Монеты, имевшие хождение в Иудее в начале I века н. э.
началу I века н. э. денежная система Иудеи была основана на древнегреческих стандартах, которые характеризовались следующими б
азовыми соотношениями: 1 талант = 60 мин = 3000 статеров = 6000 драхм; 1 статер = 2 драхмы (дидрахма) = 12 оболов = 96 халков. В виде монет чеканились только статеры, драхмы, оболы, халки, их фракции (например, гекта — 1⁄6 статера) и им кратные (например, тетрадрахма — 4 драхмы). Талант и мина были исключительно счётными понятиями. При этом древнегреческая монетная система всегда характеризовалась множеством стандартов, отличающихся различным содержанием драгоценного металла в монете и/или использованием в качестве базового монетного металла золота или серебра,— Александр Зограф выделяет не менее пятнадцати таких стандартов[49]. Территориально и исторически наиболее близким к Иудее был финикийский с монетным двором в Тире, который к началу событий Нового завета чеканил статеры (шекели, сикли) с содержанием серебра около 14,2 грамма[14].
Сформировавшаяся к тому времени система мер и весов самой Иудеи, иногда называемая талмудической, исходила из аналогичных основных соотношений: 1 талант (киккар) = 60 мин = 1500 священных (библейских, тяжёлых, двойных) сиклей (шекелей) = 3000 простых (лёгких, половинных) сиклей (шекелей)[50]. Все перечисленные единицы были исключительно счётными понятиями. В виде монет на территории Иудеи, как было отмечено в предыдущем разделе, чеканились только медные пруты, приравненные к халку Селевкидов[51] или 1⁄96 статера (шекеля). Однако в I веке н. э., как и во времена Ветхого завета, наиболее значимыми для евреев были сикли (шекели): счётный лёгкий сикль был эквивалентен дидрахме (статеру финикийского стандарта), тяжёлый — тетрадрахме (финикийскому дистатеру)[10]. Их место в денежной системе Иудеи объясняется регламентом уплаты местного священного налога, который со времён исхода евреев из Египта (Исх.30:11—16) взимался со всего взрослого населения на нужды Иерусалимского храма и которому посвящён трактат Шкалим (Шекалим), являющийся частью Талмуда (его отдельные фрагменты начали появляться ещё в период царствования Хасмонеев, а окончательно оформились во II—III веках н. э.). Поскольку законоучители предписывали платить этот налог священными полусиклевыми монетами (отсюда название налога — полусиклевый или просто сиклевый), то накануне срока уплаты по всей стране появлялись менялы («шулхани», «столечники», в Новом завете — «меновщики», др.-греч. τραπεζίτης, κολλυβιστής, κερματιστής — именно их изгнал из храма Христос), которые разменивали любые монеты именно на полусиклевые (прежде всего на тирские статеры-шекели), взымая за такую операцию определённую комиссию («лаж», «колбон»)[52][14].
В 6 году нашей эры Иудея стала римской провинцией. Причём как раз в годы правления Августа (римский император с 27 года до н. э. по 14 год н. э.) в самом Риме была произведена денежная реформа, в результате которой установилась следующая система номиналов и их соотношений (полный список приведён в таблице): 1 ауреус = 25 денарев = 100 сестерциев = 400 ассов = 1600 квадрансов[53][54][55]. Сестерций и монеты более низкого достоинства предназначались для обращения прежде всего в метрополии, в провинции они проникали редко и случайно. Задача снабжать их внутренние рынки мелкой разменной монетой ложилась на местные монетные дворы[54]. При этом долгое время Рим очень осторожно относился к навязыванию покорённым территориям своих монетных стандартов. Даже те монеты, которые выпускались в центре, но специально для обращения в провинциях, чеканились с местным внешним видом и по местной монетной стопе. Основной задачей при этом являлось поддержание устойчивых соотношений между ключевыми провинциальными монетами, которые, как правило, являлись кратными или фракциями драхмы или статера, и основной римской денежной единицей — денарием. Последний был сначала несколько тяжелее, а потом несколько легче драхмы (точнее, тяжелее одних драхм и легче других), но обычно к ней приравнивался с некоторыми оговорками, вытекающими из множественности стандартов древнегреческой монетной чеканки. Так, например, более тяжёлая тетрадрахма (4 драхмы), чеканившаяся в сирийской Антиохии, приравнивалась к четырём денариям, более лёгкие малоазиатские кистофорные тетрадрахмы и финикийские дистатеры — к трём, по сути биллонная тетрадрахма Птолемеев (александринер) — к одному денарию[56][57][58][54]. Процесс унификации денежных систем метрополии и провинций происходил на протяжении всего периода римских завоеваний, на Ближнем Востоке — наиболее активно как раз начиная с I века н. э. Если не римляне, то сами провинции корректировали вес своих монет, чтобы приблизить их к стандартам Рима. Так, например, с вхождением Иудеи в состав империи у местных властей сохранилось право чеканить пруты, его получили и римские наместники. И те, и другие долгое время придерживались уже сложившегося греческого стандарта. Лишь Агриппа I (царь Иудеи с 37 по 44 год) резко, сразу на 18% повысил вес пруты, чтобы она стала эквивалентом древнеримского квадранса (1⁄64 денария)[59].
Эта система просуществовала примерно до 70 года нашей эры, когда, с одной стороны, римский император Нерон провёл очередную денежную реформу в самом Риме, девальвировав ауреус и денарий, с другой стороны — в результате первого иудейского восстания 66—71 годов Иудея была лишена множества привилегий, в том числе права чеканки собственной монеты.