Форум Зануды - свободное общение обо всём.

Объявление

Уважаемые форумчане! Наш форум переехал на новый хостинг и новый адрес HTTP://SVOBODA-ON.ORG

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум Зануды - свободное общение обо всём. » История » Густав-Теодор Паули Этнографическое описание народов России


Густав-Теодор Паули Этнографическое описание народов России

Сообщений 1 страница 11 из 11

1

МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ РОССИИ. НАРОДЫ СТРАНЫ В ГОД ЕЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ

В итоге многолетних научных экспедиций, путешествий, сбора вещественных, письменных и изобразительных материалов российская наука к концу XVIII века накопила большой запас этнографических сведений. Обобщающим трудом по всем народам Российской империи, описанию их хозяйства, образа жизни, внешности, одежды, то есть первой сводной этнографической работой, стало «Описание всех обитающих в Российском государстве народов…» Иоганна-Готлиба Георги[1].

Кругосветные экспедиции начала XIX века, путешествия в страны Азии, Африки, Америки, Океании существенно раздвинули рамки известного мира. Наряду с изучением среднеазиатских и кавказских народов постепенно нарастал возникший в последние десятилетия XVIII века исследовательский интерес к быту русского народа. Накапливаемый фактический материал частично публиковался в отчетах о путешествиях, частично попадал в периодические издания, большая же часть его оставалась неизвестной широкой публике.

С 1840-х годов начался новый этап становления этнографической науки, связанный с поисками путей дальнейшего развития России. Важной вехой в этой связи является 1845 год — дата основания Русского географического общества. Среди его учредителей были видные деятели науки того времени: мореплаватели и адмиралы Иван Крузенштерн и Фердинанд Врангель, естествоиспытатель, основоположник эмбриологии, антрополог Карл Бэр, астроном и геодезист Василий Струве, геолог Григорий Гельмерсен, статистик и этнограф Петр Кеппен, писатель, лексикограф и этнограф Владимир Даль. Этнография сразу заняла почетное место в системе Русского географического общества, и уже в первые годы его деятельности была составлена и издана первая «Этнографическая карта Европейской России» (1851). Географическое общество, получившее поддержку правительства, организовывало многочисленные экспедиции и путешествия, рассылало программы для сбора этнографического материала, обрабатывало полученные данные и публиковало их в своих изданиях, ставило вопрос об организации Этнографического музея.

Образы людей из народа продолжали оставаться в поле зрения художников второй трети XIX века. В 1840-х годах публиковались литографии Игнатия Щедровского, Рудольфа Жуковского, представляющие русские народные типы. Группа художников под руководством Василия Тимма участвовала в издании альманаха «Наши, списанные с натуры русскими» (1841–1842), где были представлены типажи петербургских улиц от светских франтов до дворников и разносчиков. Но изображений этнографических типов Российской империи, помимо приведенных в классическом сочинении Георги и в альбомах «Народы России» с гравюрами Емельяна Корнеева и «Бытовые сцены, пейзажи, обычаи и костюмы Кавказа» с рисунками князя Григория Гагарина[2], практически не существовало. Научная ценность этих изданий оставалась неизменной. Что касается самих типажно-костюмных образов, то они, в свое время бывшие художественным явлением, к середине XIX века сохранили лишь значение иллюстраций в этнографических трудах.

Восполнить пробел в изучении и отображении костюмов, быта и образа жизни народов Российской империи в тот момент, когда имевшиеся публикации уже не соответствовали уровню этнографической науки, художественным требованиям и полиграфическим возможностям новой эпохи, позволило фундаментальное исследование, подготовленное Густавом-Теодором Паули. Этот новый сводный труд по этнографии всех народов России увидел свет под заглавием «Description ethnographique des Peuples de la Russie» («Этнографическое описание народов России»)[3]. Издание, которое часто называют сокращенно «Народы России», было выполнено на основе самых свежих данных, какими располагала наука того времени, преимущественно по материалам Русского географического общества.

Густав-Теодор Паули (Gustave Theodor Pauly, 1817–1867), или Федор Христианович, как его называли в России, немец по происхождению, получивший образование в Берлинском университете, начинал свою карьеру как военный[4]. На русскую службу Паули поступил в 1841 году корнетом в гусарский полк герцога Максимилиана Лейхтенбергского, но уже на следующий год вышел в отставку. Сменив несколько мест службы, он впоследствии много лет был учителем немецкого языка в Санкт-Петербургском Воспитательном доме, занимался литературными трудами, принимал деятельное участие в основании Российского общества покровительства животным, состоял действительным членом Русского географического общества. Именно последнее обстоятельство сыграло, по-видимому, важную роль в судьбе этого человека, дав возможность заняться этнографией, познакомиться со многими видными учеными того времени и, в конечном итоге, заслужить благодарную память потомков за подготовку и издание фундаментального труда «Народы России».

«Description ethnographique des Peuples de la Russie» представляет собой объемистый том большого формата и состоит из предисловия, этнографических очерков с подробным описанием быта разных народов, иллюстраций, их перечня, этнографической карты, краниологической таблицы, а также таблиц численности населения по народам и губерниям. Издание вышло в Санкт-Петербурге на французском языке, но подписи под иллюстрациями (названия народов) даны также и на русском. Это свидетельствует о том, что оно было рассчитано как на иностранного читателя, так и на образованное российское общество, владевшее иностранными языками и обладавшее средствами для приобретения столь дорогостоящей книги.

В подготовке издания, помимо Паули, принимали участие Карл Бэр (Carl Ernst von Baer) и Родерих фон Эркерт (R. von Erckert). Бэр, известный ученый-естествоиспытатель, путешественник, один из учредителей Русского географического общества, академик Петербургской академии наук, написал предисловие и составил краниологическую таблицу (изображения черепов представителей разных народов). Эркерт осуществлял сбор и обработку статистических данных. Автору помогали и другие члены Географического общества: Петр Кеппен, Фердинанд Видеманн, Марий Броссе и др.

Тем не менее «терпение, трудолюбие и самоотвержение в отношении употребленных на издание денежных средств, обнаруживающееся в истории этого труда, дает полное право приписать Паули немалую заслугу в совершении этого дела. До него сделано было для обработки данных, собранных об этнографии народов, обитающих в России, весьма мало. С 1812 по 1860 гг. не было ни одного сочинения о полном составе русского населения, а художественная сторона дела, собирание этнографических рисунков со времени Рота (1774 г.) мало продвинулось вперед. Итак, несмотря на разные промахи, сочинение Паули имело, в свое время, полное право считаться единственным в своем роде»[5].

В предисловии Бэр подчеркнул важность этнографического изучения народов России не только с исторической, но и с административной точки зрения. Он указал на возрастание интереса к этой теме, перечислил немногие труды, которые уже существовали, отметив их достоинства и, возможно, несколько преувеличив недостатки. Академик сожалел о слабой осведомленности ученого мира и тем более широкой публики об этих изданиях, о том, что познакомиться с ними возможно лишь в крупных библиотеках. Бэр высоко оценил роль Паули, который составил этот фундаментальный труд, основываясь главным образом на уникальных коллекциях Географического общества. В 1857 году в рукописи, но с рисунками книга была поднесена императору Александру II и заслужила его одобрение. Несколько лет спустя Паули удалось — и снова при поддержке Русского географического общества — издать книгу в связи с празднованием тысячелетия Российского государства.

В издании «Народы России» представлены индоевропейские — славянские и иранские — народы и переселенцы из их числа, проживающие в России; народы Кавказа, урало-алтайские, «татарские» и «монгольские». Также описаны народы Восточной Сибири, Камчатки и, в конце, — Русской Америки.

О каждой народности приводятся такие сведения как ее история, географическое положение занимаемой территории, климат, религия, статистические данные. Описываются внешность людей, их костюмы, образ жизни, занятия и т. д. Особенно подробный очерк посвящен русскому народу.

62 великолепные цветные иллюстрации, выполненные в технике литографии, составляют неотъемлемую часть издания 1862 года. Рисунки для книги, сделанные с натуры (что подчеркнуто в предисловии), поистине замечательны. Они с большой полнотой и точностью запечатлели костюмы и быт жителей России середины XIX века. Под каждой иллюстрацией содержатся сведения о художниках и граверах, подготовивших данный лист. Среди имен русских и иностранных художников, делавших рисунки, встречаются как известные, так и почти забытые впоследствии: Карл Гун, С. Павлов, Август Петцольд, Карпов, Виаль, Джиржановский и др. Есть гравюры, под которыми подписано, что рисунки выполнены по коллекциям, принадлежащим Императорскому Русскому географическому обществу, или — что они сделаны по оригиналам других художников (например: «по оригиналу Тимма рисовал Карпов»). А подписи под изображениями кавказских горцев свидетельствуют, что рисунки сделаны с натуры Ф. Тейшелем или по оригиналам князя Гагарина.

Заказы на изготовление литографий были размещены в разные мастерские: «Winchelman et fills» в Берлине, «Imprimerie par J. В. Kuhn» в Мюнхене, «A. Charpentier, Imp. Lemercier» в Париже и другие, названия которых также указаны на листах. Хотя альбом создавался усилиями разных рисовальщиков, граверов и литографов, и это сказалось в том, что иллюстрации несколько различаются по манере исполнения, колориту, степени разработанности сюжета, однако их высокая точность и мастерство исполнения практически неоспоримы.

На большинстве листов представлены одна, две или три фигуры в разных позах и ракурсах, наиболее выигрышно демонстрирующих костюмы. Но есть и многофигурные композиции, объединенные каким-либо условным сюжетом, что создает впечатление жанровой сценки. На одних литографиях персонажи статичны, на других показаны за каким-либо занятием. Все фигуры изображены на фоне пейзажа, фасада или интерьера жилища — в зависимости от того, что художникам представлялось наиболее типичным для данной местности. Иллюстрации тяготеют к живописности, цвета яркие, насыщенные, тонко проработаны мельчайшие детали костюмов, орнаменты тканей, украшения, выразительны лица, соответствующие этническим типам. Достоверность изображениям придают такие детали как предметы быта, музыкальные инструменты, оружие.

Одна из первых литографий альбома, под названием «Великороссияне центральных губерний», представляет группу людей, возможно, даже членов одной семьи, живописно расположившихся на крыльце новенькой избы, окно которой украшено расписными ставнями, а крыша — деревянной резьбой. На первом плане изображен мужчина в красной косоворотке, черных штанах и сапогах, играющий на балалайке. Слушатели — молодая девушка в сарафане, женщина в душегрейке и кокошнике, пожилой человек в темном кафтане — словно поглощены его игрой. Их лица красивы, позы по-театральному изящны, костюмы красочны. На заднем плане, разрушая идиллию, выглядывает мужичок в армяке и картузе, пытающийся то ли привлечь к себе внимание, то ли — стянуть что-то.

Среди других в альбоме помещена иллюстрация «Немецкие колонисты (с окрестностей С.-Петербурга)» — две молодые женщины и мужчина, стоящие на фоне аккуратного деревянного дома. Это едва ли не единственное изображение немецких поселенцев в России второй половины XIX века. Костюмы женщин — длинные юбки, кофты с пышными рукавами, светлые передники нежных расцветок, украшенные тонкой вышивкой и кружевами, чепчики, подвязанные под подбородками, — по-немецки аккуратны и несут отпечаток городской моды 1850-х годов. Молодой человек одет в костюм, который также не имеет ничего общего с традиционным, за исключением принятых в среде немецких колонистов синих расцветок, и соответствует распространенному в то время наряду горожанина.

«Народы России» — исключительное по своему научному и художественному значению сочинение — стали новым, на многие последующие десятилетия хрестоматийным сводом изображений костюмов народов России. «Приходится пожалеть, что эта книга не появилась на русском языке и вообще осталась мало известна… представляя теперь большую библиографическую редкость»[6].

С момента выхода в свет это издание служит образцом для подражания художникам, источником этнографических сведений для исследователей народов России. Иллюстрации из него не раз воспроизводились в сочинениях исторического и этнографического характера, появлялись и продолжают появляться на страницах периодических и продолжающихся изданий. Так, уже в 1870-х годах черно-белыми гравюрами, выполненными с литографий Паули, часто дополнялись публиковавшиеся в иллюстрированном журнале «Нива» материалы о народах России. В выпусках журнала «Природа и люди» 1880 года было опубликовано несколько цветных иллюстраций из того же труда в качестве изобразительного материала к циклу статей о разных народах. Небольшая часть литографий из издания Паули прекрасно воспроизведена в каталоге «Костюм народов России в графике 18–20 веков»[7].

Ссылка  Рекомендую ,на мой взгляд довольно любопытные описания и картинки

2

Иоганн Готлиб Георги (31.12.1729-08.11.1802) родился в селении Ваххольцхаген в Померании, в семье священника. Учился в Упсальском университете (Швеция), где изучал химию, минералогию, естественные науки. Получив по окончании степень доктора медицины, работал как фармацевт. В 1770 г. по приглашению Петербургской Академии наук прибыл в Россию, чтобы участвовать в научной "Физической экспедиции". Сначала в составе отряда профессора И.П. Фалька, затем с академиком П.С.Палласом, а после - в самостоятельном путешествии Георги объездил Поволжье, Среднее и Южное Приуралье, западную Сибирь, Прибайкалье. Во время путешествия собрал значительные естественно-научные и этнографические коллекции.

http://s019.radikal.ru/i614/1209/cd/ef8fc5acf397.jpg

На основании собственных наблюдений и сведений, взятых у других исследователей, И.Г.Георги создал свое самое известное сочинение - "Описание всех в Российском государстве обитающих народов, также их житейских обрядов, вер, обыкновений, жилищ, одежд и прочих достопамятностей". Иллюстрациями к книге послужили 74 вручную раскрашенные гравюры, изображающие жителей России в национальных костюмах. Гравюры были созданы мастерами гравировальной палаты Академии наук Ротом и Шлеппером по рисункам, сделанным с экспонатов Кунсткамеры и с "живых подлинников". Это первое сводное этнографическое описание России, не утратившее научного значения и в наши дни. Книга была издана на немецком, русском и французском языках. На выставке представлены два издания книги на русском языке: первое, 1776 года, в традиционном "академическом" переплете с золотым тиснением, и второе, вышедшее в 1799 году.

До конца своих дней И.Г.Георги (в России его называли Иваном Ивановичем) жил в Петербурге, работал в Академии наук, издал двухтомное описание своих путешествий, многочисленные труды по химии, минералогии, естественной истории и географии. Его перу принадлежат "Описание российско-императорского столичного города Санкт-Петербурга" и подробный девятитомный естественно-исторический и физико-географический обзор России. В 1776 г. он был произведен в адъюнкты Академии наук, в 1883 г. избран академиком.

И.Г.Георги был сведущим ботаником, учеником знаменитого Карла Линнея - основоположника бинарной системы классификации растительного и животного мира, составил описание флоры Прибайкалья и Санкт-Петербургской губернии.

В честь Георги был назван род сложноцветных растений - Georgina. Позднее оказалось, что этот род уже описан под названием Dahlia. Однако в нашей стране до сих пор этот любимый и популярный цветок известен как "георгин": в его названии хранится память о замечательном ученом, посвятившем многие годы изучению России.

3

Интересно!

4

Просмотрел ещё на раз картинки. Наряды отнесённых к русским впечатляют. Привычно разве что скобари выглядят, да ещё два-три рисунка. Прочие...

На арнаутов впервые обратил внимание, как-то не попадали в мой интерес до этого, хотя среди знакомых были Арнаутовы. Это ошибка, надо тщательнее.

5

Можно еще на обувь внимание обратить.

6

krapper написал(а):

Можно еще на обувь внимание обратить

Погляжу. Но мордовские расцветки и лапландские шапки мне понравились.

7

krapper написал(а):

Можно еще на обувь внимание обратить.

Там и краткое описание  АФИК довольно оригинально

Пример

ВЕЛИКОРОССИЯНЕ
Русская нация в корне своем славянская, но формирование ее произошло под мощным воздействием посторонних влияний. Это выдающаяся, однако весьма широкая религиозная, политическая и национальная общность, которую нельзя рассматривать вне контекста стержневой государственной идеи, выраженной в слове «царь». Русские, то есть обитатели губерний Великороссии, люди как правило крепкого телосложения. Те из них, кто живет в отдаленных северных или восточных губерниях, а также в бывших польских провинциях, потомки беглых крестьян, сохранили нетронутым древний тип: они высокого роста, сильны, сложены атлетически, у них большие выразительные глаза, благородные, ярко выраженные черты лица.
МАЛОРОССЫ
Нынешние малороссы происходят от туземного населения, они сохранили древнюю веру своих предков, и до отделения Малороссии от России жили вместе с русскими — единоверной и братской нацией.
Малороссы суть, так сказать, народ древнейших времен, предающийся мечтаниям о прошлом и отрицающий настоящее вместе с нынешним прогрессом. Вместе с тем, земли, которые они населяют, удачно расположенные на юге, несомненно сохранили несметные богатства, которые в будущем приведут малороссов к процветанию. Малороссы остались свободными от внешних влияний и сохранили чистоту нации.
БЕЛОРУСЫ
Белорусы Могилевской губернии много менее зависимы от польского влияния на уровне языка, костюма и других особенностей частной жизни, чем их западные соседи, составляя собой наиболее продуктивную часть этой нации. Они добродушны, сердечны и строго осуждают тех, кто проявляет легкомыслие по отношению к возделыванию земли, семье и домашнему очагу. Их невысокие сероглазые мужчины по обычаю бреют усы и стригут бороды, а женщины носят мужские кафтаны или платья на польский манер, кто побогаче. Питаются крестьяне в основном хлебом и картофельным супом, который иногда варят на молоке, а кваса не знают вовсе
БОЛГАРЫ
Большое число болгар образовало колонии в Бессарабии и в Новороссии. Первая колония была официально образована между 1752 и 1754 годом, когда 620 болгарских семей покинули Турцию, чтобы поселиться под польским солнцем. Однако тамошние места им не понравились, и они, последовав примеру сербов, перебрались в Новороссию и остановились в Новомиргороде, Новоархангельске и других селениях. После Парижского мира, заключенного в 1856 году, существенное число болгарских колоний осталось в Молдавии. Сейчас болгары стремятся из Молдавии и Валахии в Россию, несмотря на то, что власти этих княжеств им препятствуют. Те же из них, кто поселился в Херсонской и Таврической губерниях, несут в своем языке и нравах малорусское влияние; все они земледельцы мирные и работящие
ЛИТОВЦЫ
Эпоха, в которую литовцы поселились на прибрежной территории Балтийского моря, точно не установлена. Постоянно втянутые во вражду и кровопролитные конфликты с соседями, они, обитая в глубине своих огромных лесов, сохранили и по сей день воинственный и дикий нрав. Мирные попытки русских, живших в захваченных литовцами западных княжествах, обратить литовцев в христианство оказались бесплодными. Также и фанатичный натиск рыцарей Тевтонского ордена, который должен был заставить литовцев запада и северо-запада обратиться, только подстегнул их дикое упрямство, вместо того чтоб успокоить его. Иностранная цивилизация, религия и языки оставались чуждыми этому народу, и только имели некоторое индивидуальное влияние в особенности на их князей
ЛАТЫШИ
Жилища латышей Курляндии представляют собой маленькие деревянные домики, крытые соломой, которая вскоре становится такой же золотистой, как солнце, но которая приносит мало пользы. Дома окружены хозяйственными постройками. Окна в домах маленькие, едва заметные, не придают ни малейшей привлекательности тому, что называется латышской фермой. Интерьер, однако же, показывает, что тут царит аккуратность и характерная для Курляндии вообще зажиточность. Тут не существует деревень в собственном смысле слова, это несколько господских домов вперемешку с хижинами крестьян и дом кюре. Латыши, как и все крестьяне, едят много говядины, а также свинины и сала. Их национальная пища состоит из супов, которые, сваренные в огромном количестве, служат работникам и пищей и питьем.
РУМЫНЫ, ИЛИ ВАЛАХИ
Валахи, молдаване, румыны — народ, выделившийся в первые века нашей эры из группы народов, объединявшей даков (кельтов), римлян и славян. В России валахов Бессарабии называют молдаванами. Валахи, живущие в России, сохранили вместе со своей верой и языком также и древний характер, в котором еще можно увидеть некоторые обычаи, унаследованные от древних римлян. Примером могут служить танцы валахов, большинство из которых неизвестно в нынешней Италии, но которые выражают идеи или события древности или же заключают в себе исторический смысл. Среди других обычаев, несущих печать римского язычества, правило класть покойному под язык монету — это тот же обол, который платили Харону, — а на голову или на гроб черную курицу — жертва, которую римляне приносили Плутону
КУРДЫ
С древнейших времен курды были горским народом; за редким исключением они все ведут кочевой образ жизни, перебираясь на теплое время года на более плодородные горные земли. С наступлением же зимы они возвращаются в свои жилища. Они выстраивают шатры из черного войлока в длинный ряд, один за другим. У курдов, как у многих горских народов, земледелие не составляет основного занятия, хотя они предаются ему с большим усердием. В Российской империи курды составляют часть закавказского населения, живут в юго-западной части Ереванской губернии, в Бакинской губернии и в приграничных районах Кутаисской губернии.
АРМЯНЕ
Армяне — один из самых древних народов мира, цивилизация которых существовала еще в глубокой древности. Они хорошо известны как торговцы во всей западной Азии и восточной Европе. Армяне могли бы претендовать на звание самого красивого народа на земле. Их тело хорошо и очень пропорционально сложено, они очень черноволосы, у них ярко выраженные черты лица, большие черные глаза, греческий профиль.
Характером армяне мягкие и спокойные, учтивые и скромные. Закавказские армяне сохранили приверженность своим древним обычаям и занятиям.

ГРЕКИ
Современные греки происходят из хрупких осколков былой народности древних греков, к которым примешались италийцы, фракийцы и славяне. Иногда их относят к группе народов греко-латинской, или греко-романской расы, к которой принадлежат народы, чьи языки в ощутимой мере содержат греческие или латинские элементы. Греки живут в южных губерниях Российской империи, они преимущественно купцы или мещане. Те же, кто принадлежит к крестьянскому сословию, обитают большей частью в Екатеринославской губернии, Бессарабии, Херсоне и Тавриде. С древних времен, еще до Рождества Христова, греки жили на этих землях небольшими колониями, достигшими процветания и высокого уровня культуры. Сейчас греки обитают преимущественно на южном берегу Крыма, этого сада европейской России.
ЦЫГАНЕ
В Российской империи живет около 50000 цыган, рассеянных по большей части ее территории. Они есть в том или ином количестве во всех губерниях европейской России и в Закавказье, в особенности в Имеретии. Они одеваются как турки, носят, подобно им, бороды и бреют головы. Цыгане зарабатывают себе на жизнь пением, музыкой и скоморошеством. Цыгане говорят по- турецки, что заставляет думать, будто они пришли из Малой Азии. Влияние климата, недостаток нужной одежды и лишения бродячей жизни тяжело воздействуют на цыганских женщин.
ЕВРЕИ
Евреи Российской империи делятся политически и административно на израилитов и караимов. Израилиты более многочисленны и в свою очередь подразделяются на талмудистов (раввинистов) и каббалистов (хасидов). Во все эпохи евреи в Российской империи образовывали и сейчас образуют в некотором роде государство в государстве. Правительство недавно приняло решение тщательно исследовать внутреннюю организацию евреев, с тем чтобы ей придать вид и привести в соответствие с законами государства. Даже малообразованные евреи обязаны в силу условий своей религиозной, общественной и семейной жизни уметь говорить и читать не менее чем на трех-четырех языках. Большинство евреев знает эти языки: для религиозных обрядов необходим древнееврейский, или библейский, в повседневном общении российские евреи пользуются древним немецким, в который вследствие многочисленных переселений евреев внесены некоторые изменения.
ЭСТОНЦЫ
Жизнь эстонцев значительно определяется погодой: летом они много работают, зимой же, напротив, спят долго и много. По очень древней традиции они многие века, в отличие от соседей-латышей, жили большими, беспорядочно устроенными деревнями, и только совсем недавно интересы ведения хозяйства заставили их жить отдельными хозяйствами. Эстонцы очень ценят семейную жизнь, холостяки вызывают презрение, старых же дев среди них вовсе нет. Семья составляет основную цель существования этого народа. В отличие от тяжелой и жалкой жизни публичной, их семейная жизнь богата и лишена монотонности. Среди эстонцев распространен такой предрассудок: они не любят умирать в постели, поэтому с приближением смерти они велят положить себя на пол. В гроб им кладут щетку для волос, кусок мыла, несколько мелких монет и стакан водки

8

krapper написал(а):

Можно еще на обувь внимание обратить.

Я понял о чем Вы. :D Все в сапогах - и только некоторые в лаптях.

Sorin написал(а):

тут царит аккуратность и характерная для Курляндии вообще зажиточность

КАК??? А нам тут внушают что всё СССР там построил и жить научил дурачков? А оказывается изначально так всё было. Но тем не менее некоторые из нищих лапотных лезут учить жить зажиточных в сапогах. Странно.. Да еще и своих-то в сапогах всех перебили.

Sorin написал(а):

Даже малообразованные евреи обязаны в силу условий своей религиозной, общественной и семейной жизни уметь говорить и читать не менее чем на трех-четырех языках.

Вот же сволочи-то, всё умничали и в канаве спать не хотели - точно заговор у них! Ату! Нельзя так высовываться.

Sorin написал(а):

В отличие от тяжелой и жалкой жизни публичной

И до сих пор так. Откуда веселая публичная жизнь при таком количестве населения?

Отредактировано Ursvamp (2012-09-13 14:23:04)

9

Sorin написал(а):

летом они много работают, зимой же, напротив, спят долго и много

Так и вспоминаются рекламные проспекты турфирм Восточной Карелии.

"...Зима в Карелии длинная и многоснежная. Лето же, напротив, короткое и малоснежное..."

10

Sorin написал(а):

сохранили и по сей день воинственный и дикий нрав.

Как говорил мой дядька - карел, сидя в псковской области в немецкую оккупацию, все ребята ( это солдаты ) вермахта были нормальными, а вот литовцы - сволочи. :D Хотя дядька считался "своим" раз карел и его готовили в репатриацию в Финляндию, однако они закосили всей семьей.

11

Ursvamp написал(а):

некоторые из нищих лапотных лезут учить жить зажиточных в сапогах

Вот вечна Вы со своей палитикай! Никакой дружбы, блямс, народофф!

Ursvamp написал(а):

Ату! Нельзя так высовываться.

"...А надо бы как в Турции. Поймают <--> и возят в бочке с дерьмом. А рядом янычар с ятаганом. И каждые пять минут - вжик! И либо оставайся без головы, либо ныряй в дерьмо..."(с)
Хорошая фильма. Давеча опять всей семьёй смотрели.


Вы здесь » Форум Зануды - свободное общение обо всём. » История » Густав-Теодор Паули Этнографическое описание народов России