Опытные автомобили ВАЗа
ВАЗовский конструкторский центр всегда шагал в ногу со временем, а иногда даже на четверть шага и опережал. Но неторопливость и "обстоятельность" наших инжинерно-технологических подразделений каждый проект превращала в пятнадцатилетний "долгострой". В результате мы имеем то, что имеем...
Работы над новыми машинами для расширения модельного ряда "ВАЗа" начались сразу-же, как только заработало конструкторское бюро. Параллельно с адаптацией перед конвеером "FIAT-124"к русским суровым условиям эксплуатации, конструкторы Волжского автозавода начали разрабатывать "микролитражку" (между собой прозвав её "Чебурашка"), "потомков" которой начали производить только в 80-х годах в виде "Оки".
В зтом прототипе, первом под индексом "1101", кроме явного стилистического заимствования у "Дайхатсу", прослеживаются черты будущей "Нивы". 1971год:
В 1974 году уже было сформировано техзадание на разработку малолитражки, которая сменила бы на конвеере "Фиат". Автомобили"Фольксваген" в середине 70-х приобрели в Европе популярность, поэтому не удивительно, что эта экспериментальная модель схожа с "немцем":
Прототипы микролитражек серии "1101" со временем подрастали. Этот проект вырос до размеров будущего "ЗАЗ-1102" (а в последствии стал основой для "Таврии"). Кроме морды а-ля "Пассат" можно заметить, что оформление "бочины" и боковых окон уже напоминают "восьмёру". Внутризаводское имя, почему-то - "Ладога". 1976 год:
Вот, кстати и эскиз конца 70-х, начала 80-х с обликом будущего "Спутника":
Первые годы 80-х и последние советской власти ознаменовались лозунгами про "экономную экономику" и "Научно-технический прогресс". На зтой волне в конструкторском бюро ВАЗа инициировалась разработка "народно-хозяйственных" автомобилей на электротяге, носящие общий индекс "2802". Вида они были весьма разнообразного, от такого незатейливого "электрокара" начала 80-х...:
.. до такого стильного с дверями "под Форд Карго" середины 80-х:
И тут грянула "Перестройка", Михаил Сергеевич заголосил про "зкаконодатили аутомод", а дизайнеры выпустили фантазию на свободу:
Опытные разработки ВАЗа, хроника.
В зтом макете из 80-х явно видно, откуда "десятка" пошла:
Для тех годов это было более чем свежо!
И вдруг наступила эпоха "биодизайна". Начались 90-е, самые "смышлёные" конструкторы разбежались, а оставшиеся остались "творить". Например, микроавтомобильчик с мотором от "Оки" - "Гном":
..или открытый вариант на электротяге - "Эльф":
Конечно, верхом результата брожения в головах "вазовских" дизайнеров явился концепт "Рапан" (безусловно самодостаточная "вещь в себе"):
На фоне "Рапана" проект "Питер-Турбо" (позаимствовавший своё название из повести Аксёнова "Остров Крым") выглядел почти уравновешенной почти стильной почти классикой:
Провозглашённый "Фордом" стиль "нью-эйдж" заставил конструкторов "ВАЗа" не только переоформить будущую "Калину", но и пытаться сочинять что-то новое в этом художественном направлении. Вот, в частности, микролитражка "побольше Оки", сочинённая на рубеже веков, под индексом (если кто не догадался) "1120":
Попытки дать "вторую жизнь" "фиатовской" старой платформе в новом кузове вылились в мертворождённый проект "неоклассика" под индексом "2151" и с единственным типом кузова "универсал" (как, кстати, и нынешний "Фиат Крома"):
Опять же: если бы эта машина пошла в серию в 2002, тогда бы это было актуально...
Интересные кадры: в Дизайн-центре "АвтоВАЗа" нашлись люди, воспринявшие идею "неоклассики" буквально, как создатели нового "Жука"... Такое "неоретро"... Пластилиновый макет "2151", "возрождающий" стиль "первородного" ВАЗ-2102. Проект, естессно, был зарублен сразу же..
"НеоДвойка" вид сзади:
Более "рачительные" конструкторы пытались вернуть молодость "классике" проверенным годами социализма способом: переоформить морду (и жопу):