Специальные модификации автомобиля Ока
Органы управления автомобиля ВАЗ-11113-01 (10) для инвалидов с двумя руками: 1 - рукоятка привода сцепления; 2 - рукоятка управления дроссельными заслонками; 3 - рукоятка ручного привода рабочих тормозов; 4 - рычаг переключения передач.
Привод акселератора под левую ногу отличается от стандартного лишь формой кронштейна и устанавливается на то же место.
Ручной привод акселератора -механический, от рычагов на рулевом колесе, через шток внутри вала рулевого управления и муфту, совершающую возвратно-поступательные движения вдоль вала. С муфтой соединен трос привода акселератора, его оболочка упирается в хомут на кронштейне вала рулевого управления. В исходное положение рычаги возвращаются пружиной на рулевом вале.
Ручной привод тормоза состоит из рычага, закрепленного на оси кронштейна рулевого управления, который соединен толкателем с педалью тормоза. Педаль, в свою очередь, связана толкателем с вакуумным усилителем тормозов.
Автоматизированный электровакуумный привод сцепления (ЭПС) управляет включением и выключением сцепления. Он может работать в режиме нормальных или тяжелых дорожных условий, в зависимости от положения клавиши управления ЭПС на панели приборов слева от рулевой колонки (верхнее положение - "выключено"). ЭПС с новым блоком управления (РЭСП - реле электронное сцепления) мод. 602.3747 (раньше устанавливался РЭСП мод. 60.3747) автоматически переходит в режим движения в тяжелых условиях, если вытянута кнопка управления воздушной заслонкой (ее выключатель связан с блоком управления). Также автомобили с новым блоком управления комплектуются электронным датчиком скорости (от ВАЗ-2110), устанавливаемым на коробке передач. Соответственно изменился алгоритм управления сцеплением: теперь оно не выключается на принудительном холостом ходу, пока скорость автомобиля не снизится до определенного предела. Это позволяет, например, тормозить двигателем и позволяет "играть газом" на скользкой дороге, исключая срыв ведущих колес в пробуксовку при включении сцепления. Включение и работу ЭПС контролируют по контрольной лампе со светофильтром оранжевого света на приборной панели слева от рулевой колонки под лампой воздушной заслонки.
Исполнительный механизм ЭПС -диафрагма вакуумной камеры, которая воздействует через трос на педаль сцепления (а та - через штатный трос - на вилку выключения сцепления). Разряжение отбирается из магистрали вакуумного усилителя тормозов через обратный клапан. В вакуумную камеру ЭПС разрежение поступает через ресивер, расположенный в моторном отсеке перед левой колесной аркой. Когда ЭПС выключен, доступ разрежения в вакуумную камеру перекрыт клапаном, расположенным внутри камеры. При включении ЭПС этот клапан регулирует разрежение в камере. Управляет им РЭСП, получающее информацию о частоте вращения коленчатого вала (по частоте импульсов на катушке зажигания), положении воздушной и дроссельной заслонок карбюратора (от концевых выключателей) и скорости автомобиля (от электронного датчика на коробке передач). Кроме того, в рукоятке рычага переключения передач расположены контакт принудительного выключения сцепления.
При выходе из строя ЭПС следует перевести клавишу управления в положение "выключено" и пользоваться аварийным (ручным) приводом управления сцеплением.
Он состоит из рычага и толкателя, связанного с педалью. При выжиме сцепления рычаг фиксируется. Аварийный привод сцепления разрешается использовать только для движения к месту ремонта и при пуске двигателя на морозе (ниже -15°С).