nightalex написал(а):А вот т.н."битва на Неве со шведами" 1240 г. интересно, как выглядела?
ну скажем так - все источники годорят о массах воинов, о Гавриле Олексиче, въехавшем на корабль на коне и прочих атрибутах народной былины (направо махнёт - улица. налево - переулочек).
О раненом в лицо копьём лично Александром ярле Биргере (про которго точно известно, что в это время он находился в другом месте)
но почему-то замалчиваются вот такие факты
Невская битва
Казалось бы, что нового можно тут сказать? По учебникам и энциклопедиям кочуют одни и те же почерпнутые из летописи факты. Вот их сухое изложение. Намереваясь взять под контроль устье Невы, шведские войска под командованием Биргера Магнуссона (зятя короля Эйрика V Эйрикссона) двигались на кораблях вверх по реке и стали лагерем при впадении в нее левого притока - Ижоры. 15 июля 1240 года, воспользовавшись утренним туманом, русские войска под командованием девятнадцатилетнего князя Александра Ярославовича напали на шведов и разгромили неприятеля: Биргеру с остатками воинства едва удалось спастись бегством в наступившей темноте. Этой победе Александр и обязан своим прозвищем Невский.
Но...
Если битва началась под прикрытием утреннего тумана, то для того, чтобы шведы бежали под прикрытием темноты, она должна была продолжаться весь день. Да и откуда темнота? Ведь середина июля - это еще "белые ночи"...
Во-вторых, число шведских кораблей варьируется в разных источниках от трех до сотни, а численность отряда Биргера, исходя из того, что на каждом корабле могло находиться в среднем 50-60 человек, колеблется от полутораста до пяти тысяч. То же и в отношении русских: одни утверждают, что Александр располагал лишь "малой дружиной" (это не оценка численности, а термин - по сути, личная княжеская гвардия, около 150 человек); другие - что в распоряжении князя было также новгородское ополчение, достигавшее то ли нескольких сотен, то ли нескольких тысяч пешцев. Разными называют и потери: шведские - от 50 до 4500 человек, новгородские - от 6 до 20 (соотношение, прямо скажем, фантастическое).
Остается загадкой и полное отсутствие упоминаний о битве на Неве в шведских источниках, хотя скандинавские хроники отличаются скрупулезностью в фиксировании любых деяний - безразлично, побед или поражений.
Вызывает недоумение и дальнейшая судьба Биргера Магнуссона: не так уж часто случается, чтобы столь масштабное поражение обернулось для полководца не концом карьеры, а фундаментом для взлета. Через десять лет после Невской битвы наследником бездетного Эйрика V Эйрикссона был объявлен семилетний сын ярла Биргера, Вальдемар I Биргерссон, который до самой смерти отца, последовавшей в 1266 году, правил вместе с ним. Понятно, что избирая малолетнего Вальдемара I, в действительности избирали Биргера.
И еще: между домами Александра Невского и Биргера установились с тех пор добрые и тесные отношения. Именно с Биргером был достигнут договор об убежище на случай, если Александру из-за превратностей судьбы придется покинуть пределы Руси. Именно у Биргера скрывался от ханского гнева после неудачи антимонгольского восстания брат Александра - Андрей Ярославич. И так далее...
Все это наводит на парадоксальную мысль: Невской битвы не было вообще; место имело совсем иное событие.
Шведы действительно приходили на трех кораблях, упоминаемых историками, наименее склонными к романтическим и патриотическим преувеличениям; было их 150-180 человек - обычный отряд владетельного сеньора, каковым и являлся королевский зять и будущий соправитель королевства. К их лагерю, разбитому при впадении в Неву речки Ижоры, подошли и русские - сын великого князя Владимирского (и будущий великий князь Владимирский) Новгородский князь Александр Ярославич с "малой дружиной". Но это была встреча не противников с приблизительно равными силами, а равных по статусу князей, решивших договориться о разделе сфер влияния. И договорились они весьма эффективно: на протяжении следующих трех с лишним столетий Русь со Швецией не воевала, если не считать неизбежных в любые времена мелких приграничных стычек. Зато в Смутное время Москву освобождали от поляков именно шведы под командой блистательного полководца Якоба де ла Гарди. Это ли не величайший триумф дипломатии?
Откуда же взялась легенда о Невской битве? Очень просто: чтобы вернуть самоуважение, Руси, только что потерпевшей жесточайшее поражение от монголов, превращенной в данника Золотой Орды, позарез необходима была хоть какая-нибудь победа - пусть даже мифическая. И тонкий психолог Александр Невский это понял. Летописцы же талантливо изложили на бумаге княжескую версию происшедшего, сделав сотворенный Александром миф историческим фактом... Это ли не величайший триумф пропаганды?
http://wox.h1.ru/history/nevsky.htm