Константин Павлович Ротов
1902-1959
График, иллюстратор, карикатурист
Родился 19.2 (4.3).1902 в Ростове-на-Дону. Отец, донской казак, долгие годы работал в Ростове-на-Дону в конторе больницы.
Окончив городское пятиклассное училище, Костя Ротов поступил в Ростовское художественное училище.
Его дарование проявилось необычайно рано: первые рисунки Ротова, публиковавшиеся в ростовских газетах и журналах приглянулись редактору петроградского юмористического журнала «Бич», известного своими юмористическими миниатюрами на злободневные темы российской жизни, и тот предложил юноше стать постоянным автором в 1917 году.
В 1920 году, когда в Ростове-на-Дону установилась советская власть, Константин Ротов уже был известен как талантливый карикатурист. С этого момента началась постоянная работа Ротова в печати. С первых же дней установления Советской власти на Дону он начал активно работать в ДонРОСТА, политпросвете и Ростовском отделении Госиздата.
Начиная с 1923 года, рисунки К. Ротова регулярно появляются в популярном сатирическом журнале «Крокодил», а в 1928 году его карикатуры становятся визитной карточкой раздела политической сатиры главной газеты страны – «Правда».
Ротов одновременно сотрудничал со многими газетами и журналами: его работы публикуют «Комсомольская правда», «Красная Нива», «Гудок», «Смехач», «Прожектор», «Бегемот» и др. издания тех лет, но главным для него оставался «Крокодил» (1922-1940).
Яркая индивидуальность и неповторимый стиль чувствуется уже в его ранних, «крокодильских» работах. Со временем он лишь добавил новые жанровые приемы, навсегда определившие своеобразие его творчества, например, его знаменитые многофигурные композиции со сложным сюжетным решением. Ротовские карикатуры обычно лишены линейной перспективы - художник созерцает происходящие в его рисунках события словно бы «с птичьего полета». В рисунках уживается реальность и фантастика; художник использует гиперболу и гротеск, оживляет неодушевленные предметы, и они начинают жить своей удивительной жизнью. Ротов – превосходный создатель запоминающегося типажа, создавший хрестоматийные сатирические образы, отмеченные тонкой психологической характеристикой. Многие рисунки Ротова 1930-х годов выполнены в виде сюжетов с развернутым повествованием. Для всего творчества художника в период 1920-х-1930-х годов характерно решение карикатур в виде иллюстративного ряда к фельетону или сатирическому стихотворению.
Неоценимый вклад внес Ротов в искусство советской книжной графики. Часто он был не только иллюстратором текста, но и оформлял книгу в целом: делал обложку, титул. Многие поколения читателей знают его замечательные рисунки к книгам Ильфа и Петрова, К.Чуковского, А.Барто, С.Маршака и С.Михалкова. Незабываемы прекрасные иллюстрации к повести А. Некрасова «Приключения капитана Врунгеля», «Старику Хоттабычу» Л.Лагина. Первый раз арестован в 1940. За ним приехали на рассвете 22 июня на подмосковную Клязьму, где он жил с семьёй на большой писательской даче. (по другой версии - его арестовали прямо на вокзале, куда он вернулся на поезде из государственной командировки в Италию).
Приговорен к 8 годам ИТЛ. Ротов был объявлен агентом германской разведки с 1929 года и, следовательно, изменником родины. Кроме того, он был осуждён по статье 58-10, часть 1: “Пропаганда и агитация против Советской власти”. Один из арестованных ранее Ротова “крокодильцев” вспомнил, что в 1934 году Ротов принёс в редакцию “карикатуру, изображавшую дискредитацию советской торговли и советской кооперации. Эту карикатуру видел ряд сотрудников редакции, большинство из которых возмущались ею”.
Отбывал в Соликамске. Вспоминал, что от сумасшествия во время одиночного заключения его спас крохотный обмылок. Им он стал рисовать на собственных брюках. Когда это невероятное полотно заполнялось изображениями, узник стирал их — и принимался за рисование снова…
В лагере работал художником. Сделал серию акварелей, посвященных Великой Отечественной войне. Оформил клуб МВД, выполнил много живописных и графических работ для Соликамского краеведческого музея. Многие его работы лагерного периода хранятся в музее в г. Соликамске, часть из них была передана наследниками художника в музей Общества «Мемориал»
Освобожден 4.01.1948 без права проживания в ста городах страны. Поселился в городе Кимры. В декабре 1948 без предъявления обвинений отправлен на пожизненное поселение в город Северо-Енисейск. Здесь участвовал в оформлении нового рабочего клуба, работал клубным художником.
В 1954 реабилитирован. Художника вызвали на допрос: “Расскажите, какую карикатуру антисоветского характера вы нарисовали в 1934 году”, показал (датировано 31 мая 1954 года):
“Никаких карикатур антисоветского характера я не рисовал. Был такой случай : я изготовил карикатуру юмористического характера, а именно — лошадь с торбой на морде. От головы до хвоста по спине растянулась очередь воробьёв, ожидающих появления помёта, которым обычно питаются воробьи. У хвоста лошади была сделана надпись “Закрыто на обед”. Никакого антисоветского замысла в эту карикатуру я не вкладывал и вложить не мог”. Далее Ротов поясняет, что на предложение редактора опубликовать эту карикатуру в “Крокодиле” он ответил отказом из-за её “несколько вульгарного характера”. Тем не менее рисунок получил некоторое хождение в партийных кругах и даже был показан Сталину, который, как передавали Ротову, “от души” посмеялся “над юмором этого рисунка”.
Художник сделал в протоколе допроса эскиз рисунка и высказал предположение, что его оригинал сохранился в альбоме, который существует в редакции “Крокодила”.
Из определения Верховного суда СССР: “…Главная военная прокуратура указывает, что проведенным дополнительным расследованием опровергнуто обвинение Ротова в том, что в 1934 году им была изготовлена карикатура антисоветского характера. Дополнительным расследованием установлено, что карикатура, которая рассматривается как антисоветская, в действительности не является таковой. В настоящее время эта карикатура изъята из редакционного альбома и приобщена к делу”.
1954-1959 активно сотрудничал в журнале «Крокодил». Занимался книжной иллюстрацией.
Для созданных Ротовым карикатур на бытовые темы и иллюстрации (преимущественно к детским книгам) характерны комизм ситуаций, подробный графический рассказ с множеством мелких забавных деталей, чёткий контурный рисунок, раскрашенный 2-3 локальными цветами.
Большинство работ автора хорошо знакомы по журналу «Крокодил», в котором Константин Павлович Ротов с вынужденными перерывами проработал с 1928 по 1959 год. Он создал замечательный, сразу полюбившийся читателям журнала «Юный техник», образ Самоделкина. Изобретательный человечек с винтиком вместо носа успешно «перекочевал» вместе с автором в журнал «Веселые картинки», где несколько лет проработал Константин Павлович, создавая удивительные по своей теплоте и юмора настоящие «веселые картинки».
Наиболее известные иллюстрации к книгам:
"Золотой телёнок" Ильфа и Петрова, 1931
"Дом переехал" Агнии Барто, 1938
"Приключения капитана Врунгеля" Андрея Некрасова, 1939
"Старик Хоттабыч" Лазаря Лагина, 1940
"Дядя Степа" С.Михалкова, 1957
"Три поросёнка" С.Михалкова, 1958.
Умер 16.1.1959 в Москве. Незадолго до этого у него отнялась правая рука. Художник стал учиться рисовать левой…
В феврале 2009 в Государственном Литературном музее прошла первая персональная выставка Константина Ротова, на которой были представлены его работы разных периодов, хранившихся в семейном архиве, включая альбомы с зарисовками 1941-1947, сделанных Ротовым в годы заключения и ссылки, а так же из собрания семьи Лебедевых - Кумачей и частных собраний. Всего было представлено более 150 работ художника.