Форум Зануды - свободное общение обо всём.

Объявление

Уважаемые форумчане! Наш форум переехал на новый хостинг и новый адрес HTTP://SVOBODA-ON.ORG

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



История создания модели 2141

Сообщений 31 страница 43 из 43

31

Например, 1,6-литровый силовой агрегат от Renault 12 получили из Аргентины - он обеспечивал Москвичу неплохую разгонную динамику благодаря своей коробке передач с хорошо подобранными передаточными числами, но не влезал ни в какие нормы по токсичности из-за допотопного однокамерного карбюратора. Пробовали ставить мотор от автомобиля Tofas 131 (это лицензионный турецкий Fiat), английские и турецкие двигатели Ford (рабочим объемом 1,6 и 2 литра), 1,8-литровый 130-сильный корейский шестнадцатиклапанник Hyundai (он оказался самым "чумовым"), 1,6-литровый мотор Toyota.[6]

http://i001.radikal.ru/0711/a9/35bc6b88cb3ft.jpg
Двигатель Ford-XLD418

http://i008.radikal.ru/0711/98/35724a763fddt.jpg
ДвигательRenault-F3R

Двигатели часто приходили на АЗЛК без технической документации, но для заводчан это не стало преградой. Специалисты в темпе отливали подходящий переходник к коробке передач, выбирали пригодный вариант сцепления (как правило, импортный ведомый диск плюс "родная" корзина), состыковывали детали выпускной системы, влезали в электронику системы впрыска, и когда японцы или французы приезжали только обсудить компоновку, им показывали уже готовый ходовой образец.[6]

Вариантов постепенно становилось все меньше - и по техническим, и по финансовым соображениям. В 1996 году работы по "моторному" проекту остановились - завод охватил кризис. И вот в 1997 году, когда окончательно выяснилось, что отношения с французами попадают в сферу межгосударственных кредитных линий, то вердикт был вынесен - место под капотом "заряженных" Москвичей займет двухлитровый восьмиклапанный двигатель Renault с распределенным впрыском.[6] Об испытаниях "Москвича" с двигателем Renault можно прочесть в 11 номере газеты "Авто-ревю" за 1997 год.

Первоначально модернизация ограничивалась только импортным мотором, но быстро стало понятно, что мощный двигатель требует соответствующих тормозов, шин, сцепления, нуждается в улучшении подвеска. Поэтому в 1998 году была проведена существенная модернизация машины, которая заключалась, в основном, в замене ключевых отечественных комплектующих на импортные. Кроме того, наконец-то стали устанавливать более подходящие классу машины шины размером 175/70 вместо давно устаревших 165/80 модели МИ-180. Самое значительное изменение во внешнем виде - обновленный передок с новыми, слегка раскосыми, фарами в стиле Peugeot, новым капотом и решеткой радиатора. Покрашенный краской "металлик", автомобиль стал выглядеть весьма привлекательно и завод счел, что он заслуживает нового имени. Машину образца 1998 года назвали "Святогором".

32

К сожалению, кризис 1998 года перечеркнул все планы. Даже до падения курса рубля находилось немного желающих приобрести отечественный автомобиль ценой выше $8000, а уж после кризиса и подавно. Таким образом, цена "Святогора" скатилась сначала до $6500, а потом и до $3000. За такую цену машину стали расхватывать, как горячие пирожки, однако завод продавал их, фактически, дешевле себестоимости. Только один двигатель Renault стоил больше, чем вся машина в сборе. Поэтому выпуск "Святогора" с двигателем Renault продлился недолго, их выпуск и продажа стали нерентабельны. Возможности выбора двигателя опять сократились до УЗАМ-3317 или ВАЗ-2106. Были созданы единичные экземляры с двигателями ВАЗ-2130 объемом 1.8л, и с 2х-литровым уфимским мотором.

Однако последняя точка в истории с подходящим силовым агрегатом для "Москвича" еще не поставлена. Смешно, но когда 15 лет назад АЗЛК просил УЗАМ о модернизации мотора, уфимцы отказались. В 2000 году УМЗ получил от АЗЛК всю документацию на двигатель серии 412 и стал официальным калькодержателем. В 2001 году УМЗ по собственной инициативе выпустил целую серию новых моторов различного объема и с разной системой питания (карбюратор или впрыск), о которых рассказал журнал "За рулем". Более того, сейчас УМЗ в состоянии производить 400 тыс. двигателей в год. Кто, интересно, будет их сейчас покупать? Ни АО "Москвич", ни Ижмаш не производят в сумме сейчас даже четверти от этого объема. Тем не менее, интересно посмотреть, что же специалисты УЗАМ смогли выжать из старого мотора.

http://i003.radikal.ru/0711/ff/e346d918ef5ct.jpg
Двигатель серии 3313, 3317, 3318, 3320

http://i048.radikal.ru/0711/f5/aec9e0629302t.jpg
Двигатель серии 331, 248

Сведения относятся к карбюраторному мотору УМЗ-3318, в скобках - отличающиеся данные двигателя УМЗ-248.
Количество цилиндров - 4. Система питания: карбюратор (распределенный впрыск). Диаметр цилиндра - 85 (88) мм. Ход поршня - 80 мм. Рабочий объем - 1,8 (2,0) л. Степень сжатия - 8,5 (9,0). Горючее - бензин АИ 91-93. Мощность - 90 (97) л. с. при 5300 (5500) об/мин. Максимальный крутящий момент - 140 (161) Н-м при 3200 (3000) об/мин. Масса - 115 кг. Габарит: 654x486x639 мм.

Самыми интересными на сегодняшний день являются впрысковые двигатели моделей 331 и 248. По конструкции они принципиально не отличаются (если, конечно, не считать систему питания) от выпускаемых УМЗ карбюраторных, но при доводке их были учтены предложения австрийской фирмы AVL, у которой большой опыт в доводке двигателей. По ее же рекомендациям в специальной версии двигателя УМЗ-248(AVL) заново спроектирован газовоздушный тракт и на 2 мм увеличен диаметр поршневого пальца. Новый компактный масляный насос с внутренним зацеплением (расположен на переднем носке коленчатого вала) и уменьшенная помпа сделали двигатель короче на 51,5 мм. Теперь его можно ставить поперечно, а на "Москвиче-2141" – разместить перед ним радиатор и заодно рациональнее скомпоновать подкапотное пространство. Об этом давно мечтали конструкторы АЗЛК.[20] Единственный недостаток мотора 248(AVL) - то, что ему требуется бензин АИ-95. Между прочим, французский двигатель не был так привередлив и "кушал" все, что дадут, от АИ-91 до АИ-98. Ему позволял это делать датчик детонации. Хотелось бы, чтобы уфимцы встроили датчик детонации в мотор 248(AVL), сделав его более всеядным.

В недалекой перспективе – разработка нового семейства моторов рабочими объемами 1,7–2,3 л. Концепция их уже определена. К фамильным признакам можно отнести алюминиевый блок цилиндров с "заливными" чугунными гильзами, многоклапанные (12, 16) головки, гидротолкатели клапанов и гидронатяжители цепи. Новые двигатели появятся через два-три года.[20]

Хотелось бы отметить, что алюминиевый блок с чугунными гильзами - это каменный век моторостроения. Фирма Audi уже давно отказалась от гильз, и изготавливает блоки из специального сорта силумина: алюминия, насыщенного кремнием. Таким образом, ее моторы сочетают легкость алюминиевого блока с простотой изготовления. Отсутствие гильз дополнительно облегчает мотор. Если уж такая солидная фирма, как Уфимское моторостроительное производственное объединение (УМПО), которому принадлежит завод автомобильных моторов (УМЗ), не может сделать современный "алюминиевый" мотор, почему бы не попытаться реанимировать проект АЗЛК десятилетней давности? "Новая концепция" с чугунными гильзами в алюминиевом блоке выдает УМЗ с головой - судя по всему, речь идет об очередной "расточке" всем известного мотора. Пусть о расточке заводской, скорее всего даже УМЗ сделает новый блок, но все равно по сути это будет тот же "четырестадвенадцатый".

Сравнивая удельный расход топлива двух карбюраторных двигателей: несуществующего ныне двигателя АЗЛК-21414 (190 г/л.с-ч), и выпускаемого сейчас УМЗ-3317 (220 г/л.с.-ч), можно воочию убедиться в древности ульяновского мотора. Можно также сравнить массу поршней в сборе с шатунами ульяновского двигателя и мотора Renault F3R и увидеть полуторакратную разницу, разумеется не в пользу "наших". Можно лишь предполагать, будет ли УМЗ проводить серьезную модернизацию мотора или нет. Став полноправным владельцем документации на нынешний двигатель, УМЗ должен выжать из "старичка" все, что возможно. Тем более, что показатели версии 248(AVL) выглядят довольно прилично. С другой стороны, а надо ли ему это? Ведь конкурентов в этом диапазоне (1.8 - 2.3 л) у УМЗ фактически нет

http://i028.radikal.ru/0711/fb/166075ed65bft.jpg

33

Со времен создания ВАЗа наша автомобильная промышленность не приковывала столько внимания. Еще бы - АЗЛК переживал крупную реконструкцию, в которую были вложены огромные деньги. Станки с ЧПУ, роботизированные тележки, автоматизированный складской комплекс, штамповочное оборудование с возможностью быстрой смены штампов, новый моторный цех... Завод должен был стать передовым по технологии производства и обеспечить быструю и безболезненную смену моделей.

В 1985 году журнал "Наука и жизнь" опубликовал интервью с тогдашним генеральным директором АЗЛК П.Коломниковым, фрагменты из которого приведены ниже.

"Гибкие технологии помогут автозаводу менять или радикально совершенствовать выпускаемую модель не раз в 10-12 лет, как это часто бывает, а раз в 3-5 лет, как этого требуют изменения технического уровня в мировом автомобилестроении и, если хотите, мода. Предельно упрощая картину, можно сказать, что сегодня переход на новую модель - это колоссальная ломка, радикальная смена чуть ли не всего оборудования, оснастки, инструмента, систем транспорта. При гибком производстве переход в основном сведется лишь к переналаживанию действующего оборудования, причем без перерывов в выпуске старой модели. Именно в этом и состоит одно из главных достоинств такого производства. Когда говорят о гибком производстве, то имеют в виду производство в основе своей автоматизированное, объединение этих двух тенденций - автоматизации с гибкостью - стало сейчас магистральным направлением прогресса в машиностроении."[8]

"Для новой машины будут введены совершенно новые мощности. Уже построен огромный новый прессовый корпус, в нем идет монтаж оборудования. Завершается строительство нового механосборочного корпуса, где на автоматических металлообрабатывающих линиях будут изготавливаться детали ходовой части машины. Два совершенно новых гигантских корпуса - прессовый и механический - это, по сути, два завода в заводе, именно в них развернется выпуск важнейших узлов и агрегатов для нового автомобиля. Новые корпуса некоторое время будут действовать параллельно со старым производством, которое затем постепенно будет сворачиваться. С вводом этих корпусов АЗЛК станет неузнаваемым. Два новых корпуса вместе с введенным несколько лет назад главным корпусом, где производится сборка и окраска кузова, а затем и сборка всего автомобиля, где он становится на колеса,- все это почти в 5 раз превышает производственные площади, на которых в послевоенные годы начинался выпуск первых моделей "Москвича". Причем за этой цифрой стоит не только увеличение количества выпускаемых автомобилей, не только улучшение самой машины, повышение ее долговечности, освоение новых технологий, но еще и резкое улучшение условий труда. Совершенствование производства - фактор не только технический и экономический, но в огромной мере и социальный."[8]

"Создается новая техническая база организации производства - электронные системы учета и управления, автоматизированные склады и транспорт. Так, скажем, рулоны стального проката прямо с железнодорожной платформы, доставившей их в корпус, автоматически сгружаются, взвешиваются и после считывания марки стали укладываются в ячейки многоярусного (вертикального) склада. Оттуда они в нужный момент будут передаваться на раскройную линию. Полученные с нее заготовки в таре (на поддонах) будут доставлены автопогрузчиком к первому прессу технологической линии или при необходимости автоматически поступят в определенную ячейку многоярусного склада заготовок. Подобным же образом готовая продукция, то есть отштампованные детали, по автоматизированному монорельсовому пути переедут в другой цех - в цех сборки-сварки кузовов. При необходимости их тоже можно направить в многоярусный склад штамповок и уже оттуда подать в кузовной цех, опять-таки по строго определенному адресу - именно на ту сварочную линию, на которую нужно."[8]

"В строящемся корпусе механической обработки будет работать несколько десятков автоматических линий, они объединят несколько тысяч металлообрабатывающих станков, роботов-манипуляторов, транспортных и контрольно-измерительных установок. Поистине производственная структура гигантских масштабов. И при этом структура не только автоматизированная, не только работающая в основном без непосредственного участия людей, но еще и структура гибкая, позволяющая любую автоматическую линию достаточно быстро перестраивать на изготовление новых, хотя и близких по важнейшим параметрам деталей. Более того, многие линии будут одновременно выпускать две разные детали, а некоторые даже три, Прочем станки будут сами узнавать, какая из деталей к ним поступила, и автоматически перестраиваться на ее обработку."[8]

Радужные перспективы, новая модель каждые три года. Были даже опубликованы некоторые вариации дизайнеров на тему уже, фактически, готовой машины. На новом, гибком производстве предполагалось производить широкую гамму моделей и модификаций, включая универсал повышенной вместимости и микроавтобус.

http://i016.radikal.ru/0711/bb/cc769e9bd5f0t.jpg

http://i032.radikal.ru/0711/18/888eed9c5375t.jpg

http://i005.radikal.ru/0711/62/cb7c10127287t.jpg

http://i042.radikal.ru/0711/43/5034d1406900t.jpg

http://i041.radikal.ru/0711/08/d9fde6299095t.jpg

34

Чем завершилось громадье планов, всем хорошо известно: одна серийная модель почти за 15 лет, низкое качество сборки, отсутствие подходящего двигателя и объемы производства, не превышающие 120 тыс. машин даже в лучшие для "сорок первого" годы.

35

Модельный ряд
Если не учитывать различные версии двигателей, то среди выпускаемых сейчас и выпускавшихся ранее моделей можно выделить следующие:

"Москвич-2141", он же "Алеко-141", он же, после рестайлинга, "Святогор" - базовая модель с кузовом хэтчбек.
"Москвич-2142" - версия с кузовом седан. На его основе малыми партиями производится удлиненная модель "Князь Владимир". В свою очередь, "Князь Владимир" послужил базой для помпезного "Ивана Калиты".
"Москвич-2335" - развозной пикап. Специально для него был сконструирован прицеп, а также разработаны матерчатый тент и жесткий пластиковый верх.
"Москвич-2901" - грузопассажирский автомобиль на базе пикапа.

36

Москвич-2141xx

Simca-1307
http://i012.radikal.ru/0711/2b/b585d4a0e757t.jpg
Год начало производства - 1975.  В 1976 году - европейский "Автомобиль года". Идейный и материальный прародитель "Москвича-2141". Крыша и остекление практически полностью перешли на "Москвич", хотя расположение силового агрегата и подвеска полностью другие.

Москвич-2141-Алеко
http://i041.radikal.ru/0711/db/48cb450b7758t.jpg
Год начало производства - 1985. Крупносерийное изготовление началось с 1986 года. Базовая модель для всех последующих "Москвичей". Дизайн хоть и вторичен, но более привлекателен, чем у оригинала.

Москвич-214122-такси
http://i004.radikal.ru/0711/ea/cd2a7779ea17t.jpg
Версия для такси - сделана на базе модели 214122, имеющей увеличенный до 1.7л. объем двигателя. Желтый цвет, все сидения, кроме водительского, из кожзаменителя, моющаяся пластиковая обивка дверей.
Автомобиль оказался недостаточно прочным для жестких условий круглосуточной эксплуатации и продавался частным лицам без специфического для такси оборудования.

Москвич-21415 - Святогор
http://i029.radikal.ru/0711/83/ff4fcccbb17et.jpg
http://i012.radikal.ru/0711/1a/3102786dd575t.jpg
Производится с 1998 года. Первоначально название относилось к полностью "упакованной" модели с измененной внешностью, салоном и силовым агрегатом. Сейчас так называют все модели АО "Москвич" с модернизированным передком. Индексы моделей начинаются, как и раньше, на 2141xx.

Юрий Долгорукий
http://i001.radikal.ru/0711/41/bf4b82b6b76ft.jpg
Один из первых "правительственных" автомобилей АО "Москвич" - удлиненный вариант стандартной модели. Так как версия с кузовом седан серийно не выпускалась, пришлось растягивать хэтчбек. Ход нетрадиционный для Северной Европы или США, но привычный для Италии или Франции.

Юрий Долгорукий-такси
http://i010.radikal.ru/0711/d5/a4a9e758f3a1t.jpg
Такси-стретч. Выглядит несколько необычно, зато очень функционально. Если поднять крышу, получится настоящий лондонский кэб

37

Москвич-2142

Talbot Solara
http://i015.radikal.ru/0711/9c/f84ef2dd5248t.jpg
Раздобыть приличный снимок модели 2142 мне пока не удалось, да и сделано было этих машин всего ничего. Но если хотите составить о ней представление, взгляните на фото слева. Это Talbot Solara 1983 года. Talbot приобрела фирму Simca и, хотя прожила после этого недолго, успела выпустить седан на базе Симки

Князя Владимир
http://i039.radikal.ru/0711/cd/8c6bb5ddeb4ft.jpg
http://i014.radikal.ru/0711/2a/0d13a2f10bfft.jpg
Потерпев неудачу с запуском модели 2142, АО "Москвич" решило выпускать мелкими партиями удлиненную версию несуществующего седана. Поскольку "Москвич-2142" так и не производился серийно, удлиненную версию можно считать вполне самостоятельной моделью. Машина удлинена за счет врезки в середину кузова (база увеличена ровно на 200мм), и немного за счет увеличенного багажника. Задние стойки "Князя Владимира", такое имя получил российский стретч, выглядят массивно и отличаются от прародителя "Москвич-2142", который больше похож на показанный выше Talbot Solara.
Насколько мне известно, кузов не режется и варится, а имеет собственные панели пола, крыши и боковин. Вот оно, использование хваленого гибкого производства.

Иван Калита
http://i010.radikal.ru/0711/3b/2e1b37b12d88t.jpg
http://i031.radikal.ru/0711/59/b5a443cc690dt.jpg
Роллс-Ройс по-русски. Взяв за основу шасси "Князя Владимира", конструкторы сотворили это чудо. Экземпляр, представленный на Мотор-Шоу в 1998 году, был сделан буквально на коленке. Видны стандартные "святогоровские" фары, накрытые вырезанным вручную пластиковым колпаком, наклеенные на задние крылья "продолжатели" задних фонарей. Интерьер также отдает самодельщиной.
Машина вызывает ассоциации не только с Роллс-Ройсом, но и с Волгой-24, которая должна была, наконец, почить в бозе после окончания производства модели 3110, но будет реинкарнирована в модели 3111. Теперь хоть боковины будут другие. Здесь же - основа кузова все от того же утилитарного "сорок-первого" с хромированными цацками. Хай живе Симка во веки веков!
В любом случае, 2-х литровый четырехцилиндровый мотор для такой машины - не серьезно.

38

"Москвич-2335"

Москвич-2335-пикап
http://i026.radikal.ru/0711/3b/e11a37c42c5et.jpg

http://i047.radikal.ru/0711/00/5bccadcee957t.jpg

http://i006.radikal.ru/0711/34/05a5d4413c72t.jpg

http://i048.radikal.ru/0711/a3/c7edbb4d9bect.jpg

http://i002.radikal.ru/0711/f4/21714a33fa92t.jpg
Развозных автомобилей фирма Simca не делала (Matra Rancho не в счет), поэтому здесь вы видите вполне самостоятельный образец "каблучка". Неплохая, в общем-то, машина, хотя грузоподьемность в полтонны для такого большого автомобиля мала. Европейские аналоги поднимают и 700, и 800 килограммов груза. Модель производится только по предварительному заказу.
Интересен вариант пикапа-такси - с целиком поднимающимся пластиковым колпаком, на манер современных американских пикапов.

Были планы разместить производство пикапов в Киеве, насколько они успешны - завод умалчивает.

А ведь пару лет назад был предпринят беспрецедентный марафон по России с целью показать новый пикап и убедить будущих покупателей в его преимуществах. Перед чем? Перед давно устаревшей ижевской моделью? Других машин такого типа в России не производится. Хотя нет, малыми партиями делается пикап на базе ВАЗ-2105.

Автопоезд
http://i013.radikal.ru/0711/9f/9552445442eft.jpg
http://i001.radikal.ru/0711/3f/043d791479f7t.jpg
На АО "Москвич" был разработан даже родной прицеп к пикапу. Насколько мне известно, прицеп никогда не выпускался.

39

"Москвич-2901"

Москвич-2901-грузопассажирский
http://i006.radikal.ru/0711/57/b5c306388ef2t.jpg
Цельнометаллический фургон, разработанный, по-видимому, на основе стандартного хэтчбека, а не пикапа. Об этом говорит база машины - те же 2580мм. Красотой он не блещет, зато имеет полновесные два ряда сидений, да еще объемистый кузов в придачу. Мечта челнока, частного предпринимателя или автотуриста. О его судьбе также ничего не известно, хотя некоторое их количество завод все же сделал.

Москвич-2910-медицинский
http://i013.radikal.ru/0711/6a/589909d22d1et.jpg
Медицинский автомобиль. Представляет собой, по существу, модель 2901 с дополнительным оборудованием. Серийно не выпускался.

40

"А все могло бы быть совсем не так..." На фото - автомобиль, сделанный на агрегатах все той же Симки. Совместная работа фирмы Simca и аэрокосмической компании Matra. Модель 1977 года, подвеска и силовой агрегат - те же, что у Симки-1100/1307. 14-дюймовые колеса и привод только на передние колеса.
Машина и сегодня смотрится весьма стильно и пропорционально.

Matra-Simca-Rancho
http://i006.radikal.ru/0711/29/384f9d7cc60ft.jpg

http://i032.radikal.ru/0711/95/2be765fec1d5t.jpg

http://i029.radikal.ru/0711/f4/2fc28138c8f1t.jpg

41

Размеры салона:
Aмакс=1090, B=890, C=880, ширина на уровне плечей D=1330, Е=1340, ширина на уровне локтей F=1410, G=1420, Hмакс=530, I=320, J=340, Kмин=180, L=171
Размеры багажного отделения:
M=850, Mслож=1540, N=440
(все размеры в миллиметрах)

http://i017.radikal.ru/0711/e8/0214b777cbe7t.jpg

42

http://i045.radikal.ru/0711/58/c52e7e7ffecdt.jpg

http://i007.radikal.ru/0711/49/4ac738a25907t.jpg

АЗЛК-214123 с двигателем ВАЗ-2130 1,8л карб, А-92 выпускался с 1998

43

Опытный образец М2141, декабрь 1978 г.
http://s42.radikal.ru/i097/0811/a7/b9d549825a83t.jpg

Опытный образец, ноябрь 1979 г.
http://s44.radikal.ru/i103/0811/6f/f463505b30cat.jpg

Опытный образец, начало 1980-х гг.
http://s50.radikal.ru/i127/0811/99/1b383978d8d3t.jpg

Серийная машина
http://s53.radikal.ru/i142/0811/0a/d55f710ae2fbt.jpg

http://s41.radikal.ru/i093/0811/37/e6f9c490c116t.jpg

http://www.autowp.ru/articles/azlk_moskvich2141/