Форум Зануды - свободное общение обо всём.

Объявление

Уважаемые форумчане! Наш форум переехал на новый хостинг и новый адрес HTTP://SVOBODA-ON.ORG

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Финляндские евреи

Сообщений 1 страница 13 из 13

1

Решил запостить такую тему так как кмк она очень интересная и познавательная. Все знают в какую мельницу угодила Финляндия в 20 веке. Собственно, вся Европа. Тема о том, каково было отдельной части ее граждан, перед каким непростым выбором они столкнулись в 20 веке, и как с достоинством прошли все испытания - моральные и физические.

Ссылка

Дал ссылку ибо запостить всё не получится - там еще и фоты.

2

Вот почти то же вкратце, с портала 7-40

"Снег, холод, зимние виды спорта и футболист Яри Литманен — вот, пожауй, и все, с чем у большинства израильтян ассоциируется Финляндия. Немногие из них знают, что история евреев этой страны насчитывает почти 200 лет. Выставка под названием "История финских евреев" открылась летом 2009 года в тель-авивском Музее еврейской диаспоры ("Бейт а-тфуцот"). Посетители получат редкую возможность взглянуть на жизнь маленького еврейского сообщества в период 1830-1970.

На выставке представлены документы, фотографии из личных архивов, предметы обихода и письма.

Сотрудники Государственного архива Финляндии собрали экспозицию выставки в 2006 году — к столетнему юбилею хельсинкской синагоги. Теперь, спустя три года, выставка "совершает алию" — благодаря сотрудничеству между Государственным архивом Финляндии и Музеем еврейской диаспоры.

Экспозиция разделена на четыре части: первая — "На службе у царя" — посвящена периоду, когда Финляндия входила в состав Российской империи. Вторая, озаглавленная "Мы, евреи Финляндии", рассказывает о периоде с 1917 года, когда финское государство получило независимость. третья ("На войне") демонстрирует жизнь финских евреев в годы Второй мировой войны, а четвертая часть выставки под названием "С Израилем" рассказывает о взаимодействии и культурном обмене между Израилем и Финляндией.

Территория современной Финляндии более 500 лет — до 1809 года была частью Шведского королевства. По шведским законам в этот период евреям разрешалось селиться только в трех городах — и все они были за пределами Финляндии.

В 1809 году, после русско-шведской войны 1808-1809 в пределах Российской империи было основано Великое герцогство Финляндское. В Финляндии сохранилась шведская конституция и шведская правовая система — евреям в Финляндии жить не разрешалось.

История евреев в Финляндии начинается с 1830-х годов. Еврейским солдатам, так называемым кантонистам, служившим в русской армии в Финляндии, после окончания 25-летней службы разрешили селиться в Финляндии, отмечает Борис Кандель в интернет-издании "Заметки по еврейской истории". В 1889 году правительство издало указ, относящийся специально к поселению евреев в Финляндии. По указу, перечисленным в списке евреям разрешалось поселение впредь до дальнейшего распоряжения и только в Гельсингфорсе (Хельсинки), Выборге и Або. Разрешение давалось сроком на полгода.

Браки между евреями обставлены стеснительными и унизительными формальностями. Детям поселенцев разрешалась оставаться в Финляндии до тех пор, пока они жили вместе с родителями, или не вступали в брак. Убой скота по еврейскому обряду воспрещен. Постройка синагог крайне затруднена. Политических прав евреи лишены абсолютно. Как отмечает В. Жаботинский: "О таком гнете над евреями, какой существует в Финляндии, даже Россия и Румыния не знают".

Борьба за равноправие евреев началась в финском сейме в 1872 году и продолжалась в течение 1870-1880 годов. В прессе обсуждались вопросы еврейской эмансипации, но никаких улучшений статуса евреев не происходило. В конце 1890-х годов в Финляндии проживало около 1000 евреев. Основным их занятием были мелкая торговля и ремесло.

Евреи получили гражданские права лишь в 1917 году, когда Финляндия приобрела самостоятельность. 22 декабря сейм одобрил закон о лицах иудейского вероисповедания, а 12 января 1918 г. закон был обнародован. По этому закону евреи в Финляндии впервые приобретали права гражданства, а к евреям, не имеющим гражданства, предлагалось относиться как к любым другим иностранцам.

В период между двумя мировыми войнами количество евреев в Финляндии увеличилось до двух тысяч — вследствие иммиграции (преимущественно из Советской России) в первый период революции. Многие молодые люди учились в университетах, другие работали врачами, инженерами в промышленном и лесном деле. Однако, большинство евреев трудилось в текстильной промышленности и в области производства готовой одежды. За редкими исключениями, евреи не принимали активного участия в политической жизни страны. В 1930-х годах в Финляндию прибыло около 300 еврейских беженцев из Германии, Австрии, Чехословакии.

В период советско-финской войны 1939-1940 евреи воевали в рядах финской армии. В период Второй мировой войны Финляндия и нацистская Германия были в одном лагере, евреи также участвовали в войне. Однако, несмотря на сильное давление Германии, правительство Финляндии отказалось применять какие-либо акции против евреев. В течение всей войны евреи продолжали пользоваться гражданскими правами. Весной 1944 года около 160 еврейских беженцев, не имевших финляндского гражданства, были переправлены в нейтральную Швецию.

После окончания Второй мировой войны интеграция евреев в финское общество продолжалась. В настоящее время в Финляндии проживает 1500 евреев, из них около 1200 в Хельсинки, 200 в Турку, 50 в Тампере. Еврейские общины в Хельсинки и в Тампере — литвацко-ортодоксальные (нехасидские), синагоги в этих общинах построены в 1906 и в 1912 годах. В Израиле в 1990-х годах насчитывалось около 500 выходцев из Финляндии.

В настоящее время большинство финских евреев работает или является владельцами врачебных учреждений, адвокатских контор и др. Есть среди евреев и государственные служащие.

Среди выдающихся деятелей-евреев: Макс Якобсон (род. 1923), постоянный представитель Финляндии в ООН в 1965-1972; певица Ида Мордух (1875-1942); композитор и дирижер Симон Пармет (1897-1969). Сам Ванни (род. 1908) был членом Финской академии и Европейской академии наук, искусств и литературы. Рафаэль Варди (род. 1942) — известный живописец. В 1979 году в финский сейм впервые был выбран еврей — Бен Жисковиц."

И порадовал комментарий-итог:
"Финляндия расцвела не благодаря евреям или другим нациям - она расцвела благодаря трудолюбию финских граждан, в числе которых и финны, и шведы, и русские, и евреи, и татары и множество других наций. Все они для этнических финнов просто финские граждане с непривычно звучащими фамилиями. И всё. И Ben Zyskowicz, с которым я знаком, был избран в парламент не благодаря или вопреки еврейству своему, а просто как представитель правой партии KOKOOMUS. никого в Финляндии не волнует наша национальность, так что господ антисемитов просим не беспокоится."

Скажу - жить в таком обществе с детства дорогого стоит. Так как никто тебя не будет гнобить за не такой нос, или имя, или рост, или ботинки, или очки.

3

спасибо, интересно

4

Ursvamp написал(а):

Евреи получили гражданские права лишь в 1917 году, когда Финляндия приобрела самостоятельность. 22 декабря сейм одобрил закон о лицах иудейского вероисповедания, а 12 января 1918 г. закон был обнародован. По этому закону евреи в Финляндии впервые приобретали права гражданства, а к евреям, не имеющим гражданства, предлагалось относиться как к любым другим иностранцам.

Только сейчас задумался. У нас с конституции принятой в 1879г. гражданские,вкл. и политические права получали все поданики без значения от пола, расы, религии, имущественного и образовательного ценза. Довольно прогресивно для своего времени.

Отредактировано Digest (2012-09-15 01:39:28)

5

Digest написал(а):

У нас с конституции принятой в 1879г. гражданские,вкл. и политические права получали все поданики без значения от пола, расы, религии, имущественного и образовательного ценза. Довольно прогресивно для своего времени.

А в Финляндии были российские правила игры. Незадолго до 17 года в РИ начали принимать националистические решения, и планы шли далеко - до аннулирования нац. автономий. Касательно евреев - им устанавливалась черта оседлости и ограничивался круг профессий и занятости. Паспорт был желтого цвета.

6

Ursvamp написал(а):

А в Финляндии были российские правила игры. Незадолго до 17 года в РИ начали принимать националистические решения, и планы шли далеко - до аннулирования нац. автономий. Касательно евреев - им устанавливалась черта оседлости и ограничивался круг профессий и занятости. Паспорт был желтого цвета.

Один из депутатов в учредительном Великом Народном Собранием 1879г. - первой парламент Българии был и равин Софии Габриел Меркадо Алмоснино.
Кстати много евреев, бежавшие из РИ в конце 19в. нашли убежище у нас, было и беженцев с Румынии.

7

Кстати, Христо, а как с ними было во время ВМВ?

8

Зигги написал(а):

Кстати, Христо, а как с ними было во время ВМВ?

На територии Царства Българии депортация не была допущена. Парламентарии,церква,народ, а и монарх противопоставились. На територии Греции где была и болгарская военная администрация были депортации. Там нацистам не сумели противопоставится.
Правда такова.

9

ага, спасибо.

10

А вот вЭстонии:

"В отличие от Литвы и Латвии, где евреи проживали уже в Средневековье, постоянное еврейское население появилось в Эстонии только в середине XIX века.

Император Александр II позволил евреям селиться в Эстонии в 1865 году. Хотя отдельные евреи жили в Эстонии и раньше, официально зарегистрированных общин не существовало. Первыми евреями, осевшими в Эстонии, были отставные солдаты русской армии, которым после окончания службы разрешалось селиться за пределами Черты оседлости, а также ремесленники. Еврейская община в Ревеле (Таллине) возникла в 1830 году, а в Дерпте (ныне Тарту) — в 1866. В обоих городах были построены синагоги, просуществовавшие до Второй мировой войны. Еврейское население появилось и в других городах.

Наряду с религиозной жизнью, для евреев всегда было важно образование. В 80-х годах XIX века в Таллине появилась Талмуд-Тора, тогда же евреи получили право обучаться в Дерптском университете. Благодаря этому евреи, большинство которых по-прежнему были ремесленниками и торговцами, начали заниматься «интеллигентными» профессиями. Не была забыта и культура — незадолго до Октябрьской революции возникли Еврейское театральное общество и Общество любителей еврейской истории и литературы.

После провозглашения независимости Эстонии в 1918 году положение еврейского населения улучшилось: молодое государство заявило о том, что будет уважать права этнических и религиозных меньшинств. В феврале 1924 года президент страны Константин Пятс торжественно открыл в Таллине Еврейскую гимназию. 10 лет спустя в Тартуском университете открылась кафедра иудаики. Многочисленные еврейские объединения — религиозные, культурные, благотворительные, спортивные — способствовали подъему общинной жизни.

В 1925 году в Эстонии насчитывалось примерно три тысячи евреев. Эстонский закон о правах национальных меньшинств был одним из самых прогрессивных в тогдашней Европе. Число евреев в стране постоянно увеличивалось, достигнув к 1934 году максимума в 4400 человек. Примерно половина из них проживала в Таллине, около 900 человек — в Тарту. Более 50 процентов еврейского населения были заняты в торговле и сфере услуг, около 10 процентов составляли представители свободных профессий. Возникли союзы, объединявшие еврейских торговцев и промышленников, а также врачей. Еврейские общины широко занимались благотворительностью.

Все закончилось с падением независимости Эстонии и присоединением к СССР летом 1940 года. Культурная автономия, все еврейские союзы и общества были упразднены. Все частные предприятия, многие из которых принадлежали евреям, были национализированы. Около 10 процентов еврейского населения, вместе с представителями эстонской элиты, были сосланы в Сибирь.

Нацистские войска вступили в Эстонию в июле 1941 года, а в августе заняли всю ее территорию. Около 75 процентов евреев смогли эвакуироваться на восток, но примерно тысяча человек остались. До конца 1941 года все они были уничтожены. На состоявшейся в январе 1942 года Ванзейской конференции, посвященной «окончательному решению еврейского вопроса», Эстония была первой из подконтрольных Третьему рейху стран была объявлена judenfrei (свободной от евреев).

Немцы создали в Эстонии около 20 концентрационных лагерей. Поскольку немногочисленные эстонские евреи были убиты в первые месяцы оккупации, лагеря предназначались для евреев иностранных. Только в крупнейшем из этих лагерей — Клооге — немцы уничтожили более десяти тысяч человек из Германии, Австрии и Чехии.

Лишь немногие эстонские евреи вернулись после войны на родину. После войны в республике поселились несколько тысяч евреев из России, Украины, Белоруссии и других советских республик. Возрождение еврейской жизни началось с наступлением перестройки.

Восстановление эстонской государственности позитивно сказалось и на еврейской общине. В 1992 году была учреждена Еврейская община Эстонии (Eesti Juudi Kogukond). Закон о правах этнических меньшинств позволяет еврейской общине вести активную культурную жизнь. В 2007 году в Таллине открылась новая синагога. Главным раввином Эстонии является посланник ХАБАДа Шмуэль Кот."

Отредактировано Ursvamp (2012-09-15 16:02:57)

11

Родители забирают своих детей из Таллиннской еврейской школы, но не потому, что не хотят, чтобы дети изучали свое еврейское наследие. И не потому, что обучение дорогое – школа, где преподают иврит и еврейскую историю, а также светские предметы для учеников 1-12 классов, получает муниципальное финансирование в рамках правительственных субсидий культурным меньшинствам.

Нет, родители говорят, что забирают своих детей, потому что не хотят, чтобы их детей учили на русском языке, языке ненавистных советских "сюзеренов".

Когда Таллиннская еврейская школа открылась в 1990 году в этой бывшей советской республике, в школу в первый год ее работы записалось 350 детей, то есть более 10% всего еврейского населения страны, составляющего 3 тысячи человек. В этом году в школу пришло всего 200 детей, тогда как даже в прошлом году было 250.

По словам Марины Карбойновой, заместителя директора школы, вполне возможно, что сокращение количества новичков стало результатом именно языковой ориентации школы. Однако этот вопрос отражает и растущий раскол среди эстонского еврейства, который сталкивает русскоговорящих и эстоноговорящих евреев.

Как и во многих других бывших советских республиках, еврейская община Эстонии раскалывается по лингвистической границе. Официальной статистики нет, но примерно треть еврейского населения – это потомки эстоноговорящих евреев, которые начали приезжать в страну в XIX веке.

Еще две трети евреев приехали при советском правлении, в 1940-1990 годах, и они не только относительные новички, но и русскоговорящие.

Поскольку Таллиннская еврейская школа проводит уроки исключительно на русском языке, "большинство эстоноговорящих евреев не посылают туда своих детей", - отмечает Элхонен Сакс, автор ряда книг на еврейские темы на эстонском языке.

Все чаще и чаще эстонские евреи отправляют своих детей в светские эстонские школы. В результате этим детям не хватает еврейского образования.

Работники школы и представители общины озабочены сокращением количества учеников.

"Школа пытается решить эту проблему, - подчеркивает Евгений Плинк, член совета попечителей школы. – Мы пытаемся разработать новую учебную программу, чтобы привлечь и удержать как можно больше еврейских студентов".

Тенденция сокращения численности учеников может повлиять и на другие сферы еврейской жизни в Эстонии, так как школа – это главная "вербовочная" площадка для местных молодежных еврейских организаций. По словам сотрудников молодежных клубов, спонсируемых "Джойнт" и Еврейским Агентством, большинство тех, кто принимает участие в работе клубов, это дети из русскоговорящих семей.

"Это главная проблема для еврейской общины, - указывает 28-летний раввин Шмуэль Кот, единственный раввин Эстонии из местных. – Мы должны прививать студентам языковые навыки, которые позволят им найти хорошую работу или получить высшее образование в Эстонии".

Кот полагает, что еврейская школа должна проводить больше уроков на эстонском языке, тем самым привлекая молодежь и удерживая ее в еврейской общине.

Однако чтобы привлечь молодежь к еврейской жизни, одной реформы школы может быть недостаточно.

В то время как эстонский национализм находится на подъеме и на фоне того, как население все активнее использует эстонский язык, может показаться, что еврейской общине страны должно быть сложно придерживаться своей русскоязычной ориентации.

Именные дощечки в "Дор-ва-Дор", Еврейском общинном центре Таллинна, написаны на эстонском, однако каждодневная работа и документы центра ведутся на русском языке. Газета центра, Hashahar, издается на русском языке, а у сайта, wwwjewish.ee, пока нет эстонской версии.

Хотя антисоветское настроения широко распространены в этой стране, недавно вступившей в ЕС, клуб ветеранов общинного центра до сих пор празднует 9 мая, праздник советской эры в честь официальной капитуляции Германии перед Красной Армией.

В Прибалтийских странах, включая Эстонию, 9 мая не отмечается. И тот факт, что он празднуется в Еврейском общинном центре, может внести свой вклад в закрепление за общиной статуса аутсайдера, боятся критики.

Силия Лауд, председатель еврейской общины Эстонии, поясняет, что язык Еврейского общинного центра и культурная практика попросту отражают демографический состав тех, кто сюда приходит.

"Мы бы праздновали и День независимости Эстонии, если бы этого хотело достаточно людей", - говорит она.

Однако они, вероятно, не хотят, так как большинство членов Еврейского общинного центра – пенсионеры, получающие от центра социальную помощь. Они уже немолоды, привыкли к советскому образу жизни – и в большинстве своем неэстонского происхождения.

"Эстонские евреи лучше интегрированы в эстонское общество – они не нуждаются в помощи еврейской общины", - полагает попечитель школы Плинк. В отличие от евреев, приехавших в Эстонию в советский период, коренные эстонские евреи уже имели хорошо развитые социальные структуры и не нуждались в помощи общины для интеграции в общество страны.

Хотя эстонское гражданство требует знания эстонского языка, многие члены еврейской общины, прожившие в Эстонии всю жизнь, не видят необходимости учить его. И эта точка зрения не ограничивается пенсионерами.

"Зачем мне учить эстонский?" – задумывается Анна Азовцева, ученица еврейской школы. Она выросла в русскоязычной семье в окружении русскоговорящих друзей, и она не заинтересована в том, чтобы совершенствовать свой эстонский.

"Я знаю, эстонский будет нужен мне, чтобы получить здесь работу, но скажите, сколько людей в мире говорит на эстонском? Я лучше буду учить английский, это полезнее".

Как ни парадоксально, усилия еврейских организаций по укреплению связей между еврейскими общинами Прибалтики могут еще больше усилить склонность эстонской еврейской общины к русскому языку.

В Латвии, Литве и Эстонии живет много евреев, поселившихся в этих странах во время полувека коммунистического правления – и русский – это их общий язык.

12

Из известных в Эстонии и за ее пределами граждан ЭР можно отметить Михаила Веллера, Юрия Лотмана. Менее известен обладающий редким трезвомыслием на сегодня Давид Всевиов.

И т.ск. "антигерои" - это кгбшный агент и лидер антиэстонского Интердвижения Жэка Коган.

а-а, как я мог забыть - Сева Новгородцев же из Таллина! Он правда там не родился, а приехал с семьей в 8 лет, и эмигрировал за рубеж в 75-м, но родители так и остались в ЭР.

Отредактировано Ursvamp (2012-09-15 16:07:46)

13

Теперь хотелось бы коснуться неприятного и скандального: статуса Эстонии "Judenfrei".

Однажды, еще году в 88-м емнип, я имел беседу в Эстонии с одной дамой. Знакомая дальней родственницы. Она мне зачитала сводку ( судя по заготовленности ), что в то время как в Норвегии в знак солидарности с евреями и в противовес нацистам население надело еврейские нашивки, которые наци заставляли носить в гетто, эстонцы при приходе немцев сами уничтожили большую часть своих евреев. Оставшихся сдали в концлагеря. Дама сделала вывод: все эстонцы - бывшие рабы, и поэтому такая психология. Я сперва поинтересовался, каких она сама кровей - не дворянских ли? Так как русские в России в рабах сидели гораздо дольше и жестче чем эстонцы. Она кмк сильно удивилась вопросу. Потом я усомнился, откуда в стране, где евреев не было ни видно ни слышно ( всего  чуть больше 4000 человек ), тотальный антисемитизм взялся? Ну, в ответ опять было про "рабскую психологию".

Помаленьку для меня картина прояснилась. Еще с послевоенной большевистской мифологии и пропаганды и до сего момента "тотальный антисемитизм эстонцев" был нужен как туз в рукаве для идеологического обоснования отношений СССР и ЭССР. Ну, в смысле что коммунистические эстонцы изгнали из республики буржуазных антисемитских эсэсовцев и теперь всё стало хорошо и правильно.
Нынешнему Кремлю статус "Judenfrei" в Эстонии - как бальзам на душу. Всегда можно подколоть. Сегодня говорят так: "Ну надо же, ваша страна первой в мире отрапортовала Гитлеру об уничтожении всех евреев!"
Но позвольте - какая такая страна? Ее уничтожили еще в 40-м году, вместе с частью населения ( и еврейского тоже ), советские большевики. и в 41-м отрапортовал тогдашний "Райхскомиссариат Остланд" - административный округ на оккупированных территориях. Читаем теперь "исторические документы":
"В Эстонии, материковая часть которой была оккупирована к 5 сентября 1941 г., более половины немногочисленного еврейского населения успело эвакуироваться. По немецким источникам в оккупации осталось около 2000 евреев, а современные историки утверждают, что не более тысячи. Подразделение айнзатцгруппы "А" появилась здесь только 10 июля. В упоминавшемся выше отчете о ее деятельности от 15 октября 1941 г. говорилось:
"Арест всех евреев мужского пола в возрасте старше 16 лет почти закончен. Все они были уничтожены эстонскими силами самообороны под руководством зондеркоманды-1а."

Ну, то что перед нападением на СССР агентура Абвера доносила в центр, что приходится сдерживать местных лесных братьев от удара по частям Красной Армии в Эстонии - правда. Часть антисоветских активистов потом занималась "грязной работенкой" в концлагерях и в полиции - это тоже правда. Среди них были кроме эстонцев и русские и украинцы и даже поляки. И помимо евреев ликвидировались также частично военнопленные и коммунисты ( среди них самих эстонцев было немало ). Но чтобы все вдруг сами обрушились на евреев? Но читаем дальше:

"В донесении начальника полиции безопасности и СД в Берлин от 31 января 1942 г. с ликованием сообщалось:-"Эстония уже полностью очищена от евреев".
Часть евреев была вывезена и расстреляна в Пскове. Всего же до конца января 1942 г. было уничтожено не менее 1 тысячи эстонских евреев, преимущественно в Таллине и Дерпте."

Это как? Откуда опять взялись эстонские евреи? Их же уже давным-давно уничтожили местные?

Недавняя история: чешский коммунист Даниэль Строж предъявил в Европарламенте письменное обвинение эстонским парламентариям, что во время Второй мировой войны чуть ли не все эстонцы участвовали в массовых убийствах евреев. Представительница Эстонии Сийри Овийр отвергла выдвинутые обвинения:
"Такого рода обвинения являются чудовищной ложью и не основаны на фактах! Наоборот, евреи сотни лет жили в Эстонии с эстонцами как одна семья", - сказала Овийр, добавив, что еще в 1925 году Эстония приняла закон о культурной автономии этнических меньшинств, который был для того времени прецедентом и выдающимся событием и за что евреи внесли Эстонскую Республику в свою Золотую книгу.

"Во время Второй мировой войны эстонцы помогали евреям и спасали их. В Иерусалиме, в мемориальном парке Яд-Вашем, в память об этом посажено дерево благодарности. Эстония была единственной оккупированной страной, где не удалось спровоцировать еврейские погромы. Не знаю, по глупости, или по какой другой причине Даниэль Строж сделал свое заявление, но это ничего не меняет. Эстонское государство и народ крайне обижены таким безосновательным обвинением в преступлениях против человечности!".

Позже Сийри Овийр сказала, что не стала бы так реагировать на личное мнение евродепутата, если бы оно не было представлено в виде такой отчаянной лжи и в виде письменной декларации. "Никто не может без четких доказательств выдвигать обвинение, тем более - анонимное коллективное обвинение. У политика, даже если он депутат Европейского парламента, есть не только права, но и обязанности, и такой политик не является невменяемым. Я требую от президента Европейского парламента во избежание повторения подобных инцидентов принять необходимые меры".

Массовость преступников против человечности коммунисты издавна привязывают к численности эстонских эсэсовцев. То что подавляющее количество их было либо призвано либо набрано из ранее вступивших в Вермахт добровольцев - никто не учитывает. Разобрались до конца только США, выпустив заявление, что "Балтийские части войск СС (Балтийские легионы) должны рассматриваться отдельно, у балтийских легионов были отличные от немецких частей СС цели, идеология, действия и условия членства; поэтому Комиссия не считает это движение враждебным Правительству Соединённых Штатов." То что "массовым убийцам" было доверено несение охранной службы на самом Норнбергском Процессе идеологами-антипиарщиками не учитывается, как и то, что хоть и не присоединившаяся к мнению США, Великобритания дала в массовом порядке бывшим эстонским эсэсовцам политическое убежище.

Отредактировано Ursvamp (2012-09-15 16:13:04)