сейма носил титул Маршала Коронных Евреев. В его компетенцию входило распределение налогов, в этом ему помогала особая комиссия - Симплеры. Им решались также вопросы внутренней жизни общин: определение порядка экономических взаимоотношений - выдачу кредитов, установление формы векселей, законодательство о банкротствах, установление порядка в административных делах - порядок выборов кагалов (общинных советов), сроки полномочий кагалов, порядок заключения браков, вопросы воспитания и образования - руководство духовными школами, надзор за содержанием и изданием духовных книг, надзор за деятельностью Трибунала, суда для рассмотрения наиболее важных дел, связанных с меж-общинными спорами и толкования возникающих юридических проблем. Непосредственными делами еврейских общин руководил кагал. Он состоял из 5 - 6 наиболее авторитетных членов общины. Для исполнения текущих дел из среды членов кагала избирался старшина. Кроме этих должностных лиц в общине существовала должность контролёра, попечителей благотворительных учреждений и кандидатов к ним. В 1764 г. Еврейский сейм был распущен решением Сейма Польши. Общинная организация же сохранялась ещё долгое время. В этом же году была проведена первая перепись польских евреев. Их оказалось 577889 человек. Тогда же был установлен поголовный налог на евреев - 2 злотых ежегодно.
На Руси же церковь и правители не допускали распространения евреев. Антиеврейские настроения подогревались, как упоминалось выше, борьбой православия с "ересью жидовствующих" в 15 в. Тем не менее в период правления Лжедмитрия 1. в Москве появилось много иностранных купцов, среди которых были и еврейские. Так, в грамоте об избрании Михаила Романова царём имеется упоминание о том, что Лжедмитрий привел с собой много иностранцев и среди них "богоубийц жидов". Про Лжедмитрия 2-го в то время прямо говорилось, что он "родом жидовин". Так это или не так, сейчас установить невозможно. Как видно, российские антисемиты, занимающиеся поисками еврейской крови у Ленина и на этой основе объясняющие беды страны, оказались не оригинальны. Жидовское пугало использовалось российскими идеологами ещё в начале 17 в. и даже раньше. К сожалению, оказались не оригинальными и они. Вся политика московских правителей проходит под знаменем антисемитизма. Идеологическая основа Московского царства - православие - выступает в качестве главного стимулятора такого настроения в народе. Влияние его было сильно и в Малороссийских областях. Казаки Богдана Хмельницкого, присоединившего Украину к России, учинили в 1648 г. жесточайший погром евреев, во время которого по оценкам было убито около 200 тыс. человек. Сотни тысяч человек были искалечены или остались сиротами. Вот что пишет русский историк Н. Костомаров: "Самое ужасное остервенение показывал народ к иудеям: они осуждены были на конечное истребление, и всякая жалость к ним считалась изменою. Свитки Закона были извлекаемы из синагог: казаки плясали на них и пили водку, потом клали на них иудеев и резали без милосердия; тысячи иудейских младенцев были бросаемы в колодцы и засыпаемы землёй...". Далее в том же духе, только ещё ужаснее. Союзники казаков татары не применяли таких пыток. Они предпочитали продавать евреев в рабство, как это обычно делалось в те времена, из которого некоторых из них выкупили турецкая и итальянская еврейские общины.
Развившиеся в течение столетий предприимчивость и торговые навыки евреев, вынужденных бороться за выживание вследствие запрещения им владения землёй, а земля в то время являлась главным источником жизни в христианских странах, представляли значительную опасность для местного купечества. Огромный спрос на спиртные напитки среди населения этих районов вызвал к жизни еврейскую активность в этой области. В Великороссии в это время существовала государственная монополия на торговлю водкой. Напротив, в Малороссии была свободная торговля спиртным. Некоторая часть водки тайно ввозилась и в российские местности. Христианские помещики, занимавшиеся винокурением, часто сдавали свои промыслы в аренду евреям, предпочитая получать комиссионные. Таким образом, у местного населения создалось представление о том, что евреи спаивают православных. Как и во все времена, в России принято искать виновных на стороне. Никому и в голову не приходило, что в тех районах, куда евреев не допускали, пили не меньше, чем в Малороссии. На этой основе возникали мифы об эксплуатации евреями местного населения. Русские революционеры пытались опровергать эти мифы. В журнале "Зерно. Рабочий листок" №3 за 1881 г., издаваемом обществом "Земля и Воля" читаем: "За что же били одних только евреев? Да вы, братцы, приглядитесь внимательнее к самим-то евреям, тогда увидите, что и среди евреев далеко не все богаты; что не все они кулаки. И между ними есть много бедняков, которые, также, как и вы, в поте лица добывают хлеб свой, которых жмут кулаки и хозяева не меньше, чем вашего брата." Но, разыгравшиеся народные страсти не способствовали тому, чтобы разбираться в таких подробностях.
В результате 3-х разделов Польши в 18 в. территория, на которой проживало большинство еврейского населения была разделена между тремя государствами: к России отошли Белоруссия (Полесье и Волынь) и Правобережная Украина (Малороссия); к Австро-Венгрии - Червонная Русь (Галиция), Северная Буковина и Закарпатье; к Пруссии остальная часть Польши (Герцогство Варшавское).
Эта структура просуществовала до 1912 г. На Венском Конгрессе в пользу России были сделаны исправления - к ней была присоединена часть Польши, принадлежавшая до того Пруссии, под названием Царства Польского с некоторой автономией, но под управлением русского царя.
Во времена Екатерины 2-й в целях развития промышленности и торговли в Россию были приглашены иностранные купцы. С этой целью она учредила Канцелярию Опекунов Иностранных. Некоторые еврейские купцы получили разрешение на деятельность в Риге, Новороссийской губернии и даже в Петербурге. Зная антисемитские настроения в стране, Екатерина писала губернатору Риги чтобы он содействовал купцам "независимо от их вероисповедания". "... которые пожелают отправиться в Петербург из-за требований к казне, то выдавать им паспорта без указания их национальности и не наведя справок об их вероисповедании, а обозначить в паспортах только их имена. Для удостоверения личности эти купцы предъявят письмо находящегося в Петербурге купца Левина Вольфа." - писала царица. Во время посещения императрицей Шклова тамошние евреи передали ей приветственную оду, в которой писали - "мы восхищаемся твоим величием, мы счастливы, что мы твои подданные." Эти слова нельзя отнести только за счёт обычной в таких случаях лести.
Несмотря на ряд жестоких ограничений, устанавливаемых время от времени правителями России, местные власти, по просьбе отдельных сословий, часто закрывали глаза на нарушение евреями некоторых запретов, что делалось и в угоду местным феодалам. Под напором жизни эти ограничения никогда не действовали в полную силу. Постоянно, по просьбе граждан и администрации, вводились различные послабления и исключения, допускающие либо временное либо ограниченное пребывание евреев в запрещённых местах и торговлю в них. Непрерывная борьба с препятствиями, жизнь в условиях, мягко говоря, недружелюбия со стороны окружающего населения, вырабатывала тип предприимчивого, активного и ловкого человека, способного выжить в этих тяжёлых условиях. Она развивала в евреях чувство взаимопомощи и, помимо распространения грамотности на древнееврейском языке и языке идиш, что диктовалось потребностями религии, вынуждала развивать грамотность на языках местного населения, чтобы знать и понимать законы и обычаи страны проживания общины.
Между тем, жизнь подавляющего большинства еврейского населения в черте оседлости была очень тяжёлой. Вот свидетельство очевидца, посетившего Бердичев: "В тех местах, где живёт бедная часть населения ... улицы не шире 1,5 саженей; на них с двух сторон обвалившиеся домики, один возле другого, у кого без крыши, у кого без окон, у кого без целой стены; перед домом десятки почти голых детей валяются в грязи... Многие из домов разделяются коридором на несколько квартир, в которых наниматели устраивают небольшие мастерские: воскобойные, свечные, кожевенные и прочие. Работают семьи и тут же помещаются среди вонючих материалов и изделий. Оттого целые улицы постоянно наполнены смрадным воздухом... Образ жизни евреев готовит обильную жатву для преждевременной смерти. Чахотка, удушье, нервная горячка и кровавый понос находят среди них немало жертв." Вот что пишет наблюдатель-христианин о жизни в г. Пинске: "На улицах кипело как в муравейнике. Кроме евреев, казалось, никого в городе не было. все в длинных, рваных, засаленных балахонах, с длинными болтающимися пейсами, в каких-то особенных, еврейского покроя, картузах. Лица у всех измученные, испуганные, отталкивающие; ни на ком не видно ни тени улыбки. Все куда-то спешат, бегут."
Неоспоримое влияние на формирование еврея как этнического типа оказала религия. Это относится не только к возвеличению универсальных человеческих ценностей, стоящих, как бы, над интересами отдельных общественных групп, но и к утверждению семейных ценностей и других нравственных предписаний иудейства. Сюда же следует отнести и формирование способности к абстрактному мышлению, вкуса к интеллектуальной деятельности, которые прививались еврейским детям с раннего возраста. Изучение Библии, Талмуда развивало кругозор, историческое и даже философское мышление, тренировало и укрепляло память, давая различные примеры решения жизненных задач библейскими персонажами, которые имели сходство, или могли казаться похожими, на реальные ситуации. Вот что написано в еврейской религиозной книге "Шулхан арух": " Каждый человек обязан обучать своего сына Торе... Если отец не нанимает учителя своему сыну, то его принуждают к этому, а, в случае необходимости, забирают часть его имущества для покрытия расходов по найму учителя. Начальные школы должны быть в каждом городе; если же их нет где-нибудь, то жители этого города предаются отлучению пока не пригласят учителя." Это можно считать одной из главных причин того всплеска интеллектуальной энергии, который произошел в ашкеназийской еврейской общине в 19 и 20 веках.
Однако, постоянное недружелюбие окружающих, законодательные преследования властей имели для формирования еврея, как типа, и отрицательные последствия. Еврей не мог противопоставить окружающему миру силу, т.к. он был, как количественно так и по юридическому статусу, слабее окружающих его народов. Главную свою силу он видел в хитрости, ловкости и взаимопомощи. Соблюдая стойкость и храбрость вплоть до самопожертвования, когда дело касалось его веры, еврей в быту храбростью не отличался. Главным его желанием, за редким исключением, являлось стремление смягчить конфронтацию, найти решение путём уступок. Это породило у окружающих представление о трусливости евреев, об их "хитрости и пронырливости". Эти черты "галутных евреев" были по настоящему изжиты во время российской революции.
Представители многих наций, речь здесь идёт главным образом об европейских нациях, которые, как им казалось, испытывали затруднения при конкуренции с евреями в торговле, юридической деятельности, медицине и других видах деятельности, обычно объясняли это тем, что евреи, не умнее своих соперников, а лишь хитростью и обманом способны добиваться успехов. Трудно что-либо сказать насчёт ума, т.к. не существует в настоящее время достаточно надёжного эталона его измерения, кроме результатов деятельности, но, с точки зрения развития интеллекта, условия жизни и воспитания еврея, по-видимому, оказали положительное влияние на его тип. Научную оценку интеллекта евреев, приехавших в США из стран бывшего СССР, провели американские учёные Р.Херрнштейн и Ч. Мюррей. Результаты её изложены в книге: "The Bell Curve. Intelligence and Class Structure in Аmerican Life", The Free Press. NY, 1994. Оказалось, что евреи иммигранты из стран Восточной Европы имеют наивысший средний интеллектуальный коэффициент. Следует оговориться, что этот метод оценки нации не является общепринятым. Однако, как антисемиты, так и филосемиты сходятся в одном: евреи в массе очень конкурентноспособны среди большинства народов в 20 веке. Эта точка зрения укрепилась в качестве всеобщей, и автор этих строк сам неоднократно убеждался в том, что она приводила окружающие народы к дилемме о применении силы в решении конфликтных ситуаций в тех случаях, когда обычное соперничество не давало результатов. Периодически это приводило к взрыву насилия.
Надо признать, что шокирующее действие на другие народы производили также и положения еврейской религии об исключительности еврейского народа. Насаждение ненависти к евреям в течение веков привело к возникновению такого явления, как расовый антисемитизм или антисемитизм крови, когда он выступает в качестве навязчивой идеи и не зависит от образования или культурного уровня индивидуума. Мозг такого человека не способен мыслить взвешено. Он просеивает всё хорошее и задерживает плохое, возводит частное на уровень общего. Более того, особенность его психики заключается в том, что факты, которые, по его мнению, имеют значение, способны многократно усиливаться, как в некоем резонансном контуре. В мозгу такого человека происходят необратимые изменения типа навязчивой идеи. Это приводило в истории народов к распространению идей, пропагандирующих и оправдывающих поистине звериные инстинкты, способствующих развязыванию этих гнуснейших инстинктов или оправданию зверств по отношению к невинным людям.
Именно эти патологические изменения в мозгу людей, возомнивших себя представителями высшей расы, породили гнуснейшую форму расизма - фашизм. Близкое к этому явление происходило и на классовом уровне с буржуазной и коммунистической идеологиями или на религиозном уровне в эпоху становления некоторых мировых религий. Психоаналитики (Э. Фромм и др.) исследовали множество примеров различных извращений психики, которые имеют в основе унижение и доставление страданий другому человеку. В отличие от умопомешательства, когда те или иные действия выполняются бессознательно и такой человек признаётся психически больным, т.е. не ответственным за свои действия, такая патология считается контролируемой разумом и поэтому уголовно-наказуемой или, по крайней мере, общественно порицаемой. Аналогичные действия в сфере сексуальных извращений определяются как садизм и мазохизм. " Садизм (и мазохизм) как сексуальные извращения представляют собой только малую долю той огромной сферы, где эти явления никак не связаны с сексом - пишет Э. Фромм в своей работе "Анатомия человеческой деструктивности" - несексуальное садистское поведение проявляется в том, чтобы найти беспомощное и беззащитное существо и доставить ему физические страдания вплоть до лишения его жизни. ... Душевная жестокость, психический садизм, желание унизить другого человека и обидеть его распространены, пожалуй, ещё больше, чем физический садизм. ... Психический садизм имеет много способов маскировки: вроде бы безобидный вопрос, улыбка, намёк ... мало ли в чём можно привести человека в замешательство." По отношению к еврейскому народу применяются все виды известной жестокости.
Раз еврея перехитрить невозможно - значит надо его уничтожить, унизить. Причём, антисемиты считали, что даже небольшая примесь еврейской крови уже гарантирует человеку преимущества в жизненной борьбе. Вступать с таким человеком в нормальные отношения бесполезно. Его можно только попытаться убить ибо это "сам сатана". Характерно, что активное участие представителей евреев в революции или даже наличие предков евреев в роду революционного деятеля и сейчас принимается как достаточное объяснение российской трагедии, связанной с 7,5 десятилетиями коммунистического правления. Современные российские писатели и историки, обнаружив небольшую примесь еврейской крови у Ленина (В. Солоухин, С. Говорухин, Д.Волкогонов), сходятся на мысли, что это многое объясняет!
Конец 19 и начало 20 веков характеризуются стремительным ростом национального сознания народов Европы. Россия сильно отставала в своём экономическом и интеллектуальном развитии от передовых европейских государств. Слабое развитие сельского хозяйства, промышленности, торговли, науки, техники приводили к тому, что в стране периодически наступали голодные годы, но и в лучшие времена большинство населения жило в бедности и нищете. Техническая отсталость и низкий уровень грамотности населения вызывали необходимость в закупке за границей разнообразных машин или, в большинстве случаев, применение непроизводительного ручного труда. Сырьевые богатства страны, огромные пространства её чернозёмов, использовались слабо. Общество делилось на три главных, неравных по численности класса: дворянство, как правило, паразитический класс, практически не участвующий в создании богатства, но имеющий всю полноту власти, чтобы его использовать, купечество, быстро растущее численно и имеющее в своём распоряжении значительные материальные средства, но малообразованное, немногочисленное мещанство и огромную бесправную, темную массу народа, состоящую из крестьян и рабочих. Церковь представляла собой некую цементирующую надклассовую структуру. Особое положение занимала небольшая численно "прослойка", используем ленинский термин, чиновничества и интеллигенции. Российская интеллигенция и некоторое количество представителей высшего дворянства по своему культурному уровню соответствовали европейскому уровню образования, и они являлись основной сознательной силой общества. Произведения русской литературы 19 в. и начала 20 в. по праву занимают достойное место среди лучших произведений мировой литературы. Высокого уровня развития достигли и другие виды искусства: живопись, музыка. Несмотря на то, что церковь, игравшая роль хранительницы нравственных устоев общества, полностью зависела от самодержавия, и культурный уровень среднего и низшего звеньев духовенства был крайне низок, среди русских религиозных философов появляются поистине выдающиеся мыслители , такие как В.С. Соловьёв, В.В. Розанов, Н.А.Бердяев и др. Налицо была огромная пропасть между высокообразованным слоем российского общества и громадной бесправной, необразованной массой российского населения. Именно разрыв между самосознанием интеллигентных слоёв и необразованной массы народа возбуждал желание ускорить развитие страны, минуя промежуточные этапы развития с тем, чтобы сравняться с передовой Европой. Это обстоятельство порождало экстремистские течения в российском общественно-политическом движении. Представители этих течений считали, что освобождение народа от уз самодержавия обеспечит такой прогресс в стране, который быстро выведет её в число передовых. Возникла тенденция идеализации народного характера. Опора на тёмную массу, которую использовали большевики, привела Россию к столь жестокой диктатуре, продолжавшейся три четверти века.
Несмотря на отмену крепостного права, значительная часть обрабатываемой земли принадлежала помещикам и церкви. Попытка создать условия для фермерского хозяйства, выразившаяся в реформах Столыпина, способствовала ещё большему обнищанию членов крестьянской общины. Положение рабочих на предприятиях было тяжёлым. Многовековое рабство не благоприятствовало воспитанию предприимчивых, активных фермеров и промышленников. Низкая грамотность не позволяла использовать достижения науки и технологии на производстве. О положении рабочих красноречиво говорится в петиции, посланной Николаю ll: " Мы обнищали, нас угнетают, обременяют непосильным трудом, над нами надругаются, в нас не признают людей, к нам относятся, как к рабам, которые должны терпеть свою горькую участь и молчать." Под большим гнётом находились представители других национальностей. Существовало также и религиозное угнетение, касавшееся представителей неправославного вероисповедания, хотя формально исповедование другой религии, кроме раскольнических ересей, не преследовалось. Православие всегда выступало в качестве враждебной силы по отношению к "инородцам". Особенно тяжелыми были условия жизни евреев в "черте оседлости" и вне её. Драконовское законодательство, регламентирующее условия еврейской жизни, дополнялись ещё личными указаниями царя - крайнего антисемита. Это относится к собирательному образу российского царя т.к. все русские цари являлись по своим воззрениям антисемитами.
Отношение российских царей к евреям всегда было преимущественно отрицательным. Пётр I с опаской относился к евреям, хотя и часто пользовался их услугами. Речь идёт, конечно, о крещённых евреях. Известны его слова: "По мне будь крещён или обрезан - едино, лишь будь добр человек и знай дело". Тем не менее, он отказался поселить купцов евреев в стране несмотря на большую выгоду. Екатерина I после смерти Петра решила выслать евреев из завоёванных провинций: Малороссии, Смоленщины и Лифляндии. Несмотря на противоположное мнение сената, выраженное в его резолюции, она начертала: "От врагов христовых не желаю интересной прибыли". Такое же отношение было и при других царях. Этой же политики за небольшим исключением, о котором писалось выше, придерживалась и Екатерина II, до того, как произошёл раздел Польши и сотни тысяч евреев оказались в пределах Российской империи. После этого необходимо было принимать другие решения. Манифест о присоединении сохранял за евреями прежние права, которые они имели в Польше. Впервые были твёрдо установлены налоги. Было введено разделение народа на группы по социальному положению: мещане (имеющие капитал до 500 рублей) и купцы, чьё имущество превышало эту цифру. Как правило, евреи оказывались мещанами, и только небольшое количество попало в купеческое сословие (Указ 1780 г.). Это давало право, относящееся только к представителям купечества, избирать и избираться в органы самоуправления. Это право евреи получили впервые в Европе. Позднее, под давлением христиан, это право в полной мере нигде не осуществлялось. При Екатерине II в официальных документах вместо широко распространённого ранее названия "жид" стало писаться "еврей". Согласно сенатскому указу 1785 г. евреям разрешалось жить в деревнях, брать на откуп производство и продажу спиртных напитков, избираться в суды и органы самоуправления. Религиозные дела были оставлены в ведении еврейских судов. Указом 1791 г. евреям кроме обычных мест проживания было разрешено селиться в Екатеринославской и Таврической областях. В указе было специально отмечено, что евреи не имеют права "записываться в купечество во внутренние российские города и порты." Запрещалось также проживание евреев в центральных российских губерниях. Исключения делались для евреев неиудейского вероисповедания, для купцов первой гильдии, дантистов, провизоров, фельдшеров, механиков, винокуров, пивоваров, и "вообще мастеров и ремесленников", лиц окончивших ВУЗы, приказчиков евреев-купцов 1-й гильдии. Таких лиц среди евреев в то время было чрезвычайно мало. Однако, затем последовали ряд указов ограничивающих права еврейского населения и был введён налог вдвое превышавший налог на христианское население.
Император Павел I не успел во время своего короткого правления заняться евреями, хотя известно, что ряд конкретных вопросов он решил в пользу евреев. При нём было принято постановление правительства от 1798 г. о том, что помещики не имеют права лично судить евреев.
Этот период в жизни еврейской общины России характеризовался расколом. Среди евреев Подолии, Волыни и Галиции распространилось новое движение - хасидизм. Духовные вожди хасидов - цадики приобретали большое влияние. Хасидизм делился на несколько ветвей, среди которых наибольшую известность приобрело движение Хабад. Между хасидами и традиционными представителями иудаизма - митнагдим -происходила жестокая борьба. В эту борьбу был вовлечён также и сенат России и местная администрация.