Получил сегодня на мейл. Это интервью, которое Эфраим Севела дал Международной Еврейской газете (есть такая в Москве) в день своего 80-летия.
> ЭФРАИМ СЕВЕЛА: - Я поздно пришел в литературу, но успел написать
почти
> все, что задумал. Не хватило сил на роман "Танец рыжих". И чуда не
> случится - уже давно не молод и болен. А вот амплуа режиссера только
> примерил. Разбежался - и рухнул.
>
> Осмысление творческой жизни, а, следовательно, и самой моей жизни, в
> фильме "Господи, кто я?", который я снял для Российского ТВ. Заодно и
> обращение к читателю, зрителю: не придумывайте меня, я такой, какой
> есть. А слухов обо мне (было, теперь не знаю) предостаточно. Таков уж
> удел человека не "усредненной" судьбы. А уж если он талантлив и
> удачлив+Но прежде, чем обрести право задаться вопросом "Господи, кто
> я?" и ответить на него, мне предстояло прожить нелегкую жизнь..
>
> Я родился в небольшом белорусском городке Бобруйске и рос в обычной
> семье довоенных лет. Отец - кадровый офицер, коммунист, известный
> спортсмен, тренер по классической борьбе. Спортсменка и мама - в беге
> на дистанции с барьерами. Сильная, властная, она была крута на руку,
и
> мне частенько доставалось по заслугам.
>
> До Отечественной войны в Бобруйске на сто тысяч населения приходилось
> 65 тысяч евреев. И евреи и неевреи - все говорили на мамэ-лошен и
> одинаково картавили.
>
> Немцы и белорусские полицаи уничтожили свыше двадцати тысяч наших
> евреев. Сегодня в Бобруйске их по пальцам перечесть. Зато, в своих
> странствиях я часто встречал земляков и их детей в Израиле, Америке,
> Германии.
>
> + Война стремительно приближалась к Бобруйску. Мы с матерью и
> сестренкой (отец с первых минут на фронте) едва успели бежать. А
ночью
> взрывная волна немецкой авиабомбы, разорвавшейся рядом с мчавшимся на
> Восток поездом, смахнула меня с открытой, с низкими бортами, товарной
> платформы под откос. И швырнула в самостоятельную жизнь - суровую,
> беспощадную.
>
> Двенадцатилетний подросток из благополучной еврейской семьи, я
впервые
> остался один. Без родителей. Без учителей. Без ничьего надзора+ И ,
> упрямый и своенравный, пошел дорогой, которую выбрал сам. Сбежал из
> детдома, из ремесленного училища, с завода, где рядом с такими же
> бездомными пацанами точил мины для фронта. Ушел в никуда из совхоза
> под Новосибирском, где таскал пудовые мешки с зерном и жил в
> многодетной семье вдовы фронтовика Полины Сергеевны, выходившей меня,
> когда полуживой от голода, болезней дополз и свалился у ее землянки.
> Имя этой умной, суровой, заботливой женщины я, став писателем,
> сохранил в автобиографической повести "Все не как у людей".
>
> Я бродяжничал, исколесив на товарняках Урал, пол-Сибири, и добывал
> хлеб насущный душещипательными песнями, которые пел в эшелонах
> солдатам, ехавшим на фронт, беженцам, возвращавшимися в родные места,
> в набитых до отказу вокзалах. У меня был звонкий мальчишеский
дискант.
> Ночевал в товарных порожняках, на полу в вокзальном закутке, а в
> теплую пору и под случайным кустом. Бездомная, голодная, немытая
жизнь
> влекла к себе свободой, неожиданными ситуациями, встречами с новыми
> людьми, собственным миропознанием.
>
> Так впервые я ощутил вкус одиноких скитаний, которые впоследствии
> станут стилем моей жизни. Осенью 43-го на железнодорожной станции
> Глотовка меня подобрал командир направлявшейся на фронт бригады
> противотанковой артиллерии Резерва Главного командования полковник
> Евгений Павлович Крушельницкий.
>
> Меня постригли, одели в подогнанное на ходу солдатское
обмундирование,
> "укатали" на фронт. И я, "сын полка", прошел с бригадой весь ее
боевой
> путь - через Белоруссию, Польшу, Германию - до Ной-Бранденбурга.
>
> Полковник - ах, какой колоритный был мужик! - полюбил меня. Считал
> умным и образованным. Еще бы, я назубок знал все марки немецких,
> американских, английских самолетов и танков. Память была отличная. Он
> был одинок (немцы расстреляли жену и единственную дочь), хотел
> усыновить меня и отвести учиться в Московский университет. Не
> довелось. За две недели до окончания войны его смертельно ранило
> осколком шальной немецкой гранаты. Последние слова были обращены ко
> мне: "+ Сынок, а в университет пойдешь без меня+".
>
> Полковник Крушельницкий и другие армейские сослуживцы стали
> прототипами персонажей моих книг о войне. В их числе - моя самая
> любимая "Моня Цацкес - знаменосец".
>
> Судьба оказалась ко мне милостива. В Бобруйске, в уцелевшем
> родительском доме, меня, невредимого, да еще с медалью "За отвагу" на
> груди, встречали мама с сестренкой. А вскоре вернулся и отец. Он
> провел в немецком плену почти все четыре военных года и уцелел, успев
> переодеться в солдатскую форму, заручившись солдатский книжкой с
> татарской фамилией.
>
> 24 февраля 1971 года 11.00 по московскому времени в стране, где страх
> сковал языки, в самом центре Москвы, напротив Кремля, сошлись в
> Приемной Президиума Верховного Совета СССР двадцать четыре человека.
> Двадцать четыре советских еврея, безоружные и ничем не защищенные, в
> отчаянной решимости бросить вызов Голиафу. Они поставили свои головы
> на кон, кинулись в бездну, чтобы дать пример другим, своими костьми
> пробить брешь в стене, отделявшей евреев СССР от остального мира, и
> выдвинув ультиматум - свободный выезд в Израил, объявили сухую
> бессрочную голодовку.
>
> В этом акте отчаяния, судьбоносном для советских евреев, участвовал и
> я, уже известный советский журналист, киносценарист и режиссер.
>
> Тогда жил в Москве, был женат на падчерице Эдит Утесовой - Юлии
> Гендельштейн, у нас росла очаровательная дочка Машенька, любимица
> Леонида Осиповича. Знаменитый артист любил и меня. На экраны
> кинотеатров один за другим выходили художественные фильмы по моим
> сценариям. Шутка ли, семь фильмов за шесть лет!.. Казалось бы, все
> складывалось удачно. И все же решил уехать. Я долго был "российским
> империалистом" и любил свою "империю". Мне нравилась она.
>
> Но с некоторых пор, при Брежневе, я почти откровенно перестал
> воспринимать советскую власть. Власть можно уважать, даже бояться. Но
> когда смеешься над ней, жить под ее началом невозможно. Понял: в
такой
> обстановке пройдут мои самые энергичные годы, и я начну шамкать как
> Брежнев.
>
> Много времени спустя, уже вырвавшись из СССР, я мучительно
докапывался
> до истинных причин, побудивших меня сломать прежнюю, хорошо
налаженную
> жизнь во имя туманного и неясного будущего. И понял, что моими
> поступками двигало стремление начать новую, более нравственную жизнь.
> Для этого надо было окончательно порвать с советской властью и
> страной, которая задыхалась под ее безжалостной пятой.
>
> Я никогда не занимался политикой, не был ни диссидентом, ни
сионистом,
> но я принял участие в акции за свободный выезд евреев в Израиль. И
> случилось, можно сказать, историческое событие: наша акция
закончилась
> победой. Правительство уступило - менялся мир, международная
> обстановка, внешнее политика СССР. Президиум Верховного Совета СССР
> принял Постановление "О создании Комиссии по выезду в Израиль из СССР
> граждан с лишением их советского подданства". А нам, участникам
акции,
> предписывалось покинуть страну немедленно.
>
> До конца своих дней буду помнить тот звездный час взлета
человеческого
> духа и благодарить судьбу за то, что она привела меня к тем, кто не
> убоялся. Не скрою, я горжусь своим участием в первой открытой
> политической забастовке за всю историю советской власти, когда
горстка
> людей в здравом уме и трезвом рассудке добровольно прыгнула в пасть
> чудовища во имя идей, ради блага многих.
>
> Едва я появился в ОВИРе, чтобы оформить документы на выезд, меня
> пригласили к начальнику антисионистского отдела КГБ СССР
> генерал-лейтенанту Георгию Минину. "Вот ваше личное дело, - и он
> открыл пухлую канцелярскую папку. - Честно сказать, будь моя воля,
> никогда б вас не отпустил. У нас таких людей по пальцам перечесть. -
> Минин достал из папки пачку Благодарностей Верховного
> Главнокомандующего, они вручались офицерам и солдатам за участие в
> наступательных операциях минувшей войны. - Ну, как отпустить такого
> воина?! - воскликнул генерал и продолжал наставительно: - Очень скоро
> вы окажетесь на войне+" "Вам видней, - смело отвечал "свободный
> человек", - это вы, в КГБ, планируете войны на Ближнем Востоке".
> Генерал пропустил мою реплику мимо ушей: " Не посрамите чести своих
> боевых учителей!"
>
> Но медаль "За отвагу", врученную мне "учителями", изъяли вместе с
> советским паспортом и значком об окончании Белорусского
> государственного университета.
>
> Пройдет много лет, и я, вернувшись в Москву, выступлю на конференции
> по случаю организации Российского Еврейского Конгресса. Рассказав с
> трибуны о напутствии генерала Минина перед выдворением из СССР, и,
> воспользовавшись присутствием в зале мэра Лужкова, обращусь к нему с
> просьбой: "Юрий Михайлович, если вы когда-нибудь увидите генерала
> Минина, передайте ему, пожалуйста: его наказ - не посрамить боевых
> учителей - выполнен с честью. На второй же день войны "Судного дня" я
> из советской "базуки", захваченной в бою с арабами, подбил два
> арабских советских танка "Т-54" и противотанковую пушку".
>
> Зал взорвался смехом, И, кажется, громче всех смеялся Лужков.
>
> + Выдворенный из СССР, я мог с семьей обосноваться в любой
европейской
> стране, в Америке, но стремился в Израиль.
>
> +Помниться, по дороге в аэропорт Шереметьево висели трехметровые
афиши
> с портретами Нади Румянцевой из "Крепкого орешка" и Ирины Скобцевой
из
> "Аннушки" - моих фильмов. У Скобцевой на щеке слеза с кулак. На
каждой
> афише черные полосы - мое имя вымарано. И дочка Маша сказала:
"Папуля,
> Москва в трауре". А когда стюардесса объявила, что наш самолет
пересек
> воздушную границу СССР, и я воскликнул "Вот мы и на свободе!", моя
> мудрая двенадцатилетняя дочь охладила меня: "Папа, ты забыл, мы в
> самолете Аэрофлота, он может повернуть назад".
>
> + С тремя сотнями долларов в кармане я с семьей объявился в Париже.
>
> Почему Париж? Между СССР и Израилем в те годы были прерваны
> дипломатические отношения. В Тель-Авив летали с пересадкой в Париже.
> Но меня-дурака всегда бережет Бог. Куда бы ни попадал, за волосы
> вытаскивает, хотя я и безбожник. И потому, когда я прилетел в Париж,
> попал сразу же в объятия барона Эдмонда Ротшильда.
>
> Встречали нас как папанинцев. Портреты в газетах, на обложках
> журналов, интервью на радио, ТВ! Ведь мы были первыми, кто прорвался.
> С чего и началась легальная эмиграция из СССР.
>
> Ротшильд поселил нашу семью в фешенебельной зоне города, приглашал в
> свою загородную резиденцию и часами жадно слушал мои истории. В
> общении нам помогала Маша. Закончив в Москве пять классов французской
> школы, она свободно, да еще с парижским акцентом, говорила
> по-французски.
>
> Это он, барон Эдмонд, буквально, силой засадил меня за перо. Так
> родилась моя первая книга "Легенды инвалидной улицы". Я написал ее за
> две недели, рассказал истории о городе своего детства и его
> обитателях.
>
> Первой по просьбе Ротшильда рукопись прочитала Ида Шагал - дочь Марка
> Шагала.. "Вы не знаете, что написали! - сказала она мне.. - Вы
> последний еврейский классик на земле!". А сам Марк Шагал рукопись
> читал всю ночь и наутро вышел с красными глазами. "Молодой человек, -
> сказал он мне, пригласив к себе, - я вам завидую: эта книга будет
> самым лучшим витамином для евреев, чтобы они не стыдились называться
> евреями".
>
> Позже критик, анализируя мое творчество, напишет: "Эфраим Севела,
> писатель небольшого народа, разговаривает со своим читателем с той
> требовательностью, суровостью и любовью, которые может позволить себе
> только писатель большого народа".
>
> "Легенды Инвалидной улицы" в том же году издадут в Америке, затем в
> Англии, Германии, Японии, три года спустя - в Израиле на иврите и
> русском. Став бестселлером после публикации крупнейшим издательством
> США "Doubladay", "Легенды" принесут мне, их автору, мировую
> известность и признание. Но лишь в начале 90-х книга наконец-то
> появится в России: произведения авторов, выдворенных из страны и
> лишенных ее гражданства, в СССР не печатали.
>
> А барон Ротшильд, выслушав восторженный отзыв Иды Шагал, скажет:
"Надо
> издавать. - И, обратясь ко мне, добавит: - А рукопись, пожалуйста,
> подарите мне, я положу ее в сейф и, надеюсь, когда-нибудь
разбогатею".
>
> Я прожил в Париже почти полгода. "Куда ты рвешься? Тебе надо хотя бы
> на год остаться в Париже, - уговаривал меня Ротшильд. - Я дам тебе в
> Версале замечательную квартиру (он тогда финансировал реставрацию
> дворцового комплекса). Оставайся!". Но я хотел своими глазами увидеть
> Эрец-Израэль.
>
> Я так стремился на Землю обетованную, а прожил там всего шесть лет.
> Что ж произошло? Возможно, в Израиле я искал Европу, а это - Восток.
>
> Скажу иначе. Мы с Израилем друг друга не поняли. И не приняли. Хотите
> конкретнее?
>
> Мне, например, не нравилось, что если в России я был евреем, то здесь
> считался русским. И там, и там меня не любили как чужака. Что мои
> дети, в жилах которых три четверти еврейской крови (бабушка со
стороны
> их матери русская), не считаются евреями. "Не хочу жить в стране,
где,
> когда я умру, меня, как собаку, похоронят за оградой кладбища", -
> заявила моя повзрослевшая дочь и уехала в Европу. А я - в Америку.
>
> Я надеялся сделать значительно больше для своего народа. Но каждый
раз
> натыкался на неодалимую стену. Так, например, произошло с попыткой
> организовать израильскую киностудию. Я собрал среди иммигрантов сотню
> профессиональных кинематографистов, но "свои" не уступили нам,
> чужакам, этого, на их взгляд, "хлебного" места.
>
> Я родил в Израиле сына, рядовым солдатом участвовал в "Войне Судного
> дня". После войны "Сохнут" направил меня в Америку. За полгода
> объездил более трехсот городов и городишек, где жили евреи. На
> митингах, собраниях "долларовых доноров" рассказывал о народе
Израиля,
> в одиночку победившем в войне и нуждавшемся в материальной помощи.
> Собрал 500 миллионов долларов. Об этой поездке я рассказал в книге
> "Возраст Христа".
>
> Парадокс: при всем неприятии Израиля, мне там хорошо работалось...
>
> Написал книги: "Викинг", "Мраморные ступени", "Остановите самолет, я
> слезу", неодобрительно встреченную израильской прессой, "Моня Цацкес
-
> знаменосец", "Мужской разговор в русской бане", "Почему нет рая на
> земле", киноповесть "Мама" и рассказы, вошедшие в сборник "Попугай,
> говорящий на идиш". Видимо, солнце моей исторической родины, ее
> воздух, природа благотворно влияли на меня. . И все же покинул этот
> творческий оазис+ Наступил момент, когда понял: не уеду, иссякну. При
> активной помощи ханжей, которые принялись оговаривать меня за правду
в
> моих книгах.
>
> Избрав Нью-Йорк местом постоянного жительства - еще в 1975-м я
получил
> гражданство США "по преимущественному праву" - поселился на Брайтон
> бич. Жена отказалась переехать в Америку и осталась с детьми в
Англии.
> Семья, которой так дорожил, распалась. К тому же, мой плохой
> английский ограничивал общение с американцами. Брайтонский сленг (для
> несведующих: русско-английско-одесско-идишско-ивритский плюс
матерный)
> был куда милее, понятней и ближе.
>
> Для брайтонцев я был "наш писатель". Армянка Рима, хозяйка ресторана,
> где я постоянно обедал, говорила: "Когда вы уедите, повешу у вашего
> столика табличку: "Здесь сидел и жевал баранину наш писатель Эфраим
> Севела". А каких повстречал людей! Сколько узнал уникальных историй!
И
> не написал о Брайтоне. Болезнь помешала.
>
> Я подолгу не задерживался в Америке. Не обремененный никем и ничем,
> побывал в Швеции, Голландии, Италии, Сингапуре, Англии, Франции,
> Польше, Германии, Камбодже+ Жил повсюду, где было интересно и хорошо.
> За 18 лет скитаний объехал полмира, черпая сюжеты для будущих книг,
> сценариев. И родились: киносценарии "Ласточкино гнездо" - о советских
> разведчиках в Англии; "Муж, как все мужья" - о жизни в Израиле;
"Белый
> Мерседес" - о Мюнхенской олимпиаде 1972-года; "Сиамские кошечки" - о
> Таиланде, повесть "Продай твою мать" - о еврейских иммигрантах в
> Германии.
>
> Порой неожиданно срывался с насиженного места, и оказывался на другом
> конце Земли.
>
> +Недавно прислали мой архив из Берлина. Я снимал там квартиру и,
> помнится, много писал. Куда-то сорвался, оставил всё, рассчитывая
> вернуться. И забыл. И вот теперь, прошло лет двадцать, хозяйка
> квартиры через своих друзей нашла меня и прислала мой архив. А в нем
> рукописи небольшой повести "Возраст Христа" и романа никогда не
> издававшегося по-русски "Последние судороги неумирающего племени".
Обе
> книги вышли в начале 2007 года в издательстве "АСТ".
>
> Мне легко пишется и на Брайтоне я даже прослыл лентяем. В хорошую
> погоду часами валялся на пляже. "Когда и чем он занимается?!" -
> возмущались брайтонцы. Но вот вышла книга "Тойота Королла", и они
> ахнули: "Когда же он сумел написать ее?"
>
> В моих рукописях вы не найдете правок, вариантов, разве что небольшие
> вставки. У меня все складывается в голове. Могу просто диктовать, не
> поправляя потом ни слова. Сажусь и строчу.
>
> Одна за другой издавались и переиздавались мои книги. Но этого мне
> было мало. Хотелось делать кино. А я умел это еще в Москве. Но за все
> годы иммиграции не снял ни одного фильма. Чужаку пробиться в Голливуд
> или на киностудию какой-либо европейской страны - и не мечтай.
>
> Собрав деньги в США и Германии и, доложив 250 тысяч долларов, я
> приступил к постановке фильма "Колыбельная" - о трагедии европейского
> еврейства в годы Второй мировой. Снимал его в Польше, где до войны
> еврейское население было особенно многочисленным, а уцелели лишь
> немногие.
>
> В "Колыбельной" почти нет профессиональных артистов. Обычные люди,
> подходящие по типажу. Порой, найденные случайно. Проезжая на машине
> мимо польской деревеньки, я увидел женщину с тяжелой сумкой. Да. это
ж
> - "Мадонна Рафаэля" ! И остановил машину.
>
> Так же случайно нашли и обреченных на убиение "апостолов Петра и
> Павла". А еврейскую колыбельную с моего голоса спела знаменитая
> польская эстрадная певица Слава Пшебыльска. В детстве у нее были
> друзья-евреи, и она знала идиш.
>
> Я впервые показал "Колыбельную" в Америке. И газета "Чикаго сан
Таймс"
> назвала этот фильм самым сильным о Катастрофе европейского еврейства
в
> годы Второй мировой войны.
>
> В 1991 году я по приглашению Союза кинематографистов СССР впервые за
> восемнадцать лет эмиграции прилетел в Москву. Кто-то из встречавших
> меня в Шереметьево спросил: "Ты к нам надолго?" Я неосторожно
пошутил:
> "До полного обвала". И+ зазвучала по радио классическая музыка, а на
> телеэкранах затанцевали белые лебеди. И по улицам Москвы поползли
> танки Кантемировской дивизии. Россия встала на дыбы.
>
> Я окунулся в кипучую жизнь. Она уже не шла мимо меня, как в странах
> где жил в годы эмиграции. С восторгом наблюдал, как зарождается новая
> жизнь, с треском ломается старая. Мне восстановили российское
> гражданство, Лужков дал квартиру "Мы на эмиграции потеряли много
> голов, - сказал мэр, - и поэтому будем принимать с комфортом всех,
> кого зря в свое время с такой легкостью отпустили".
>
> Я получил возможность делать кино. По собственным сценариям один за
> другим снял: "Попугай, говорящий на идиш", "Ноктюрн Шопена",
> "Благотворительный бал", "Ноев ковчег", "Господи, кто я?".
Телевидение
> устроило передачу, посвященную моему возвращению в Россию, и зрители
> впервые увидели фрагменты из фильма "Колыбельная". По предложению
> Госкино я проехал с этим фильмом, собирая переполненные залы, по всем
> крупным российским городам, побывал в Тбилиси, Одессе, Кишиневе,
> Вильнюсе, Риге, Минске. Огромными тиражами издавались мои книги.
>
> Наладилась и семейная жизнь. Я женился на прелестной женщине,
> талантливом архитекторе Зое Осиповой, ставшей моим верным другом,
> умным помощником.
>
> Но кончилась эйфория начала девяностых. Паралич власти вывел на
> поверхность российской жизни тучи мошенников, обгладывающих усыхающее
> дерево экономики страны. Она и поныне проходит стадию начального
> капитализма, самого бесчеловечного и безжалостного, какого давно в
> мире нет. Провозглашенная в России демократия - без справедливого и
> сурового правопорядка - хаос, путь в бездну. Политические партии и
> группировки продолжают до хрипоты спорить о судьбах страны, а она,
> страна-то, корчится в удушливых объятиях криминального мира,
> празднующего пир на ее холодном теле.
>
> А я? Знаю, читатель любит мои книги. Они по-прежнему печатаются
> большими тиражами. Издан шеститомник моих сочинений. А фильмы?..
> Разве-что по военным праздникам покажут ранним утром по ТВ "Годен к
> нестроевой", который я снял по своему сценарию еще в 1968 году. О
моих
> книгах, фильмах и сегодня пишут за границей. В Польше известный
критик
> Анджей Янковски издал книгу "Проза Эфраима Севелы" А для российских
> СМИ я словно и не существую. Хоть выругали бы разок! В родной стране
-
> чужой.
>
> Быть может, причиной тому еврейская тематика моих произведений?
>
> Не так давно, не дожив трех месяцев до ста лет, в Лос-Анджелесе умер
> мой отец. Порой думаю: а где успокоюсь я в этом мире, исхоженном мною
> вдоль и поперек?