Сай ФРУМКИН (Лос-Анджелес)
МИФ ОБ ИЕРУСАЛИМЕ
Мифы живут своей собственной жизнью, особенно тогда, когда их настойчиво повторяют. Возьмем, к примеру, миф, который наши СМИ преподносят как "общеизвестный" факт. Сейчас уже невозможно выяснить, кто и когда сфабриковал эту ложь, но, поди ж ты, она живет и процветает. Речь идет о мифе об Иерусалиме, как о святыне ислама и важном населенном центре арабского мира. Этот миф, несмотря на всю его нелепость, преподносится сейчас как догма.
На самом же деле, Иерусалим является святыней иудаизма и христианства. Для евреев этот город - святыня, объект молитв, ведь там располагался Храм, где жили цари и судьи израильские. Помните: "Если я забуду тебя, Иерусалим, пусть отсохнет у меня правая рука!" Или традиционное завершение пасхальной службы: "В следующем году в Иерусалиме!"
Для христиан Иерусалим - это место, где была создана христианская церковь, где распяли Иисуса Христа и где ожидают его возвращения.
У мусульман таких связей с Иерусалимом нет. Их святые места - Мекка и Медина - находятся в Саудовской Аравии. Что же касается Иерусалима, то в Коране он даже не упоминается. Ни одно историческое событие арабского мира или религиозный обряд ислама не имеют какого-либо отношения к Иерусалиму. Существует легенда, что пророк Мухаммед совершил путешествие на своем волшебном коне из Мекки в место по имени Аль-Акса, но Иерусалим связали с Аль-Аксой намного позже, когда арабским политикам понадобилось создание противовеса Мекке и Медине. До этого исламские теологи обнаруживали Аль-Аксу в самых разных местах, включая рай небесный.
Средневековый арабский географ Яккут писал: "Мекка - святыня мусульман, а Иерусалим - святыня христиан и евреев". В течение многих столетий мусульманского правления административной столицей Палестины был город Рамалла, религиозными центрами арабского мира были Дамаск, Каир и Фес, но никак не Иерусалим. Ни для одного из многочисленных мусульманских правителей Иерусалим не имел политического, религиозного или коммерческого значения.
То, как мало значил Иерусалим для арабов, особенно видно из исторического периода с 1948 по 1967 годы - во времена иорданского правления. За это время ни один из арабских королей или шейхов не совершил паломничества в Иерусалим, и никто даже и не заикнулся о том, чтобы сделать Иерусалим столицей Иордании.
И наоборот, отношение евреев к Иерусалиму было куда более страстным. Они не просто мечтали о Святом Граде, они в нем селились.
За последние 2000 лет, за исключением коротких периодов разрушения и изгнания, большинство населения Иерусалима составляли евреи. После восстания 70 года н.э., а потом опять после восстания 130 года н.э. римляне высылали евреев из Иерусалима, но те не уходили далеко, а селились рядом с городом. В 362 году им снова разрешили жить в Иерусалиме, и еврейская община очень скоро стала крупнейшей как по количеству, так и по значению.
В XII-XIII веках процветающая еврейская община была разорена и разогнана, но, когда все улеглось, еще больше евреев стало селиться в Иерусалиме. Они покупали большие участки земли, включая почти всю Оливковую гору. Среди населения Иерусалима евреи составляли большинство, за ними следовали христиане, а число мусульман было совершенно незначительным.
В 1840-х годах в городе жило 5000 евреев, к 1870 году их стало 11000 - подавляющее большинство. В статье об Иерусалиме в "Британской энциклопедии" выпуска 1903 года (издание, которое невозможно упрекнуть в пристрастности) насчитывается 20600 евреев, 9880 христиан и только 1600 мусульман. К 1914 году еврейское население выросло до 45000 человек, то есть составило две трети всего населения, а в 1946 году, накануне Войны за независимость Израиля, 65% горожан (или 99320) были евреями.
Так что пора разоблачить миф об "арабском Иерусалиме", постоянно раздуваемый прессой, взятый на вооружение невеждами и еврейскими "миротворцами-пораженцами", и открыто заявить, что Иерусалим был, есть и всегда будет Еврейским Городом на Еврейской Земле!
http://www.vestnik.com
13(272) 19 июня 2001
Журнал "Вестник"