Форум Зануды - свободное общение обо всём.

Объявление

Уважаемые форумчане! Наш форум переехал на новый хостинг и новый адрес HTTP://SVOBODA-ON.ORG

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум Зануды - свободное общение обо всём. » История » О трагедии союзного конвоя PQ-17 летом 1942 года


О трагедии союзного конвоя PQ-17 летом 1942 года

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

О трагедии союзного конвоя PQ-17  летом 1942 года

ПОСЛЕ тяжелых поражений Красной Армии в мае—июне 1942 года, резко изменивших стратегическую обстановку на восточном фронте в пользу гитлеровской Германии, СССР остро нуждался в поставках самых различных типов вооружения, а поэтому неоднократно обращался к союзникам по антигитлеровской коалиции с просьбами о предоставлении в соответствии с договоренностью необходимой помощи.

Учитывая эту ситуацию, правительство Великобритании приняло решение о направлении очередного конвоя PQ-17 в северные порты Советского Союза.

При разработке плана операции по проводке PQ-17 британское адмиралтейство столкнулось с
рядом непредвиденных обстоятельств.

Обычно иностранные корабли и суда, направлявшиеся к советским северным берегам, принимал Мурманск.

Однако после того как вражеская авиация в результате многочисленных бомбовых ударов произвела сильные разрушения в городе и порту, было решено все транспорты направлять в Архангельск, что первоначально не учитывалось английской стороной.

Коррективы внесло и необычное лето 1942-го, когда кромка полярных льдов оказалась смещенной на юг, оттесняя привычные курсы торговых судов ближе к побережью оккупированной Германией Норвегии.

Заставлял англичан сильно беспокоиться также печальный весенний опыт, когда союзные конвои понесли ощутимый урон.

По мнению командующего британским флотом адмирала Дж. Тови, обстановка полностью благоприятствовала германской
стороне.

Немецкие тяжелые корабли могли действовать вблизи собственных баз, рассчитывая на поддержку мощной авиационной группировки и подводных лодок, в то время как британское соединение прикрытия конвоя в случае столкновения с противником оказывалось без поддержки береговой авиации, так как радиус действия советских истребителей был ограничен.

Ситуацию осложнял дефицит топлива для эсминцев, что не давало возможности кораблям этого класса эскортировать поврежденные суда до порта назначения.

Учитывая возможность выхода в море германской эскадры во главе с линкором «Тирпиц», британское адмиралтейство выделило в поддержку PQ-17, включавшего в себя 36 судов, мощную группировку военно-морских сил.

В ее составе помимо непосредственного охранения конвоя находился отряд ближнего прикрытия под командованием контр-адмирала Л. Гамильтона, состоявший из 4 крейсеров и 3 эсминцев.

Был сформирован и отряд дальнего прикрытия под командованием Дж. Тови — 2 линкора, 2 крейсера, авианосец и
12 эсминцев.

Внушительно выглядел также эскорт каравана под командованием Дж. Брума: 6 эсминцев, 4 корвета, 2 подводные лодки, 2 корабля ПВО, 3 тральщика и 4 траулера1, да еще 3 спасательных судна, в задачу которых входило извлечение из воды оказавшихся за бортом моряков с погибших транспортов, что освобождало эсминцы от их поиска
и спасения.

Непростая обстановка, сложившаяся во время формирования конвоя, естественно, не могла не отразиться негативно
на организационных вопросах.

По крайней мере, трудно объяснить, почему отряду ближнего прикрытия запрещалось заходить дальше меридиана 25о восточной долготы, ведь этим запретом британский морской штаб как бы заранее снижал возможности соединения Гамильтона по выполнению поставленных перед ним задач. Кроме того, адмиралтейство опасалось атак подводных лодок и акцентировало внимание на недостаточности огневой мощи собственных надводных сил по сравнению с боеспособностью германских.

Мнение о таком превосходстве в известной степени также обрекало соединение крейсеров на заведомое невыполнение возложенных на него функций.

27 июня 1942 года PQ-17 вышел из Рейкьявика, о чем сразу же стало известно противнику.

По предположению работников штаба нашего Северного флота, такая информация поступила с немецких подводных лодок, находившихся на позиции у берегов Исландии, хотя французский историк Ж. Блон полагает, что вражеская
разведка воспользовалась разговорами матросов торговых судов.

Так или иначе, но германское военное командование к встрече PQ-17 готовилось основательно.

Что-бы воспрепятствовать прибытию конвоя к месту назначения, против него, к примеру, было развернуто 11 подводных лодок, действовавших достаточно эффективно.

Англичане же развернули в интересах безопасности PQ-17 9 ПЛ, советская сторона — 4.

2

ВАЖНАЯ роль отводилась авиации нашего Северного флота, командующему которой перед началом операции была оперативно подчинена особая морская авиагруппа в составе дальнебомбардировочного, минно-торпедного, 4  истребительных авиаполков и 2 полков пикирующих бомбардировщиков.

Кроме того, временно ей придавались 21 Пе-2 из авиации резерва Главного Командования; авиация Карельского фронта оперативно подчинялась военному совету СФ, а истребители Архангельского дивизионного района ПВО — военному совету Беломорской военной флотилии.

Всего с 25 июня по 9 июля в распоряжении командующего авиацией Северного флота, главной задачей которого было осуществление воздушного прикрытия PQ-17 в своей операционной зоне и нанесение ударов по немецким аэродромам в Северной Норвегии, находилось 277 самолетов.

Однако степень эффективности авиаударов оказалась невысокой: с 27 июня по 4 июля из 65 осуществленных самолетовылетов успешными оказались только 28; на вражеских аэродромах было уничтожено всего 7 самолетов при 8 потерянных со своей стороны.

Причин имелось несколько.

Одна из существенных заключалась в следующем: авиация противника значительно превосходила авиацию Северного флота, тем более, что не все приданные последней части сумели перебазироваться на Север.

Кроме того, командование ВВС СФ столкнулось с нехваткой бомбардировщиков дальнего действия, что заставило для ударов по вражеским аэродромам и кораблям формировать группы, каждая из которых насчитывала всего по 3—5 само-
летов.

Неудовлетворительная организация вылетов усугубилась неисправностью многих имевшихся в наличии самолетов: фак-
тически были исправными лишь 116 машин, причем значительную их часть составляли морские ближние разведчики МБР-2.

Авиационные силы противника, сосредоточенные на норвежских аэродромах, насчитывали 264 самолета5.

Созданная же для атаки PQ-17 эскадра являла собой самое большое формирование германских боевых кораблей в годы
Второй мировой войны.

Она состояла из двух маневренных соединений: тронхеймской группы главных сил (линкор «Тирпиц», тяжелый крейсер «Хиппер», 4 эсминца) и нарвикской (так называемые карманные линкоры, а точнее тяжелые крейсера «Лютцов» и «Шеер», и 6 эсминцев).

2 июля противник приступил к наступательным действиям против конвоя силами авиации.

Хотя туман и помешал вылету большинства немецких бомбардировщиков, суда каравана все же подверглись атаке 9  торпедоносцев в районе острова Ян-Майен.

Натолкнувшись на плотный заградительный огонь эскортных кораблей и потеряв самолет командира эскадрильи, последние временно отступили, а успешные действия сил ПВО конвоя вселили уверенность в возможность благополучного прибытия PQ-17 в Архангельск.

Вечером 1 июля воздушная разведка противника обнаружила отряд ближнего прикрытия.

В условиях плохой видимости немецкие летчики приняли британский крейсер «Лондон» за линкор, а
американские крейсера «Уичита» и «Тускалуза» — за авианосцы.

Из-за этой ошибки в дальнейшем изменился ход операции германских ВВС.

К тому же немецкие корабли преследовали неудачи.

После выхода из базы «Лютцов» сел на мель и получил столь серьезные повреждения, что был вынужден вернуться в Германию для проведения ремонтных работ.

Аналогичная участь постигла и некоторые эсминцы, эскортировавшие «Тирпиц».

Тем не менее германское командование решило продолжить операцию.

В ночь на 4 июля Э. Редер приказал «Тирпицу» двигаться на соединение с «Шеером» в Альтенфьорд, а днем английские самолеты уже не смогли наблюдать в Нарвике немецкие корабли, находившиеся там ранее.

Британский морской штаб истолковал этот факт однозначно: столь мощное соединение противника нацелено на уничтожение PQ-17.

Поскольку по расчетам адмиралтейства немецкая эскадра могла настигнуть караван 5 июля, то вечером 4-го адмирал Д. Паунд созвал заседание высшего офицерского состава, чтобы совместно найти выход из опаснейшей ситуации.

3

ТАКТИКА действий флота метрополии определялась установками адмиралтейства, стремившегося любыми средствами избегать риска для крупных кораблей.

Британский морскойштаб считал, что дальнейшее продвижение эскадры дальнего прикрытия в Баренцево море, насыщенное немецкими подводными лодками, предоставит противнику прекрасный шанс вывести из строя линкор и авианосец, что катастрофически отразилось бы на оперативной обстановке в Атлантическом океане.

К тому же адмиралтейство опасалось подвергнуть риску американские корабли, участвовавшие в проводке PQ-17.

Учитывая, что командующий американским военно-морским флотом адмирал Э. Кинг после потерь британских боевых кораблей в водах Баренцева моря весной 1942 года скептически относился к целесообразности дальнейшей посылки конвоев в СССР по арктическому маршруту, английское командование стремилось уберечь американский линкор и крейсера от возможных повреждений, опасаясь осложнений во взаимоотношениях со своим заокеанским союзником.

Считая, что отряд ближнего  прикрытия будет не в состоянии противостоять огневой мощи «Тирпица» и «Шеера», а корабли адмирала Тови не успеют из-за значительной их удаленности от конвоя прийти на выручку, первый лорд Д. Паунд принял решение об отводе крейсеров на запад и рассредоточении судов каравана.

Даже после того как разведывательный отдел адмиралтейства получил информацию о том, что «Тирпиц» и «Шеер» еще находятся в Альтен-фьорде, он не стал отменять свой приказ.

Обстановка на море с 1 по 4 июля в целом благоприятствовала каравану.

Немецкой авиации удалось потопить лишь 2 парохода, потеряв при этом 3 самолета, и хотя советский танкер "Азербайджан» получил торпедное попадание, он сохранил свое место в исходном ордере и благополучно достиг Архангельска.

Как впоследствии вспоминал командир эскорта Дж. Брум, «решимость, проявленная экипажами конвойных и эскортных
судов, доказывала, что на пути PQ-17 нет преград».

Однако командир отряда ближнего прикрытия Л. Гамильтон получил из адмиралтейства сообщение с пометкой «срочно»,
предписывавшее крейсерам на полном ходу отойти на запад, как будто их и впрямь окружали превосходящие силы противника.

Следующее послание еще более усилило это впечатление: «Срочно. Из-за угрозы нападения надводных кораблей конвою рассредоточиться и следовать в русские порты».

Л. Гамильтон и без того был уверен, что столкновение с германским соединением неизбежно, но ни он, ни Дж. Брум не
знали об ошибочном, а точнее перестраховочном решении адмиралтейства, не владевшего полной информацией о местонахождении кораблей противника.

Позднее Л. Гамильтон вспоминал: «Знай я, что Лондон не обладал точной информацией о немецких кораблях, мы бы прикрывали конвой до его полного рассредоточения».

Принимая роковое решение о распылении PQ-17, адмиралтейство исходило из опыта рассредоточения сил атлантического
конвоя, столкнувшегося с «Шеером» в ноябре 1940 года.

Однако два события разительно отличались друг от друга, поскольку ранее единственную угрозу для транспортов представляли подводные лодки.

По замыслу командующего немецким соединением, действовавшим против PQ-17, адмирала О. Шнивинда, часть его сил должна была сражаться с эскортом, а другая — уничтожать торговые суда.

5 июля на пути эскадры противника, направлявшейся непосредственно в район движения PQ-17, оказалась советская подводная лодка К-21 под командованием капитана 2 ранга Н.А. Лунина.

Командир лодки принял смелое решение: атаковать «Тирпиц».

К-21 приходилось постоянно маневрировать, так как германская эскадра неоднократно поворачивала на 90 — 100о.
В 18 ч К-21 произвела четырехторпедный залп.

Действия советской ПЛ и ее командира заслуживают самой высокой оценки.

Находясь в центре эскадры противника, лодке удалось избежать преследования, что свидетельствует о высоком мастерстве советских подводников.

Один из наших исследователей справедливо отметил, что «факт попадания или непопадания торпед в «Тирпиц» в конечном счете не столь важен: главное, что немецкая эскадра после этой торпедной атаки развернулась и ушла обратно в базу».

4

НЕМЕЦКАЯ служба радиоразведки перехватила донесение К-21 о произведенной атаке на «Тирпиц», а также сообщение британской подводной лодки и советского самолета о местонахождении эскадры О. Шнивинда, вследствие чего линкор и
сопровождавшие его корабли вскоре вернулись в свои порты.

Однако основную задачу им выполнить удалось.

«Примечательно, насколько сильным оказалось действие одной лишь вести о появлении этих немецких кораблей»,— можно прочитать в публикации, исследующей действия британского адмиралтейства в период движения PQ-17.

Трудно согласиться с иной точкой зрения, согласно которой эти действия явились актом предательства.

Решение о рассредоточении принималось в условиях неполной и противоречивой информации о местонахождении эскадры противника, а также недооценки боевых возможностей англо-американских военно-морских сил, превосходив-
ших по мощи соединения противника.

В результате приказ PQ-17 «рассыпаться», сделав его беззащитным перед самолетами и подводными лодками противника, поступил преждевременно, на 20 часов раньше угрозы удара по конвою германскими надводными кораблями.

Обстановка усугублялась еще и тем, что командир эскорта Дж. Брум принял решение о присоединении эсминцев непосредственного охранения к крейсерскому отряду Л. Гамильтона, рассчитывая усилить его огневую мощь в предстоявшем, по мнению обоих, сражении с превосходящими силами противника.

Конвой же состоял из тихоходных судов, которые легко обнаруживались немецкой авиацией и противовоздушную оборону которых традиционно надежно обеспечивали эсминцы.

Тем самым Брум нарушил инструкцию для эскорта арктических конвоев, в которой отмечалось: « В случае нападения на русский конвой сил противника, превосходящих эскорт, его главной задачей становится оттеснить противника, вынудить его вступить в бой с нашими тяжелыми надводными кораблями».

И все же, как справедливо считают многие исследователи, основной причиной трагедии конвоя стал не столько уход кораблей эскорта, сколько сам приказ о рассредоточении.

Хотя шаг Дж. Брума, предпринятый по его личной инициативе, впоследствии подвергался в целом справедливой
критике со стороны адмиралтейства, адмирал Тови, к примеру, не считал командира эскорта виновником разгрома PQ-17.

Командующий флотом метрополии полагал, что в обстановке, сложившейся в результате приказа о рассредоточении конвоя, действия Дж. Брума по воссоединению с эскадрой ближнего прикрытия были вполне оправданы, ведь Л. Га-
мильтон ожидал появления германских кораблей.

После приказа о рассредоточении караван быстро рассеялся.

Некоторые суда сгруппировались, другие шли самостоятельно.

Офицер американского парохода «Джон Виферстун» записал в своем дневнике: «Получили приказ рассеяться. Невероятно, что нас оставляют без защиты — некоторые транспорты совсем не имеют орудий».

В условиях ясной погоды и полной видимости транспорты стали отличными мишенями для авиации и подводных лодок
противника.

4 июля 4 эсминца Северного флота вышли в море для соединения с океанским эскортом конвоя, которого, как и каравана, уже фактически не существовало.

Теперь их задачей явились поиск уцелевших судов и спасение экипажей потопленных в районе от Кольского залива до мыса Канин Нос.

За три недели поисков было спасено из воды около 300 человек.

Некоторые транспорты оказались в бухтах Новой Земли, откуда они вышли в Архангельск.

Обеспечивая их прикрытие, советские истребители сбили 4 немецких бомбардировщика Ю-88.

Всего же в конечный пункт прибыло 11 пароходов многострадального конвоя; суммарный регистровый гросс-тоннаж потопленных, на которых находилось 430 танков, 210 самолетов, 3360 автомобилей, не считая других важных грузов, равен 145 тыс. т.

Наркомат ВМФ СССР неоднократно критиковал действия экипажей союзных транспортов, покидавших свои суда даже при незначительных повреждениях.

Командование Северного флота, не видя никакой логики в подобных мерах со стороны союзников, требовало от англичан решительного пресечения таких шагов.

Некоторые британские офицеры также выражали сомнение в целесообразности подобных акций.

Коммодор конвоя Д. Даудинг в своем донесении выразил сожаление, что «некоторые транспорты были брошены без необходимости и из-за недостаточной решительности».

Разгром PQ-17 стал кульминацией успехов германских военно-морских сил по нарушению союзного судоходства, ведь им удалось уничтожить две трети судов столь крупного каравана.

Однако эта удачная акция германской стороны значительно укрепила позиции британских противников арктических конвоев.

Более того, вслед за временным прекращением соответствующих поставок был осуществлен перевод американских тяжелых кораблей, принимавших участие в прикрытии северных коммуникаций, на Тихоокеанский театр.

Уход эскадры США ослабил боевую мощь и флота метрополии, поскольку помимо проводки торговых судов в Мурманск и Архангельск американские боевые корабли задействовались и в других операциях.

В июле 1942 года казалось, что союзные торговые суда направляться в северные порты СССР больше не будут.

Однако потребности, испытываемые Красной Армией в период ожесточенных боев на подступах к Сталинграду,
и то обстоятельство, что арктические конвои к тому времени стали символом боевого союза СССР, Великобритании и США,
опровергли эти скептические предположения.

ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ № 2 2004


Вы здесь » Форум Зануды - свободное общение обо всём. » История » О трагедии союзного конвоя PQ-17 летом 1942 года