ЗиЛ-111Д История создания
ЗИЛ 111Д был сконструирован и построен на автомобилестроительном заводе ЗИЛ (Завод имени Лихачева), на котором были созданы, практически, все автомобиля высшего класса для партийной и государственной номенклатуры советского периода.
Автомобильный завод АМО (автомобильное московское общество) был основан братьями Рябушинскими 2 августа 1916 года. До 1924 года завод строился, параллельно занимаясь ремонтом машин разных марок. Первая самостоятельная продукция завода – первый советский грузо-вой автомобиль АМО-Ф15 выпущенный в 1924 году. Автомобиль представлял собой копию итальянского грузовика «Фиат» 1915 года выпуска. Производство наращивалось и к 1931 году было сделано более 3000 АМО-Ф15. К тому моменту на конвейер встали модель грузового АМО-2 собираемого из американских узлов «Автокара». В том же 1931 году вышли первые АМО-3. В 1934 году пошёл в серию легендарный ЗиС-5. С этого года открывается ещё одна интересная страничка истории завода.
В 1934 году на завод ЗиС с «Красного Путиловца» в Ленинграде были переведены все работы по созданию автомобиля высшего класса. Модель «Л-1» созданная ленинградцами представляла собой точную копию американского «Бьюика» модели «32-90». В Москве не стали точно воспроизводить весь «Бьюик». Шасси постарались не трогать, а вот кузов заказали новый. Заказ был передан на американскую кузовостроительную фирму «Budd» в Филадельфии. Американцы хорошо поработали, создав красивый обтекаемый кузов современных очертаний. Новый автомо-биль ЗиС-101 был показан руководству страны в 1936 году. Сталин оценил работу советских инженеров, и после исправления некоторых элементов дал зелёную улицу машине. Так в 1936 году на заводе ЗиС началось производство автомобилей высшего класса. Производство ЗиС-101 было прервано войной. В военные годы завод был эвакуирован на Урал, а затем реэвакуирован обратно. Несмотря на это осенью 1942 года руководством страны было дано указание Заводу имени Сталина начать разработку нового легкового автомобиля исключительно своими силами.
Работа по созданию машины ЗиС-110 и всех будущих модификаций была поручена Заместителю главного конструктора по легковым автомобилям Андрею Николаевичу Островцеву приглашённому на «ЗиС» специально для создания этой машины. До этого Андрей Николаевич работал на заводе «КИМ» в Москве главным конструктором. Первые 2 кузова машины КИМ-10-50 со-бирались на ЗиСе, а курировал эти работы от «КИМа» именно Островцев. Возможно, это и стало решающим в выборе кандидатуры главного конструктора легковиков. 20 сентября 1944 года Государственная Комиссия Обороны (ГКО) утвердила опытный об-разец ЗиС-110, а в сентябре автомобиль ЗиС-110 пошёл в серию. Андрей Николаевич занимал должность главного конструктора легковых автомобилей до 1953 года. Затем он перешёл на преподавательскую работу в МАДИ, но, несмотря на это ещё око-ло 20 лет входил в комиссию по выбору новых легковых моделей завода.
Описываемый здесь автомобиль ЗиЛ-111Д с кузовом кабриолет является модификацией автомобиля ЗиЛ-111Г с кузовом «лимузин» выпускавшегося с 1962 года, который в свою очередь является модификацией базового автомобиля ЗиЛ-111. Одновременно 111Д является модифика-цией кабриолета ЗиЛ-111В освоенного в 1960 году. Приемник - ЗиЛ-111Д пришёл на смену 111В в 1964 году. История же базового автомобиля ЗиЛ-111 начинается в 1956 году.
Стоодинадцатых вообще на заводе было несколько. Первым автомобилем получившем (тогда еще неофициально) этот индекс стал построенный в 1948 году автомобиль ЗиС-110М №5. Он единственный из пяти машин этой серии имел обтекаемый кузов понтонного типа с единой боковиной схожий по внешности с кузовом «Паккард Клипер» 1947 года. Большой, одутловатый ЗиС за глаза называли ЗиС-111. Второй ЗиС-111 «Москва» появился в начале 50-х годов и был творением зиловского дизайнера Валентина Николаевича Росткова. Было построено 2, или 3 экземпляра. Один из них демонстри-ровался на ВДНХ. У посетителей выставки этот автомобиль не вызывал большой гордости за отечественный автопром. Откровенно американский автомобиль напоминающий «Бьюик» конца 40-х годов ничем кроме большой птицы на капоте не привлекал и в целом смотрелся посредственно. В начале 50-х годов в американском автомобилестроении стала появляться тенденция к ежегодной смене модельного ряда. Как правило, эти изменения касались только кузовов и салонов, шасси оставалось прежнем ещё несколько лет. Угнаться за такой модой не могла даже Европа, не говоря уж о Советском Союзе с его плановым хозяйством. Действительно, машину только сделали, поставили на конвейер и в следующем году всё менять, все штампы, всю оснастку – миллионы рублей на ветер ради моды. Единственно верным решением здесь было создать машину достаточно прогрессивную, чтобы "запаса прочности" хватило сразу на несколько лет.
Понимая это и видя, что сам завод не мо-жет подобрать достойную замену ветерану ЗиС-110, руководство ЗиСа решило провести конкурс по созданию проекта перспективного автомобиля ЗиС-111 нового поколения. Среди целого ряда предложений явное лидерство захватили два проекта: уже построенный ЗиС-111 «Москва» Росткова и опытный автомобиль с очертаниями «Паккарда» 1955 модельного года молодого дизайнера со стороны - Л.М. Еремеева. Это было столкновение разных школ, разных взглядов: своего зилов-ского, и какого-то чужого, посмевшего оспорить на самом высоком уровне устоявшиеся взгляды завода. Баталии были жаркие. Безусловным достоинством ЗиСа Росткова было то, что практически он уже был построен и готов к запуску в производство, за то Еремеевский вариант получился куда более свежим и современным. В итоге победил Еремеев. После чего, расстроенный Ростков покинул завод. В 1956 году дизайн-проект Еремеева был воплощён в натуральную величину из пластилина. В 1957 году новый уже ЗиЛ-111 увидел свет (в 1956 году умер И.А.Лихачёв и завод был переименован). В металле машина оказалась красивой и вместе с тем строгой. Передняя часть напоминала одновременно и «Паккард» и «Меркурий» 55-56 модельного года, в тоже время явно отличаясь от них обоих. В целом же автомобиль получился свежим и современным. Безусловно элегантней «Паккарда» и представительней «Меркурия» он стал олицетворением нашего государ-ство периода оттепели. Большая площадь остекления и панорамное лобовое стекло пропускали много света в салон, делая его воздушным и светлым. По борту располагался стреловидный молдинг и «жаберные щели», скопированные с «Империала» 1956 года (на серийном ЗиЛ-111 молдинг заменили на известную нам «чайку»). Задняя часть была выполнена в стилистическом решении «Паккарда». Большие вертикальные фонари, накрытые крыльями, напоминали арки готических соборов.
В 1958 году с некоторыми изменениями ЗиЛ-111 пошёл в серию. По своей конструкции ЗиЛ-111 был не просто шагом вперёд по сравнению с ЗиС-110, это был рывок. Автомобиль ЗиС -110 представлял собой конструкцию 1941 года, а ЗиЛ-111 полностью соответствовал требованиям 1955 года. За этот период автомобильный мир Америки трижды сменил свои базовые модели, и к 1955 году от машин начала 40-х не осталось и следа. Новый ЗиЛ, как и предшественник, оставался рамной машиной и это, пожалуй, всё их сходство. Новый бензиновый V-образный, 8-и цилиндровый двигатель с чугунным блоком и алюминиевыми головками блока весил 350 кг. и выдавал 200 л.с. (ЗиС-110 - 140 л.с.). Впервые на серийный отечественный автомобиль была установлена 2-х ступенчатая автоматическая коробка передач с кнопочным управлением. Автомобиль стал значительно ниже. За счёт увеличившейся ширины кузова и перепланировке салона места в машине стало больше, соответственно пассажиры смогли разместиться значительно удобней, чем в ЗиС-110
В 1959 году в серию пошла модификация ЗиЛ-111 с полностью отечественной установкой для кондиционирования названная ЗиЛ-111А. Кондиционер охлаждал и снижал влажность возду-ха в салоне автомобиля, если температура наружного воздуха превышала 180 С. Двигатель ЗиЛ-111А имел также индекс – «111А», это связано с установкой компрессора и некоторыми изменениями в конструкции приводных деталей. Внешне ЗиЛ-111А можно было отличить по заднему не панорамному стеклу, это изменение связано с установкой в боковых частях заднего окна воздухо-водов кондиционера. В 1960 году появился кабриолет ЗиЛ-111В, большой 7-и местный автомобиль имел брезентовый тент и 4 боковых, подъемных окна в хромированных рамах.
Подъём этих окон, как и подъём тента, осуществлялся посредством гидравлического привода. Тент, подобно фаэтону ЗиС-110Б, в сложенном положении накрывался декоративным кожаным чехлом, а дополнительные си-дения - стапонтены имели двойные спинки с равными половинками. Серые специальные кабриолеты ЗиЛ-111В сменили на парадах фаэтоны ЗиС-110Б. Кабриолеты «111В» выпускались 3 года до постановки на поток следующей модификации ЗиЛ-111Г. Есть версия, что очередное изменение внешности было проведено по пожеланию Хрущева, который заметил, что автомобиль главы государства (ЗиЛ-111) не отличается от машины председателя горисполкома (ГАЗ-13 «Чайка»). В 1961 году был создан опытный автомобиль схожий по внешним формам с автомобилем «Кадиллак», но по неизвестным причинам в серию он не пошёл. В том же году машина подверглась ещё одному фейслифтингу и приняла окончательный вид. Автомобиль пошёл в серию в 1962 году и получил название – ЗиЛ-111Г. По сути, это тот же «111А» с кондиционером, но с изменёнными внешними формами. Начиная с ЗиЛ-111Г, кондиционер вошёл в серийную комплектацию и не обозначался как отдельная модель завода. Внешне ЗиЛ-111Г уже не копировал, какой то конкретный автомобиль, а был полностью создан заводскими дизайнерами, хотя и с оглядкой на американские тенденции автомобилестроения. На «111Г» применена 4-х фарная система освещения как спереди, так и сзади. Причём 2 круглых задних фонаря были позаимствованы с ЗиЛ-118 «Юность». Полностью была изменена передняя и задняя часть машины. Центральная же часть осталась прежней, за исключением наружных панелей дверей, соответственно стилизованных под произошедшие внешние изменения. На боковине машины вновь появился стреловидный молдинг, идущий от большой гофрированной накладки позади задней колёсной арки. Прописная надпись «Зил_сто_одинадцать» на заднем крыле уступила место лаконичной- «ЗиЛ-111». С решётки радиатора исчезло изображение чайки с барельефом Юрия Долгорукого, а вместо щита стилизованного под средневековую башню с надписью в верхней части «ЗиЛ» и в нижней части «111» появилась простая надпись «111» с расходящимися лучами. В задней части эмблема в виде такого же щита с расходящимися лучами была заменена отдельно смонтированными буквами «З» «И» «Л». В связи с изменениями бамперов машины потребовался новый домкрат – старый, захватывал специальные проушины в бампере, новый же ставился под раму автомобиля. Вместо ручного винтового домкрата ЗиЛ-111 был спроектирован и построен ножной механический складывающийся домкрат 2Э111Г по типу домкрата «Кадиллака» 1961 года. Этим же домкратом, с не значительными изменениями, комплектовались все последующие легковые машины ЗиЛ.