Вчера посмотрела фильм Александра Сокурова "Фауст". Когда шла в кинотеатр, понимала, что меня ждет сложный фильм - не для отдыха, а для размышления. Так и оказалось. Фильм завершает тетралогию Сокурова "Молох" (1999, о Гитлере), "Телец" (2000, о Ленине), "Солнце" (2004, о японском императоре Хирохито). Это фильмы о природе власти, о почти безумной вере в свои идеи. Гитлер считал немцев высшей расой, на этом строил политику, из-за этого бросил Германию в пучину войны, надеясь за счет уничтожения или порабощения "недочеловеков" обеспечить согражданам счастливую жизнь. Ленин верил в возможность построения справедливого общества за счет безжалостного уничтожения окружающего мира. Японский император верил, что он сын неба, полубог (или бог?), жил в замкнутом мире, не понимая, что творится вокруг. В каком-то смысле каждый из них брал на себя те функции, которыми традиционно наделяют бога: решать, что морально или аморально, вершить судьбами громадного числа людей. При этом ни один из них не ценил по-настоящему и жизнь своих сограждан. И вот теперь "Фауст"... Там вроде бы другое. Профессор (Йоханнес Цайлер) не верит в бога. Да и мораль, сострадание для него чужды. Свобода! Но любовь (или похоть?) к Маргарите (Изольда Дюшаук), желание завладеть ею заставляют его продать свою душу Мефистофелю (Антон Адасинский). Но добившись своего, он уничтожает и Дьявола. И в реальном, и в потустороннем мире он свободен от каких-либо обязательств. Любопытно трактовка образа Мефистофеля. Это не грозный вершитель Темных Сил, а мягкотелый ростовщик, которому люди за деньги продают себя. Дьявол у Сокурова ассоциируется с властью денег.
В фильме великолепная операторская работа, гармоничны натурные съемки, декорации, костюмы, прекрасно подобраны актеры. Стилистика фильма решена в духе Средневековья. Маргарита - средневековая мадонна, божественная даже в пороке. Фаус рассудочен, циничен и безжалостен. Необычен образ Мефистофеля. Богатство имеет дьявольскую природу? Но были же Савва Морозов, братья Третьяковы и другие богатые люди, которые щедро помогали людям искусства, науки, строили больницы, школы, приюты и т.п. А убийцей может быть и бессребреник. Наверно, моральные качества зависят не от количества денег, а от человека. Хотя, конечно, деньги могут развратить душу.
Но после просмотра фильма захотелось перечитать Гете. "Фауста" изучала ("проходила" ) еще в школе. Тогда показалось все каким-то надуманным. Философский смысл "прошел мимо". А после прочтения "Фауста" хорошо бы еще раз увидеть фильм Сокурова. Это связано еще с тем, что фильм не дублирован. Одноголосый перевод порой запутывал. Не всегда понимала, кто из персонажей говорит - Фауст или Мефистофель.
В общем, рекомендую посмотреть тем, кто не ищет в кино только развлечения. Хотя, конечно, понимаю, что сложности жизни не всегда способствуют просмотру сложных философских фильмов.
Отредактировано Нора (2012-03-11 21:55:55)