Иуда целым апостолом был.
Почему был?
Не был ли это замысел Божий?
Неоднозначность мотивации предательства
Каноническими мотивами предательства Иуды считаются: сребролюбие и участие сатаны. Но богословы не имеют единого мнения:
Матфей считает мотивом предательства сребролюбие: «Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошёл к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников» (Мф.26:14-15);
Марк тоже настаивает на единственной и главенствующей роли сребролюбия: «И пошёл Иуда Искариот, один из двенадцати, к первосвященникам, чтобы предать Его им. Они же, услышав, обрадовались, и обещали дать ему сребреники» (Мк.14:10-11);
Лука комбинирует, считая мотивом предательства и сребролюбие и участие сатаны: «Вошел же сатана в Иуду» (Лк.22:3), «…и он пошел, и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им. Они обрадовались и согласились дать ему денег» (Лк.22:4-5);
Иоанн умалчивает о деньгах и настаивает на участии сатаны: «И после сего куска вошел в него сатана» (Ин.13:27).
М. Д. Муретов в статье «Иуда предатель»[18] приводит пять аргументов против того, чтобы считать сребролюбие «главным и руководительным мотивом в поступке Искариота»:
Евангелисты сами «не придают сребролюбию Иуды первенствующего значения, если прямо и ясно указывают на сатану как на главного виновника»;
Из рассказов евангелистов «не видно, чтобы предатель ставил на первом плане сребреники»;
Иуда довольствовался всего тридцатью сребрениками;
Иуда с легкостью расстался с деньгами;
«Неужели жалкий поклонник золотого кумира» отважился бы на сделку, веря в божественность Иисуса?
В той же статье М. Д. Муретов называет три противоречия того, что «сатана управлял Иудой без свободного самоопределения последнего»:
Не ведая, что творит, Иуда не мог тяжело раскаиваться;
Перед синедрионом Иуда обвиняет себя, а не сатану;
Иисус предрекает, что будет предан человеком, а не сатаной.
Неубедительность и противоречия свидетельств евангелистов дали почву различным толкованиям и интерпретациям мотивации предательства. С конца XIX века выдвинуто множество неканонических версий, пытающихся объяснить мотивы предательства Иуды:
Организация бунта против римского гнета (Феофилакт, Лайтфут Д., Нимейер, Андреев Л. Н., Борхес Х. Л. и др.);
Разочарование в учении Иисуса (Муретов М. Д., Брентано Ф.);
Самопожертвование (Борхес Х. Л.);
Божья воля (Франс А., Борхес Х. Л., Братья Стругацкие);
Иуда — тайный агент Рима или синедриона (Булгаков М. А., Пиджаренко A. M., Еськов К. Ю.).
Иуда выполняет просьбу Иисуса (Евангелие Иуды; Жозе Сарамаго, «Евангелие от Иисуса»)
http://ru.wikipedia.org/wiki/Иуда_Искариот
На диспут приглашаються вменяемые участники. Любителям зайти и вякнуть просьба не беспокоиться.