ИМХО показалось интересным для дискусии http://www.polit.nnov.ru/2010/01/22/socinternet09/
Социология Интернета – это своеобразная Terra incognita социологии. И этому есть корректное объяснение. Фундаментальные исследования пока невозможны из-за стремительной трансформации, быстрого развития самого объекта исследования. Поэтому спектр работ по социологии Интернета в полной мере отражает стремление успеть зафиксировать характерные черты новой сетевой реальности и отражает специфический интерес того или иного исследователя.
В настоящее время типовой подход в освещении социологии Интернета базируется на фундаментальном исследовании Мануэля Кастельса (Manuell Kastells) "Галактика Интернета" ("The internet galaxy").
Феномен Интернета требует всестороннего социологического осмысления. А это возможно лишь в процессе накопления знаний о социуме в сети. Причем, необходимо стремиться фиксировать знаковые изменения в сети, по которым можно определить некие вектора в будущее.
Цитата *
Вектора в будущее и линии демаркации
Отношение к Интернету позволяет выявить своеобразные линии демаркации. Одни его принимают, для других – это нечто негативное априори. Игумен Евмений, настоятель Николо-Берлюковского монастыря, обозначил следующую позицию: "Я принципиально в интернет не выхожу, потому что очень много грязи в нем...". Данная позиция понятна и объяснима, но и среди православных существует и иное мнение: "Слабые идут в монастыри, а сильные бьются с дьяволом там, где его обнаружат". Пример дьякона Кураева в этом плане наиболее показателен.Тележурналист М.Леонтьев заявил следующее: "Нет, я вообще очень не интернетный человек. Я интернет не люблю, к сожалению, пользуюсь им, но пользуюсь только для информации. Я не лажу по блогам, по ЖЖ, не читаю комментариев, как правило. Вообще, я не ищу информации в помойке. А интернет – это помойка". Представляется, что данное заявление призвано не только обозначить как бы безгрешность тележурналиста в формате компиляций и интеллектуального мародерства, но и в целом характеризует фронт противостояния телевидения и сети Интернет. Подобные заявления будут все чаще звучать с экранов ТВ, и это связано с двумя факторами: конкуренцией за рекламные деньги и перспективой смены доминирующих поколений.
Информационное агентство Reuters сообщило со ссылкой на исследование агентства Internet Advertising Bureau (IAB), что в Великобритании расходы на Интернет-рекламу впервые превысили траты рекламодателей на телевизионную рекламу. Расходы на Интернет-рекламу в Великобритании в первой половине 2009 года выросли на 4,6 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В общей сложности на Интернет-рекламу в первой половине 2009 года было потрачено 1,75 миллиарда фунтов стерлингов (2,81 миллиарда долларов), что составляет 23,5 процента всех рекламных расходов. Доля телевизионной рекламы в расходах рекламодателей составила 21,9 процента. Исследовательская маркетинговая компания Doubleclick Perfomics утверждает, что более половины взрослых жителей США пользуются интернетом ежедневно, три четверти - как минимум раз в месяц. Среди детей в возрасте от 10 до 14 лет интернет уже вытеснил телевизор. Так, 83% американских школьников в этой возрастной группе проводят в виртуальном пространстве как минимум час в день, в то время, как 68% посвящают столько же времени просмотру телевизионных программ.
В конце 2009 года Научно-творческий совет при Центре развития русского языка провел опрос по ряду рубрик, в том числе, и по рубрике "Жаргонизм года", т.е. слово неофициальное, несловарное, рожденное улицей, языковой средой. На первое место вышел "зомбоящик" — так в народе называют телевизор, ибо его общепонятная (и успешно выполняемая) функция — зомбировать население. Максим Кронгауз считает: "Зомбоящик фиксирует окончательно сформировавшееся отношение к телевидению и интересен своей амбивалентностью. С одной стороны, это "зомбирующий телезрителя прибор", с другой стороны, это "пространство, населенное зомби". Таким образом, заэкранные телефигуры и предэкранные телезрители – это зомби. Именно такой позиции придерживаются большинство, "живущее в сети". Взаимное негативное маркирование аудитории телевидения и пользователей Интернет свидетельствует о том, что в обществе по данному рубежу произошел раскол и две эти группы населения начинают все более отличаться друг от друга, поскольку их деятельность протекает в различных информационных средах.
Таким образом, мы можем констатировать, что цивилизационный перелом добрался и до России. И эпоха телевидения прошла свой апогей и вошла в фазу заката или угасания. При этом, традиционные печатные СМИ близки к полному краху в ближайшей исторической перспективе.
Отредактировано Sorin (2010-03-02 11:35:21)