Да, българы были под власть Западно-тюркского каганата и возможно с ето время и часть аристократии стала тюркскоязычная. Но хронисты - Анонимный хронограф 354г.,Мовсес Хоренаци 80-е 5в.,Захарий Ритор 6в.,Ананий Ширакаци,Феофан Изповедник упоминают блгар,булкарк,вхндурблкар значительно раньше чем тюрки появились. Потом некоторые четко разграничают блгар и тюрки. Чаще българы упоминаются вместе с аланами. Теперь историки обединяются возле тезы что българы - позднесарматская смесь , а правящая верхушка во время каганата приняла тюркского языка. Конечно когда Моходу Хеу /Органа/ отбросил власть каганата и его племянник Кубрат создал Старой Великой Българии некоторые тюркские племена остались в ее пределах.
Армянская география содержит два отрывка, содержащих упоминание о местоположении Великой Болгарии. В первом из них читаем: " В Сарматии находятся Кераунские (Keraunian) и Гипийские (Hipian) горы, где берут свой исток пять рек впадающих в Меотийское море. Две реки вытекают с Кавказа - Валданис, с горы Кракс, которая (гора) начинается на Кавказе и простирается к северо-западу между Меотидой и Понтом. Другая река Псевхрос (Psevhros) - отделяет Боспор от земель небольшого города Никопс (Nikops). К северу от этого места живут народы тюрок и булгар, которые называются по местным рекам: Купи-булгар, Дучи-булгар, Огхонтор-блкар - переселенцы, и Чдар-Болкар. Эти имена неизвестны Птолемею. А сын Худбадра (Hudbadr) бежал с Лошадиных гор (Horse Mountains)."8
Отчет патриарха Никифора короток: " Нам следует рассказать что-нибудь о происхождении так называемых гуннов и булгар и об их образе жизни. Вокруг озера Меотида, вдоль реки Куфис, располагается старая Великая Болгария и так называемые котраги, которые из того же племени".
http://www.vehi.net/istoriya/armenia/kh … index.html
"О том, как Валаршак упорядочил запад и север нашей страны
После этого он упорядочивает земли Мажака и страны понтийтев и егеров[23] и обращается на север, к подножию Пархара[24], во внутреннюю область Тайка[25], влажную, покрытую мглистыми замшелыми лесами местность. Он прекрасно устраивает страну, выравнивает горный и пышащий жарой климат в благостную и одинаково приятную усладу своего царства. Создает здесь прохладную обитель на летнюю пору, когда он будет отправляться на север. Устраивает два загона на ровной лесистой местности и место для охоты, жару же области Кол[26] (умеряет) разбивкой виноградников и цветников. Однако я воздержался здесь от того, чтобы во всех деталях и полноте описать любимого мужа, ибо ограничился лишь точным указанием мест, избегая подробностей, дабы сохранить неразрывной связь любви к дивному (мужу)[27].
Здесь он призывает к себе дикие пришлые племена, проживавшие в северной равнине и у подножия великой горы Кавказа, а также в долинах или длинных глубоких ущельях, тянувшихся от южной горы к обширному устью равнины, и побуждает их оставить разбой и покушения на людей, подчиниться царским указам и платить дань, с тем чтобы при следующем своем посещении он мог назначить им предводителей и начальников и установить подобающий порядок. Он отпускает нх, придав им от себя мудрых мужей и надзирателей. Затем, отправив и западных жителей, он спускается к зеленым лугам близ удела Шара, которые древние именовали Безлесным или Верхним Баоеаном, а впоследстчии из-за колонистов булгара Влндура Бунда[28], поселившихся там, были названы по его имени Ванандом. И поныне села там носят названия, полученные от имен его братьев и потомков.
Когда же на севере похолодало и подули леденящие ветры, Он спустился на обширную равнину и там разбил лагерь на берегу Великого болота[29], в том месте, где большая река, берущая начало в северном озерце[30], стевая, сливается с Мецамором. И устроив там воинство страны и оставив своих управителей, сам в сопровождении всех начальников отправляется в Мцбин."(с)
"О нашем Аршаке Первом и его деяниях
Аршак, сын Валаршака, царствовал над Арменией тринадцать лет. Ревностный последователь добродетелей своего отца, он во многом навел разумный порядок. Воюя с понтийцами, он оставил свой знак на берегу большого моря: метнул с пешего положения копье с коническим острием, как рассказывают, закаленным в змеиной крови, и глубоко всадил его в столп из жернового камня, поставленный им на берегу моря. Долгое время понтийцы почитали этот столп как творение богов. Когда же Арташес вторично напал на понтийцев, столп, говорят, был брошен в море.
В дни Аршака. возникли большие смуты в цепи великой Кавказской горы, в Стране булгаров; многие из них, отделившись, пришли в нашу страну и поселились на долгое время ниже Кола, на плодородной земле, в обильных хлебом местах.
Из сыновей Багарата, принуждаемых царем к поклонению идолам, двое мужественно погибли от меча за веру отцов. Не поколеблюсь назвать их последователями Анании и Елеазара[82]. Остальные дали согласие лишь на следующее: выступать в субботу на охоту и на войну и оставлять детей необрезанными, если таковые родятся, ибо они еще не были женаты. Аршак же повелел не выдавать за них женщин из какого-либо нахарарского рода, не заключив условия об отказе их от обрезания. Они дают согласие лишь на эти два (условия), но не на поклонение идолам.
На этом завершается рассказ старца Мар Абаса Катины."(с)
Отредактировано Digest (2011-01-02 19:47:38)