Форум Зануды - свободное общение обо всём.

Объявление

Уважаемые форумчане! Наш форум переехал на новый хостинг и новый адрес HTTP://SVOBODA-ON.ORG

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Рабство

Сообщений 1 страница 22 из 22

1

РАБСТВО 

У всех без исключения народов существовал в древности институт Р. Оно не только было дозволено, но составляло необходимую основу существования хозяйства — семейного, общинного и национального. В отличие от наемника, который зависел в известной мере от работодателя, но выполнял работу по доброй воле и мог в любой момент освободиться от этой зависимости, само тело раба принадлежало его хозяину, и раб считался просто рабочей силой. Плоды его труда и лично он принадлежали не ему, а рабовладельцу. Хозяин был вправе убить своего раба или искалечить его безнаказанно. Право владения рабом переходило по наследству, как все имущество умершего. Хозяин мог продать раба, подарить его или заложить его за денежный долг.

Иным было отношение еврея к рабу, даже в древности, ибо, согласно еврейскому мировоззрению, раб также создан по образу и подобию Господа и принадлежит к роду людскому. В книге Иов это мировоззрение находит свое выражение: "Если презрю я право раба моего и рабыни моей в тяжбе их со мной, то что сделаю я, когда восстанет Бог, и когда взыщет с меня, что отвечу Ему? Ведь в чреве (в котором) создал меня, создал и его и в одной утробе образовал нас" (Иов XXXI, 13-15). Это гуманное мировоззрение нашло свое отражение не только в этическом учении, но и в еврейском законодательстве.


Раб-еврей.

Тора ограничила срок рабства еврея шестью годами, и так сказано: "Если купишь ты себе раба-еврея, шесть лет будет он работать, а на седьмой выйдет на свободу даром" (Исх. XXI, 2). И еще сказано: "...до юбилейного года будет он работать у тебя. И уйдет от тебя он и сыновья его с ним, и вернется к семье своей и к наделу отцов его вернется. Ибо рабы Мои они, которых Я вывел из страны Египетской, да не будут проданы, как продают рабов" (Лев. XXV, 40-42). Еврей может быть продан: 1) по постановлению суда за кражу, которую он не может возместить (Исх. XXII, 2) и 2) если он сам продал себя из-за бедности.

Покупающему раба-еврея запрещено давать ему презрительную кличку. Воспрещено возлагать на раба-еврея работы, в которых нет нужды, лишь бы загрузить раба. И воспрещено возлагать на раба-еврея унизительные работы, заставлять его таскать поклажу хозяина, стирать его вещи, обувать его и т. п. И требовали хазал, "чтобы хорошо ему было с тобой — с тобой в пище и с тобой в питье; чтобы не было так: ты ешь белый хлеб, а он — черный, ты пьешь выдержанное вино, а он — кислое, ты спишь на перьях, а он — на соломе. Поэтому сказано: тот, кто покупает раба-еврея, покупает себе господина" (Кид. XXII).

Если прошло шесть лет, а раб-еврей не хочет выйти на волю, говоря: "…люблю я господина моего, жену мою и детей моих, не выйду на свободу". То приведет господин его пред судей, и подведут его к двери или к косяку, и проколет ему господин ухо его шилом, и будет он служить ему навек" (Исх. XXI, 5-6). Р. Йоханан бен Закай поясняет: "Чем отличается ухо от других органов тела? Сказал Господь, благословен Он: "Ухо, которое слышало на горе Синай: "ибо Мне рабы сыны Израилевы", а не рабы рабам, а этот пошел и приобрел себе господина, — да будет оно проколото" (Кид. XXII).

Раб-ханаанеянин.

О нем сказано: "А раб твой, и раба твоя, чтобы были они твоими — у народов, которые вокруг вас, у них покупайте раба и рабыню. Также у пришельцев, которые живут с вами; у них купите и из семейств их, которые с вами..." (Лев. XXV, 44-46). Такие назывались "вечными рабами", продавались и покупались за деньги, служили собственностью и предметом мены. Раб-ханаанеянин освобождается от рабства тремя путями. За деньги: если кто-то выкупает его деньгами или товаром. По воле господина: если господин его написал и дал рабу вольную грамоту, тогда раб свободен. И если поврежден орган тела его, как сказано: "И если ударит кто раба своего в глаз или рабыню свою в глаз и повредит его... И если он зуб раба своего или зуб рабы своей выбьет, должен он отпустить его на волю за зуб его" (Исх. XXI, 26— 27). В этом случае хозяина принуждают дать рабу вольную грамоту (Кид, XXIV). Однако хозяину дозволялось бить своего раба, не причиняя повреждений.

Раб-ханаанеянин — собственность его владельца, и можно продать его другому еврею, но не иноверцу, так как иноверец приучит раба к язычеству. Если же еврей продал раба иноверцу, суд штрафует такого продавца: он должен выкупить раба, даже по удесятеренной цене, и дать ему вольную. Если раб продан за пределы Израильской земли, даже еврею, раб должен получить свободу. Его нового хозяина принуждают дать рабу вольную, а уплаченные им деньги пропадают. И так сказано в Торе: "Не выдавай раба господину его, когда он спасается у тебя от господина своего. У тебя пусть живет, в среде твоей, на месте, которое он изберет в одном из врат твоих, где ему угодно, не обижай его" (Втор. XXXIII, 16-17).

Освобожденный раб обладает всеми правами гражданина.

Рабу-ханаанеянину можно поручать тяжелые работы, но милосердие и мудрость требуют от хозяина не перегружать и не притеснять его, кормить и поить вволю, не обижать его ни словом, ни действием, не кричать на него, а говорить с ним мягко и склоняя ухо к его жалобам (Шулхан Арух, "Йорэ дейа", гл. 267, 17).

********

Любопытно.

2

Анекдот в тему.В пещере археологи нашли надпись каменного века и сумели её расшифровать:"Да здравствует рабовладельческий строй-светлое будущее человечества!"

3

Раб сидит в тепле у печки, а вольный человек сражается - Вальтер Скот - "Айвенго"
У раба, в древнем мире была пресловутая "уверенность в завтрашнем дне".  Т.е, кто-то был готов оставатся рабом, зная, что ему всегда обеспечена еда, и крыша над головой.

Зануда написал(а):

Тора ограничила срок рабства еврея шестью годами, и так сказано: "Если купишь ты себе раба-еврея, шесть лет будет он работать, а на седьмой выйдет на свободу даром"

Равно как христианство и ислам не поощряли обращение в рабство единоверцев.

4

grg написал(а):

Раб сидит в тепле у печки, а вольный человек сражается - Вальтер Скот - "Айвенго"У раба, в древнем мире была пресловутая "уверенность в завтрашнем дне".  Т.е, кто-то был готов оставатся рабом, зная, что ему всегда обеспечена еда, и крыша над головой.

Равно как христианство и ислам не поощряли обращение в рабство единоверцев.

А крепосное право в Российской империи?
Единоверцы, мало того, что были рабами, так еще и в армии служили по 25 лет.

5

krapper написал(а):

А крепосное право в Российской империи?
Единоверцы, мало того, что были рабами, так еще и в армии служили по 25 лет.

Феодальная зависимость(была не только в России) и рабство, это не совсем одно и тоже. Хотя в России она ближе всего подошла к рабству.

6

grg написал(а):

Феодальная зависимость(была не только в России) и рабство, это не совсем одно и тоже. Хотя в России она ближе всего подошла к рабству.

Когда одни люди продают других людей- это рабство, а не феодальная зависимость.
Правда у нас рабство деликатно называли крепостным правом.

7

krapper написал(а):

Правда у нас рабство деликатно называли крепостным правом.

Рабом можно было стать - продатся в рабство (в том числе и на время) попасть в плен на войне и.т.д. Крепостной это сословие. "Охолопить" мог только помещик крестьянина, работающего на его земле.

8

grg написал(а):

Рабом можно было стать - продатся в рабство (в том числе и на время) попасть в плен на войне и.т.д. Крепостной это сословие. "Охолопить" мог только помещик крестьянина, работающего на его земле.

Раб- это тот, кого продают и покупают.

Значит крепостной в Российской Империи- раб чистой воды.

Разве, что не негр, как в США илм Бразилии того же периода.

9

krapper написал(а):

так еще и в армии служили по 25 лет.

Это после послаблений. Салаги. Правильные дембеля служили бессрочно. Профессиональная армия, аднака.

Отредактировано Всеволод (2010-04-01 09:56:26)

10

Зануда написал(а):

Раб-еврей

БLя, да я усс.лся!

Отредактировано Rabbit (2010-04-01 09:59:22)

11

Rabbit написал(а):

БLя, да я усс.лся!

Я тоже. :D
А вы, товарищи, возьмите сегодняшнюю Чечню. Кто скажет, что там нет рабства, пусть первый бросит в меня камень.

12

Всеволод написал(а):

Это после послаблений. Салаги. Правильные дембеля служили бессрочно. Профессиональная армия, аднака.

:)

Это точно.
Тяжело служить первые 25 лет, потом привыкаешь.

13

Остап написал(а):

А вы, товарищи, возьмите сегодняшнюю Чечню.

Лучше взять шире, сегодняшнюю Россию.

14

krapper написал(а):

Когда одни люди продают других людей- это рабство, а не феодальная зависимость.
Правда у нас рабство деликатно называли крепостным правом.

Ваши эмоции почтенны, и здесь даже Пушкин с Вами согласен :), но с точки зрения исторической рабство в России некоторым образом касалось только домашней прислуги. Раб, которого нельзя продать без земли, - это не раб. Барин был обязан обеспечить крепостного земельным наделом, причем его размер был значительно больше чем, скажем, размер приусадебного хозяйства советского колхозника. Запамятовал, с какого года была вовсе запрещена продажа крестьян "на вывод" - только вместе с землей, на которой они живут. В 19 в. семьи разрешалось продавать только целиком. Хозяин мог наказать крепостного и даже сослать на каторгу, но все же не мог убить. Крепостному "железно" полагался один выходной в неделю. Крепостные платили налоги государству и присягали на верность монарху, что для раба, являющегося чьей-то собственностью, согласитесь, абсурд. Кстати, солдаты, зде помянутые, выводились из крепостного состояния и более в него не возвращались. Легко сравнить все это с классическим рабством, типа античного или американского, чтобы понять существенную разницу.

15

Keeper написал(а):

Ваши эмоции почтенны, и здесь даже Пушкин с Вами согласен , но с точки зрения исторической рабство в России некоторым образом касалось только домашней прислуги. Раб, которого нельзя продать без земли, - это не раб.

Здесь я с Вами согласен: в значительной степени в России представление о рабстве (как и само употребление слова "раб") было эмоциональным, а не основанным на знании предмета.

Но для порядка должен поправить: де-юре продажа крестьян без земли запрещалась законами РИ (а в определенные периоды - и вообще была невозможна, даже с землей), но де-факто существовала, в обход законодательства (и используя его прорехи).

Примерно как у нас продажа автомобилей "по доверенности". ;)

Например, крепостного нельзя было вот так просто продать, но - можно было заложить в банке (естественно, вместе с землей), а потом этот залог - продать, или оформить его как дарственную, и пр.
И власти всех уровней относились к этим (и другим) отступлениям от законов - снисходительно, ибо сами и состояли из таких же дворян (помещиков). Классовая солидарность, знаете ли...

То есть, закон - это одно, а общественная практика  (из которой, собственно, и росли те самые эмоции) - несколько другое.

16

NLPepper написал(а):

но де-факто существовала, в обход законодательства (и используя его прорехи).

Салтыков-Щедрин описывал способ - "перевода" из крепостных в "дворовые".

17

Еще интересный закон:

254 Дв. 23:16 Не возвращать раба, бежавшего в Эрец-Исраэль из другой страны

18

Зануда написал(а):

Еще интересный закон:
254 Дв. 23:16 Не возвращать раба, бежавшего в Эрец-Исраэль из другой страны

Похоже Донские казаки часть законов у Иудеев спёрнули.

19

Наверно это потому, что те законы действительно от Б-га для людей.

20

omsdon написал(а):

Похоже Донские казаки часть законов у Иудеев спёрнули.

А у кого же ещё?

Да и почему спёрли?
первым атаманом Войска назван Сары Азман, принявший христианство.

До этого он был караимом-иудеем.

"Шолохов неожиданно спросил у командира полка полковника Шевченко: «Полк казачий, а есть ли в нём настоящие потомственные казаки?» На этот вопрос полковник ответил, что в полку есть не только настоящие казаки, но есть и казаки-иудеи, казаки-субботники (об этом разговоре я узнал потом). Шолохов попросил показать ему казака-иудея. Вызвали меня. По прибытию я доложился командиру полка, а он, приняв рапорт, спросил меня, знаю ли я, кто с ним стоит рядом. Я ответил, что это М.А.Шолохов – автор «Тихого Дона», «Поднятой целины» и тоже полковник. Шолохов переспросил у меня фамилию. Я сказал: «Подоксик». Он спросил: «Из мещерских, что ли?». Я ответил, что есть такое семейное предание, что мы с Мещеры, с Подоксы. Шолохов повернулся к стоящим офицерам и сказал, что старшина – настоящий дореестровый казак. Потом он ещё сказал: «Это легко проверить. Я у вас офицеров спросил, кто был первым Донским атаманом. Вы не ответили, а старшина скажет». И, повернувшись ко мне, спросил: «Так кто же был первым Донским атаманом?» Я ответил: «Шары Азман». Шолохов сказал офицерам: «Памяти нужно учиться у иудеев. Они всё помнят, никогда ничего не забывают». Старший лейтенант Подабашев спросил у Шолохова: «А куда подевались мещерские казаки, в школе по истории СССР о них ничего не говорили»."

"в названии старейшего поселения на Дону (Когальницкий городок) корень слова (кагал) еврейский. "

http://ukamina.com/books/koe.html

21

Зигги написал(а):

А у кого же ещё?
Да и почему спёрли?
первым атаманом Войска назван Сары Азман, принявший христианство.
До этого он был караимом-иудеем.

Спасибо, не знал.

22

Рассказ Подоксика интересен, но в конце г-н Ольшанский всё опошлил с Березиной.