Опусы Олега Евгеньевича Боброва
http://www.critical.ru/critical/guestro … bobrov.php
Мифы и иллюзии клятвы Гиппократа
"После принятия врачом клятвы Гиппократа на его шее "затягивается стетоскоп", а на жизни ставится большой красный крест".
Какие ассоциации у Вас вызывает словосочетание "Клятва Гиппократа"? Не появляются ли перед глазами, хотя бы на секунду, стройные ряды ангелоподобных существ в белых халатах, которые, не щадя сил и времени, стоят на страже здоровья людей? Не казалось ли Вам, что вот-вот - и на глаза навернутся слезы умиления?
Общество всегда создавало мифы и верило в иллюзии. "Большая медицинская энциклопедия" трактует феномен иллюзии как - "ложное, ошибочное восприятие реально существующих в данный момент предметов и явлений". Но это по определению энциклопедии. В жизни же все не так. Ложное и ошибочное зачастую преподносится как догма. Однажды создав миф о "Клятве Гиппократа" общество надежно законспирировало первоисточник (а был ли он вообще?), и, стало настойчиво поддерживать в социуме иллюзорное представление о враче. Постепенно социум так поверил в этот миф и привык к лубочному образу бесправного врача-бессребреника, то ли юродивого, то ли монаха-отшельника, начисто лишенного материальных и духовных потребностей, что при любой попытке врачей изменить свое положение в обществе апологеты мифологии стали ссылаться на эту приснопамятную клятву - "Поклялись? Терпите!!!".
А кто клялся? Кто из сегодняшних врачей давал "Клятву Гиппократа" в ее первозданном виде? А кто из грозных и непримиримых общественных надзирателей ее читал и вообще знает, о чем она? И, в конце-концов, если мы живем в обществе христианского (за незначительным исключением) вероисповедания - то при чем здесь древние обычаи и клятвы. При чем здесь языческие боги, к тому же не главные, а второстепенные?
"Клятва", конечно, грозное слово, но оно к нам пришло из дохристианских времен, безвозвратно канувших в лету. Сегодня, для неверующих есть Законы, а христианину, наверное, достаточно и Заповедей?
Мне могут возразить, что сам Господь Иисус Христос указывал, что - люди друг друга все время обманывают и, чтобы как-то защитить себя от этого, придумали клятвы. В Нагорной проповеди Он сказал - "Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои". " (Матф. 5,33-37).
Это так, но Он там же говорил и о том, что - "...без клятвы обмануть - это тоже грех, точно так же как и с клятвой".
В Евангелии сказано прямо - "...не клянись" (Мф. 5, 34). "А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого" (Матф. 5,33-37).
Так что врачу-христианину клятва не нужна, в силу того, что христианское учение гораздо выше и нравственнее, чем любая языческая клятва.
Так в чем же причина поразительной жизнестойкости мифа о клятве Гиппократа?
Обратимся к истории.
Так называемая "клятва Гиппократа" вовсе не принадлежит Гиппократу. Когда Гиппократ умер в 377 году до рождества Христова (по другим сведениям в 356 году), такой клятвы не было и в помине. Как и многое другое, ему приписали эту клятву в позднейших компиляциях его трудов. В действительности же "сочинения Гиппократа", как и сочинения незабвенного Леонида Ильича, представляют собой конгломерат из произведений различных авторов, и выделить из них подлинного Гиппократа практически невозможно. Из 72 приписываемых Гиппократу сочинений, Гален признавал за подлинные - 11, Галлер - 18, а Ковнер только 8. Остальные работы, очевидно, принадлежали его сыновьям, врачам Фессалу и Дракону, и зятю Полибу (В.И. Руднев, 1998).
Наиболее распространенная сегодня версия клятвы, так называемая Врачебная заповедь, опубликованная в 1848 году в Женеве, опускает большие куски исходного текста (или текстов).
HIPPOCRATIS JUS-JURANDUM
Per Apollinem medicum et Aesculapium, Hygiamque et Panaceam juro, deos deasque omnes testes citan.s, mepte viribus et judicio meo hos jusjurandum et hanc stipulationem plene prae.staturum.
Ilium nempe parentum meorum loco habitumm spondeo, qui me artem istam docuit, eique alimenta impertirurum, et quibuscunque opus habuerit, suppeditaturum.
Victus etiam rationem pro virili et ingenio meo aegri.s salutarem praescripturum a pemiciosa vero et improba eosdem prohibiturum. Nullius praeterea precibus adductus, mortiferum medicamentum cuique propinabo, neque huius rei consilium dabo. Casie et sancte colam et artem meam.
Quaecumque vero in vita hominum sive medicinam factitans, sive non, vel videro, vel audivero, quae in vulgus efferre non decet, ea reticebo non secus atque агсЗпа fidei meae commissa.
Quod si igitur hocce jusjurandum fideliter servem, neque violem, contingat et prospero successu tarn in vita, quam in arte mea fruar et gloriam immortalem gentium consequar. Sine autem id transgrediar et pejerem contraria hisce mihi eveniam.
Теперь перевод. Опять же - наиболее распространенный его вариант (цит. по Гиппократ. Клятва. Закон. О враче. Наставления. - 1998).
"Клянусь Аполлоном - врачом, Асклепием, Гигеей и Панацеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах, его потомство считать своими братьями и это искусство, если они захотят его изучить, преподавать им безвозмездно и без всякого договора, наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому.
Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости, я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла, точно также я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. В какой бы дом я не вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, несправедливого и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.
Чтобы при лечении, а также и без лечения, я не увидел или не услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной.
Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастие в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена. Преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому".
Ну и о чем говорит "Клятва Гиппократа"? Да совсем не о том, что бы - "...светя другим сгореть самому, и, превратиться в огарок". Еще раз перечитайте "Клятву". И согласитесь, что даже в этом "причесанном" тексте речь идет только об обязательствах перед учителями, коллегами и учениками, о гарантиях непричинения вреда, об отрицательном отношении к эвтаназии, абортам, об отказе медицинских работников от интимных связей с пациентами, о врачебной тайне. Нигде не написано, что врач должен лечить бесплатно и бессловесно терпеть наплевательское отношение общества к себе.
Позволю себе напомнить уважаемому читателю, что в Древней Греции, подданным которой и был Гиппократ, основная масса врачей безбедно жила за счет гонораров, получаемых от пациентов. Их труд оплачивали высоко (лучше, например, чем труд архитекторов). Хотя и врачам не была чужда и благотворительность. Тот же Гиппократ в своих "Наставлениях" советует своему ученику, когда дело идет о гонораре, дифференцированно подходить к разным пациентам - "И я советую, чтобы ты не слишком негуманно вел себя, но чтобы обращал внимание и на обилие средств (у больного) и на их умеренность, а иногда лечил бы и даром , считая благодарную память выше минутной славы". Заметим, что даром Гиппократ советует лечить иногда.
Что это? Попытка разрешить извечную дилемму о том, что, с одной стороны, труд врача (как и всякий другой общественно-полезный труд) должен быть справедливо оплачен, а с другой - гуманная природа медицинской профессии предполагает оказание помощи неимущим согражданам без оплаты?
А может быть все это проще? Может быть, Гиппократ уже понимал важность благотворительности для рекламы? Так, в тех же "Наставлениях" он советует своему ученику - "Если ты поведешь сначала дело о вознаграждении, то, конечно, наведешь больного на мысль, что, если не будет сделано договора, ты оставишь его или будешь небрежно относиться к нему, и не дашь ему в настоящий момент совета. Об установлении вознаграждения не следует заботиться, так как мы считаем, что обращать на это внимание вредно для больного, в особенности при остром заболевании - быстрота болезни, не дающая случая к промедлению, заставляет хорошего врача искать не выгоды, а скорее приобретения славы. Лучше упрекать спасенных, чем наперед обирать находящихся в опасности ". Значит, неблагодарность спасенных по отношению к врачу заслуживает упрека даже с точки зрения Гиппократа?
Так о чем все же "Клятва Гиппократа"?
Давайте оценим результаты небольшого логического анализа текста клятвы, проведенного С. Василевским (2002).
За единицу обработки информации он принял слово. Слов в клятве Гиппократа всего - 251.
Из них, по мере убывания:
Слов, посвященных отношениям "ученик - учитель" и "ученики одного учителя" - 69.
Слов, посвященных лечению больных - 34.
Слов, посвященных соблюдению врачебной тайны - 33.
Слов, относящихся к "счастью" и "славе" врача "правильного", и проклятиям на голову врача, отступающего от клятвы - 31.
Слов, посвященных моральному облику врача - 30.
Слов, посвященных неавторитетным для христиан богам - 29.
Слов, посвященных неучастию в абортах и эвтаназии - 25.
"Где сокровище ваше, там и сердце ваше" - помним. И теперь сделаем вполне логичное предположение, что человек в клятве, которую приносит, большее внимание уделяет тому, что считает наиболее важным, а меньшее внимание и, соответственно, количество слов - менее важному .
По признаку количества слов, относящихся к вышеуказанным рубрикам, давайте теперь составим, так называемый, хит-парад профессиональных ценностей врача по Гиппократу.
На первом месте находится система отношений "учитель - ученики" - 69 слов, то есть 27,6% от общего количества слов.
На втором месте - собственно обещания врача лечить людей - 34 слова, или 13,6 % слов. (В два раза меньше, чем "учитель - ученики"!!!).
На третьем месте - сохранение врачебной тайны - 33 слова, или 12,8%.
На четвертом месте - блага для придерживающегося клятвы и проклятия для нарушающих эту клятву - 31 слово - 12,4%.
На пятом месте - моральный облик врача, которому посвящено 30 слов - 12%.
На шестом месте - эллинские боги, которым отведено 29 слов - 11,6%.
И, наконец, на последнем седьмом месте расположен принцип неучастия в абортах и эвтаназии, которому отведено 25 слов, то есть 10% от общего количества слов клятвы Гиппократа.
Спросим еще раз. Так о чем же "Клятва"?
Может быть, пора прекратить упрекать врачей по любому поводу (а зачастую и без повода) - "Поклялись? Терпите!!!". Может быть, пора снять со всей пишущей антиврачебной братии шоры и развеять лживые мифы?
Пытливый ум ждут большие сюрпризы в знакомых, казалось бы, с детства вещах.
Главным принципом этики Гиппократа всегда считали "non nocere" - не навреди. А соблюдал ли его Гиппократ?
Во-первых - кого лечить? Вот выдержка из Врачебной заповеди, прилизанной и опубликованной в 1848 году в Женеве - " Моя первейшая задача - восстановить и сохранить здоровье моих пациентов ". 0днако в первоначальной версии "Клятвы", вероятно, действительно базировавшейся на мировоззрении Гиппократа, содержится следующее продолжение этой фразы, по "неясной причине" опущенной женевскими издателями - "...однако не всех, но лишь способных заплатить за свое выздоровление...".
Более того, в практике самого Гиппократа были, по крайней мере, два случая, когда он нарушил "свою" клятву. В 380 году до н.э. некий Акрахерсит начал лечиться у него от отравления пищевым ядом. Оказав больному неотложную помощь, доктор первым делом поинтересовался у родственников Акрахерсита, способны ли они заплатить за выздоровление больного. Услышав отрицательный ответ, он предложил...- "дать бедолаге яда, чтобы тот долго не мучался" , на что родственники и согласились. Что недоделал пищевой яд, то завершил яд Гиппократа. (А как насчет "не навреди" и неучастия в эвтаназии?).
За два года до своей смерти Гиппократ взялся пользовать некоего Цезаря Светонского, страдавшего от повышенного давления. Когда оказалось, что Цезарь не в состоянии заплатить за весь курс лечения травами, Гиппократ передал его на руки родственников, не только не излечив, но и сообщив им неверный диагноз, дескать, больной просто страдает мигренью, ничего страшного. Введенные в заведомое заблуждение родственники не посчитали нужным обратиться к другому врачу, и вскоре 54-летий воин скончался во время очередного криза.
Во-вторых - Гиппократ терпеть не мог конкуренции, считал, что чем меньше будет врачей, тем круче будут заработки. Вот Вам доказательство - "...наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому" . Не правда ли, очень человеколюбиво?
Ну и, наконец, последнее. В некоторых старинных версиях "Клятвы Гиппократа" упоминается, что врач должен бесплатно оказывать помощь коллегам и их семьям, и обязан НЕ ОКАЗЫВАТЬ помощь бедным людям - дабы все не потянулись к бесплатной медицине и не сломали врачебный бизнес.
Почему же так стоек миф о "Клятве Гиппократа"?
Образ "врача-бессребреника" чрезвычайно выгодная пропагандистская находка. Этим образом в сознание социума настойчиво закладывалась и закладывается мысль, что, врач обязан быть нищим . Сегодня, полное отсутствие медицинского права подменено кустарно-сработанными "морально-этическими принципами", аморальными и безнравственными по отношению к врачу. В итоге за "нехватку пряников" сегодня вновь ответственными назначены "насквозь коррумпированные" работники медицины.
Общество сегодня начисто забыло, и никак не желает вспомнить, что труд врача чего-то стоит, что реализация декларированного в Конституции права граждан на охрану здоровья должно основываться не только на профессиональных обязанностях, но и на объективных возможностях врачей его обеспечивать. Общество не желает понимать, что врачи также являются гражданами общества, гражданами, которые должны обладать своими обоснованными и защищенными законом правами. И в первую очередь правом удовлетворения в результате своего труда своих материальных и духовных потребностей.
Собственностью и достоянием врача являются его знания, профессиональные навыки и способность к труду. Поэтому долг врача оказать помощь в свою очередь предполагает обязанность общества в соответствии с так им любимым принципом справедливости достойно вознаградить его за проделанную работу. Если врачу за его высококвалифицированный труд не платят зарплату вообще или платят нищенскую зарплату, которая ниже вознаграждения уборщицы в офисе сомнительной фирмы, то это является разновидностью социальной несправедливости. Если законодательно закрепленная в Уголовном кодексе мера ответственности врача за возможные правонарушения несоизмерима с беспросветной нищетой его существования за предлагаемую обществом оплату его труда, то это тоже циничная социальная несправедливость.
Нельзя справедливое право граждан на охрану здоровья решать за счет несправедливого отчуждения высококвалифицированного труда у сотен тысяч медицинских работников. Популистское требование бесплатного здравоохранения, столь популярное и среди политиков, и среди населения привело фактически к " медразверстке" - насильственному отчуждению за бесценок, а нередко и задаром (когда зарплата вовсе не выплачивается) того, что составляет собственность медицинских работников - их труда, квалификации, знаний и талантов . Это форма вопиюще несправедливого общественного насилия над медиками.
В этом обществе нет места тем, кто работает честно, в том числе и врачу. "Трудом праведным, не наживешь палат каменных". Но врач живет здесь же, в этом же обществе. Он его часть. Он отчетливо сознает, что беспросветность его существования делает бессмысленным соблюдение норм поведения установленных для него современным обществом. Эти нормы ничего кроме беспросветной нищеты для врача не гарантируют. Сегодня заработная плата начинающего хирурга составляет 372 грн., а хирурга высшей категории - 520 грн. Один час их работы общество оценивает в 3,21 грн. и 7.63 грн. соответственно. Д-р Г. Добров (2006) приводит потрясающий по своему цинизму пример. В газете "Факты" опубликована фотография, на которой запечатлен момент вручения футболисту автомобиля достоинством в 70 тыс. у.е. А теперь представьте на месте футболиста хирурга (хотя бы того же уникального фанатика хирургии сердца д-ра Б.М. Тодурова, о котором та же газета "Факты" сообщала, как он героически оперировал на открытом сердце при свете фонарика, когда из-за разгильдяйства энергетиков столичный НИИ хирургии оказался обесточенным). Такое представить невозможно!!! Хирургу автомобиль не подарят. Ему заплатят зарплату - гривен 25 - 30 за четырехчасовую операцию, а потом напишут жалобу, что, дескать, шов кривым получился... И журналисты будут кричать - "Ату его!!! И что-то еще о "Клятве Гиппократа".
И тогда врач задумывается - "А собственно, почему проститутка может назвать свою цену, безголосая, но смазливая певичка за кривляние под "фанеру" может заломить многотысячный гонорар, таксист не повезет бесплатно, чиновник без "уважения" не выдаст справку, гаишник за спасибо не пожелает счастливой дороги, адвокат не приступит к ведению дела, официант без чаевых не обслужит, парикмахер не пострижет, депутат не проголосует, а он - врач, спасающих их жизни, по прихоти этого же общества, лишен права назвать цену своей работы?". Тут же вспоминаются бессмертные слова первого наркома здравоохранения Н. Семашко - "Хорошего врача народ прокормит, а плохие нам не нужны ". Значит, знал нарком цену хорошему врачу? Да и источник "прокорма" - народ - четко определил.
Естественно, что несправедливое отношение к врачу, а фактически насильное отчуждение результатов его труда бесплатно (или почти бесплатно, что, в общем, то одно и то же) - по принципу "медразверстки" , и, лишение возможности достижения материального благополучия честным путем, породило, как реакцию сопротивления, встречное насилие врачей над членами несправедливого к нему общества . Это насилие выражается в стремлении получения материального вознаграждения от пациента, причем основным мотивом такого насилия является не столько обогащение, сколько обеспечение возможности элементарного биологического выживания. Врач сегодня вынужден, так или иначе, требовать от пациентов дополнительных вознаграждений. По крайней мере, от тех, кто может платить. Иначе быть не может. Экономической аксиомой является положение о том, что снижение размера заработной платы ниже прожиточного уровня неизбежно приводит к тому, что соображения выживания начинают преобладать над профессиональным долгом и обязательствами перед пациентами . Морально-этическими нормами не прокормишься и без денег не проживешь.
Вот что сказал на этот счет в своем последнем интервью известный офтальмолог Святослав Федоров - "Я хороший врач, потому что свободный, и у меня 480 свободных врачей. "Клятва Гиппократа" - это все фикция. А на самом деле есть реальная жизнь - кушать нужно каждый день, квартиру иметь, одеваться. Думают, что мы какие-то ангелы летающие. Ангел, получающий зарплату в 350 рублей? И таких врачей сегодня в России полтора миллиона. Полтора миллиона бедняков с высшим образованием, интеллектуальных рабов. Требовать, чтобы медицина хорошо работала в этих условиях - абсурд!"
Так что пора забывать мифы о "Клятве Гиппократа".
____
Хоть наша жизнь и безнадега, но эта безнадега наша жизнь
Хирургической братве западной Украины
посвящается…
Гиппократ с корешами такой муры в малявах накатали, что правильному хирургу хоть масть меняй от безнадеги. И то нельзя, и это. И лавэ брать позорно, и на телок губу не раскатывай, и не вреди, и фомку абортивную забудь… Паши, свети, сгорай… Короче навешали терпилам на уши, а те и повелись. А тут еще законы подправили. Чуть что не так - срок немалый. Журналюги хренотень паскудную и в газетах и по телеку разносят. И везде - лепилу стрелочником рисуют.
Раньше все было по понятиям. Дело сделал - положняк имеешь. Жирный грач - капусту отмусоливал, шелупонь - пузырем откупалась, но не паленым, а в крутой лавке купленным. Что сам с корешами не опридоходовал - на презенты нужным людям пускал. Доляху наверх заслал, приемному отделению, участковому врачу или скорой комиссионные выплатил - всегда с клиентами. А если не зарываешься и до операции терпилу не заряжаешь, то и спишь спокойно. Так и крутились. И всем хватало, и все сыты были и довольны.
Теперь жизнь пошла беспредельная, а работа бестолковая. Прямо как в сериале мыльном. Все вокруг умняк мастырят, интриги плетут и трахаются, а у тебя кошки на душе скребут. Пациенты - или наркоши конченные или фраера дутые с базарами козлиными. Но кидают тебя и те и эти. "Доктор мы так благодарны, мы с вами еще встретимся" - а сами шасть через черный ход и ищи ветра в поле.
Конкуренты обнаглели, вконец распоясались. Так и норовят перехватить клиента заряженного. Причем в понятия не въезжают, а на предъявы приборы положили. Хорошо если тебя же еще и не опустят перед терпилами. "Как? Вы к нему на операцию? Да у него же 120% клиентов умирает.
???
100% больных и 20% родственников. У него же руки как ноги, а ноги, как грабли".
Да что там конкуренты! Молодняк зеленый, птенчики желторотые и те у дяди кусок из-под носа урвать норовят! Одного, другого удавишь, а на их месте уже новые вылупились. Почкуются они что ли? Ну, прямо как паразиты.
Так и тратишь на всю эту сволочь нервные клетки драгоценные, время, до неприличия ограниченное и душу свою бессмертную. Когда же больными заниматься? Расти над собой профессионально и нравственно.
Короче, в таком напряге жизнь проносится стремительно, но мимо… Впрягся в лямку, глазенки выпучил и тянешь с силой неистовой. И что забавно. Так изо дня в день. Из месяца в месяц. Из года в год. И просвета не видно.
Уже и кореша в измене подозревать начинают. А что? В натуре - в кабаках не чалишься, в баньке не висишь, пивка для рывка или шашлычка с винчиком братьям-хирургам не выставляешь. На сходняки всякие наукообразные - дорогу вообще забыл. Только на панихидах и встречаешься с коллегами, когда кто-то из соратников к праотцам переселяется.
Так недолго и прошляком отошедшим стать и из семьи хирургической вылететь безвозвратно. Братаны то наши тоже не бездельничают, однако оттягиваются регулярно и по полной программе. "Кто хорошо отдыхает, тот и работать умеет". И если по масти мне предъяв пока кинуть не могут, то отношение стало уже не тем. Теплоты чувств не достает. Затворников нигде не понимают. А не понимают, значит остерегаются. Что там у него на уме? Короче, хочешь в авторитете жить - светиться надо.
Понял я, что в жизни надо менять, что-то конкретно, и главное безотлагательно. Маякнул братанам, ангажировал их на пикничок-холостячок с банькой да рыбалочкой. И повод нашел заблаговременный и правильный - день медицинского работника, в аккурат через три дня. Это чтобы дела свои мирские они уладить успели. И место знатное - дачку смотрящего за хирургией в больничке моей базовой. Он об этом пока, правда, не подозревал, но не беда. Пацан он правильный, так что проблем быть не должно.
Братаны сперва конечно не вкурили. Думали, заболел отшельник или шутит. Но потом, когда поняли, что подписываю их на оттяг конкретный, а не развожу, обрадовались неописуемо. Все тут же подписались. Незадача потом только с одним вышла. Ждали его на стрелке, ждали. Уже из Киева выезжать пора, а его все нет. Домой ему с мобилы звоночек кинули, а дочка отвечает: "Сегодня папа никуда не поедет, потому что мама ему коньяк дома пить позволила…"
На дачку приехали, тачки разгрузили, полянку накрыли не слабую. А скупился я внатуре нехило. И пойла и жратвы разной козырной навалом. Не в каждом кабаке такое увидишь. Сидим вроде и душевно, но напряг какой-то чувствуется. Тут они меня и спрашивают: "Давай корешь колись, что за повод для банкета такого реального? Не день же медработника в самом-то деле? Слыхали, что твой смотрящий по отделению мурзилку кандидатскую в совет подал, в авторитеты метит. Так может ты неспроста нас после стольких лет перерыва на пикничок вытащил? Нужда, наверное, заставила, чтоб мы мазу за него потянули? Если так, то обидел ты нас неслыханно."
Ну, я им тут же оборотку и выдал. "Не я обидел вас пацаны, а вы базары обидные ведете. Дела у нас все в цвет, в самую маковку. В совете все схвачено. Если мазу потянете - спасибо конечно, но и без вас авторитетные хирурги уже подписку дали. Так, что промахнулись вы братишки. Повод, конечно, есть, но из другой колоды. Захотелось нам с соратниками погулять, оттянуться с вами по-душевному и вдумчиво, как в годы молодые. А то ведь что творится внатуре? Как вышли мы все в авторитеты, свои бригады завели, так и разбежались, кто куда. Даже на этой дачке ни разу своих братанов хирургических до сих пор не угостили. Для чего ж тогда она нужна? Огурцы на зиму в бассейне солить? Так, что решили мы этот косяк исправить немедленно и конкретно."
Потеплели взгляды у братанов. Напряг исчез. Видно слова наши откровенные им понравились. Да и как могли они не понравиться, если по жизни мы одну лямку тянем ноздря в ноздрю уже поболее голимой двадцатки, хоть и по разным больничкам. Вот за это и накатили и по первой, и по второй… И за учителей наших, и, за дружбанов, в мир иной отошедших, и, за капризную даму-хирургию, и, за то, чтобы она не поворачивалась к нам задом, и, за то, чтобы нас в такую позу не ставили. И стало нам тепло и уютно.
Но правду люди говорят: "На работе о бабах, за столом о работе". Как только в баньке с веничком попарились да в бассейнике поплескались, так сразу и потянуло пофилософствовать о смысле существования нашего беспросветного.
В жизни нам конкретно ничего кроме пахоты, прокурора да кидков уже не светит. Прошли те времена, когда и бизнесмены успешные, и, банкиры, и бандюки, а до них - секретари партийные и зампреды разных уровней за честь считали больничку подогреть, гуманитарки подбросить, персонал побаловать. Знали: "От тюрьмы да от сумы отвертеться можно, а больничку и кладбище еще никто не минул". Там где жили - не гадили, наоборот, создавали. Понимали. До Нью-Йорка или Берлина из Пентихрюковки нашей отечественной могут и не довести.
Сегодня все по-другому. Не любит сегодня нас обыватель, ох как не любит. Живет только одним днем. Да и как ему иначе. Как лавэ заимел - спустить побыстрее, пока налоговая не хлопнула норовит, или за бугор навсегда свалить пытается. Пользуют старушку Украину все кому не лень. А что здесь будет - ему по барабану. Поэтому, нет потребности в чувствах к нам искренних и нежных. Да и мы, если честно, платим ему тем же. Смотришь на лошка запакованного, как он на модной тачке с кобылой центровой к крутому кабаку подруливает и думаешь: "Сколько же хворь должна помучить этого счастливчика по жизни, чтобы он понял какой он козел? Неужели не ясно, что изобилие - прямой путь к хирургу-печеночнику?" Так, что хирурга лошок по жизни любить обязан. Лелеять его, как растение капризное. Поливать, подкармливать да микроклимат комфортный создавать. Иначе зачахнет хирург. Кто тогда камешки из пузыря желчного выковыряет?
И чем больше думаешь, тем меньше понимаешь. Почему тем, кому погоняло "социальная сфера" приклеили, место всегда у параши? Как-то не по понятиям получается. Любому барыге жизнь внатуре врачи дают, а самой жизни педагоги учат. А барыга, пока он недомерок, только впитывает и развивается. Но как только вырос, так сразу на тех, кто в "социальной сфере" смотрит, как на низшую касту, как на чушкарей опомоенных. В их глазах врачи, конечно, чуть повыше училок стоят, но тоже… отбросы. Скотинка, которую можно покормить при желании, погладить или опустить, за косяк незначительный, или просто так, от скуки. Обидно.
Вот и не мудрено, что барыг этих "социальная сфера" на дух не переносит. А раз не переносит, да постоянно подлянки от них ждет, то и вынуждена защищаться. Да и как иначе, если ты постоянно в опущенном состоянии и каждую минуту тебя разводят беспредельно и предъявы кидают липовые. Чуть не просек подлянку - выгребаешь на полную катушку по статьям да параграфам кодексов разных. От такой жизни собачей любой не то, что завоет, кусаться начнет.
В последнее время еще одну заморочку придумали. Законы все уточняют, да статьями подлыми дополняют. Вся шушера законотворческая только на медицину бочку и катит. Да это и понятно. Крутая братва за лепил подписываться не станет, оттого они такое смелые. На серьезных людей у них наехать духу не хватает - вот законнички на врачах и отрываются. Эх, посадить бы этих мыслителей хреновых, которые все ответственность усиливают да социум подогревают, в лоховозку-медицинскую или в приемничек на травмпункте за копейки вшивые на пару-тройку лет. Покрутились бы в нашей шкуре - для них бы зона строгая курортом показалась. Хотя, что с них взять. Где-то читал я, как проституцию оправдывали. Сравнение хорошее там было, дескать, проститутки - те же писатели, законники, идеологи. Они за бабки делают то, что им заказывают. Так, что может на законничков и обидку косить не стоит. Б-ди.
Вот с такими базарами мы день медицинского работничка и встретили. И ночку после него прихватили. Было там конечно и другого немало. И разборки исторические типа, кто, когда и что оперировать первым начал, кто пациента жирного у кого перехватил, да кто у кого кусок дисера списал бессовестно. До мордобоя, правда, не дошло, но адреналина повыбрасывали немало. Устали, как-то непрогнозируемо быстро. Видно компания подобралась душевная, а алкоголь - мирный. А может просто мы уже стали старыми. Короче, все прошло, как всегда. Да и чего другого ждать. Безнадега… она и есть безнадега.
Отредактировано Sorin (2010-03-15 21:22:22)