Ржевская история: работа над ошибками
Светлана ГЕРАСИМОВА, кандидат исторических наук, г. Тверь
Изд.: "Караван+" N.47 20 ноября 2002 г. стр. 9
В последнее время в нашей области большое число людей и СМИ уделяют внимание событиям военного времени в районе города Ржева. Для отстаивания той или иной точки зрения в выступлениях, газетных статьях приводятся факты, которые не всегда соответствуют действительности. Это не вина людей, а их беда: в советское время история тех событий в основном замалчивалась, в наши дни познакомиться с новыми исследованиями или публикациями нельзя из-за отсутствия их в наших библиотеках. Занимаясь давно и профессионально историей нашего края в годы войны, в том числе историей Ржевской битвы, рискну предложить небольшой ликбез в помощь заинтересованным, остановившись лишь на основных массовых ошибках.
1. В боях за город "полегло более одного миллиона советских воинов". Эта фраза звучит в разных вариантах из уст многих людей: от школьников до известных тверских журналистов и даже губернатора области.
По данным Тверского областного военного комиссариата, на территории Ржевского района учтен 85121 погибший и захороненный советский воин, на территории соседних районов: Бельского - 24909, Оленинского - 12771, Зубцовского - 27154, Жарковского - 1128, Запанодвинского - 4708, т.е. 155791 человек. Общие потери (убитые и раненые), по официальным данным, в четырех крупных наступательных операциях советских войск на ржевско-вяземском плацдарме с января 1942 года по март 1943 года составили 1325823 человека. По мнению исследователей, оспаривающих официальную точку зрения, число общих потерь в тех же операциях более полутора миллионов человек.
Таким образом, налицо массовая путаница между безвозвратными и общими потерями, между боями за город и битвой за плацдарм.
2. Ржевская битва - это битва не за город, а за уничтожение основных сил центральной немецкой группировки на ржевско-вяземском плацдарме. Разворачивалась она не только в районе города Ржева, но и на территории Московской, Тульской, Калининской, Смоленской, современной Калужской, а возможно, и других областей. Город Ржев, как Москва, Сталинград, Курск, дал название битве, хотя бои за город, как и бои за Белый, Оленине, Зубцов, Вязьму, Сычевку, Гжатск, были лишь частью битвы.
Существование битвы на сегодняшний день не признано представителями официальной военно-исторической науки. Сотрудники Института военной истории МО РФ, члены Ассоциации военных историков, ведущие исследователи Великой Отечественной войны оспаривают ее наличие в истории. Термин «Ржевская битва» используют лишь ветераны, отдельные региональные историки, краеведы, государственные чиновники разных уровней. Для доказательства существования в истории войны Ржевской битвы еще предстоит проделать большую работу.
3. Часто говорят о Ржеве, «полностью разрушенном фашистами в годы войны». Действительно, в первой половине октября 1941 года немецкая авиация основательно бомбила город. С января 1942 года по март 1943 года город обстреливала наша артиллерия и бомбила наша авиация. В директиве Ставки ВГК командующему войсками Калининского фронта о задачах по овладению Ржева 11 января 1942 года говорилось: «Ставка рекомендует максимально использовать для этой цели... артиллерийские, минометные и авиационные силы и громить во всю город Ржев, не останавливаясь перед серьезными разрушениями города». Из «Плана использования авиации...» летом 1942 года; «В ночь с 30 на 31 июля 1942 года разрушить Ржев и Ржевский железнодорожный узел».
Трагедия Ржева в том, что, будучи длительное время крупным опорным немецким пунктом на плацдарме, он был разрушен родной армией.
4. Когда говорят о значении Ржева, говорят о том, что он «защитил Москву», остановил крупное немецкое наступление, здесь "сдерживались крупные силы немецко-фашистских захватчиков". Но ведь все это сделал не город, находившийся в руках немцев, а советские солдаты, которые пытались освободить его от оккупантов. Громадное значение Ржевской битвы и состоит в том, что активные наступательные действия советских войск на данном участке фронта не позволили войскам вермахта наступать здесь весь 1942 год. Немецкие войска здесь в основном оборонялись, и их опорными пунктами были перечисленные выше города.
Подчеркнем ещё раз, что это заслуга не города, а людей - советских солдат. Именно советских, так как воевали и гибли, пытаясь освободить Ржев, представители всех национальностей бывшего Советского Союза. Тем, кто предлагает присвоить Ржеву звание «Город солдатской славы», стоит обратить внимание на двусмысленность данной фразы: славу каких солдат предлагается увековечить в этом названии; тех, кто оборонял город, - немцев, или тех, кто пытался его освободить и остался лежать на его окраинах и вокруг города, «в безымянных болотах»? Не логичнее ли изменить акцент в этой фразе, перенести его с города на человека, а город Ржев назвать городом Памяти советского солдата. Естественно, редакция не только возможна, но и желательна.
5. То, что происходило в годы. войны в районе ржевско-вяземского плацдарма, не было славой для советской стороны: длительное время вблизи столицы государства находился плацдарм крупной немецкой группировки. Все попытки Верховного командования его ликвидировать, несмотря на большие потери, заканчивались неудачей. Войска группы армий "Центр" сами ушли с плацдарма, за что командующий Западным фронтом И.С. Конев был снят с должности с очень жесткой формулировкой. Именно поэтому после войны руководство страной, постаралось забыть об этих событиях.
Если мы будем и дальше использовать стереотипы советского времени и все, что связано с войной, в том числе и неудачи командования, и массовую гибель солдат называть «славой», значит, и дальше нашу страну можно будет так легко втянуть в разные войны: в Афганистане, в Чечне, не дай Бог, в Грузии!