"Потребительские ожидания россиян пессимистичны, показало исследование Credit Suisse. Каждый десятый прогнозирует сокращение своих доходов, только четверть имеет счет в банке. Но хорошо продаваться в России будут автомобили и недвижимость — огромное расслоение населения продолжает прогрессировать и становится еще более заметным при международном сравнении.
Российские потребители смотрят в будущее без надежды, показало исследование потребительских настроений в развивающихся странах, проведенное Credit Suisse Research Institute (CSRI). Только 24% респондентов в России надеются на увеличение дохода в ближайшие полгода, 10% прогнозируют ухудшение.
«Снижение доходов во время кризиса серьезно испортило эмоциональное состояние жителей России», — отмечают в CSRI.
Россия остается «удивительно небанковской» страной: всего 24% домохозяйств в России имеют счет в банке. В Индонезии таких 37%, а в Китае — 80%.
Исследование проводилось в развивающихся странах, куда вошли: четверка БРИК, Египет, Индонезия и Саудовская Аравия. В опросах приняло участие 13 000 человек. Общее население этих стран составляет более 3 млрд, а ВВП — более $10 трлн. Они, по мнению CSRI, представляют основу роста мирового спроса. «Потребители развивающихся стран будут все больше и больше влиять на мировую экономику и финансовые рынки. Мы провели это исследование, поскольку верим в рост развивающихся рынков», — говорит генеральный директор Credit Suisse по Азиатско-Тихоокеанскому региону Осама Абаси.
Ситуация в целом выглядит лучше, чем в России. 38% всех опрошенных уверены в том, что их доходы вырастут в ближайшие полгода, и только 9% ожидает сокращения достатка. Самыми оптимистичными оказались бразильцы (63% респондентов говорят о росте доходов), за ними следует Китай (45%). Самым пессимистичным оказался Египет — только 12% ждут роста, а 38% — снижения доходов.
В 2011 году можно ждать продолжения роста кредитования, свидетельствует опрос.
Желание приобрести недвижимость при помощи ипотеки есть во всех развивающихся странах, особенно часто о нем говорили жители Индонезии, Китая и Бразилии. Автомобиль в кредит чаще всего намерены купить в Саудовской Аравии и Бразилии.
Международные бренды оказываются более востребованы с ростом доходов. На них приходится основная доля свободных трат (то, что остается после налогов, ежемесячных платежей и товаров первой необходимости), в частности покупают автомобили, духи, модную одежду.
В товарах первой необходимости (исследование относит бутилированную воду и, например, молочные продукты) бренды теряют преимущество. Но если в таких странах как Бразилия и Китай ожидается довольно равномерный рост спроса, как на товары первой необходимости, так и на предметы роскоши, то
в России тратить в основном намерены богатые: прогнозируется рост спроса на автомобили, недвижимость и заграничные путешествия.
В Саудовской Аравии, где также наблюдается сильное расслоение населения, сильно вырастут продажи люксовых товаров.
«Исследование показало, что неравенство доходов жителей развивающихся стран увеличивается», — заключают авторы отчета. Многие семьи в развивающихся странах имеют доход менее $1000 в месяц (расчет по паритету покупательной способности), констатирует исследование. При этом наблюдается существенное различие между количеством обеспеченных и бедных семей в разных государствах.
Так, в Индии доход выше $2000 в месяц имеют вдвое больше семей, чем в России. Хотя ВВП на душу населения в России на 80% выше. Результаты работы CSRI согласуются с официальными данными Росстата. В IV квартале 2010 года положительных изменений в экономике страны в течение следующих 12 месяцев ожидают 27% опрошенных, тогда как примерно 25% считают, что экономическая ситуация ухудшится.
Автор: Екатерина Мереминская
Подробнее: http://news.mail.ru/economics/5139464/?frommail=1"