Народ и его спецслужбы
21.02 13:27
Работа разведчиков и секретных агентов в чем-то сравнима с олимпийским спортом. Все знают, что побед без поражений не бывает, но все равно общество ждет от этих людей только блестящих операций и бурным разочарованием реагирует на провалы. Классический пример такого отношения демонстрирует скандал вокруг ликвидации одного из хамасовских главарей Махмуда аль-Мабхуха в Дубае. 11 человек с паспортами европейских государств разными рейсами прилетели в Арабские Эмираты, сумели проникнуть в гостиницу, где остановился аль-Мабхух, зашли к нему в номер, устроили допрос, в результате которого наверняка были добыты важные сведения, убили его и покинули страну. Но полиция Дубая, сопоставив данные с камер наблюдения, установила имена, под которыми ликвидаторы въехали в ОАЭ. В связи с этим Великобритания, Ирландия, Германия и Франция потребовали от Израиля официальных объяснений в связи с использованием поддельных (или настоящих – здесь мнения расходятся) паспортов этих стран.
Негодование европейских властей понятно – никакому государству не понравится, что чужая разведка использует в секретных операциях его документы. Даже если Моссад действительно предупреждал британцев о таком намерении, ответ, несомненно, был однозначным: действуйте, но не попадайтесь, в противном случае мы заявим, что ничего не знали. Таковы правила взаимодействия разведок с иностранными государствами, и это еще лучший вариант. Не стоит забывать, что ликвидация гражданских лиц на нейтральной территории приравнивается международным законодательством к терроризму; таким образом, страна, которая даже косвенно способствовала этой акции, становится пособником террора. Потому странно было бы ждать от Лондона признания в информированности об акции, и неудивительно, что ее исполнители объявлены в розыск Интерполом.
Но и в Израиле эта история вызвала бурные обсуждения и неоднозначные, порой противоречивые оценки. Нехотя признавая успешность самой акции, СМИ обвиняют разведчиков в нарушении главного правила: не попадайтесь. Доходит до обвинений Моссада в некомпетентности и требований отставок и увольнений. Глава внешней разведки Меир Даган, еще недавно превозносимый за спасение репутации Моссада, сегодня объявляется главным виновником провала.
Чрезмерные требования, предъявляемые к Моссаду, вызваны традиционной идеализацией израильтянами этой организации. Да, ее агенты – профессионалы, но все же они живые люди и их возможности ограничены. Им противостоит многоуровневая структура, от конттразведки и полиции других государств и до охраны отеля, как в случае в Дубае. Современные технологии – камеры наблюдения и т.д. делают их работу еще более трудной. А в ближайшее время разведке придется учиться обходить препятствия, создаваемые биометрическими паспортами. Иными словами, отдельны неудачи в работе Моссада, конечно, огорчительны и болезненны, но объяснимы, к сожалению, неизбежны. Наши агенты вне конкуренции, но спецслужбы других стран тоже не зря едят свой хлеб.
Еще один вопрос поставлен левыми израильскими СМИ, хотя волнует он все общество. Насколько необходима была ликвидация аль-Мабхуха, замешанного в похищении израильтян и подготовке терактов, организующего поставки иранского оружия ХАМАСу. При всей его опасности для Израиля, его, как любого другого террориста, нельзя назвать незаменимым. В разное время Моссад и ЦАХАЛ ликвидировали немало высокопоставленных членов экстремистских группировок, но остановить террор не удалось. Показательна борьба разведки с иранской ядерной программой. Благодаря уничтожению иранского физика-ядерщика Масуда Али Мухмади и другим операциям, разработки удалось замедлить, но Иран все равно приблизился к созданию бомбы.
Но если превентивная функция акций уничтожения сомнительна, то другая задача – возмездие и наказание – чаще всего достигается. Другое дело, насколько она правомочна. Сегодня даже в Израиле, не говоря уж об остальном мире, высказываются сомнения на этот счет. Дискуссии возобновились с выходом фильма Стивена Спилберга "Мюнхен". Уничтожение террористов, виновных в убийстве израильских спортсменов на олимпиаде 1972 года, было чистой воды возмездием. И израильтяне испытывали гордость за своих агентов, настигавших преступников по всему миру, хотя в той операции тоже были накладки, просчеты и скандальные разоблачения. Но сегодня мы живем в другой политической реальности. В ней Израиль добивается международного признания и вынужден выглядеть даже более толерантным и снисходительным, чем страны Запада, разведки которых, возможно, тоже не остановились бы перед уничтожением врага.
Что можно сказать о так называемой воспитательной задаче ликвидации? Да, террористы знают: Израиль найдет их везде, даже за границей и поэтому не чувствуют себя в безопасности и вынуждены постоянно скрываться. Но с другой стороны, на акции Моссада боевики отвечают новыми атаками, и война не прекращается. Правда, она не прекращается и так, но время от времени в регионе появляется надежда на мир, пусть даже очень условный и спорный. Вот и сейчас эта надежда возрождается в связи с тем, что ХАМАС нацелен на политическую власть, а потому, возможно, прекратит террор. Ликвидации же укрепляют позиции самых радикальных элементов и склоняют палестинское общество к насилию. Но возможно ли мирными намерениями и снисходительностью к преступникам искоренить экстремистские настроение; лучше ли иметь ненавистников Израиля откровенными врагами или партнерами по диалогу – все это вопросы, на которые нет четких ответов. Однако в обществе они звучат все острее, и споры вокруг акции в Дубае – несомненное тому подтверждение.
Строго говоря, до сих пор неизвестно, Моссад ли провел эту операцию. На официальном уровне Израиль, разумеется, никогда этого не признает. Но характерно, что при всех разногласиях израильтяне были бы очень разочарованы, если бы оказалось, что ликвидацию организовала спецслужба другой страны. Нам по-прежнему хочется верить в могущество и мастерство нашей разведки. Даже не слишком профессиональные действия, вызвавшее удивление представителей иностранных спецслужб, находят объяснение: Моссад дал понять Ирану и другим пособникам террористов, что по-прежнему полон сил и готов с ними бороться, потому и оставил свои явные "следы".
Есть также небольшой шанс, что убийство аль-Мабхуха организовано кем-то другим (например, стало результатом внутренних разборок между палестинскими командирами), а "следы" призваны перевести стрелки на Моссад. Как бы то ни было, наши враги спешат, во-первых, представить эту акцию провалом, а во-вторых, обвинить Израиль в "государственном терроризме". И здесь они, к сожалению, находят единомышленников не только на Западе, но и в еврейском государстве. Свежие угрозы со стороны ХАМАСа наказывать терактами страны, которые позволяют убивать палестинских мусульман, могут всерьез напугать европейские правительства и заставить их начать настоящую травлю агентов Моссада по всему миру, подобно судебным преследованиям командиров ЦАХАЛа судами западных стран. В такой ситуации обществу тем более следует встать на защиту своих разведчиков. Лучшее, что может сделать народ Израиля для Моссада – это гордиться им, когда он работает хорошо, и поддерживать его в трудные минуты. В конце концов, каждый народ имеет ту разведку, какую заслуживает.