Бен Ами:
Цель атаки - Хеврон...
"Если забыл Хеврон - то забудешь и Иерушалаим".
рабби Аарон Дов Гальперин (Аруц Шева)
Есть несколько еврейских городов, освобождение которых особенно важно. Один из них - Хеврон. Хеврон важен в первую очередь, как религиозный символ, так и стратегический объект.
Ведь еще в древности Хеврон называли "Воротами юга", через него проходила дорога из Иерусалима в Беер-Шеву, Ашкелон и Газу. Оценив Хеврон, как стратегический объект, в свое время, Бен Гурион сказал: "Мы сделаем страшную ошибку, если не заселим и не расширим Хеврон, превратив его, подобно Иерусалиму, в крупный еврейский город"!
Впервые это место связывается с праотцом Авраамом, который, 3700 лет назад, придя по велению Вс-вышнего в Землю Израиля, дошёл до Хеврона и, поняв святость этого места, решил поселиться в нём. Сказано в Торе: "И поставил Авраам шатёр, и пришёл, и поселился в Элоней-Мамре, что в Хевроне, и жил там, и построил жертвенник Всевышнему". (Брейшит, 13, 18). Здесь Авраам прожил долгое время и здесь у него родились сыновья - Ишмаэль и Ицхак. Однажды Авраам оказался в пещере Махпела, расположенной рядом с Хевроном, и увидел пророческим видением, что в ней похоронены первый человек Адам и его жена Хава. Авраам покупает пещеру, и этот факт упоминается в Торе: "И понял Авраам Эфрона, и отвесил Авраам Эфрону серебро" ("Брейшит", 23:16). Когда умерла Сара, жена Авраама, он купил у местных жителей за огромные деньги саму эту пещеру и участок земли вокруг неё и похоронил в пещере Сару. В этой пещере Авраам завещал похоронить и себя. В Хевроне долгое время жили и были похоронены в пещере Махпела сын Авраама - Ицхак, сын Ицхака Яаков-Исраэль, их жёны Ривка и Лея. Таким образом, в пещере Махпела похоронены четыре пары наших предков".
Далее, Яаков с сыновьями жил в Хевроне. В дни Иеошуа бен Нуна Хеврон стал городом священников (коэнов) и левитов.
Следующее упоминание о древнем городе связано с именем великого царя Давида, сына Ишая. Именно здесь он был помазан на царство 2865 лет назад (по мнению некоторых других источников - 3007 лет назад). Семь из тридцати лет царствования Давида столица находилась в Хевроне. До наших дней сохранились развалины древней столицы (южнее пещеры "Махпела", над старыми каменоломнями).
Сын царя Соломона, Рехаваам, перестраивает и расширяет Хеврон. В то время город становится центром южной части Эрец Исраэль.
Хеврон определенным образом связан с Храмом. Так, знаком для начала храмовой службы в Иерусалиме был восход солнца над Хевроном. Так же из Хеврона приводили в Храм жертвенных животных, из которых особенно ценились овцы, выращенные в окрестностях города.
После разрушения Храма, еврейское присутствие в городе почти прекращается. Большая часть еврейского населения было продано в рабство.
При власти Византии еврейская община была восстановлена, стала расти численно и экономически. В городе действовали талмудические школы, благотворительные институты.
В 614 году город был завоеван персами, члены еврейской общины участвовали в освобождении Хеврона от византийской армии. Но через десять с небольшим лет, город снова возвращается к византийцам, которые устраивают жестокий погром, который уменьшил численность еврейской общины на треть. Через еще одно десятилетие город завоевывают мусульмане, опираясь на поддержку евреев Хеврона. Как раз в то время мусульмане передают евреям ключи от "Махпела" и разрешают построить синагогу около входа в пещеру.
Следующая трагическая дата - 1100 год. Город захватывают крестоносцы, и захват сопровождается очередным погромом.
1267 год. Город завоевывается мамлюками во главе с Бейбарсом, с этого момента вход в пещеру "Махпела" и в строения комплекса становится, закрыт для не мусульман.
В конце 13 века в Хеврон приезжает Рамбам. Приезжает для того, чтобы поклониться могилам праотцов. Лишь за большие деньги евреям разрешают помолиться на одной из лестниц, ведущей к центральному входу.
Лишь спустя 300 лет оккупанты идут на некоторые уступки общине. Так, в 1590 строится синагога "Авраам-авину". В городе живут известные на всю страну каббалисты, и именно в то время, Хеврон становится одним из святых городов, наряду с Иерусалимом, Цфатом и Тверией.
В первой половине 19 века город заселяют любавические хасиды, и Хеврон превращается в центр поселенческого движения. Постоянные арабские погромы сплачивают две общины города - ашкеназийскую и сефардскую. Не смотря на давление оккупантов, общине удается построить две новые синагоги.
Еврейское присутствие в святом городе возрастает и в 1904 году Залман - Давид Левонтин открывает в Хевроне банк.
Все резко меняется 23 августа 1929 года. То, что произошло в тот день в Хевроне можно смело назвать кровавой бойней, резней евреев. Тем августом погромы прошли во всех крупных городах, населенных евреями Эрец Исраэль. Все началось с провокации, устроенной главным муфтием Иерусалима Эмином Аль-Хуссейни (позднее это шакал прославится дружбой с Гитлером). Он обвинил евреев в том, что они посягают на "мусульманские святыни", в частности на Стену Плача. Сразу после этого около 2000 арабов спустились с Храмовой горы после пятничной молитвы и начали погром в Иерусалиме. Волна погромов прокатилась по всей стране, но апофеоз был в Хевроне. Незадолго до Хевронского погрома в город приезжает отряд "Хаганы". Однако община просит бойцов уехать, чтобы не провоцировать арабов. Это было трагической ошибкой.
Итак, Хеврон.23 августа 1929 года. Пятничная молитва, где арабов призывают к изгнанию и уничтожению евреев. После молитвы арабы стали собираться группами и вооружаться камнями и палками. Они начали нападать на попадающихся им на улицах евреев, избивать их, ворвавшись в ешиву, где накануне субботы сидел единственный ученик. Они убили его. представители еврейской общины бросились в "Бейт Романо", где размещались британская администрация и полиция, с мольбами о помощи, однако, командующий полицией велел им запереться в своих домах и не предпринимать никаких активных действий. Евреям ничего не оставалось, как выполнить этот приказ и укрыться в своих домах, превратившихся в ловушки. В пятницу арабы ещё опасались ответа британской полиции, однако вскоре убедились, что она не намерена защищать евреев. Утром в субботу 18-го Ава тысячи арабов, вооружённых ножами, топорами, вилами, ломами и другими средствами нападения, двинулись к еврейским домам с криками: "Режь евреев!", "Власти с нами!" Бесчинствующие толпы, жаждущие крови, врывались в дома беззащитных евреев и безжалостно били, резали и рубили всех без разбора; над многими жертвами погромщики жестоко издевались, прежде чем убить, насиловали женщин и девочек. Душераздирающие крики слышались из еврейских домов, многие евреи взывали о милости к своим "добрым" ещё вчера соседям и приятелям, но озверевшие арабы продолжали свою кровавую оргию с криками: "Режь евреев!" Погромщики не сжалились ни над раввинами, к которым они приходили за советами, ни над директором банка Слонимом, который давал им ссуды на хороших условиях, ни над аптекарем Гершоном, оказывавшем им медпомощь. Для того, чтобы понять, насколько жесток был тот погром, привожу отрывок из книги Реахама Зеэви (Ганди) "Резня в Хевроне 1929 г": "В шаббат, 18-го Ава, когда погромщики ворвались в его дом, реб Бен-Цион лежал в своей кровати и читал псалмы. "Что ты делаешь?" - спросили погромщики. - "Я молюсь Ашему" - ответил Бен-Цион. "Положи книгу" - приказали они. Реб Бен-Цион положил книгу, и в этот момент подскочил один из погромщиков и саблей отрубил пальцы на руке Бен-Циона. А когда старик начал плакать и умолять бандитов о сохранении жизни, они выкололи ему глаза, человеку, который лечил их от трахомы и других заболеваний, от слепоты. После этого они стали колоть Бен-Циона ножами и саблями, пока не покинула его душа.
Жена Бен-Циона, Зэава, которая много лет преданно ухаживала за больными, евреями и арабами, пыталась сдержать дверь, в которую ломились погромщики, но дверь поддалась ударам топоров. Зэава побежала на кухню, чтобы спрятать там детей, погромщики схватили одного из мальчиков и собирались убить его на глазах матери. Она подскочила, схватила своего сына изо всех сил и вырвала его из рук убийц, одновременно получив сильные удары саблями и ножами по голове и спине. Через несколько дней она умерла.
Старшая дочь Бен-Циона, 22-летняя Эстер, больше часа самоотверженно боролась с погромщиками, которые пытались надругаться над ней. Видя, что у них ничего не получается, изверги стали втыкать ножи в её живот, грудную клетку и убили её. Трое младших детей были тяжело ранены, но остались в живых.
После этого погромщики поднялись на второй этаж, стали крушить и жечь еврейскую больницу, в которой они же сами, их отцы и их дети находили бесплатное лечение и уход в течение двадцати лет".
В тот ужасный день было убито 67 евреев, ранено - сотни. Британские власти решают вывести всех уцелевших евреев из города, тем самым, прекратив 3000 летнее еврейское присутствие в святом городе. Синагоги были осквернены, арабы устроили там общественные туалеты и загоны для скота.
В ходе Шестидневной войны 1967 года евреи возвращаются в Хеврон. Интересная ситуация была связана с захватом города. Город, насчитывающий в то время около 80000 арабов фактически захватил один единственный человек - главный раввин армии Шломо Горен. В тот момент иорданская армия оставила город, а арабы, наслышанные о чудесных победах израильской армии и опасаясь мести за погром 1928 года, вывесили на домах белые флаги и сдали город без единого выстрела. Раввин Шломо Горен рано утром, считая, что армия уже заняла город, въехал в Хеврон на джипе со своим водителем, спустился в пещеру Махпела, повесил около входа израильский флаг, внес свиток Торы и впервые за сотни лет помолился там. Затем рав Горен объявил, что Хеврон отныне принадлежит народу Израиля. Важно то, что уже на следующий день он получил телеграмму от министра обороны, Моше Даяна, в которой говорилось: "Сними флаг, вынеси свиток Торы, и каждый входящий должен снимать обувь, так как мечеть это". Шломо Горен ответил: "Свиток Торы - святыня, она останется в пещере. Флаг значит для меня то же, что он значит для тебя. Если хочешь убрать его - сделай это сам, я до флага не дотронусь". Но позиция политиков, возглавляющих государство, осталась непреклонной. Мир с арабами для них был ( как и остается сейчас) важнее святынь своего народа. Вот, например, как описывает житель Кирьят Арба Шмуэль Мушник приезд в Хеврон летом 1976 г. тогдашнего министра обороны Шимона Переса: "Мы показывали ему разрушенную синагогу Авраам Авину, просили о помощи. В глазах Переса стояла смертная тоска. Он молчал. Потом он отошел к стоявшей рядом группе арабов. Раздались смех, объятия".
В результате флаг был снят, а само помещение было поделено на две части - еврейскую и мусульманскую (включает в себя зал Ицхака и по размерам в 3 раза больше еврейской).
В 1968 году начинается борьба за возобновление еврейского присутствия в святом городе. Несколько человек во главе с равом Левингером, снимает Хевронскую гостиницу, для проведения пасхального седера. После праздника члены группы заявляют, что в городе им нравится, и они собираются здесь остаться. В очередной раз в дело вмешивается антинародное израильское правительство и настаивает на том, чтобы евреи покинули первую столицу Эрец Исраэль. В итоге был найден компромисс, в результате которого на окраине Хеврона начинает строиться Кирьят Арба (одно из названий Хеврона, упомянутое в Торе). В последующие годы начинается постепенное возвращение евреев в Хеврон. Возвращению больше мешали не арабы, а правительство и армия. Каждую пядь святой земли приходилось отвоевывать с большим трудом. Один из жителей Кирьят Арбы, профессор - репатриант из Новосибирска, Бенцион Тавгер, начинает раскопки на месте разрушенной синагоги "Авраам - авину", на месте которой арабы устроили помойную яму и свалку трупов домашнего скота. Некоторое время до этого очищается еврейское кладбище Хеврона, на котором, правительством и военными властями было запрещено хоронить евреев. В 1979 году происходит торжественное открытие реставрированной синагоги Авраама Авину. А рядом с ней, уже в 80-х, появляется маленький еврейский квартал с тем же именем.
В том же 1979 происходит еще одно очень важное событие - группа из десяти женщин и сорока детей вышли из Кирьят Арбы, дошли до пустующей Хевронской больницы Бейт Хадасса и заняли ее. На следующий день израильская армия окружила больницу, информация проникла в прессу. Изначально, тогдашний премьер - министр Менахем Бегин дал распоряжение не применять силу к осажденным, но одновременно с этим не передавать им еду и питье. Чуть позже он отменит это решение, но факт остается фактом - глава еврейского государства был готов к тому, что еврейские дети умерли от голода, только бы не допустить возвращения евреев в город. "Женщины Хадассы" совершили подвиг, прожив в больнице больше года и добившись того, чтобы правительство дало разрешение на восстановление еврейской общины Хеврона.
Те герои, которые сейчас живут в Хевроне и хевронских горах на себе ощущают постоянный террор и что хуже того, проарабскую позицию израильской полиции. Политики, ограниченность примитивного мышления которых, не дает им понять и осознать, важность Хеврона, как одного из символов Эрец Исраэль, всячески мешают еврейскому возвращению в святые для народа места. При чем в борьбе с поселенцами часто применяются и силовые методы и методы провокаций. Так в 1994 году агенты ШАБАКа распространили слухи о том, что арабы Хеврона готовят очередной погром. Истерия в городе принимала все более широкие формы. В результате, достойный сын народа, доктор, Барух Гольдштейн, во избежание погрома, расстрелял 29 арабов и ранил около 125 во время молитвы в пещере Махпела.
Террор окопался в окрестностях Хеврона и в самом сердце первой еврейской столицы. Вот уже 37 веков идет борьба за один из древнейших городов на земле, и война эта закончится либо возвращением города его законным владельцам, либо крахом государства Израиль.
На данный момент, на землях, прилегающих к Хеврону, живут около 30000 евреев. Так может быть, уже хватит жить в вагончиках, как изгнанники, и пора возвратится в святой город! Чтобы термин "еврейская община Хеврона" встречался только в книгах по истории Эрец Исраэль. Чтобы арабские оккупанты наконец-то ушли из города и Хеврон вновь стал чисто еврейским!
"Сказал раби Юдан, сын раби Симона: "Это - одно из трех мест, о которых народы мира не могут сказать Израилю: 'Они - чужое достояние, которое вы присвоили'. Вот эти три места: пещера Махпела, Храмовая гора и гробница Йосефа (в Шхеме).
http://world.lib.ru/a/ami_b/hebron.shtml