13 марта 1961 года в Киеве произошла катастрофа, которая позднее войдет в историю как Куреневская трагедия. Страшный потоп унес, по разным оценкам, жизни от полутора до двух тысяч человек.
В районе Бабьего Яра прорвало дамбу, за которой более 10 лет скапливались сточные воды с Петровских кирпичных заводов. Песчано-глиняная пульпа, которую целое десятилетие закачивали в Бабий Яр, прорвала дамбу.
Дамба начала разрушаться ранним утром. В 6:45, через 3,5 часа ее прорвало. Грязевой вал высотой 14 метров (с 4-х этажный дом) понесся по улицам района Куреневка со скоростью течения - 5 м/с., снося здания, людей, трупы и остатки гробов с близлежащих кладбищ. Постепенно сель разогнался до 60-70 км/ч.
Под удар попало трамвайное депо им. Красина (ныне трамвайный парк «Подол»), завод «Укрпромконструктор», больница, стадион «Спартак», часть ул. Фрунзе, жилые дома в самом яру и ниже. Из-за коротких замыканий загорался трамвай, люди погибали от огня, лишь немногим удалось спастись. Несколько работников депо пожертвовали жизнью, но отключили силовую подстанцию - иначе последствия могли быть еще серьезнее.
Высота вала в районе улицы Фрунзе уменьшилась вдвое, но и этого оказалось достаточно, чтобы погибли сотни людей. Растекшаяся песчано-глиняная пульпа стала твердой, как камень.
Граничащий оградой с Подольским спуском стадион "Спартак" был затоплен слоем жидкой грязи с глиной настолько, что его высокой ограды не было видно, был затоплен трамвайный парк. Здание Подольской больницы устояло. Часть больных спасалась от затопления на его крыше. Была уничтожена площадь около 30 гектаров.
Дамба в районе Бабьего Яра была сооружена по специальному проекту в 50-е годы прошлого столетия якобы для благоустройства района. Раньше на этом месте находился песчаный карьер. Затем в окруженное земляными дамбами пространство земснаряд стал закачивать пульпу - разбавленный водой грунт с мест разработки глины для Петровских кирпичных заводов. Со временем на этом месте образовалось озеро, поскольку стенки бывшего карьера плохо впитывали влагу. Весной в это пространство стекались и талые воды. Озеро постепенно переполнялось и вода начала размывать гребень плотины. 13 марта 1961 года дамба не выдержала напора воды.
Высота защитной дамбы была на десять метров ниже нормы безопасности. Ее стенки должны были быть бетонными, а не земляными. Но, прежде всего, бывший карьер заполнялся на высоте шестидесяти метров над уровнем крупного жилого и промышленного района столицы. Власти не реагировали на многочисленные обращения граждан.
Есть данные, что перед потопом в городе ощущались подземные толчки: слабые, но «глиняной ограде» хватило и этого. Очевидцы вспоминают, что селевой поток не перехлестнул через дамбу, а пробил ее у самого основания и снес. Грязная вода и около 700 тысяч кубометров мокрого грунта сползли по оврагу вниз и покатились к улице Фрунзе.
До сих пор точно не известно сколько человек погибло в этом кошмаре. Согласно некогда секретной Справке №10 «О ходе работ по ликвидации последствий затопления в районе улицы имени Фрунзе Подольского района г. Киева», во время ликвидации аварии было найдено 133 трупа, в больницах умерло еще 4 человека - всего 137 человек. В день катастрофы администрация трамвайного парка разыскивала еще 8 человек.
Как свидетельствовали очевидцы, принимавшие участие в ликвидации последствий селя, на раскопки грязевого заноса пригнали бульдозеры, которые ковшами рвали некоторые трупы на части. Откопанных живыми старались размещать не в столичных больницах, а в пригороде. А потом, кто где умирал, там его и хоронили. И эти смерти в статистику жертв не вошли.По оценкам современных исследователей Куренёвской катастрофы, реальное количество жертв составило порядка 1,5 тыс. чел. Одновременно было уничтожено Кирилловское кладбище, находившееся в Кирилловской роще — поросшем деревьями участке Бабьего Яра от его середины до устья, где расположена построенная в середине XII столетия Кирилловская церковь.
С целью избежания политической окраски события на предприятиях были запрещены гражданские панихиды, покойников хоронили на всех городских кладбищах и даже в области. Пострадавшие, лишившиеся жилья, получили ордера на квартиры, некоторым даже выдали талоны на приобретение в рассрочку телевизоров и холодильников.
Был суд, материалы которого давно уничтожены. На скамью подсудимых попали шестеро «стрелочников». Никто из городских чиновников в места не столь отдаленные не поехал.
После катастрофы, случившейся в столице Украины на Куреневке в понедельник, 13 марта 1961 года, самолеты «Аэрофлота» в течение нескольких недель изменяли маршруты и облетали это страшное место, дабы никто из пассажиров не смог разглядеть из иллюминатора истинные масштабы трагедии. Несколько суток Киев был оторван от мира. Не работала междугородная, а тем более международная телефонная связь. Власть сделала все, чтобы трагедия не получила широкой огласки.
Есть масса свидетельств, что о надвигающейся катастрофе предупреждали тогдашнего киевского градоначальника Алексея Давыдова, других чиновников. Но те на порог не пускали «назойливых самозванцев». С какой стати их слушать - ведь проект «благоустройства» такой замечательный и, главное, надежный.
13 марта 1961 г. выяснилось, кто же ошибался на самом деле. Но было уже слишком поздно...
Тут есть фото http://www.nordic-land.com/topic/3189
Тут есть видео последствий сели http://tushila.com/news.php?readmore=32