Форум Зануды - свободное общение обо всём.

Объявление

Уважаемые форумчане! Наш форум переехал на новый хостинг и новый адрес HTTP://SVOBODA-ON.ORG

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум Зануды - свободное общение обо всём. » Транспортный вопрос. » Ирбитский мотоциклетный завод


Ирбитский мотоциклетный завод

Сообщений 1 страница 6 из 6

1

Ирбитский мотоциклетный завод (ИМЗ)

Ирбитский мотоциклетный завод (ИМЗ), начиная с  40-х годов XX века, по праву являлся одним из ведущих транспортных предприятий Советского Союза. Официальной датой основания предприятия считается 17 ноября 1941 года. Именно в этот день в город Ирбит Свердловской области прибыла первая группа инженеров Московского мотозавода (ММЗ) во главе с Ф.М. Ломакновым. Им предписывалось немедленно организовать на новом месте производство мотоциклов для Красной армии, героически сражающейся с механизированными частями вермахта под Москвой.

http://i007.radikal.ru/0801/85/cf4a496a3515t.jpg

2

В качестве образца советские механики использовали немецкий BMW-R71 (БМВ-Р71), уже зарекомендовавший себя в ходе военных кампаний в Польше и Франции как надёжное армейское средство передвижения. Процесс организации производства занял чуть более двух месяцев, и уже 2 января 1942 первая партия боевых мотоциклов М-72 была отправлена на фронт.Всего же за годы войны Ирбитским мотозаводом в армию было поставлено свыше десяти тысяч машин.

http://i035.radikal.ru/0801/6e/994719bc39b5t.jpg
М-72

В послевоенные годы М-72 также выпускался в основном для армии и милиции, и только с 1954 года стал продаваться гражданскому населению. Однако, несмотря на спрос, которым пользовался этот недорогой технологичный мотоцикл, глава завода В. А. Иванов ещё в конце войны понял, что необходимо искать новые пути развития предприятия в условиях мирного времени, и уже в годы первой послевоенной пятилетки, благодаря ударному труду уральских рабочих, завод провел первую реконструкцию. Были построены новые помещения, а старые цехи прошли полное техническое переоснащение, что позволило расширить масштабы производства мотоциклов до 30 000 в год. Самое же главное достижение послевоенных лет заключалось в том, что проекты по созданию новых мотоциклов, появившиеся ещё в середине 40-х, начали воплощаться в жизнь. Среди них – верхнеклапанные дорожно-гоночные модели М-75, М-75М и М-77.

3

М-75, представленный в «Музее техники», стал одним из самых заметных в линейке этих моделей. Его разработки начались в 1943 году, а вскоре мотоцикл поступил в серийное производство. М-75 выпускался небольшими партиями и предназначался, в основном, для спортсменов - мотогонщиков. Спортивные достижения этой модели были значительны, а самым удачным стал 1947 год, когда гонщики А. Лукьянов и Н. Сачков выиграли чемпионат СССР по шоссейно-кольцевым мотогонкам, проходивший в Таллине. После соревнований фактически все выпущенные на тот момент машины были распределены по спортивным клубам, где порой подвергались доработке и модернизации. Наиболее известными модификациями стали мотоциклы М-75М и М-77.

http://i048.radikal.ru/0801/82/ac967019edf9t.jpg

4

В 1957 году появляется новый спортивный мотоцикл М-52.

http://i033.radikal.ru/0801/4b/2f4d0eb51ec1t.jpg

Он имел верхнеклапанный мотор объёмом 494 см3 и мощностью 25 л.с. М-52 обладал достаточно высокой скоростью для серийной модели – 100 км/ч и предназначался, в основном, для езды по шоссе. Его модификации имели ещё более высокие технические показатели. В частности, мотоцикл М-52С развивал скорость уже в 160 км/ч при мощности двигателя в 35 л.с. Новый мотоцикл уральского завода по скоростным данным ничем не уступал легендарному BMW R37, который считался одним из лучших в мире в 30-е и послевоенные годы. Неудивительно, что М-52С полюбился главному любителю скорости в Советском Союзе – Василию Сталину.
http://i030.radikal.ru/0801/a7/449e0908784ft.jpg

Специально для его команды мотогонщиков в период с 1957 по 1961 годы было выпущено 20 ед. М-52С, каждый из которых собирался вручную.     
http://i004.radikal.ru/0801/0b/7786eea0df1ct.jpg
http://i010.radikal.ru/0801/a0/bbb2ade3eecat.jpg
http://i011.radikal.ru/0801/5c/4f405f7ebad7t.jpg
http://i005.radikal.ru/0801/bf/5db3f3eda2f4t.jpg
Спортивный мотоцикл М-52С

http://i002.radikal.ru/0801/8f/f7090ec83619t.jpg
http://i042.radikal.ru/0801/bb/6bcfe5c7f8e8t.jpg
http://i010.radikal.ru/0801/96/962f6d817059t.jpg
http://i033.radikal.ru/0801/86/dcb93b742926t.jpg
http://i033.radikal.ru/0801/11/43d9444f3b19t.jpg
http://i025.radikal.ru/0801/44/bf7f4f5e9a54t.jpg
И еще один экземпляр М-52С

Сейчас известно лишь о двух мотоциклах этой модификации, причём посмотреть на один из них можно в нашем «Музее техники». Представленный мотоцикл был найден и отреставрирован коллекционером из Санкт-Петербурга Ярославом Конкиным, после чего он передал этот памятник советского мотоспорта в коллекцию «Музея техники».

Технические решения, воплотившиеся в М-52 и М-75, в дальнейшем оказали значительное влияние на развитие всего модельного ряда уральского мотоциклетного предприятия. Двухцилиндровый верхнеклапанный мотор, устанавливавшийся на М-72, подвергся модернизации, в результате которой его объём увеличился до 649 см3. Этот мотор предназначался для новой серии, первенцем которой стала модель М-61 сошедшая с конвейера 1957 году и получившая гордое имя «Урал». Масштабы его производства сразу стали значительными, так в период с 1957 по 1963 годы с конвейера сошло свыше 60 800 экземпляров. Хотя в целом модель была признана успешной, в результате эксплуатации М-61 были выявлены некоторые недоработки. Работы по их устранению начались в 1961 году. Модернизированный вариант мотоцикла имел более экономичный карбюратор и улучшенную четырёхступенчатую коробку передач, что позволило значительно повысить его надежность. Работа над усовершенствованием конструкции серийных мотоциклов ИМЗ проводилась постоянно вплоть до середины 1970-х – за это время появилось ещё несколько интересных машин, среди которых особого внимания заслуживают М-63 (получивший наименование – «Урал-2»), М-66 («Урал-3»), «Урал» М-67. Все эти модели предназначались для использования с боковой коляской, поскольку справедливо считалось, что простым людям нужно максимально экономичное и практичное средство передвижения. Однако выпускались, хотя и в небольших количествах, партии мотоциклов без колясок. Они предназначались для государственной службы – их использовали в милиции, а также в качестве эскортных.

5

Помимо внутреннего рынка, большая доля машин с 1953 года поставлялась за рубеж. Мотоциклы экспортировались в Испанию, Францию, Швецию, Голландию, Чили, Колумбию, Аргентину и конечно же в страны социалистического лагеря. Причем, советская техника считалась на западе эталоном надёжности, что, при небольшой стоимости, обеспечивало ей стабильный спрос. «Уралы» были очень популярны у среднего класса, зачастую превосходя по объёмам продаж хвалёные американские «Harley-Davidson». В 70-е годы предприятие вступило в эпоху своего расцвета – производство достигало 100 000 мотоциклов год, мотоциклы «Урал» высоко котировались во всём мире, уверенно обыгрывая конкурентов по показателю «цена / качество».

К тому времени, благодаря умелому руководству и добросовестному труду всего коллектива ИМЗ стал одним из образцовых промышленных предприятий Советского Союза. Многие рабочие завода имели почётное звание «Ударник коммунистического труда» а предприятие многократно признавалось «Победителем социалистические соревнования» в отрасли. Не дремала на заводе и конструкторская мысль. Так еще в 1955 году началась разработка оригинального микроавтомобиля под названием "Белка", в том же году заводские конструкторы разработали вездеход "Огонек". Позже были выпущены интересные опытные образцы микроавтобусов, но в серию они не пошли. Велись и экспериментальные разработки мотоциклов – моделей М-65 и М-73, однако и они не поступили в серийное производство.

http://i003.radikal.ru/0801/50/4ef1fa64d199t.jpg
М-73

На оформление идеи и конструирование прототипов ушёл не один год, но наградой за труды инженеров стали лишь успешные заводские испытания. Решение о начале их производства так и не был принято, поскольку руководство завода посчитало, что коль их продукция и так пользуется успехом, то обновление модельного ряда просто не нужно, поэтому эти два интереснейших проекта были остановлены. Тем не менее, в начале 80-х перспективы развития завода казались ещё вполне радужными: в 1980-1981 году ИМЗ провел очередную реконструкцию, в ходе которой завод получил партию современного венгерского станочного оборудования и новый главный конвейер сборочного цеха. В том же 1981-м, а затем и 1985 годах завод пышно отпраздновал выпуск своего миллионного, а затем и полуторамиллионного мотоцикла. Уральские мотоциклы постоянно принимали участие в различных пробегах и автомарафонах, в частности, в экспедиции газеты «Советская Россия» 1986 года, в ходе которой ими был пройден путь от Карского до Каспийского моря. Успешно выступали они и в других в спортивных состязаниях. В 1991 году Ирбитский мотозавод готовился торжественно отпраздновать пятидесятилетие своего основания. Словом, ничто не предвещало трудных времен. Однако распад СССР и последовавший за ним экономический кризис повлекли за собой болезненные перемены.

http://i026.radikal.ru/0801/4e/54c2bd408568t.jpg
Рекламный плакат "Уралмото"

После исчезновения с политической карты Советского Союза, Ирбитский завод, ставший акционерным обществом и переименованный в «Уралмото», хотя и остался единственным в стране предприятием, производившим мотоциклы, лишился оборотных средств и государственной поддержки. Какое-то время дела в компании шли неплохо, о чём говорит награждение его в 1992 году премией «Международная Золотая Звезда» за качество продукции. Но постепенно ситуация необратимо менялась и становилась всё хуже и хуже несмотря на расширение ассортимента и появление новых мотоциклов «Урал-Соло», «Вояж» и «Соло-Классик». Общее число выпускаемых машин с каждым годом сокращалось. И если в период с 1992 по 1994 годы было собрано около 320 000 мотоциклов, то в 1994-1996 годы всего около 20 000. Если в 1992 году завод выпустило 130910 единиц другой техники, то в 1997 году лишь 4.730 единиц. Попытки ряда бизнесменов восстановить производство в прежнем объёме потерпели неудачу. К концу 1990-х годов положение в «Уралмото» сложилось просто плачевное: дохода от продаж не хватало даже для того, чтобы расплатиться за электроэнергию и отопление, а помещения, в которых располагались цеха, срочно требовали капитального ремонта.

Ситуация начала меняться в двухтысячном году, с приходом в компанию группы предпринимателей во главе с В. А. Тряпичкиным и И.А. Хаитом.

http://i043.radikal.ru/0801/64/f7ca7dc58d68t.jpg
ИМЗ-8.1030

В конце 2000 года на основе проекта 1995 года модели ИМЗ-8. 107 началось производство армейского мотоцикла ИМЗ-8.1030. Новинка обратила на себя внимание Министерства обороны, которое незамедлительно заключило с заводом договор о поставке мотоциклов в российскую армию. Также возобновился экспорт продукции компании за рубеж – 50 единиц техники поступило в вооружённые силы Индонезии, а ещё шесть мотоциклов попало в распоряжение контингента российских миротворцев в Косово. Конечно, по сравнению со временем расцвета ИМЗ, масштабы экспорта техники небольшие, однако первые успехи в новом тысячелетии заложили основу для дальнейшего оздоровления компании. Радикальные перемены, связанные с сокращением персонала и производственных площадей почти в три раза, также дали свои результаты – 2002 год компании удалось закончить не только без убытков, но даже с небольшой прибылью. Параллельно с работой по повышению рентабельности предприятия началась борьба за возвращение позиций фирмы в Европе и США. Сейчас компания только начала возрождаться: постепенно расширяется производство, находятся новые акционеры в России и за рубежом, но, пожалуй, уже заметно, что «Уралмото» находится на верном, хотя и долгом пути возвращения позиций одного из промышленных лидеров нашей страны.

http://www.automuseum.ru

6

Жив еще, курилка, оказывается))) Цены впечатлили...


Вы здесь » Форум Зануды - свободное общение обо всём. » Транспортный вопрос. » Ирбитский мотоциклетный завод