"В 1951 г. в Англии вышла примечательная книжка под названием "RUSSIAN PURGE and The Extraction of Confession". В качестве авторов фигурировали Ф.Бек и В.Годин. Под этими псевдонимами скрывались Константин Феодосьевич Штеппа, бывший советский демонолог и редактор нацистской киевской газеты "Новое украинское слово" и Фриц Хоутерманс, немецкий физик, в 1935 г. из-за своих прокоммунистических взглядов приехавший работать в СССР, поселившийся в Харькове, там же и арестованный в декабре 1937 г. (В 1940 г. его выдали Германии, а в 1941-м он написал статью "К вопросу о вызове цепной ядерной реакции", в которой - еще до открытия плутония - предсказал существование трансурановых элементов и их использование для производства энергии. Статья, впрочем, не оказала влияния на немецкий атомный проект.)
Помимо прочего в книге приводятся различные теории, с помощью которых в СССР (в тюрьме и на воле) пытались объяснить репрессии:
1. Официальная теория.
Авторы оговариваются, что на самом деле их две: то, что рассказывается публике и то, что реально думают партийные боссы, поясняя, что знаний о второй у них немного.
Фундаментальными догматами большевизма являются
а) коммунизм - это закономерная и высшая ступень развития человечества
б) путь к мировому коммунизму и мировой революции лежит через приход пролетариата к власти и диктатуру пролетариата
в) главная задача победившего в одной стране пролетариата - укреплять свою власть и при любых обстоятельствах удерживать ее
Последняя цель оправдывает любые средства ее достижения. И хотя официальная теория отрицает систематический и массовый характер арестов, она признает возможность отдельных фактов беззакония, но настаивает, что это необходимое зло - "нельзя сделать омлет, не разбив яиц".
2. Теория "фашистов".
Наивная теория, превалирующая среди ортодоксальных коммунистов: в НКВД и в высшие партийные органы проникли фашисты, с целью разрушить советскую систему изнутри.
3. Теория рабочей силы.
Тоже распространена среди лояльных коммунистов. Для развития промышленности на огромной территории СССР нужна рабочая сила, а найти достаточно добровольцев, стремящихся работать в таких условиях непросто. народные массы не стремятся к самопожертвованию. Поэтому государству приходится принимать решительные меры. Без них строительство Беломорканала или канала Москва-Волга было бы невозможно.
4. Теория Иова.
Репрессии объясняются причинами, которые неизвестны ни арестованным, ни следователям. Возможно, в высших партийных кругах, но лишь в них, эти причины известны. Советский гражданин должен верить партийным лидерам, у которых есть основания не разглашать действительные причины репрессий.
5. Теория социальной профилактики.
Широко распространена особенно среди работников НКВД. В то время как уголовный кодекс в буржуазных странах наказывает лишь за криминальные проступки, юное растущее советское государство, которому постоянно угрожают снаружи и изнутри, вынуждено защищать себя и против потенциальных преступлений, нарушений закона и "преступного мировоззрения". Наказания за потенциальные преступления столь же оправданы как и наказания за действительные. Более того, лучше предотвратить болезнь, чем ее лечить.
6. Теория снежного кома.
Была популярна в тюрьме и объясняет масштаб репрессий масштабом доносительства. Изначально репрессии не были запланированы в таком объеме, но в процессе следствия автоматически втягивается все более и более широкие слои населения.
7. Теория плана и встречного плана.
В экономической жизни СССР большую роль играет планирование. Когда какой-то организации сверху спускается план, зачастую она выступает со встречным планом, еще более амбициозным. Так как очищение страны от политических врагов такая же часть советской жизни как, к примеру, производство стали, здесь сработал тот же метод и началась многоходовая игра в "план/встречный план" между верхушкой НКВД и их подчиненными.
8. Теория возмездия.
Каждый политзаключенный в советских тюрьмах в чем-то виноват и должен искупить эту вину. Его арест - удар судьбы, напоминающий ему об этом, пускай обвинения и не имеют ничего общего с его действительным грехом.
9. Теория пятен на солнце.
Никакой метафорики, объясняла ежовские репрессии увеличением количества пятен на солнце. Авторы связывают ее с Иваном Наумовичем Дубовым, с их слов, возглавлявшим международную лигу безбожников. На самом деле И.Н.Дубовой был военным, а речь идет об его отце, Науме Ипатьевиче Дубовом, действительно входившем в Центральный Совет Союза воинствующих безбожников. Дубового-младшего расстреляли в 1938-м, Дубовой-старший умер в 1941-м в казахстанской ссылке.
10. Теория сынов Израиля в пустыне.
Моисей и 40 лет в пустыне. Дореволюционное время это Египет, страна обетованная - социализм, но достигнут ее только те, кто натерпелся достаточно лишений, блуждая по пустыне.
11. Теория мальчика для битья.
Была рассказана авторам священником, напомнившем об Ионе, брошенном в море не потому, что он был более виноват, чем его товарищи, а потому что выбор пал на него. При советской власти люди так настрадались, что власти нужны козлы отпущения, на которых можно направлять народный гнев.
12. Теория партийной борьбы.
Любима бывшими меньшевиками, бухаринцами и троцкистами. У Сталина, пришедшего к власти после смерти Ленина, не было собственных убеждений, он стремился лишь к консолидации собственной власти, в политических же вопросах он вполне приспособленченски метался из одной крайности в другую. После голода начала 30-х он понял, что единственным выбором является ликвидация советской системы как таковой и введение тоталитарно-фашистского режима. Так как в лоб объявить о ликвидации компартии было невозможно, он занялся систематической ликвидацией его членов, заменяя их людьми, которых объединяли уже не идеалы, а лишь жажда власти, которую он им давал.
13. Бонапартистская теория.
Вариация предыдущей, подчеркивающая личные амбиции Сталина, его стремление к собственному возвеличиванию, его национально-патриотические чувства, хотя он был чужаком в этой стране как когда-то Бонапарт. Порой ему приписывали даже монархические притязания.
14. Теория мании преследования цезаря.
Обсуждалась лишь шепотом. Когда в руках одного человека концентрируется невероятная власть, у деспота зачастую начинается мания преследования, он не доверяет даже ближайшему окружению. Поэтому, чтобы деспот чувствовал себя в безопасности предпринимаются самые фантастические меры предосторожности. Предполагалось, что Ежов умело играл на боязни Сталина перед покушениями и эксплуатировал ее.
15. Теория неоабсолютизма.
Изложена профессором истории, сравнивающим советское государство с азиатскими империями античности и средневековья. У азиатских деспотий и современного советского государства есть общая черта - в основе власти правящей группы не владение средствами производства, а контроль за ниами, осуществляемый на должностной основе. Сначала этот контроль осуществляла "старая гвардия", которая зачастую была неспособна решать поставленные задачи и жила старыми заслугами. Когда подросло новое, более квалифицированное, поколение управленцев, время "старой гвардии" прошло.
Теория неоабсолютизма объясняет ежовщину восстанием низших партийных слоев против высших, поддержанным Сталиным, который решил опереться на низшие партийные слои и народные массы для удержания власти.
16. Теория социального конвейера.
Социалистическое общество осталось кастовым. Появление и продвижение новых членов каст требовало ликвидации прежних. С точки зрения центральной власти, предыдущее поколение, контролируя социалистическую собственность, вовсю пользовалось соотв. материальными благами, но не имело никаких преимуществ перед последующим. Его удаление позволило сохранить бюрократическую систему нетронутой: новое поколение просто заняло кабинеты, дома и кресла прежнего.
17. Азиатская теория.
Распространена среди иностранцев. Монголо-татарское иго, варварское правление бояр и царский гнет не могли пройти для России бесследно. Россия никогда не знала политических свобод, поэтому современный социализм, продукт западного ума, не привел в России к свободе и демократии, а лишь к жестокости и насилию, т.е. азиатским формам, связанным не с характеристиками социальной системы, а с чертами национального характера русских. " (с)