КИМ-10
История создания.
С середины 1938 года в прессе возобновились дискуссии о необходимости наладить в стране производство малолитражных легковых автомобилей. Итогом этих дискуссий стало совещание 27 августа 1938 года в Главном управлении Автопрома, на котором было предложено наладить выпуск малолитражек на московском филиале ГАЗа.
10 января 1939 года такое Постановление за ? 36 было принято ЦК ВКП(б) и СНК СССР. Приказом Народного Комиссара Машиностроения СССР ? 44 от 15 января 1939 года Московский автосборочный завод имени КИМ с 1 февраля того же года выделялся из состава Горьковского автозавода и включался в систему Глававтопрома как самостоятельное предприятие с наименованием "Московский автомобильный завод имени КИМ".
Этим же приказом с 1-го мая завод освобождался от сборки автомобилей ГАЗ-АА, его программа была передана на ГАЗ и новый филиал последнего - Ростовский автосборочный завод.
5 марта 1939 года вышел приказ Экономсовета при СНК СССР за ?197 "О производстве малолитражных автомобилей", которым предусматривалась большая реконструкция автозавода имени КИМ, с его перевооружением по последнему слову техники и созданием мощностей по выпуску 50 тыс. малолитражных автомобилей в год.
В целях выполнения уже упомянутого январского Постановления ? 36 ЦК ВКП(б) и СНК СССР, а также соответствующего Приказа Наркома Среднего Машиностроения ?59 от 8 марта 1939 года Главным управлением автомобильной промышленности при автозаводе имени КИМ было образовано Управление по организации производства малолитражных автомобилей и руководства проектными, конструкторскими и строительными работами до пуска завода.
На заводе был организован собственный Конструкторско-экспериментальный отдел, продолживший разработку и доводку будущего объекта производства, начатую ещё во второй половине 1938 года конструкторами НАТИ (разработка двигателя и шасси под руководством А.Н.Островцева, ставшего впоследствии первым главным конструктором завода) и Горьковского автозавода (разработка кузова).
Это была сравнительно легкая, простая и неприхотливая четырехместная машина классической компоновки (двигатель - спереди, ведущие колеса - задние), с двухдверным кузовом на отдельной раме, зависимой рессорной передней и задней подвеской, барабанными тормозами с механическим приводом, но с достаточно мощным двигателем в 30 л.с., способная развивать скорость до 90 км/ч.
Её прототипом явилась модель Форд-Префект английского производства, основные конструктивные решения которой, во многом аналогичные уже выпускавшимся моделям ГАЗ-А и М-1, были признаны наиболее зарекомендовавшими себя в отечественных условиях (в том числе и по результатам испытаний зарубежных малолитражных автомобилей различных марок, проведенных на предпроектной стадии).
Модели с закрытым кузовом был присвоен индекс КИМ-10-50, с открытым кузовом типа кабриолет - индекс КИМ-10-51.
Однако кузов её выглядел уже достаточно устарело, и его пришлось дорабатывать.
При проектировании кузова был организован конкурс, в котором первое место заняла модель, сделанная горьковским художником-конструктором В. Бородским.
По его модели в США разработали чертежи кузова и изготовили штампы.
Однако участие американской фирмы наложило отпечаток на чертежи машины КИМ-10: многие размеры — «некруглые» (например, такие, как 76,2 мм вместо 75 мм), так как переведены из «круглых» дюймовых в метрические.
Одна из основных линий сетки проходит по передней границе кузова и отсека двигателя, вследствие чего нулевая линия не совпадает с осью передних колёс.
Кузов — полунесущий, он прикреплен к очень лёгкой раме, которая начинает «работать» вместе с ним.
Двухдверный кузов — дешёвый и простой в производстве.
Для доступа к задним сиденьям боковые двери были сделаны очень широкими, а спинки передних сидений откидывались вперёд.
Кузов КИМ-10 имел немало новшеств.
У него отсутствовала наружная подножка, как на других легковых автомобилях.
Лобовое стекло было не плоским, а состояло из двух частей, расположенных под углом, — конструкция, позднее принятая на «Победе», ЗИС-110, ГАЗ-51 и других послевоенных автомобилях.
На КИМ-10 впервые в отечественном автомобилестроении нашел применение капот аллигаторного типа (как на «Победе») вместо распространённых тогда капотов с подъёмными боковинами.
Салон малолитражки был оснащен часами и механизмом, регулирующим установку передних сидений.
И то, и другое встречалось тогда только на автомобилях высшего класса.
Запасное колесо разместили не снаружи кузова (сзади, как у ГАЗ-М1, или сбоку, как у ЗИС-101), его клали горизонтально в специальную нишу в задней части кузова, под багажником.
Двигатель и шасси отличались простотой, дешевизной и долговечностью.
Нижнеклапанный двигатель, взаимозависимая подвеска колёс на двух поперечных рессорах, механический привод барабанных тормозов, отдельная рама в то время использовались в конструкциях многих малолитражек.
Диски колёс снабжены отверстиями (с отбортовкой) и довольно крупными колпаками, на которых выштамповано и окрашено в красный цвет углубление со светлыми буквами «КИМ».
На КИМ-10, вслед за ЗИС-101, нашли применение синхронизаторы старших передач.
Среди других новинок были тонкостенные двухслойные вкладыши подшипников коленчатого вала двигателя (на ГАЗ-М1 и ЗИС-101 их просто заливали баббитом), центробежный автомат опережения зажигания, стеклоочиститель, работающий под воздействием разряжения от впускного коллектора двигателя.
Машина существовала в трёх вариантах.
Первые опытные образцы имели фары обтекаемой формы, установленные на кронштейнах на передних крыльях.
Серийный автомобиль сохранил принятую на опытных образцах форму кузова, крыльев, капота и облицовки радиатора, только фары были смонтированы на передней панели, как на позднейших автомобилях «Москвич-400».
Указатели поворотов — в виде выбрасывающихся стрелок-семафоров.
Дверные петли выступают из поверхности кузова.
Бамперы очень простой формы, крепятся четырьмя заклёпками к пластинам-рессорам; в середине переднего бампера — отверстие для заводной рукоятки.
Следует отметить отсутствие на кузове полосок-цировок.
Нет подфарников, вместо них, как на ВАЗ-2101, использовались дополнительные лампочки в фарах.
КИМ-10 окрашивали в ярко-красный, черный, серо-зелёный и темно-зелёный цвета.
Обивка была из ткани бежевого цвета.
Начавшаяся война не позволила развернуть производство малолитражек.
Их было выпущено всего чуть более 500 экземпляров: с закрытым кузовом седан (КИМ-10-50) и с открытым — фаэтон (КИМ-10-51).
У не выпускавшегося серийно КИМ-10-52 кузов — четырёхдверный, с шестью боковыми окнами, более низкий, он больше похож на «Москвич-400».
Кабриолет КИМ-10-51 был использован в съемках музыкальной комедии "Сердца четырех".
В виду приближающегося окончания войны, приказом Наркома Среднего Машиностроения ?381 от 16 августа 1944 года Московскому заводу "Автозапчастей" было предписано возобновить работы по подготовке производства малолитражных автомобилей КИМ-10-52.
Производство автозапчастей для иностранных автомобилей было выделено в отдельный цех ?130.
Началась конструкторско-технологическая подготовка к возобновлению автомобильного производства. На завод начался возврат из эвакуации необходимого оборудования.
Поскольку за годы войны завод практически полностью лишился довоенных кадров, было организовано обучение 300 мастеров и рабочих завода автомобилестроительным специальностям на заводе ЗИС.
Приказом Наркома Среднего Машиностроения ?250 от 12 мая 1945 года заводу предписывалось в срок до 1 сентября 1945 года изготовить два опытных образца автомобиля КИМ-10-52, а в декабре завершить их заводские испытания.
Однако, уже 24 мая 1945 года ЦК ВКП(б) и СНК СССР приняли Постановление ? 1167-278с "О достройке Московского завода малолитражных автомобилей" (МЗМА).
Возрождаемое предприятие в очередной раз поменяло своё наименование и объект производства.
После войны производство малолитражек возобновилось в 1947 году.