Еврейская община Америки
Начиная с 1881 года нарастает темп переселения российских евреев в Америку. Это явилось следствием всё увеличивающегося давления царского правительства России и усиление погромной деятельности русских нацистов. С 1881 года по 1911 год это давление приобретает постоянный, всё усиливающийся характер. Майские ограничительные законы относительно проживания вне городов 1882 года, ограничения на право заниматься определёнными профессиями и сокращение территории Черты оседлости (1886 - 1889), высылка свыше 10 000 евреев из Москвы и большого числа евреев из других районов России (1891 - 1895), введение спиртовой монополии, приведшее к разорению многих семей (1894 - 1896), серия зверских погромов начиная с 1903 г в Кишинёве, крупные высылки из ряда районов в 1908 - 1911 годах и множество других жёстких ограничительных мер привели к массовой эмиграции.
1881 год можно считать одним из наиболее тяжёлых в истории еврейства наряду с изгнанием из Испании (1492) и зверской резни казачьих орд Хмельницкого (1648).
Первый большой выезд в эмиграцию был в 1881 - 82 гг. После этого выезд уже не прекращался. Каждый год в среднем выезжало по 50 - 60 тысяч человек. В 1891 году выехало 110 тысяч, в годы погромов (1905 - 1906) выехало больше 200 тысяч. Бежали из Галиции, Румынии. Общее количество эмигрировавших из Восточной Европы евреев оценивается в 2,5 миллиона человек. Из них свыше 2 миллионов направились в США. Это стало началом возникновения массового городского еврейства.
До этого еврейское население Америки было малочисленным. Они могли практически селиться в 7 штатах из 13. В 1820 году было около 4000 евреев, постоянно живущих в стране. В некоторых штатах существовали законы, запрещающие занимать общественные должности не протестантам, или не христианам. Возникали конфликты по поводу дня отдыха в субботу, а не в воскресенье. Однако, еврейское население страны медленно росло. В 1826 году было 6000 евреев, в 1840 - 15 000, перед Гражданской войной - 150 000.
Первоначально основная часть эмигрантов приезжала из Германии, Польши, Богемии и Венгрии. Главными центрами размещения евреев были города Нью-Йорк, Олбани, Сиракузы, Буффало, Рочестер, Чикаго, Детройт, Кливленд, Мильвоки. В более позднее время евреи селились в Сент-Луисе, Миннеаполисе, Луисвилле и Новом Орлеане. Во время "золотой лихорадки" (1848) в Калифорнию отправились около 10 000 евреев.
Многие евреи начинали как уличные торговцы и впоследствии некоторые заводили собственное дело. Возникали синагоги. Первое выступление в защиту общих интересов была кампания протеста против "дамасского дела" (1840).
Во время гражданской войны в еврейской общине произошел раскол. Около 70 000 евреев были в армии северян и около 3 000 южан.
Поскольку большинство представителей еврейской общины были выходцами из немецкоязычных стран, то они и привезли с собой реформированный иудаизм. Было и консервативное направление иудаизма, связанное с активной деятельностью раввина Исаака Лезера из Филадельфии.
Во время Гражданской войны евреи выдвинулись в качестве банкиров, подрядчиков, поставщиков обмундирования и амуниции для армии и с 1860 года они становятся значительной силой в американском бизнесе. Широкая благотворительная деятельность наряду с либеральной ориентацией стали основой деятельности многих еврейских организаций. Банкир Джозеф Зелигман возглавил казначейство страны, а Джейкоб Генри Шиф возглавил крупную финансовую корпорацию.
После прибытия в страну свыше 2-х миллионов беженцев из Восточной Европы между ними и четвертью миллиона коренных, успешных американцев возникли естественные противоречия. Коренные придерживались реформистского направления иудаизма и говорили на английском языке, иногда, правда, с немецким акцентом. Приезжие говорили на идише, были в большинстве ортодоксами или хасидами и очень бедными. Эмигранты изменили американское еврейство. Они создали основу мирового ядра еврейства, которое станет одной из важных движущих сил на мировой арене 20-го века. В процессе развития проявились лучшие черты еврейства - благотворительность и взаимопомощь. Было организовано Агентство помощи еврейским эмигрантам и несколько других организаций. Активно работали и многие члены эмигрантской еврейской общины. Выдвигается на этом поприще талантливая поэтесса Эмма Лазарус (1849 - 1887), чьи стихи были выбиты на символе американской свободы, статуе Свободы в Нью-Йорке:
Пришли мне своих усталых толпы,
Тех, что, как мусор, на берегах твоих.
Пусть бедный, невезучий и бездомный,
Мечтающий вдохнуть глоток свободы,
Придёт на свет у врат моих златых.
С прибытием эмигрантов возникло множество проблем. Они селились в тесных многоквартирных пяти-восьми этажных домах. Часто лишь одна из многих комнат имела естественное освещение. Плотность населения достигала 1750 человек на гектар. Большинство эмигрантов были заняты на швейных фабриках. К 1888 году из 241 швейных фабрик Нью-Йорка 234 были еврейскими. Работали по 70 часов в неделю. Поначалу беженцы трепетали перед немецко-еврейскими богатеями. Но через 20 лет всё изменилось. Возникло еврейское профсоюзное движение. Постепенно эмигранты становились на ноги, переезжали в Гарлем. В то время это был фешенебельный квартал зажиточных евреев. Их дети учились в колледжах и университетах, становились адвокатами или врачами. Многие стали бизнесменами. Профессорами высших учебных заведений. Некоторые активно участвовали в политической жизни страны. Возникли крупные еврейские универсальные магазины, в которых работали тысячи служащих. Были основаны газеты на идише с невиданным в мире тиражом 600 000. Как всегда среди евреев газеты имели различное направление: радикально-националистическое ("Вархайт"), ортодоксально-консервативное ("Джуиш морнинг джорнел"), социалистическое ("Форвард"), ортодоксально-сионистское ("Тагеблат"). Постепенно евреи стали активно участвовать и в англоязычной прессе. Издателями крупных газет стали Сульцбергер и Окс ("Нью-Йорк Таймс"), Шиф и Штерн ("Нью-Йорк пост") и другие. В Нью-Йорке евреи стали самой крупной этнической группой населения (29%).
Анализ численности еврейского населения США указывает на то, что с 1950 года численность еврейского населения почти не растёт несмотря на приезд миллиона евреев из СНГ. Как показали исследования это объясняется следующими причинами: низкой рождаемостью, смешенными браками, переходом в другие религии и отходом от религии. По мнению одних авторов при такой убыли еврейская община Америки через несколько поколений практически исчезнет. Другие аналитики считают, что еврейская община будет состоять только из ортодоксальных евреев. По мнению автора и тот и другой выход приведут к сокращению влияния евреев в мире. Процессы секуляризации происходят во всех странах мира, где существую демократические порядки. Может ли демократия противостоять отходу от религиозного сознания покажет будущее.