Форум Зануды - свободное общение обо всём.

Объявление

Уважаемые форумчане! Наш форум переехал на новый хостинг и новый адрес HTTP://SVOBODA-ON.ORG

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Иконопись

Сообщений 1 страница 30 из 31

1

ИЗ ИСТОРИИ ИКОНЫ

Культ иконы (от греч. eikon — изображение, образ) зародился во 2 в. и расцвел в 4 в.; древнейшие сохранившиеся иконы относятся к 6 в. Икону нужно рассматривать не как тождественное Божеству изображение, в отличие от дохристианских идолов, но как символ, позволяющий духовное приобщение к «оригиналу» (архетипу), то есть проникновение в мир сверхъестественный через предмет материального мира.

Иконы выполнялись первоначально в технике энкаустики (восковой живописи), затем темперой ив редких случаях мозаикой, а позднее (в основном с 18 в.), масляной живописью. Особенно широкое распространение икона получила в Византии; самобытные школы иконописи возникали в коптском Египте и Эфиопии, в южнославянских странах, в Грузии. Настоящую художественную яркость и своеобразие приобрела древнерусская икона.

На основании археологических раскопок установлено, что работа красками была известна в Древней Руси еще до принятия христианства. Об этом, в частности, свидетельствует находка пестика для растирания красок, обнаруженного в раскопе на месте древнего Саранского городища, там, где позднее был основан город Ростов Великий. Но технология живописи и связующие, на которых затирали тоща краски, пока не известны.

При археологических раскопках древнего Киева в 1938 году было обнаружено жилище-мастерская художника, которое относят к IX—XIII векам, сгоревшее и обрушившееся, вероятно, при пожаре и разграблении города. В мастерской найдены 14 небольших горшочков с красками, инструменты для обработки дерева, а также бракованные, обломанные изделия из янтаря и медный сосуд. Все это свидетельствует о том, что здесь жил и работал художник. Он сам вытесывал доски под иконы, готовил краски, состав которых определен анализами (белила свинцовые, охра и другие). В медном сосуде иконописец, вероятно, выдерживал растительное масло, как это делали все средневековые художники.

Из рукописных наставлений для художников-иконописцев более позднего времени (XVII—XIX веков) нам известно, что в выдержанном масле, сильно нагретом (250—325°), распускали (плавили) янтарь и получали янтарную олифу, создающую твердую, трудноразмягчаемую пленку. Подтверждение древности янтарной олифы дали археологические раскопки. Обломки изделий из янтаря и его кусочки обнаружены в Новгороде в 1973—1977 годах, когда там была открыта и изучена богатая усадьба, в которой в конце XII века находилась мастерская художника Олисея Гречина. В мастерской найдены деревянные дощечки с ковчегами, приготовленные для писания икон, фрагменты окладов, в большом количестве керамические чашечки для красок, маленькие стеклянные сосуды, кусочки разноцветных красок, золотая, серебряная и бронзовая фольга, смальта, воск.

Икона состоит из четырех-пяти слоев, расположенных в следующем порядке: основа, грунт, красочный слой, защитный слой. Икона может иметь оклад из металлов или каких-либо других материалов.

Первый слой — основа; чаще всего это деревянная доска с наклеенной на нее тканью, называемой паволокой. Иногда доска бывает без паволоки. Очень редко основу под произведения желтковой темперы изготовляли только из холста.

Второй слой — грунт. Если икона написана в поздней манере, сочетающей темперу с красками на других связующих (преимущественно масляных), и слои грунтовки имеют окраску (использованы цветные пигменты, а не традиционные мел или гипс), то его так и называют — «грунт». Но в желтковой темпере, преобладавшей в иконописи, грунт всегда белый. Такой вид грунта называется левкасом.

Третий слой — красочный. Красочный слой состоит из различных красок последовательно нанесенных на грунт. Это самая существенная часть произведения живописи, так как именно с помощью красок создается изображение.

Четвертый — защитный (или покровный) слой из олифы или масляного лака. Очень редко в качестве материала для защитного слоя использовали белок куриного яйца (на белорусских и украинских иконах). В настоящее время нередко используют смоляные лаки.

Оклады для икон изготовлялись отдельно и закреплялись на них гвоздями. Они бывают из металлов, тканей с шитьем и даже резные деревянные, покрытые левкасом и позолотой. Закрывали окладами не всю живописную поверхность, а преимущественно нимбы (венцы), фон и поля иконы и реже — почти всю ее поверхность за исключением изображений голов (ликов), рук и ног.

На протяжении многих столетий на Руси писали в технике желтковой темперы; сейчас употребляют термины «яичная темпера», или просто «темпера».

Темпера (от итальянского «temperare» — смешивать краски) — живопись красками, в которой связующим веществом является чаще всего эмульсия из воды и яичного желтка, реже — из разведенного на воде растительного или животного клея с добавлением масла или масляного лака. Цвет и тон в произведениях, написанных темперой, обладают несравненно большей стойкостью к внешним воздействиям и сохраняют первоначальную свежесть значительно дольше по сравнению с красками масляной живописи.

Значение красок в иконописи.

Огромное значение в иконописи имеют цвета красок. Краски древнерусских икон давно уже завоевали себе всеобщие симпатии. древнерусская иконопись - большое и сложное искусство. Для того чтобы его понять, недостаточно любоваться чистыми, ясными красками икон. Краски в иконах вовсе не краски природы, они меньше зависят от красочного впечатления мира, чем в живописи нового времени. Вместе с тем, краски не подчиняются условной символике, нельзя сказать, что каждая имела постоянное значение. Однако определенные правила цвета все же существовали.

Смысловая гамма иконописных красок необозрима. Важное место занимали всевозможные оттенки небесного свода. Иконописец знал великое многообразие оттенков голубого: и темно-синий цвет звездной ночи, и яркое сияние голубой тверди, и множество бледнеющих к закату тонов светло-голубых, бирюзовых и даже зеленоватых.

Пурпурные тона используются для изображения небесной грозы, зарева пожара, освещения бездонной глубины вечной ночи в аду. Наконец, в древних новгородских иконах Страшного Суда мы видим целую огненную преграду пурпурных херувимов над головами сидящих на престоле апостолов, символизирующих собой грядущее.

Таким образом , мы находим все эти цвета в их символическом, потустороннем применении. Ими всеми иконописец пользуется для отделения мира запредельного от реального.

Однако иконописная мистика - прежде всего солнечная мистика. Как бы ни были прекрасны небесные цвета, все-таки золото полуденного солнца играет главную роль. Все прочие краски находятся по отношению к нему в некотором подчинении. Перед ним исчезает синева ночная, блекнет мерцание звезд и зарево ночного пожара.

Такова в нашей иконописи иерархия красок вокруг "солнца незаходного". Этот божественный цвет в нашей иконописи носит название "ассист". Весьма замечателен способ его изображения. Ассист никогда не имеет вида сплошного массивного золота; это как бы эфирная воздушная паутинка тонких золотых лучей, исходящих от божества и блистанием своим озаряющих все окружающее.

Древнерусским мастерам досталась в наследие тональная живопись византийцев с ее чуть приглушенными тонами, выражавшими покаянное настроение. В ХIV веке Феофан Грек выступает так же как мастер сдержанно-насыщенных тонов: вишнево-красного, темно-синего, темно-зеленого и тельных тонов и высветлений. Свет падает у него на пребывающие во мраке тела, как небесная благодать на грешную землю. Только в Донском Успении красный херувим горит, как свеча у смертного одра.

Древнерусские мастера противились этому пониманию света, всячески стремились утвердить нечто свое. В старинных текстах перечисляются излюбленные краски наших иконописцев: вохра, киноварь, бакан, багор, голубец, изумруд и другие. Но в действительности гамма красок была более обширна. Наряду с чистыми, открытыми цветами есть еще множество промежуточных, различной светосилы и насыщенности.

Уже в иконах XIII-XIV веков пробивается любовь к чистым и ярким цветам, незамутненным пробелами. Благодаря этим открытым краскам иконы получают способность светиться и в полутемных интерьерах храмов. Нередко чистые цвета сопоставляются друг с другом по контрасту: красные - синие, белые - черные. Они плотны, вещественны, почти весомы и осязаемы, что несколько ограничивает их светозарность. Вместе с тем они сообщают иконе большую силу выражения.

Новгородская иконопись XV века сохраняет традиционную любовь к ярким, легким краскам с преобладанием киновари. Но раньше цвет имел предметный характер, теперь он становится светоносным. Например, в "Чуде Георгия о Змие" красный фон заполняет поля иконы, ограничивает белизну коня. В XV веке красный плащ Георгия, как вспышка пламени рождается из ослепительной белизны, из золотистого фона иконы.

Интенсивное чувство цвета свойственно Псковской школе, но в отличие от звонкого колорита Новгорода, в ней преобладают землистые тона, зеленые, иногда довольно глухие. Зато псковские иконы никогда не кажутся пестро расцвеченными. Краска рождается из глубины доски, загорается светом, выражает внутреннее горение души, соответствует духовному напряжению в ликах псковских святых.

В новгородской иконе краски горят при ясном свете дня. В псковском "Рождестве Христовом с избранными святыми" краски и свет возникают из таинственной мглы, символизируя "святую ночь" .

В отдельных школах древнерусской иконописи небыло строгой регламентации цвета. Но определенные правила всеже существовали: независимо от сюжета краски должны были составлять нечто целое и этим давать выход тому, что каждой из них присуще. В иконах часто выделяется центр композиции, устанавливается равновесие между ее частями, краски же вливаются в единую живописную ткань. В творчестве Дионисия и мастеров его круга краски обладают одним драгоценным свойством: они теряют долю своей насыщенной яркости, приобретая свечение. Здесь происходит окончательный разрыв с византийской традицией. Краски становятся прозрачными - подобие витража или акварели. Сквозь них просвечивает белый левкас.

Все это исчезает в иконописи XVI-XVII веков. Побеждают темные тона: сначала насыщенные, звучные, благородные, потом все более тусклые, землистые, с изрядной примесью черноты.
__________________

Отредактировано Sorin (2012-07-03 11:17:52)

2

Классификация икон

По сюжетам иконы можно разделить на:

* Иконы Святой Троицы — символические и «по пророческим видениям» изображения троичного догмата.
* Иконы христологического ряда, среди которых выделяются непосредственно иконы Спасителя и изображения евангельских событий с участием Христа. Среди последних отдельную группу составляют т. н. «страстные» иконы (иконы страстного цикла), повествующие о страданиях и распятии Христа.
* Богородичные иконы, среди которых условно выделяют непосредственно иконы Марии и иконы богородичных праздников.
* Иконы святых и сил бесплотных.
* Иконы праздников и событий священной истории.
* Символические и аллегорические композиции.

По количеству изображаемых персонажей называют одно-, двух-, и т. д., а также многофигурные композиции.

По количеству самостоятельных композиций выделяют одно-, двух- и т. д. -частные иконы. Кроме того, существуют иконы с клеймами, в которых основная центральная композиция (средник) окружена одним или несколькими рядами второстепенных композиций (клейм), обычно составляющих более или менее полный ряд иллюстраций, повествующий об истории изображённого в среднике лица или события, либо иллюстрирующие иной, связанный с ними текст. Среди подобных икон называют житийные иконы (иконы с житием), иконы с деяниями, иконы со сказанием, иконы с акафистом и т. д.

По объятности (охватываемости, масштабам изображаемых фигур) выделяются ростовые (изображающие персонажей в полный рост), тронные (полное изображение фигур восседающих на престоле), поясные (изображение фигур в пределах линии пояса или несколько ниже), огрудные (изображение фигур в пределах линии пупа), оплечные (изображение фигур в пределах линии груди) и оглавные (изображение только лика или лика и плеч в пределах линии ключиц) иконы. Поколенные и фрагментные изображения иконописи не свойственны.

По стилистическим особенностям иконы относят к той или иной «школе» иконописи: новгородской, московской, строгановской и т. д. Также в ходе искусствоведческой атрибуции икона может быть отнесена к «школе», «окружению» или «мастерской» конкретного иконописца, например: «икона окружения Андрея Рублёва» или «икона мастерской Дионисия».

По технике исполнения выделяют:
* живописные иконы, среди которых можно назвать энкаустические, мозаические, темперные иконы, иконы, написанные в технике масляной живописи, и т. д.
* вышитые иконы — выполненные в той или иной технике шитья
* литые иконы
* резные иконы
* печатные или типографские иконы
* сводчатый алтарь — складная икона из нескольких шарнирно скрепленных досок, покрытых живописным изображением с обеих сторон

По месту нахождения иконы делятся на домовые, путные (дорожные) и храмовые. Среди последних по месту расположения в храме называют иконостасные, заамвонные и т. д. Икона, участвующая в Крестном ходе называется выносной. Домовая икона может быть семейной (передающейся по наследству из поколения в поколение), мерной (заказанной после рождения в семье младенца в честь его патронального святого на доске, равной по размеру росту ребёнка при рождении), венчальной (участвующей в обряде венчания) и т. п. Икона, написанная по особому обещанию именуется обетной.

Среди икон выделяют чудотворные — отмеченные необычными явлениями, по типу чудотворения иконы могут называться явленными (чудесно обретёнными), мироточивыми (выделяющими миро), целительными и т. д. В иконы могут помещать в специальных мощевиках мощи святых.

По размеру существует несколько характерных наименований:

* листоушка (листовушка) — малая икона на доске размером от 1 до 4 вершков.
* пядница — икона размером в пядь
* осьмерик, девятерик, десятерик и т. д. — икона размером, соответственно, 8, 9 и 10 вершк

3

Троица (икона Рублёва)

«Троица» — икона Святой Троицы, написанная Андреем Рублёвым в XV веке, самое знаменитое из его произведений и одна из двух приписываемых его кисти работ (включая фрески во Владимире), чьё авторство, как считают учёные, достоверно принадлежит ему. Является одной из самых прославленных русских икон.

Икона представляет собой доску вертикального формата. На ней изображены три ангела, сидящие за столом, на котором стоит чаша с головой тельца. На фоне представлены дом (палаты Авраама), дерево (дуб Мамврийский) и гора (гора Мориа). Фигуры ангелов расположены так, что линии их фигур образуют как бы замкнутый круг. Композиционным центром иконы является чаша. Руки среднего и левого ангелов благословляют чашу. В иконе нет активного действия и движения — фигуры полны неподвижного созерцания, а их взгляды устремлены в вечность. По фону, на полях, нимбах и вокруг чаши заделанные следы от гвоздей оклада

http://s16.radikal.ru/i191/1207/7d/43e0488a1ee4.jpg

Андрей Рублёв
«Троица», 1411 год или 1425-27
дерево, темпера. 142 × 114 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

4

История создания величайшей иконы человечества примерно такова. Игумен Никон (ставший после Сергия Радонежского настоятелем Троице-Сергиевого монастыря) очень сокрушался, что вновь воздвигнутый белокаменный Троицкий собор не был украшен живописью. Предчувствуя скорую кончину свою и желая завершить убранство собора при жизни, Никон призвал для работы Андрея Рублева и Даниила Черного — прославленных живописцев, «изрядных вельми, всех превосходящих и в добродетели совершенных». Работа заключалась не только в том, чтобы расписать храм фресками. Кроме этого, надо было написать большое количество икон для высокого многоярусного иконостаса. Игумен Никон еще при жизни своей хотел не только видеть храм украшенным, но и написанной икону, которая должна была стать главным памятником «в похвалу Сергию Радонежскому».

Приступать к росписи соборных стен можно было только через год после его постройки, когда фрескам уже не будет угрожать осадка здания. Но работы по внутреннему убранству храма можно было начинать сразу после окончания его строительства. И первой заботой было создание главной иконы — «Троицы», которая должна была стоять по правую сторону царских врат.

«Троица» с момента своего создания была любимейшей иконой древнерусских художников, служила образцом для бесчисленных копий и воспроизведений. Но судьба самого Андрея Рублева и многих его творений драматична и поначалу даже необъяснима. Смиренный инок, он всю жизнь свою посвятил созданию фресок и икон на религиозные сюжеты. Уважаемый и широко известный, еще при жизни названный «преподобным», через какое-то время он был забыт потомками, а многие творения его оказались утраченными. Даже в начале XX века некоторые специалисты не могли достоверно назвать ни одного его произведения. Осталось лишь имя, да и то знали его только любители древнерусского искусства. Даже в знаменитой энциклопедии Брокгауза и Ефрона, выходившей в 1890—1907 годы, не нашлось места хотя бы для простого упоминания об Андрее Рублеве.

Теперь мы знаем, что Андрей Рублев жил в нелегкий, но знаменательный период русской истории. Обескровленная и униженная чужеземным игом, Русь вставала с колен, расправляла плечи и начала готовиться к освобождению от гнета Золотой Орды. То было время радостное и одновременно горькое, пора блистательных побед и жестоких поражений. К числу последних относятся грустные события 1408 года, когда на землю русскую вторгся хан Едигей. Разорительное нашествие монголо-татар еще раз показало, что русским князьям надо прекратить междоусобную вражду, жить в мире и согласии, только объединившись, они смогут окончательно избавиться от «злой татарщины». Одни ученые считают, что именно в это время (около 1411 года) Андрей Рублев и создал свое лучшее произведение — «Троицу», которая в те времена имела значение особое. Правда, другие утверждают, что «Троица» была написана в 1420-е годы, когда (как указывалось выше) в монастыре был воздвигнут белокаменный Троицкий собор.

Ветхозаветная Троица была символом единения. Еще в середине XIV века, основывая свою обитель, Сергий Радонежский (как сказано в одном из его житий) «поставил храм Троицы... дабы взиранием на святую Троицу побеждался страх перед ненавистной раздельностью мира». На довольно значительной по размерам доске Андрей Рублев изобразил ветхозаветную Троицу — явление Аврааму Бога в виде трех ангелов.

«И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер (свой), во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев он побежал на встречу им от входа в шатер (свой) и поклонился до земли, и сказал: Владыко! Если я обрел благоволение перед очами твоими, не пройди мимо раба Твоего;

И принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом, А я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите (в путь свой); так как вы идете мимо раба вашего. Они сказали: сделай так, как говоришь. И поспешил Авраам в шатер к Сарре и сказал (ей): поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы. И побежал Авраам к стаду, и взял теленка нежного и хорошаго, и дал отроку, и тот поспешил приготовить его. И взял масла и молока и теленка приготовленного и поставил перед ними; а сам стоял подле них под деревом. И они ели».

Библейский рассказ в интерпретации Андрея Рублева утратил все те повествовательные черты, которые традиционно включались в композицию иконы на этот сюжет. Нет Авраама и Сарры, нет сцены заклания тельца, даже атрибуты трапезы сведены к минимуму: ангелы представлены не вкушающими, а беседующими. Жесты ангелов, плавные и сдержанные, свидетельствуют о возвышенном характере их беседы.

Содержание «Троицы» многогранно. Идейным и композиционным центром ее является чаша с головой жертвенного тельца — прообраз агнца новозаветного. «Чаша» прошла долгий путь, и во всей истории человечества имела значение «чаши жизни», «чаши мудрости», «чаши бессмертного напитка». В средние века на основе ее христианского значения возникло поэтическое сказание о «Чаше Грааля», из которой Иисус Христос пил во время Тайной вечери. В русскую народную поэзию чаша вошла как «смертная». Эта тема звучит в былинах и «Слове о полку Игореве». Для Андрея Рублева и его современников «чаша» была тесно связана с реальной жизнью, только на иконе трагизм этой героической темы выражен у него светлой печалью. В рублевской «Троице» «чаша смертная» — «залог жизни будущей»

Вокруг престола с чашей сидят три задумчивых ангела, которые образуют собой как бы замкнутый круг — символ вечности, света и любви. Ангелы в одеяниях густого теплого тона, склоняя с бесконечной грацией убранные высокими прическами головы, с какой-то спокойно-строгой задумчивостью устремили глаза в тихую вечность. В иконе нет ни движения, ни действия — это триединое и неподвижное созерцание, словно три души, равной полноты духа и видения, сошлись, чтобы испытать свое смирение и свою мудрость перед жизнью, ее страданиями и скорбью. За каждым из трех ангелов изображена его эмблема. За средним — древо, которое означает не только дуб мамрийский из библейского повествования, но и «древо жизни», «древо вечности», путь к которому после изгнания первых людей из рая заградил «серафим с пламенным вращающимся мечом». Согласно христианству, это древо могло быть символом воскресения. За вторым ангелом возвышаются легкие, стройные палаты. В «Псалтири» палаты являются художественным образом, который употребляется очень часто, как сфера радостного и вдохновенного познания. Созидание внутреннего мира человека в христианстве уподоблялось труду зодчего и называлось «домостроительством». За третьим ангелом возвышается гора — древний символ всего возвышенного. Таинственность и неизведанность величественных горних высот всегда действовали на воображение людей. В Библии «гора» есть образ «восхищения духа», потому на ней и происходят самые значительные события: на Синае Моисей получает скрижали завета, преображение Господне совершается на Фаворе, Вознесение — на горе Елеонской.

Кроме ссылок на позднейшие монастырские описи и «Сказание о святых иконописцах», достоверных сведений о написании этой иконы нет. Поэтому даже в начале XX века исследователи не решались с уверенностью что-либо утверждать и высказывали только предположения и догадки. До сих пор ведется спор о том, действительно ли «Троица» была написана Андреем Рублевым для Троицкого собора или она попала туда позднее. Историк В.А.Плугин полагает, что «Троица» попала в монастырь только при Иване Грозном и только в качестве дара. Царь Иван Грозный высоко чтил Троице-Сергиев монастырь — место своего крещения. Ежегодно ко дню памяти Сергия (25 сентября), а иногда и в другие дни, он приезжал в монастырскую обитель и делал щедрые вклады. Среди многочисленных его вкладов монастырские архивы упоминают и три иконы: «Богоматерь Умиление», «Сергий в житии» и «Троицу». Правда, одни ученые считают, что царь только обложил икону золотым окладом; другие не сомневаются, что вложен был и сам образ.

Но если «Троица» попала в Троице-Сергиев монастырь только при Иване Грозном, где же тогда она находилась в течение ста пятидесяти лет? И для какого храма она была написана первоначально? В.А.Плугин предполагает, что она попала в Московский Кремль в конце 1540-х годов, когда туда свозилось множество икон из разных городов — Новгорода, Смоленска, Звенигорода, Дмитрова. До передачи в Троице-Сергиеву лавру икона могла находиться либо в Благовещенском соборе Кремля, либо в кремлевских царских «казнах» - хранилищах, либо в покоях (например, в личной молельне царя). Однако и тут некоторые искусствоведы выражают сомнение в том, что «Троица» к Ивану Грозному перешла по праву прямого наследования.

В июне 1547 года в Москве случился страшный пожар, во время которого выгорела большая часть Кремля, в том числе все иконное убранство Благовещенского собора и царский дворец с его иконами и сокровищами. Но «Троицы» тогда в Москве не было, она появилась там не позднее 1554 года, поскольку к этому времени для нее был уже изготовлен великолепный золотой оклад. Создать его могли только златокузнецы царских мастерских Кремля. Вернувшийся на пепелище юный монарх приказал вызвать из Новгорода и Пскова лучших художников, чтобы они украсили иконами и фресками выгоревшие церкви и палаты. Для выполнения этих работ требовалось немало времени, и потому царь разослал во многие русские города «по святые и честные иконы» и велел поставить их в «Благовещении» и других храмах, «доколе новые иконы напишут». Вероятно, тогда-то и появилась в Москве «Троица». После написания новых икон привезенные ранее по обычаю были возвращены обратно, но не все. Поскольку «святость с государевых дворов» была собственностью царя, то Иван Грозный и оставил у себя «Троицу». Но не просто оставил, а уделил ей особое внимание. Вскоре после победоносного возвращения с Волги он украсил многие прославленные иконы, но ни одну так пышно, как «Троицу».

А в Троице-Сергиев монастырь, предполагает В.А.Плугин, икона попала, возможно, в декабре 1564 года. В это время Иван Грозный ввел опричнину, которая характеризовала собой новый этап в жизни Московского государства. Этап этот ознаменовался внезапным отъездом царя в Александровскую слободу — со всеми приближенными и слугами, со всей казной и «святостью». По дороге в слободу Иван Грозный посетил Троицкую обитель, которая незадолго до того погорела и нуждалась в иконах. Может быть, тогда Иван Васильевич и пожертвовал монастырю лучшее произведение великого мастера.

До революции «Троица» оставалась в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры, но потом распоряжением Советского правительства она была передана для реставрации в только что учрежденные Центральные государственные реставрационные мастерские. Рублевская икона и до этого не раз промывалась, прописывалась, иногда покрывалась олифой, которая скоро темнела. Все это, конечно же, сказывалось на сохранности первоначальной живописи. Лишь в 1919 году «Троица» была окончательно освобождена от поздних наслоений, и с тех пор она всех чарует своим художественным совершенством. После реставрации в 1920 году она была выставлена для всеобщего обозрения среди других икон, а ныне находится в Третьяковской галерее. На ее месте в иконостасе Троицкого собора поставлена копия, очень хорошо выполненная художником-реставратором Н.А.Барановым.

Уже при первом взгляде на икону зритель оказывается в плену грациозных, певучих линий ее рисунка и нежнейшей красоты сочетающихся цветов. И чем дольше мы всматриваемся в чарующую живопись иконы, тем сильнее ощущаем душевное спокойствие, умиротворенность и неизъяснимое чувство гармонии с миром. Несмотря на то, что в прошлом икона пострадала от многих повреждений, краски ее до сих пор словно излучают свет, пронизывающий все ее детали. Советский художник и искусствовед И.Грабарь писал, что «Троица» сверкает высшим, неземным светом, тем самым, который излучают только создания гениев». Свет этот сияет в белых и голубоватых пробелах, он напоминает одновременно и голубизну неба, и зацветающий лен, и первые васильки (появляющиеся к Троицыну дню) в зеленеющей еще ржи.

Много раз изученная и описанная, рублевская «Троица» и сегодня продолжает волновать искусствоведов загадочной сложностью своего художественного стиля. Но, кроме этого, в ученых кругах до сих пор не снят вопрос, который, на первый взгляд, может вызвать недоумение: «Кто написал «Троицу?» Знаток и собиратель икон Д.А.Ровинский еще в прошлом веке высказал мысль о том, что икону мог написать итальянский мастер. Искусствовед Андрей Никитин пишет, что надо говорить не о «Троице» Рублева, а о «Троице Рублева», потому что (как об этом говорилось выше) произведениям великого иконописца рекомендовалось подражать как непревзойденным образцам русского иконописного искусства.

Видимо, еще долго ученые будут изучать жизнь Андрея Рублева, его творческую манеру, историю создания знаменитой иконы. А три задумчивых и грустных ангела в мерцающем свете лампад из века в век ведут свою безмолвную и таинственную беседу над могилой великого старца

5

Ри́за, или окла́д (в южных и западных областях России — шата, цата греч. επένδυση) — накладное украшение на иконах, покрывающее всю иконную доску поверх красочного слоя, кроме нескольких значимых элементов (обычно лица и рук — так называемого лично́го письма), для которых сделаны прорези; значимый вид русского декоративно-прикладного искусства.

Бывали металлические:золотые и серебряные, также из латуни, меди и даже белой жести; шитые: бисером или жемчугом («жемчужная обнизь» и «бисерное шитьё»), украшенные эмалью, подчас с драгоценными камнями, цветными стёклами и накладными деталями. С обратной стороны порой обивались красным или малиновым бархатом.

Оклады встречаются на православных иконах всех стран, а также на ряде католических икон (например, образы византийского происхождения в католических храмах Италии, некоторых центрально- и восточноевропейских иконах). Наибольшая роскошь и размах производства была свойственна русским произведениям, и только в отечественном искусстве их создание выделилось в отдельную ветвь декоративно-прикладного искусства. С начала ХХ века традиция изготовления риз и обкладывания ими икон начинает приходить в упадок
http://s019.radikal.ru/i603/1207/85/a6925b27c141.jpg

Оклад иконы типа Владимирской Божьей матери.

Сверкающая риза иконы символизирует исходящий от неё небесный невещественный свет: «Одеяйся светом, яко ризою». Седьмой Вселенский собор в своём деянии о восстановлении иконопочитания отметил тождественность материала (дерево) Ковчега Завета и иконы. Поэтому как Ковчег Завета был обложен золотом («…обложи его чистым золотом, изнутри и снаружи покрой его; и сделай наверху вокруг его золотой венец.» (Исх.25:11)), так и иконы украшают драгоценными окладами.

Как правило, в иконах, даже сразу писанных под оклад, тщательно прописывалась одежда, фон и надписи — именно поэтому и сейчас, даже оставшись без окладов, они так хорошо смотрятся. Подобная тщательность — «свидетельство того, что эти ризы, покрывающие на иконах написанные одежды святых, понимались как символическое раскрытие образа спасения души, сияющей одеждой чистоты (серебро) и божественной благодати (золото). Украшение окладов самоцветами, жемчугом, цветными эмалями — „бисером многоценным“ — символ богатства души, украшенной множеством духовных дарований„.Цель окладов — создание символа невещественного Света, в котором пребывают святые. А басменные растительные орнаменты образом вечного цветения обозначают живоносную силу этого Божественного Света.

Возникновение драгоценного убора икон связано с исконной традицией поклонения святыням, заимствованной христианством у язычества, но при этом оно перестало являться элементом идолослужения, а стало способом одухотворения художественного языка.

http://s004.radikal.ru/i206/1207/69/47f00299de6b.jpg

Тихвинская икона Божьей Матери в окладе, украшенном жемчугом, Тихвинский монастырь: “на которой оклад поля и венцы серебряные вызолоченные, в венцах пять штучек финифтяных, онаго же образа риза вынизана китайским жемчугом, с верху звезда алмазная, по бокам две звездочки бирюзовыя, в средине по бриллианту маленькому, около лику местами вынизано настоящим жемчугом»

6

Как пишется икона

http://s019.radikal.ru/i637/1207/4d/c6c4c2ed9c62.jpg

http://s004.radikal.ru/i206/1207/62/89e690f30947.jpg

Для того, чтобы писать на доске, ее требуется подготовить — залевкасить, т.е. нанести специально приготовленный грунт — левкас. Делается он из мела и клея. В России клей изготавливают из желатина, а в Сербии из заячего туткала (возможно, это клей из заячих костей). Туткало выглядит как желатин, его также надо распустить в воде на водяной бане. Через некоторое время, после нагревания, получится клей, которым проклеивается вся доска, с предварительно процарапанной макетным ножом, лицевой поверхностью (для лучшего скрепления с паволокой, паволока — ткань клеящаяся на поверхность доски).

http://s45.radikal.ru/i109/1207/35/5d11f2323f74.jpg

http://s58.radikal.ru/i159/1207/11/547966b1068a.jpg

Пока паволока не просохла, по периметру внутренней части доски делаются прорези, чтобы не осталось воздуха и ткань приклеилась максимально плотно
http://i067.radikal.ru/1207/e9/28f387652d64.jpg

Отредактировано Sorin (2012-07-03 21:42:41)

7

После этого доске надо хорошенько просохнуть. В это время можно приготовит левкас. В готовый клей в определенных пропорциях добавляется мел, емкость в которой делается левкас должна стоять на водяной бане, чтобы левкас нагрелся, но не закипел. Левкас бывает разной консистенции, в Сербии делают жидкий и наносят его кистью (в России левкасят мастехином, густым, желеобразным левкасом). Когда грунт станет теплым, можно начинать процесс

http://s40.radikal.ru/i088/1207/8b/75e4fb212ea4.jpg

Таким образом, наносится не менее 10 слоев (в данном случае 14), с обязательной просушкой. Когда нанесено достаточное количество слоев левкаса, доску нужно зачистить наждачной бумагой до максимально ровной и гладкой поверхности, чтобы можно было писать

http://s45.radikal.ru/i108/1207/a1/dac2c877840a.jpg

На готовую доску надо нанести рисунок. В данном случае копировалась новогородская икона. Сначала образ рисуется на бумаге, а затем рисунок переносится на доску

http://i072.radikal.ru/1207/f4/153f38ddb114.jpg

Затем он усиливается черным цветом (темперой) и делается графья. Графья — тонко процарапанная линия, повторяющая рисунок, делается для того, чтобы при письме всегда читался рисунок (часто краски бывают кроющие, через которые не виден рисунок).

http://s61.radikal.ru/i172/1207/92/e087e500b5de.jpg

8

Следующий этап — подготовка необходимых участков под позолоту. В данном случае позолоченными будут нимб и поле по периметру иконы. Технология следующая — повехность полируется, на нее наносится щелак для того, чтобы не провалился левкас. Затем наносится желтая эмаль, чтобы дать золоту густоту и насыщенность.
Сохнет эмаль сутки, после этого наносится прозрачный лак, а когда он высохнет (еще сутки), участки мажутся морданом, специальным составом, на который (через 12 часов) клеится сусальное золото.

http://s45.radikal.ru/i107/1207/19/7ff0df9ad712.jpg

http://s019.radikal.ru/i608/1207/33/376054af7df7.jpg

9

Теперь можно наносить сусальное золото. Оно продается в книжечках, чаще всего 8х8 см, по 20-25 листов. Наносится оно тонкой, специальной широкой кистью с длинными волосками. Сначала лист кладется на бархатную подушечку и режется отполированным ножом на необходимые куски, затем на него накладывается кисть, к которой золото липнет и сразу переносится на доску. Делать это все приходится буквально затаив дыхание, т.к. золото очень тонкое.
Следующий этап — подготовка эмульсии и красок. В иконописи используются как натуральные, природные пигменты, так и темпера, которая продается в художественных салонах. Я пользуюсь и теми, и другими. Натуральные покупаю у геологов, работать с ними сложнее, но они дают иконе неповторимое свечение. Все пигменты необходимо перед работой тщательно растереть с яичной эмульсией. Эмульсия изготавливается из яичного желтка, предварительно аккуратно взятого из яйца. Желток моется, надрезается и выливается в емкость. Затем к нему добавляется пиво, в пропорциях 1 желток — полскорлупы пива

http://s019.radikal.ru/i613/1207/ff/559b8f836fc5.jpg

http://s004.radikal.ru/i206/1207/d8/5c943f773f43.jpg

http://s50.radikal.ru/i129/1207/c1/b21bc2bd84de.jpg

Далее на матовом стекле курантом перетираются все пигменты. Стекло и курант я делаю сам. Стекло просто шкурится грубой наждачкой, а курант я делаю из маленького обрезка черенка лопаты, приклеенного суперклеем к предварительно обточенному бруску мрамора. На стекло сыпется немного пигмента, добавляется эмульсия и растирается до однообразной массы. Затем готовая краска аккуратно переливается в баночку из-под фотопленки
http://i047.radikal.ru/1207/f3/7f966d491387.jpg

10

Когда все необходимые работы по подготовке доски к письму закончены, можно приступать непосредственно к написанию иконы. Начинать нужно с молитвы. Затем уже брать в руки кисть. Вот как выглядит раскрытая икона

http://s006.radikal.ru/i215/1207/ac/35dba47156e8.jpg

Первый этап — роскрыш, т.е. раскрывание, раскладка всех цветов на доску, как основных, так и подложек (под некоторые цвета предварительно наносится цвет — подлоджка). Следующий этап либо проработка одежд, либо антуража(горок, архитектуры и т.д.).

http://s017.radikal.ru/i400/1207/13/89fbe67c4964.jpg

Затем прописывается все остальное — горки, конь, змей и т.д.

http://i023.radikal.ru/1207/e6/77021bbdcf59.jpg
Когда все написано, можно приступать к написанию личного — ликов, рук, ног. Теперь остается обвести рамку и сделать надписи и икона почти готова
http://s019.radikal.ru/i610/1207/c7/39faabe6a905.jpg

Последний этап — покрытие иконы защитным слоем. В старину и сейчас многие используют олифу, но от нее икона приобретает желтовато-коричневый оттенок, к тому же олифа может лечь пятнами. Поэтому некоторые иконописцы используют копаловый лак из натуральных смол. Лак в небольшом количестве выливается прямо на икону и затем рукой аккуратно растирается по всей поверхности. Когда он впитается, убираются излишки и икона фикается (название от характерного звука "фик"), т.е. рукой выравнивается тонкий слой лака и убираются возможные соринки, ну и создается матовый оттенок.
Икона готова, можно освящать — размер иконы 24 х 34 см

Автор статьи Александр
http://www.hiero.ru/Alik

http://s019.radikal.ru/i625/1207/9f/fb95e8c19ce9.jpg

11

http://s1.uploads.ru/i/sJRcY.jpg
А вот эта икона несколько раз была у меня в доме  и однажды явила чудо.

Курская-Коренная икона Божией Матери «Знамение» (Знамение Коренно-Курская), самая почитаемая икона в Русской Зарубежной Церкви получившая наименование Одигитрия русского рассеяния.

Память 8 марта в день чудесного спасения иконы от посягания революционеров-безбожников, 10 июня, 8 сентября в день обретения, 27 ноября в день празднования иконы "Знамение", в 9-ю пятницу по Пасхе.

Курская икона Знамение Божией Матери - одна из древнейших икон Русской Церкви обретенная в XIII веке, во время татарского нашествия, когда все Русское государство испытывало величайшее бедствие, а город Курск, разоренный полчищами Батыя, пришел в запустение. 8 сентября 1295 года, в день Рождества Пресвятой Богородицы, небольшая дружина охотников из Рыльска прибыла на охоту к реке Тускоре, в 27 верстах от Курска. Один из этих охотников, муж благочестивый и благоговейный, высматривая добычу в лесу, нашел небольшую икону, лежавшую лицом вниз на корне дерева. Едва он поднял икону, чтобы рассмотреть ее, как из того места, где лежала св. икона, забил сильный многоводный источник чистой воды. Икона оказалась «Знамения» Божией Матери. Охотник, нашедший икону, понял, что это не простая икона. Он созвал своих спутников, и они общими усилиями сейчас же срубили небольшую часовенку, в которой и поставили обретенную икону. Жители Рыльска, узнав о новоявленной иконе, стали посещать ее для поклонения, и от иконы стали источаться многочисленные чудотворения.

Рыльский князь Василий Шемяка, узнав об иконе, приказал перенести ее в Рыльск, что и было сделано с большим торжеством: весь город вышел навстречу чудотворной иконе, приближавшейся с крестным ходом. Только сам Василий Шемяка уклонился от участия в этом торжестве – и ослеп. После усердного покаяния и молитв перед иконою, он опять прозрел. В благодарность за это он соорудил в Рыльске храм Рождества Пресвятой Богородицы, где и была поставлена икона, и с тех пор, в день явления её 8 сентября установлено ежегодное празднование.

Но недолго пробыла икона в Рыльске. Трижды она чудесно исчезала из Рыльска, и ее находили в том месте, где она явилась впервые охотнику. После этого рыльчане поняли, что Божия Матерь благоволит, чтобы икона оставалась на месте явления, и соорудили новую часовню и оставили ее там навсегда.

В 1385 году Курская область была снова опустошена татарами. Они хотели сжечь часовню и икону, но деревянная часовня не загоралась. Живший при часовне священник, о. Боголеп, объяснил им, что причина этого чуда - в иконе. Тогда разъяренные татары разрубили икону пополам и разбросали половинки в разные стороны, а часовню сожгли. Священника они взяли в плен, и он в Крыму пас татарские стада. Спустя некоторое время он был выкуплен послами Московского князя, приходившими в Орду, и возвратился к месту, где была часовня. После долгих поисков с постом и молитвою, он нашел обе половинки святой иконы, сложил их вместе, и они срослись так, что не осталось никакого следа от разреза, и только на его месте выступило нечто, «аки роса».

Курская-Коренная икона Божией Матери «Знамение»
Город Курск был восстановлен в 1597 году, при царе Феодоре Иоанновиче, и тогда же, по его повелению, икона была доставлена в Москву, где благочестивый царь много молился перед ней и вставил ее в раму с изображением Господа Саваофа вверху и пророков, пророчествовавших о Божией Матери, по сторонам. Царица Ирина Феодоровна украсила икону богатой ризой, после чего икона вернулась обратно в свою часовню. В том же году, с помощью царя, на месте часовни был воздвигнут храм Рождества Пресвятой Богородицы и основан монастырь, а над источником на месте явления Иконы выстроена была другая церковь во имя Живоносного Источника. Новый монастырь стал называться Коренной пустынью, в память явления иконы при корне дерева.

В 1598 году, при нашествии крымских татар на юг России, св. икона была для большей безопасности перенесена в Курск, а в пустыне был оставлен точный список с нее. В 1603 году Лжедмитрий I взял ее из Курска в свой лагерь в Путивль, а затем в Москву, где она находилась в царских хоромах до 1615 года, когда она вернулась, по повелению царя Михаила Феодоровича, в Курск и была поставлена в Курском соборном храме, а в 1618 году - в соборе Знаменского монастыря. С тех пор большую часть года икона проводила в Курске, а в Коренную пустынь она переносилась лишь на время. С 1806 года, по Высочайшему повелению, было определено, что икона должна находиться в Коренной пустыни с пятницы 9-й седмицы по Пасхе и до 12 сентября. В эти дни св. икона переносилась из Курска в Коренную пустынь и обратно торжественным крестным ходом, который растягивался на весь путь от Знаменского монастыря в Курске до Коренной пустыни - 27 верст. Этот порядок соблюдался до 1919 года, когда икона отбыла за границу.

Икона и её списки сопровождали русское воинство во многих походах. В 1676 году икона путешествовала на Дон для благословения Донских казачьих полков. В 1684 году Государи Иоанн и Петр Алексеевичи прислали в Коренную пустынь список со иконы с повелением, чтобы этот список сопровождал в походах православных воинов. В 1687 году икона посылалась в «большой полк». В 1689 году списки с иконы были даны полкам в Крымский поход. В 1812 году список с иконы был послан к князю Кутузову в действующую армию.

Также перед этой иконой молился и ещё ребенком получил свое первое исцеление преподобный Серафим Саровский.

В ночь с 7 на 8 марта 1898 года злоумышленники революционеры-безбожники решили взорвать чудотворную икону, но, несмотря на страшные разрушения в соборе вокруг иконы, сама икона осталась невредима.

12 апреля 1918 года икона была украдена из собора Курского Знаменского монастыря, ограблена, но 2 мая опять была найдена и опять вернулась на свое место. Наконец, в 1919 году, в сопровождении епископа Курского и Обоянского Феофана и нескольких из братии Знаменского монастыря, икона ушла за границу, через Константинополь, в братскую Сербию. В 1920 году она вновь, по просьбе генерала Врангеля, посетила землю Русскую в Крыму и оставалась там до общей эвакуации Русской Армии ген. Врангеля в первых числах ноября 1920 года. Икона возвратилась в Сербию, где и пребывала до 1944 года, когда, вместе с Архиерейским Синодом Русской Зарубежной Церкви, выехала за границу, находилась в Мюнхене (Бавария), при митрополите Анастасии. В 1950 году митрополит Анастасий из Мюнхена переехал в Америку. С того же года под Нью-Йорком была создана Ново-Коренная пустынь для принятия чтимого образа, который прибыл в США 5 февраля 1951 года в сопровождении архимандрита Аверкия (Таушева). Встреченная епископом Серафимом в аэропорту, святая икона была немедленно доставлена на монастырской машине в Ново-Коренную пустынь. С 1957 года икона пребывает в посвященном ей главном соборе Архиерейского Синода в Нью-Йорке.

12

Мартина написал(а):

А вот эта икона несколько раз была у меня в доме  и однажды явила чудо

Да , как интересно . А можно узнать подробности , если это удобно конечно .

13

Sorin написал(а):

А можно узнать подробности , если это удобно конечно .

Икону возят по Америке каждый год и раз в 3-4 года она приезжает к нам. Можно заранее попросить о визите, и сопровождающие привезут икону на дом за небольшое пожертвование - размер зависит от жертвователя.

В тот раз, когда привезли икону,  я в доме была одна. Как положено, отслужили небольшой молебен и уехали, а я позвонила подруге, чтобы поделиться впечатлениями - не каждый день можешь поклониться такой древней святыне. Пока рассказывала, почувствовала в воздухе удивительный аромат - вроде и цветочный, и немного ладанный -  но точно никогда ранее мне не встречавшийся. У меня хорошая память на запахи и тонкое обоняние.  Как человек рациональный, я пошла искать источник аромата -  может, думала, ладан обронили или  еще что. Ничего не нашла. Не нашла и места самой сильной концентрации - аромат был как бы разлит по всему дому. Минут через 20 я перестала его ощущать. Позвонила опять подруге и стала рассказывать о случившемся и строить разные предположения, и благодарить Царицу Небесную.  И тут опять меня окутало облако этого аромата. К галлюцинациям не склонна, к религиозному экстазу тоже, хотя человек глубоко верующий с детства.

В нашей семье уже было чудо, связанное с иконой. Во время войны моя тетя с семьей была пешим порядком этапирована немцами из Шлиссельбурга. Под Оредежем, деревня Торковичи, они увидели сгоревшую избы, в которой сохранился только красный угол с иконой Владимирской Божьей Матери. Тетя икону взяла и спрятала на груди и так с ней и шла. В какой-то момент она подошла к участку дороги, который оказался заминированным, о чем никто не знал. Тетя прошла через мины, а те, кто пошел за ней - подорвались.

14

Мартина написал(а):

чтобы поделиться впечатлениями - не каждый день можешь поклониться такой древней святыне

Спасибо  Мартина . Очень  любопытная история .Кстати ,что бы не говорили безбожники и атеисты ,а во всех  религиях мира ,есть такое понятие как особая энергетика благодати  Намоленные Храмы, намоленные иконы, намоленное место , предметы (быта ,оружия, инструментов, средств передвижения по воде, воздуху и земле т.е. творений человека + ....?  :) ) Т.е, мы касаемся очень непростой области ощущений и восприятий - где легко сбиться на субъективизм  :glasses:  Но в то же время и понятие, и явление - существуют. Кто был, скажем, в почитаемых религией местах (не важно где- Рим , Сергиев-Посад, Иерусалим , Кааба, Киев ,и.т.д) - хорошо меня поймут.Кмк, это энергии такого порядка на которые современная наука ,только пытается дать ответ . Это, как раздел гомеопатии в медицине , (может это и не самое удачное сравнение ),но , не важно как ,но это работает при умелом использовании

15

Две чудотворных афонских иконы

http://s019.radikal.ru/i606/1207/2c/1cc1ea8f32d7.jpg
http://s019.radikal.ru/i617/1207/7b/15f393024e98.jpg

16

Неопалимая Купина
http://s58.radikal.ru/i161/1207/38/5339598c1fa6.jpg
Подробности Неопалимая Купина"
Богородица в поясном изображении с Младенцем на левой руке.
Десницей Она держит лестницу, окружена четырьмя херувимами.
В лучах синей 4-х конечной звезды представлены ангелы в поясном изображении.
В лучах красной 4-х конечной звезды изображены символы евангелистов - Марк (орел), Лука (бык), Иоанн (лев) и Матфей (ангел).
Между лучами этих звезд помещено 8 сцен (по часовой стрелке):
1 Дух славы ангелы ... и мглы ночью
2 Ангелы мразу и леду благоразумия
3 Ангел отсечение противу верующих
4 Ангелы дугою и облаком Господь вселенную кторым
5 Дух разума ангел гласом одержымыя
6 Дух опаления ангелин молния и гром хотящий
7 Ангелы огнь палящ проявля
8 Дух премудрости ангелы
По углам четыре ветхозаветных пророчества о Боговоплощении:
1 Видение Моисею огненной купины (слева вверху)
2 Древо Иессеево (справа вверху)
3 Видение Иезекиилю врат (слева внизу)
4 Видение Иакову лествицы (справа внизу)
подпись:
"... виде на востоце врата затворена и рече Господь ко мне: "Врата сия затворена будут и не отверзутся ... то же пройдет сквозе их то ..."
подпись:
"Спал Яков на месте том ... лествица оутвержица на землю енже глава досязаше до небес ангелы Божии восхождаху нисхождаху по ней"
На боковых полях даны изображения в рост:
слева - Архангел, свв. Симеон и Мина;
справа - свв. Георгий, Иоанн Воин, Стефанида.

17

"Величит душа Моя Господа"
из церкви Николы Рубленого в Ярославле, XVII в.

http://s017.radikal.ru/i440/1207/76/962b13f92f18.jpg
«Наряду с обычными сюжетами на тексты житий святых и Евангелия ярославские иконописцы середины XVII века создавали немало аллегорических композиций, в образах которых воплощались замысловатые темы торжественных церковных песнопений, исполнявшихся в дни праздников. Эти сюжеты привлекали их своей красочностью, возможностью давать новые композиционные решения, насыщенные разнообразными сценами, в которых элементы реального причудливо переплетались с фантастическими. В отличие от столичных мастеров, строивших такие композиции по принципам строгой симметрии, ярославские иконописцы при выполнении подобных задач строгому соответствию всегда предпочитали гармоническое равновесие. Аллегорические изображения на иконах местных мастеров выглядят всегда более живописными и менее шаблонными по композиции, нежели на иконах, созданных в Москве. Именно так составлено многофигурное изображение на иконе середины XVII века "Величит душа Моя Господа"» (Масленицын С.И. Ярославская иконопись).

18

СПАСТИ ХОТЯ МИР
Ювелирная мастерская Н.Балмасова
Ярославль, XX в

http://s47.radikal.ru/i117/1207/ca/45572d0723e9.jpg
http://s018.radikal.ru/i516/1207/b1/e8d1761e6b4d.jpg

19

МНОГОЧАСТНАЯ икона с образом ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ УСПЕНИЕ
Израиль, частное собрание.
http://s53.radikal.ru/i142/1207/14/89e151216852.jpg

МНОГОЧАСТНАЯ икона ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
с образами Воскресение Христова-сошествия во ад, св.пророка Илии, св.мч.Варвары
Израиль, частное собрание.

http://s57.radikal.ru/i158/1207/60/54a89d0d8540.jpg

20

ПОКРОВ

Палех, начало XIX в.

Дерево, левкас, темпера.
32.8 x 27.9 см.
Частное собрание

http://s018.radikal.ru/i524/1207/13/a2a98b510ae3.jpg
ПОКРОВ

Санкт-Петербург, 1840-1850.

Дерево, левкас, темпера.
55х45 см.
Частное собрание

http://i038.radikal.ru/1207/b3/ce6ae92a14e9.jpg

ПОКРОВ

Центральная Россия, 1850-1875.

Дерево, левкас, темпера.
44х38 см.
Частное собрание

http://s019.radikal.ru/i639/1207/f1/c9ce2f355124.jpg

21

Sorin написал(а):

Спасибо  Мартина . Очень  любопытная история .Кстати ,что бы не говорили безбожники и атеисты ,а во всех  религиях мира ,есть такое понятие как особая энергетика благодати  Намоленные Храмы, намоленные иконы, намоленное место , предметы (быта ,оружия, инструментов, средств передвижения по воде, воздуху и земле т.е. творений человека + ....?   ) Т.е, мы касаемся очень непростой области ощущений и восприятий - где легко сбиться на субъективизм    Но в то же время и понятие, и явление - существуют. Кто был, скажем, в почитаемых религией местах (не важно где- Рим , Сергиев-Посад, Иерусалим , Кааба, Киев ,и.т.д) - хорошо меня поймут.Кмк, это энергии такого порядка на которые современная наука ,только пытается дать ответ . Это, как раздел гомеопатии в медицине , (может это и не самое удачное сравнение ),но , не важно как ,но это работает при умелом использовании

Совершенно с Вами согласна. В конце 80 Владимирский собор в Питере, в котором отпевали Арину Родионовну, передали, наконец, обратно церкви, после многих десятилетий использования в качестве склада, различных учреждений, и даже кинотеатра. Я побывала там вскоре после освящения: чисто, пусто, и холодно - только возле самого алтаря некое "теплое"  ощутимо позитивное - пространство. Через пол-года пространство значительно увеличилось. Иначе как позитивной, намоленной энергетикой, объяснить сие явление не могу. Что касается использования энергетических полей для лечения - я давно и всерьез занимаюсь литотерапией, гомеопатией, и, в некоторой степени, биоэнергетикой - даже степень магистра имею и небольшую практику. Фантастически интересно работать с камнями и биополями, и результаты обнадеживают.

22

У нас в Русском музее была выставка Ярославской иконы - совершенно незнакомая мне прежде школа, поразительно интересная. Особые цвета - часто использовался зеленый и розовый, что  довольно необычно. Вот линк на сайт музея с архивом икон. http://tmora.org/online_exhibits/exhibi … troduction
Обратите внимание на икону Божьей Матери Боголюбской - по преданию, она явилась Князю Андрею и ее одежда написана согласно его описанию.
http://s1.uploads.ru/i/rDxn3.jpg
Интересно, что на на иконе http://tmora.org/online_exhibits/exhibi … marginal-s - Иуда внешне похож на Петра I, что на фотографии, возможно, менее очевидно, чем на оригинале. Не менее интересна икона "Отечество", прежде всего потому, что изображения Бога-Отца   запрещены в иконографии Большим Московским Собором в 1667, а эта икона, писанная в 1650 гг. использовалась для патриаршей сени для предполагаемого визита патриарха в 70-х. Есть предположение, что украшая запрещенной иконой сень московского патриарха ярославцы выражали свое недовольство удалением Ионы, митрополита Ростовскогой и Ярославского,  сподвижника патриарха Никона, из Москвы, где он в 1664 г. местоблюстителем Патриаршего престола.
"Упомянутые иконописные изображения не только не соответствуют церковному канону: они таят в себе духовную опасность. Эти образы могут создать у человека впечатление, будто Бог Отец на самом деле «выглядит» как седовласый старец, а Святой Дух как голубь. В данном случае полностью утрачивается катехизический смысл иконы: она внушает ошибочное, ложное представление о Боге, не соответствующее церковному Преданию. По мысли святителя Григория Нисского, любое понятие, созданное нашим умом для того, чтобы попытаться постичь и определить Божественную природу, приводит лишь к тому, что человек превращает Бога в идола, но не постигает Его.  " (Архиепископ Иларион (Алфеев) "Богословское значение иконы"). 
Интересно, также, что подобные иконы, где  используется описание видения пророка Иезикила, послужили темой для многочисленных  дебатов по поводу  "колесницы Иезикила" - она же ракета. при некотором напряжении фантазии можно интерпретировать "крылатые колеса" как сопла ракеты :)http://s1.uploads.ru/i/tGSQw.jpgНовгородское "Отечество" XIV века
http://s1.uploads.ru/i/PkV5i.jpg

Отредактировано Мартина (2012-07-17 23:31:49)

23

Мартина написал(а):

Что касается использования энергетических полей для лечения - я давно и всерьез занимаюсь литотерапией, гомеопатией, и, в некоторой степени, биоэнергетикой - даже степень магистра имею и небольшую практику

Я в курсе ,по ганзе ( отстаивал нападки малообразованных  оппонентов по поводу холистической медицины).Дело в том , что я то, как раз являюсь представителем очень жесткой системы знаний и практики -нейроанестезиология и реанимация . Но мой опыт познания и практика подвинули меня ( неисправимого циника кстати по жизни  :blush: ) искать и другие методы исцеления . И да, Вы правы ,есть много …. чего не снилось нашим мудрецам   ;)

24

две "Минских". На них Богородица без скипетра (традиционно - с ним). И обратите внимание, какова "звезда" на мафории Богородицы

Минская
XVII в.
http://s017.radikal.ru/i442/1207/f5/fd3d684e6ccc.jpg

Минская
XVIII в.

http://i035.radikal.ru/1207/f8/f5220f469428.jpg

25

ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ
Болгария, XVIII в.

http://s017.radikal.ru/i425/1207/ec/6cd04905a716.jpg

У меня бабушка болгарка  :) Павлова Елизавета

Основу сюжета составляют тексты евангелий и Деяний апостолов, повествующие о Вознесении Христа на небо в сороковой день по Воскресении.
"И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отделяться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью. И пребывали всегда во храме, прославляя и благословляя Бога" (Лк.24:50-53).
"До того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал, которым и явил Себя живым по страдании Своем со многими верными доказательствами, в продолжении сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием; и, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от меня... Но вы примите силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли. Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде. И сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? "Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо" (Деян.1:9-11),(Мк.16:19).

Эти тексты обходят молчанием присутствие Богородицы. Но на иконе Она занимает центральное место среди апостолов и ангелов. Противоречит историческим данным и присутствие здесь ап. Павла (он не имел ещё никакого отношения к христианству и был еще Савлом), который изображается во главе апостольского круга вместе с апостолом Петром. Евв. Лука и Марк - из числа 70-ти, хотя и были в числе присутствующих, к кругу собственно двенадцати апостолов не приадлежат; однако они изображаются именно в числе двенадцати. Евангелия, которые держат евангелисты на иконе, еще не были написаны и т.д.
Но икона - это образное выражение Священного Предания Церкви, живущего в Священном Писании и богослужебных текстах. Поэтому вне службы праздника в целом невозможно ни понять, ни разобрать ни одной праздничной иконы.
Богослужение Вознесения подчеркивает присутствие Богородицы в завершительном акте присутствия на земле Ее Сына.
Например: "...пришел еси со ученики Твоими на гору Елеонскую, имея Рождшую Тя Творца и всех Содетеля..." (стихира литийная на Слава и ныне). Или - что может быть выразительнее прямого обращения к Ней: "Се Сын Твой, Богородице,...востече к небесным" (тропарь 8-й песни канона). Причина Ее присутствия здесь вытекает очевидно из Ее роли в деле воплощения. "Воплощение было не только делом Отца, Его Силы и Его Духа, но и делом воли и веры Девы Марии. Без согласия Пречистой, без содействия веры, оно было бы также неосуществимо, как и без содействия самих трех Лиц Божества. Бог делает Ее Своей Матерью, лишь научив и убедив Ее, и принимает от Нее плоть, которую Она дает Ему по Своей воле" (Николай Кавасила). В Ее лице человечество дало свое согласие на воплощение Искупителя, на то, чтобы Слово стало плотию. Поэтому, будучи необходимым условием спасения со стороны человеческой, Она "рождшая всех Творца и всех Содетеля", и изображается на иконе Вознесения как непосредственное свидетельство Его воплощения. Именно Ей, "матерски паче всех болезновавшей, подобаше славою плоти Его премногия насладиться радости" (стихира литийная на Слава и ныне), дано видеть Его преславное Вознесение, торжество принятого от Нее человечества, обоженного и поставленного превыше небес одесную Отца.
Будучи в самом прямом смысле храмом невместимого Бога, храмом предуготованным ветхозаветным человечеством, Она изображается здесь как образ обновленного во Христе человечества, как образ Церкви.
Как в Вознесении, так и в Пятидесятнице, мы сталкиваемся с одним и тем же явлением соответствия иконы службе праздника: богослужение Вознесения утверждает присутствие Богородицы среди учеников при Вознесении Христовом и икона этого праздника изображает Ее, помещая в центре всей композиции, несмотря на то, что в новозаветных текстах нет на это ни малейшего намека.
В иконе Вознесения, праздника "завершенного спасения", Богородица находится в центре и во главе группы, которая есть достояние Спасителя, стяжанное Его кровью, оставляемое Им телесно на земле, - Церковь, которая через обетованное сошествие Святого Духа в наступающую Пятидесятницу получит всю полноту своего бытия.

26

ЕЛЕУСА (УМИЛЕНИЕ)
Болгария XIII-XIVвв
http://s017.radikal.ru/i416/1207/01/c110357b691b.jpg

27

Мартина написал(а):

И обратите внимание, какова "звезда" на мафории Богородицы

Если посмотрите на Курскую Коренную, то на окладе у нее тоже шестиконечная звезда, но этот символ стал употреблятся как  символ  иудаизма сравнительно недавно. А сама по себе гексаграмма где только не встречается. Одно из толкований гексограммы в православии -  утренняя звезда.  «Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, тому дам власть над язычниками <...>  и дам ему звезду утреннюю (Откр.2:26,28). Обетование утренней звезды - это обетование Самого Христа.

28

Мартина написал(а):

но этот символ стал употреблятся как  символ  иудаизма сравнительно недавно

Да, емнип конец 19-го начало 20- века привязка к определенным  идеологиям  ,звезда ,крест ,и т.д.

29

СВ.ПРП.НИЛ СТОЛОБЕНСКИЙ с иконой ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

частная коллекция Willamo, Финляндия

http://s001.radikal.ru/i194/1207/25/7890bef53e0f.jpg

Святые преподобные Амфилохий и Иов Почаевские
http://s019.radikal.ru/i619/1207/4a/d62374b5f99f.jpg

30

Мне очень нравится эта икона ,точнее образ

Святой апостол Лука

http://s018.radikal.ru/i502/1207/20/93c31dedd020.jpg