В Читинской области посмертно представлен к государственной награде матрос эсминца «Быстрый» Тихоокеанского флота. 24 сентября ценой своей жизни Алдар Цыденжапов предотвратил взрыв на корабле и этим спас жизни трехсот членов экипажа. Причины трагедии сейчас выясняют. Между тем, в местной администрации приняли решение: в память о героизме 19-летнего юноши его именем назовут улицу в родном поселке Агинское.
В жизни он был такой же, как на этой фотографии — спокойный, уверенный в себе. Мать Алдара Билигма Цыденжапова вспоминает, что из всех своих четверых детей им она гордилась больше всего. Особенно когда сын пошел служить во флот. Демобилизоваться Алдар должен был через месяц.
«У всех характеры разные. Алдар самый спокойный был, самый рассудительный. Перед тем, как сказать, всегда подумает, — вспоминает мама героя. — С сестрой-двойняшкой они совершенно разные».
Булат, брат Алдара, вспоминает, что он всегда говорил: «Сначала — армия, потом — учеба». В ноябре должен был демобилизоваться, но собирался остаться на службе по контракту.
Алдар попал служить на Дальний Восток, на эскадренный миноносец «Быстрый». В тот злополучный день эсминец в составе отряда других боевых кораблей должен был отправиться на Камчатку. Трагедии ничего не предвещало.
Как говорят матросы, на лампу попало топливо, которое под давлением выливалось из трубы, и искра воспламенила его. Все случилось в котельном отсеке корабля. Пока точно неизвестно, прорвало ли трубу, подающую топливо, или выбило пробку. Но мазутно-воздушная смесь под большим давлением вырвалась и вспыхнула.
Алдар Циденжапов был к котлу ближе всех. Трое других матросов находились неподалеку. Они также начали тушить пожар, но когда поняли, что это бесполезно, поспешили к выходу. Алдар остался на своем боевом посту до последнего и перекрыл вентиль, подающий топливо.
«Очень умелые и грамотные действия не позволили возгоранию перерасти в объемный пожар, и позволили командованию корабля задавить огонь и потушить огонь, не потеряв при этом материальную часть и оставив корабль в строю», — говорит заместитель командира объединения ракетных кораблей по воспитательной работе Владимир Пискайкин.
Специалисты уже сейчас говорят: взорвись на эсминце котел, погибнуть мог весь экипаж. «Это грозило бы кораблю перерастанием в объемный пожар с наиболее сильными последствиями. Тяжело предсказать, как бы повел себя котел», — подтверждает командир дивизионного движения миноносца «Быстрый» Алексей Коноплёв.
Сам Алдар получил серьезные ожоги и был госпитализирован. Врачи несколько дней боролись за жизнь матроса, но спасти его так и не удалось.
По факту случившего на Тихоокеанском флоте сейчас проводится расследование. Специальная комиссия должна дать точный вывод о причинах трагедии.
До окончания следствия выходы боевых кораблей в море приостановлены. Всех четверых матросов, находившихся в котельном отсеке во время пожара, командование флота представило к наградам. Алдара Циденжапова — посмертно.
На самом эсминце койка матроса теперь не будет занятой никогда. Над ней сослуживцы повесили фотографию героя на фоне родного корабля.
Подробнее: http://news.mail.ru/incident/4552594/