В какого Бога верит раввин? "Подобает ли в субботу спасти человека или погубить?" 21.12.2011 08:17
Духовный лидер партии ШАС раввин Овадия Йосеф достаточно регулярно позволяет себе скандальные заявления, несомненно, рассчитанные на то, чтобы привлечь внимание прессы. Публика к этому давно привыкла: за исключением профессиональных безбожников никто на эти провокации давно не реагирует. Однако последнее заявление прославленного раввина все же оказалось в центре общественного внимания. По сообщениям СМИ, в пятничном выпуске партийной газеты р. Овадия опубликовал "фетву", предписывающую врачам-евреям "всеми силами уклоняться" от "оказания помощи неевреям в субботу". По мнению раввина, еврейский врач может и должен использовать для этого любые благовидные предлоги: например, ссылаться на занятость с другим, еврейским, больным.
О существующей в еврейском праве проблеме, связанной с лечением неевреев в субботу, мы в свое время уже писали. Разрешение нарушать святость субботнего покоя ради спасения жизни сформулировано в Талмуде следующим образом: "Нарушим ради него субботу, чтобы он затем смог соблюсти много суббот" (Йома 85б). Нееврей, согласно иудейским канонам, не просто не должен, но даже не имеет право соблюдать субботу. Соответственно, по букве закона, нарушать ради него субботу не следует.
На практике все обстояло несколько иначе. Уже в Средние века раввины поняли, что если еврей откажется по субботам спасать нееврея, то это может вызвать всплеск антисемитизма. Поэтому "ради предотвращения ненависти" большинство раввинов разрешило нарушать субботу для спасения нееврея. К примеру, р. Моше Файнштейн, считавшийся одним из ведущих галахических авторитетов прошлого столетия, в одном из своих респонсов писал: "Все должны понимать, что отказ лечить нееврея в субботу совершенно недопустим в любом известном нам государстве. Иное мнение совершенно не соответствует современным реалиям. Если станет известно, что еврейский врач отказался лечить в субботу нееврея, и при этом лечит других евреев, это спровоцируют настоящую ненависть, которая станет реальной угрозой для всех евреев" (Игрот Моше, Оррах Хаим 4:79).
Некоторые раввины шли еще дальше. Несколько лет назад мне довелось побывать на лекции главы армейской иешивы, который прямо заявил: поскольку в наши дни у евреев нет Синедриона, невозможно заменить неудачную талмудическую формулировку, то приходится прибегать к различным ухищрениям, чтобы разрешить заведомо правильную вещь. Однако в будущем, когда Синедрион соберется, несомненно, будет принят другой закон: "Нарушим ради него субботу, чтобы он затем смог соблюсти заповеди, возложенные на нееврея".
Этот подход, однако, так и не стал общепризнанным. К примеру, прославленный литовский раввин Исраэль-Меир Каган, известный как Хафех Хаим, не только запрещал нарушать субботу ради лечения нееврея, но и публично осуждал еврейских врачей, поступавших иначе. В одном из своих галахических сочинений он, в частности, писал: "Многие врачи, даже самые религиозные, не обращают никакого внимания на этот запрет, поскольку они лечат по субботам, и отправляются даже на большое расстояние, чтобы лечить неевреев, и собственной рукой растирают для них лекарства. И нет никакого закона, позволяющего это" (Мишна Брура, Оррах Хаим 330).
Таким образом, с формально-правовой точки зрения, мы имеем ситуацию свободного выбора: как бы ни поступил верующий врач, столкнувшийся с необходимостью лечить в субботу нееврея, он всегда сможет сослаться на религиозный авторитет. И здесь в игру вступает принцип, который в современной литературе иногда называют "мета-галахой", т.е. общая теологическая картина мира, которой придерживается верующий иудаист.
Как это должно работать на практике, в своем недавнем интервью красноречиво объяснил известный раввин и педагог Давид Гартман: "Мне иногда задают вопрос: если я вижу раненого араба, жизнь которого в опасности, должен ли я вызвать скорую, или нет такой вещи, как святость жизни нееврея? На это я отвечаю: как ты представляешь Бога, в Которого веришь? Он хочет, чтобы этот араб умер, или наоборот, ценит жизнь? С каким Богом ты хочешь жить?"
Судя по своему недавнему заявлению, р. Овадия Йосеф хочет жить с Богом, в глазах Которого святость субботы обладает большей святостью, чем жизнь семи миллиардов людей, созданных Им "по образу Своему, по образу Божию". В такого Бога он верит, такой вере желает научить своих последователей. Так что остается надеяться, что религиозные врачи, как и во времена Хафец Хаима, найдут себе других галахических авторитетов, благо это пока еще не сложно.
Читать дальше: http://mnenia.zahav.ru/Articles/490/v_k … z1h9zKrauy
http://mnenia.zahav.ru/Articles/490/v_k … rit_ravvin