antares68 написал(а):Обычным в том числе не потому что нельзя было найти нормального свежего (в порту-то) или приличной солонины/копченостей, а потому что никто не собирался тратиться на команду.
Я ж говорю - не в курсе.
Во-первых, дело происходило не в порту, а занимался стрельбами у Тендровской косы. и достать свежее мясо было не просто, как явствует из нижеописанного.
Во-вторых, на команду именно тратились. Ибо, несмотря на трудности, и на наличие на камбузе солонины, за свежим мясом был специально посланы люди.
То есть, офицеры заботилось о команде, в меру своих привычек. Как они заботились бы, скажем, о своих дворовых крестьянах: чтобы крестьянин хорошо работал, он должен быть здоров и накормлен.
А уже всякие сантименты в расчет не брались - чай, не белая кость.
И подчеркну важное отличие от советской армии: командирам не было нужды еще и воровать продукты у команды. Поэтому все, что было положено по нормам и выделялось деньгами - шло по назначению. (Если где-то и воровали - то в других инстанциях: интенданты, поставщики, и пр.).
Теперь по самому событию. Сорри за многобукв, ятобы не получился "испорченный телефон", приведу фрагменты соответствующей темы с Ганзы.
----------------------
...Дело же было так. Когда броненосец расположился у Тендровой косы и стал готовится к стрельбам, ответственный за снабжение мичман решил съездить в Одессу за свежим мясом, чтоб не варить борщ из солонины.
Поплыли в Одессу на сопровождавшей "Потемкин" миноноске. В экипаже броненосца было более 700 человек, на городских рынках нужного количества мяса по сходной цене не нашлось. Мичман целый день искал по городу мясо и уже к вечеру купил в одном из магазинов. От Одессы было, как мы уже говорили, больше 100 верст хода. Да еще на обратном пути миноноска наскочила на рыбацкую лодку и должна была задержаться, чтобы поднять пострадавших рыбаков на борт, а лодку взять на буксир.
Из докладной записки полковника Корпуса морской артиллерии Шульца, 20 июня 1905 г.
"14 июня во вторник ... около 11 часов утра, как только командир вместе со мной начал обедать, явился старший офицер с докладом, что команда отказывается есть сваренный из привезенного мяса борщ, так как мясо червивое и тухлое. При этом старший офицер объяснил, что по заявлению врача мясо было не испорченное, а лишь только один кусок покрылся червями, как это часто бывает при сильной жаре, сделав же промывку в рассоле, мясо сделалось вполне годным. Командир приказал собрать команду на шканцы ... Я, считая неудобным, как лицо не судового состава, присутствовать при разъяснении претензии, остался в адмиральской столовой. Через некоторое время я услышал команду "караул на верх", затем прошло несколько минут, как раздался ружейный выстрел. В это время я входил в адмиральскую спальню, назначенную мне для спанья. Вслед за выстрелом раздался неправильный ружейный залп и крики команды . Я схватил взятый с собой карманный револьвер и начал его заряжать. В это время вбежали в спальню с искаженными со страха лицами около 10 матросов с просьбой дать им здесь спрятаться, так как команда убивает офицеров и матросов. Я разрешил им остаться. В это время начали раздаваться как одиночные выстрелы, так и залпы, а через некоторое время раздались и выстрелы из 47-мм пушек. По прошествии около четверти часа прибегает в спальню какой-то квартирмейстер и кричит спрятавшимся там матросам немедленно уйти вон, во избежание излишнего кровопролития, так как туда сейчас будут стрелять ... Вскоре затем оказалось, что броненосец снялся с якоря и идет приблизительно по направлению в Одессу ...
(Прим. : Полковник Шульц находился на борту для участия в стрельбах и членом экипажа не был. Восставшие его арестовали вместе с другими оставшимися в живых офицерами.)
...15 июня в среду ... во время обеда нас спросили, не хотим ли обедать и ужинать в кают-компании ... Мы на это согласились. Воспользовавшись тем, что все оставшиеся в живых офицеры собрались вместе, я расспрашивал о всем виденном ими ...
По рассказам, когда караул был вызван наверх, старший офицер приказал собравшейся команде разделиться на желающих и не желающих есть борщ. Когда фамилии последних он начал записывать, все нижние чины вдруг скучились вместе, причем многие схватили из пирамид ружья и начали их заряжать откуда-то взятыми патронами. Старший офицер, вероятно по приказанию командира, приказал караулу стрелять по матросам, но то не было исполнено; тогда старший офицер выхватил у ближайшего караульного ружье и выпустил 2 или 3 пули в одного из матросов, ранив его смертельно. В это время караул присоединился к остальным матросам, из которых некоторые произвели залп в старшего офицера, убитого выбросили за борт...
-------------
"Шифрованная телеграмма начальника Одесского охранного отделения в Департамент Полиции, 15 июня 1905 9 ч. 25 м. пополудни
Мною расспрошен кочегарный ученик броненосца Князь Потемкин Таврический Марк Федоров Ханлыга. Объяснил [в] кратких чертах следующее: [в] субботу вечером вышли [в] практическое плавание под командой капитана первого ранга Голикова при старшем офицере капитане второго ранга Гиляровском. [В] понедельник утром стали на якорь [в] двух верстах от деревни Тендры и приблизительно в ста от Одессы. Во вторник команда отказалась принимать пищу, почему была выстроена командиром, который вызвал перед строй тех, кто согласен принять пищу; большинство вышло, а меньшинство, вырвавшись от окруживших их караула, бросилось к оружию и начало стрелять по офицерам и матросам.
---------------------
Личинки не заводятся "через пару часов".
Опарыш, ...
Это личинка мясной мухи , весьма обыкновенная летом во всех помойных ямах, отхожих и кишащая во всякой падали. По этим причинам очень многие брезгают такою вонючей насадкою.
Всего лучше самому разводить их. Для этого берут кусок испортившегося мяса, печенку, легкое, баранью или телячью голову, мелкую рыбу, делают на них надрезы и выставляют на солнце, поблизости помойных ям и сортиров. Мясные мухи не замедлят (если стоит жаркая погода) наложить в надрезы яичек; тогда приманку складывают в большой горшок или ведро, закрывают крышкой и ставят в прохладное место. Из яиц дня через 2 выводятся червячки - опарыши, которые еще через 2-3 дня достигают полной величины
-----------------
Из чего следует, что злополучный мичман по недосмотру или невезению купил мясо, которое УЖЕ было заражено ЗА НЕСКОЛЬКО ДНЕЙ до этого.
И личинки в нем УЖЕ были.
Причем, это еще было вовсе не смертельно, поскольку, как следует из донесений, если бы судовой врач своевременно этот факт обнаружил ДО того, как готовить из него борщ (я не могу утверждать наверняка, но полагаю, что это входило в его прямые обязанности), и распорядился проварить мясо в рассоле - то никакого бунта бы не было.
Аналогично, если бы кто-то из офицеров, как положено по уставу, присутствовал при снятии пробы с приготовленной для личного состава пищи, то этот факт также мог быть замечен своевременно.
-----------------------------
Как я уже сказал выше, проба пищи для команды, согласно уставу, сначала приносится командиру.
Но отношение командира к этой процедуре может быть самым разным. Точно так же, как и в современной армии. Кто-то следит за качеством пищи команды (части), как за собственной. А кто-то плюет, и эта проба превращается в формальность, которая никакого отношения к качеству реальной пищи не имеет. Кок (повар) делает вид, будто берет пробу из общего котла, а командир делает вид, будто в это верит. А то и вообще перепоручает эту обязанность кому-то из нижестоящих офицеров.
...То же было и в дореволюционном флоте: командиры были разные, и отношение к быту и питанию команды тоже разное.
И возмущает команду именно такой подход командира и офицеров, когда на словах одно, а на деле - другое. Это было и в 1905 году, это случается и сегодня
-----------------------