Одними из главных действующих персонажей в фильме являются, собственно, сами стулья. Так вот, приступив к работе над лентой, выяснилось, что найти по-настоящему интересный материал ну решительно невозможно! Пришлось давать объявление в газету: откликнитесь, владельцы раритетных вещиц! В итоге выяснилось, что в Москве только у одной старушки сохранились настоящие гамбсовские стулья. Только вот продавать их бабулька категорически отказалась. Максимум, на что согласилась, – сфотографировать бесценные предметы мебели.
В результате стулья пришлось изготавливать в Арабских Эмиратах – почему-то в СССР ни одна мебельная фабрика не решилась принять такой заказ. После съемок картины остались нерастерзанными четыре стула. Леонид Гайдай выкупил их, и они поселились в кабинете у режиссера.
Несколько слов о том, сколько получили режиссер и актеры за работу в этой картине. Понятно, что самая большая сумма стояла в гонорарной ведомости напротив фамилии Леонида Гайдая: 7853 рубля, да плюс еще 2000 рублей за сценарий.
Никому не известный актер Арчил Гомиашвили получил аж 6120 рублей. Чуть больше ставка была у Сергея Филиппова – 6275 рублей. Отважный труд Михаила Пуговкина был оценен в 3800 рублей. Молодая актриса Наталья Крачковская довольствовалась 182 рублями. Небольшая роль дворника принесла Юрию Никулину 525 рублей, Савелий Крамаров получил и того меньше – 458 рублей.
Интересные факты:
• В обоих советских фильмах «12 стульев» сыграли шестеро актёров:
1) Савелий Крамаров: в этом фильме он сыграл одноглазого шахматиста, а в фильме 1976 года — слесаря Полесова.
2) Георгий Вицин: в этом фильме он сыграл монтера Мечникова, а в фильме 1976 года — Безенчука.
3) Юрий Медведев: в этом фильме он сыграл театрала, а в фильме 1976 года — председателя тиражной комиссии.
4) Григорий Шпигель: в этом фильме сыграл Альхена, а в фильме 1976 года — редактора газеты «Станок».
5) Павел Винник: и в этом фильме, и в фильме 1976 года сыграл официанта.
6) Эдуард Бредун: в этом фильме он сыграл Пашу Эмильевича, а в фильме 1976 года — родственника Альхена.
• Автором афиши к фильму стал художник Владимир Владимирович Сачков. Он также делал афиши к таким известным фильмам как «Вас ожидает гражданка Никанорова», «Иван Бровкин на целине», «Мимино», «Сталкер», «Тихий Дон».
• В одной из сцен с Коробейниковым на заднем плане появляется поезд, который ведёт паровоз серии Л, которые выпускались с 1945 года. Позже в сцене у моста, где Бендер ломает один из стульев, появляется паровоз ФД, который выпускался с 1931 года.
• В сцене торговли Бендера с Мечниковым «Утром деньги — днём стулья…» видна телевышка на вершине г. Машук в г. Пятигорске.
• Воробьянинов просит подаяние не в «городском парке», куда его отправлял Бендер, а у грязелечебницы им. Семашко в г. Ессентуки.
• Бендер продаёт билеты в Провал у грота Лермонтова. В этом гроте никак не могут одновременно поместиться 10 милиционеров, поэтому в фильме постоянно меняется ракурс, когда показываются активно входящие и выходящие из «Провала» посетители.
• В сцене Крымского землетрясения, когда Бендер и Воробьянинов оказываются в пустом театре, при первом ударе Воробьянинова тянут назад два неизвестных человека.
• В сцене с Варфоломеем Коробейниковым О. Бендер получает у него четыре ордера на стулья, хотя В. Коробейников до этого сказал, что продаёт ордера по 10 рублей, следовательно он должен был потребовать с Бендера не 70, а 40 рублей. В гостинице О.Бендер показывает Воробьянинову уже два ордера, один на десять стульев, а второй на один стул.