ГАЗ-63
Грузовик повышенной проходимости ГАЗ-63 был одной из самых распространенных машин в Советской Армии в пятидесятые годы.
Разработка машины началась в 1937 году и до 1943 года было построено несколько опытных образцов.
Вариант 1943 года
имел кабину и крылья от американского грузовика Studebaker US6.
Конструкция окончательного варианта ГАЗ-63 была в высокой степени унифицирована с конструкцией коммерческого грузовика ГАЗ-51, разработка которого велась в Горьком одновременно с работами по автомобилю повышенной проходимости.
На машине устанавливался четырехцилиндровый карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения мощностью 70 л.с. Все колеса автомобиля - ведущие односкатные, привод к передним - отключаемый. В приводе передних колес установлены шарниры равных угловых скоростей типа "Бендикс-Вейсс". Раздаточная коробка объединена с демультипликатором. Диапазон изменения тягового усилия трансмиссии - 12,5.
Грузовик с 1948 года оснащался предпусковым подогревателем двигателя; с 1952 года в состав оборудования машины входит отопитель кабины.
Автомобиль ГАЗ-63 имел кабину, аналогичную кабине ГАЗ-51. У части машин в верху кабины были сделаны люки.
Серийное производство ГАЗ-63 началось в 1948 году и продолжалось двадцать лет. Автомобиль выпускался в следующих основных модификациях: ГАЗ-63 - армейский грузовик грузоподъемностью 2 т; ГАЗ-63А - вариант грузового автомобиля, оснащенный лебедкой; ГАЗ-63П - седельный тягач. Характерной особенностью последнего являлось применение колес меньшего, чем у стандартного ГАЗ-63 диаметра, причем колеса задней оси были сделаны двускатными.
На базе ГАЗ-63 был создан длинный ряд армейских специальных автомобилей, в том числе боевая машина реактивной артиллерии БМ-14. ГАЗ-63 послужил также основой для создания в 1950 году колесного бронетранспортера БТР-40.
Также разрабатывался трехосный вариант грузового автомобиля, имевший обозначение ГАЗ-33 (первый с таким названием). Машина должна была иметь односкатные колеса на задних ведущих осях, что по тем временам было передовым решением. Однако в дальнейшем работы по ГАЗ-33 в Горьком были прекращены, так как было принято решение о создании подобной машины на ЗиСе. Наработки по ГАЗ-33 были переданы в Москву, где впоследствии был создан с использованием некоторых узлов ГАЗ-33 трехосный автомобиль повышенной проходимости ЗиС-151.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
колесная формула 4x4
грузоподъемность 2000 кг
снаряженная масса ГАЗ-63 3250 кг
снаряженная масса ГАЗ-63А 3280 кг
габариты ГАЗ-63 5525x2200x2245 мм
габариты ГАЗ-63А 5800x2200x2245 мм
база 3300 мм
скорость 65 км/ч
запас хода 675 км
двигатель карбюраторный,
жидкостного охл.
рабочий объем 3480 см 3
мощность 70 л.с.
при 2800 об/мин