Ровно через 10 лет после статьи в журнале "За рулем" газета "Авторевю" решила повторить эксперимент, и испытать "Святогор" - модернизированный "Москвич" с измененным передком и двухлитровым двигателем Renault. Правда, брызговики за задними колесами, которые завод стал устанавливать на конвейре, испытатели убирать не стали. Измеренный ими коэффициент Cx оказался равным 0,47, на четверь больше, чем было заявлено заводом!
Москвич-2141-00 "Святогор",
Дмитровский автополигон, 1998
Неужели завод бессовестно обманывал своих покупателей? Как бы это сказать... в общем, да. Другое дело, что такой "обман" довольно распространен в автомобильном мире. Конечно, никто не придумывает значения Cx из головы. Машину действительно испытывают. Вопрос в том, как, где, и какую именно машину.
Во-первых, коэффициент Cx можно просто вычислить, например по мощности мотора, массе машины и максимальной скорости. Расчетные методы недостаточно точны, и не позволяют определить, какая именно деталь требует доработки для того, чтобы снизить лобовое сопротивление, однако вполне могут служить официальным значением, помещенным в руководство по эксплуатации. А то, что при определении Cx таким способом можно "немного" ошибиться, можно использовать для "улучшения" параметров машины на бумаге. В конце концов, потребителя больше интересуют расход топлива и максимальная скорость, чем какой-то абстрактный коэффициент.
Во-вторых, машину можно специально подготовить: закрыть щели в решетке радиатора, заклеить стыки и проемы липкой лентой, снять зеркала, стеклоочистители, установить колпаки на колеса и спойлер на заднюю дверь. Все это, конечно, не очень красиво, но ведь заявлятся Cx автомобиля, а не автомобиля с зеркалом, правда?
Третий способ — это использование "хороших" аэродинамических установок. Поскольку все установки разные и по конструкции, и по размерам, то испытания в разных установках могут дать различные результаты. Конечно, весы аэродинамических труб тарируются с помощью "эталонных" автомобилей, но где гарантия, что если две трубы показывают одинаковый Cx для эталонного тягача, они покажут одинаковый же Cx для другого автомобиля? Напомню, финальные испытания "Москвича" проводились во Франции.
Все эти уловки и дают возможность указывать Cx, значение которого может сильно расходиться с испытаниями обычной серийной машины в конкретной аэродинамической трубе. Но все-таки 0,35 и 0,47... уж слишком велика разница. Не верится, что при такой неудачной форме задней части конструкторы АЗЛК смогли добиться великолепного на то время значения Cx только за счет измененного по сравнению с "Симкой" передка и заклеенных "липучкой" дверных проемов.
Здесь стоит вспомнить о выставке "Автодизайн", проходившей в 1988 году на ВДНХ в Москве. На выставке был показан Москвич с аэродинамическим обвесом, разработанным на заводе. Он, в частности, включал гладкие колесные колпаки, аэродинамические профили порогов и спойлер над задней дверью. Подчеркиваю, спойлер располагался не снизу двери, а в ее верхней части. Таким образом, спойлер помогал перенести линию срыва потока с нижней кромки задней двери наверх и избежать продольных вихрей, приводящих к увеличению аэродинамического сопротивления. Поскольку такая схема обтекания задка приводит к интенсивному забрызгиванию заднего стекла дорожной грязью, машина была оборудована стеклоочистителем на задней двери. Коэффициент обтекаемости этой машины был объявлен равным 0,37. Где инженеры АЗЛК добыли оставшиеся 2 "сотки" - непонятно. Так или иначе, заявленный коэффициент 0,35 был близок к правде только на сильно "затюнингованной" машине и не мог быть достигнут на серийном автомобиле. Думается, что Cx серийной машины составлял где-то 0,42-0,45.
Кроме того, вполне возможно, что при рестайлинге передней части "Москвича" в 1997 году было нарушено обтекание передка, и коэффициент лобового сопротивления, будучи и без того выше "официального", опять подрос, теперь уже за счет передней части автомобиля. Также стоит отметить, что с выпуском "Святогора" АЗЛК перестал устанавливать обтекатель под передним бампером. Стали шире шины. Брызговики вошли в стандартную комплектацию. А как изменились процессы под капотом? Это вообще никому не известно. Но то, что "Святогор-Рено" легко перегревается, говорит о наличии каких-то проблем с охлаждением. В общем, модернизированный "Москвич" стал более симпатичным, но менее аэродинамичным. Самым правильным было бы испытать не "Святогор", а "настоящий" "Москвич-2141", но по правилам машина должна быть новая, только что с конвейра, а где же ее сейчас взять?