О трагедии союзного конвоя PQ-17 летом 1942 года
ПОСЛЕ тяжелых поражений Красной Армии в мае—июне 1942 года, резко изменивших стратегическую обстановку на восточном фронте в пользу гитлеровской Германии, СССР остро нуждался в поставках самых различных типов вооружения, а поэтому неоднократно обращался к союзникам по антигитлеровской коалиции с просьбами о предоставлении в соответствии с договоренностью необходимой помощи.
Учитывая эту ситуацию, правительство Великобритании приняло решение о направлении очередного конвоя PQ-17 в северные порты Советского Союза.
При разработке плана операции по проводке PQ-17 британское адмиралтейство столкнулось с
рядом непредвиденных обстоятельств.
Обычно иностранные корабли и суда, направлявшиеся к советским северным берегам, принимал Мурманск.
Однако после того как вражеская авиация в результате многочисленных бомбовых ударов произвела сильные разрушения в городе и порту, было решено все транспорты направлять в Архангельск, что первоначально не учитывалось английской стороной.
Коррективы внесло и необычное лето 1942-го, когда кромка полярных льдов оказалась смещенной на юг, оттесняя привычные курсы торговых судов ближе к побережью оккупированной Германией Норвегии.
Заставлял англичан сильно беспокоиться также печальный весенний опыт, когда союзные конвои понесли ощутимый урон.
По мнению командующего британским флотом адмирала Дж. Тови, обстановка полностью благоприятствовала германской
стороне.
Немецкие тяжелые корабли могли действовать вблизи собственных баз, рассчитывая на поддержку мощной авиационной группировки и подводных лодок, в то время как британское соединение прикрытия конвоя в случае столкновения с противником оказывалось без поддержки береговой авиации, так как радиус действия советских истребителей был ограничен.
Ситуацию осложнял дефицит топлива для эсминцев, что не давало возможности кораблям этого класса эскортировать поврежденные суда до порта назначения.
Учитывая возможность выхода в море германской эскадры во главе с линкором «Тирпиц», британское адмиралтейство выделило в поддержку PQ-17, включавшего в себя 36 судов, мощную группировку военно-морских сил.
В ее составе помимо непосредственного охранения конвоя находился отряд ближнего прикрытия под командованием контр-адмирала Л. Гамильтона, состоявший из 4 крейсеров и 3 эсминцев.
Был сформирован и отряд дальнего прикрытия под командованием Дж. Тови — 2 линкора, 2 крейсера, авианосец и
12 эсминцев.
Внушительно выглядел также эскорт каравана под командованием Дж. Брума: 6 эсминцев, 4 корвета, 2 подводные лодки, 2 корабля ПВО, 3 тральщика и 4 траулера1, да еще 3 спасательных судна, в задачу которых входило извлечение из воды оказавшихся за бортом моряков с погибших транспортов, что освобождало эсминцы от их поиска
и спасения.
Непростая обстановка, сложившаяся во время формирования конвоя, естественно, не могла не отразиться негативно
на организационных вопросах.
По крайней мере, трудно объяснить, почему отряду ближнего прикрытия запрещалось заходить дальше меридиана 25о восточной долготы, ведь этим запретом британский морской штаб как бы заранее снижал возможности соединения Гамильтона по выполнению поставленных перед ним задач. Кроме того, адмиралтейство опасалось атак подводных лодок и акцентировало внимание на недостаточности огневой мощи собственных надводных сил по сравнению с боеспособностью германских.
Мнение о таком превосходстве в известной степени также обрекало соединение крейсеров на заведомое невыполнение возложенных на него функций.
27 июня 1942 года PQ-17 вышел из Рейкьявика, о чем сразу же стало известно противнику.
По предположению работников штаба нашего Северного флота, такая информация поступила с немецких подводных лодок, находившихся на позиции у берегов Исландии, хотя французский историк Ж. Блон полагает, что вражеская
разведка воспользовалась разговорами матросов торговых судов.
Так или иначе, но германское военное командование к встрече PQ-17 готовилось основательно.
Что-бы воспрепятствовать прибытию конвоя к месту назначения, против него, к примеру, было развернуто 11 подводных лодок, действовавших достаточно эффективно.
Англичане же развернули в интересах безопасности PQ-17 9 ПЛ, советская сторона — 4.