Мало кто знает о том, что в эпоху великого господаря Штефана чел Маре Молдова обладала мощным флотом, как военным, так и торговым. Еще в доколумбовы времена молдавские парусники легко скользили по волнам Черного и Средиземного морей. Увы, информации об этом мало. Не сохранились чертежи судов, как не сохранились чертежи Ноева ковчега, «Санта Марии» Колумба и «Титаника». Скудную информацию Ион Фрипту по крохам собирал в национальном историческом музее и национальной библиотеке.
«В 1475-1476 годах турки захватили генуэзский порт Каффу (Феодосия), - рассказывает Ион Фрипту. – Молдавские мореходы из портов Килия и Четатя Албэ, рассредоточившись по основным маршрутам следования турецких судов, захватывали их и отбирали добычу. После падения Каффы турецкому флоту на Черном море противостоял только молдавский. Постоянные пиратские набеги очень досаждали Порте».
Вспомним, что свой первый поход Колумб совершил в 1492 году. В России Петр лишь в 1694 году привез из Голландии первую галеру, и лишь через два года Воронеже построили еще 23 судна, с которыми разгромили турок на Азове. Ав Молдове флот был уже в XIV-начале XV века! Молдавские купцы возили товары в Турцию, Италию, Грецию. В военные времена мобильные парусники использовались для быстрой переброски войск и для патрулирования прибрежных районов.
Интересные иллюстрации по теме флота эпохи Штефана есть в книге Марианны Шлапак «Крепости Молдовы». Сотрудник национального исторического музея Елена Плошницэ помогла Иону Фрипту найти старинную гравюру с изображением молдавского парусника. Так и была реконструирована первая модель.
«Молдавские парусники обладали уникальными мореходными качествами, - говорит исследователь. - Они вобрали в себя лучшие традиции средиземноморского судостроения, соединив их с оригинальными конструктивными элементами, не имеющими аналогов. Суда с высоким, круто приподнятым носом напоминали скандинавских драконов. Делались они на молдавских верфях из цельных стволов дуба и досок карпатской сосны. На палубах были люки, плотно задраенные и пропитанные смолой. В хорошую погоду их заменяли решетками, чтобы в трюмы проникал свет. Стеклянных иллюминаторов, конечно, не было, во время шторма отверстия в бортах судна закупоривали изнутри пробками с кожаными манжетами. В безветренную погоду, для маневрирования в портах, а также в бою шли на веслах. Паруса сшивали из нескольких кусков полотна. Якоря весили от 50 до 200 килограммов. Самый тяжелый назывался «священным», так как на него в плохую погоду возлагали все надежды».
Пираты эпохи Штефана чел Маре
Сообщений 1 страница 15 из 15
Поделиться12010-08-04 11:17:07
Поделиться22010-08-04 12:22:19
В России Петр лишь в 1694 году привез из Голландии первую галеру,
После такого бреда можно и не читать дальше.Но
Стеклянных иллюминаторов, конечно, не было, во время шторма отверстия в бортах судна закупоривали изнутри пробками с кожаными манжетами
глаз заметил еще бредовее.Вменямые мореплаватели применяли или щиты(викинги),или внешние крышки(пушечные порты).А молдоване пробки.Сразу видно виноделов.Интересно,какая по счету волна выбивала их нах?
Поделиться32010-08-04 12:27:15
Кожаные манжеты на веслах - классика с античности.
Поделиться42010-08-04 14:56:19
Чот как то бредово. В культуре бурное мореходное прошлое ни как не отражено.
Поделиться52010-08-04 17:39:46
Не сохранились чертежи судов, как не сохранились чертежи Ноева ковчега, «Санта Марии» Колумба и «Титаника».
Планы Титаника и ее сестры Олимпика разумеется доступны любому [кроме автора статьи].
Поделиться62010-08-04 17:41:42
Вспомним, что свой первый поход Колумб совершил в 1492 году.
А до Колумба у испанцев кораблей не было? Начали строить специально для него?
Поделиться72010-08-05 16:59:30
В России Петр лишь в 1694 году привез из Голландии первую галеру,
Подумалось еще,что не так?Вспомнил-"Великое посольство"в 1697-98 было.
Поделиться82010-08-05 17:35:45
Планы Титаника и ее сестры Олимпика разумеется доступны любому [кроме автора статьи].
+1 Согласен. Другое Я, вот не спец по истории флота но стало интересно . В инете хорошо освещены и представлены английский и российский флот ну соответственно и другие морские державы , а вот по Турции довольно скромно http://warships2007.narod.ru/turkish1450-1600.htm . Но в средние века ведь были какие то стратегии в бассейне ЧМ или на Балтике инфы маловато Кста, а что это за судно представленное в ссыле и на сколко оно мореходно ,ну или как правильно ТТХ .
Поделиться92010-08-06 09:00:41
Я, вот не спец по истории флота
Я тоже. Полистаю свои книжки, но думается что корабли, колесившие по Чёрному морю в 15 в. не сильно отличались от кораблей, вышивавших по нему в 16 в.
Загуглите сражение битву при Лепанто.
Что меня смущает в модели в ссылке, это сравнительно малый размер, если сопоставить с количеством пушек (там их штук по 10 на борт, каждую обслуживали не меньше чем 4-5 человека, даже при условии того что они бегали-бы от борта к борту, по мере поворота для стрельбы), и то что начисто отстутствуют галерные вёсла.
То что флот у молдаван был в 15 веке, это конечно смешно. Регулярного флота тогда не было ни у одной самой морской державы.
Поделиться102010-08-06 11:17:46
Загуглите сражение битву при Лепанто.
Ага спасибо за инфу . Мы вот с братом (при споре ) не могли определиться с периодом времени отсчета по судостроению . И на счет артиллерии я тоже согласен . Ну ,может и была там какая-то одна пушка но что бы с обеих бортов вряд ли , и еще для меня новость что обслуга 4-5 человек всегда думал что 3 ( ну типа в кино видел) .и еще и за свой масы в смысле тяжелые . Кста вот нарыл про галиоты http://forums.corsairs-harbour.ru/print … amp;t=1304 Мне показалось интересным .
Поделиться112010-08-06 11:34:53
Планы Титаника и ее сестры Олимпика разумеется доступны любому [кроме автора статьи].
как и планы санта—марии.
Поделиться122010-08-06 11:42:59
Кста про битву при Лепанто (1571), положившая конец господству турок в Средиземном море, воспетая Сервантесом и Честертоном - самое кровопролитное в истории сражение галерных флотов!
Весьма позновательно http://imtw.ru/lofi/index.php/t5181.html
Поделиться132010-08-06 11:57:27
планы санта—марии
Даже у меня есть в одной книжке.
Поделиться142010-08-06 16:16:10
Dmitry написал(а):
Планы Титаника и ее сестры Олимпика разумеется доступны любому [кроме автора статьи].
как и планы санта—марии.
Поделиться152010-08-07 09:57:34
Ну ,может и была там какая-то одна пушка но что бы с обеих бортов вряд ли , и еще для меня новость что обслуга 4-5 человек всегда думал что 3 ( ну типа в кино видел)
Это я приуменьшил, исходя из калибра и веса этих предпологаемых пушек. Со второй половины 18 в. по середину 19 в. расчёт на каждое орудие составлял от 7 до 12 человек и "капитана орудия", плюс т.н. powder monkey, т.е. подростка, зачастую мальчика младше 10 лет, которыё таскал заряды из порохового погреба к орудию перед каждым выстрелом.