Общепризнанной датой рождения внутренних войск стало 27 марта 1811 года, когда указом императора Александра I в губерниях были сформированы воинские батальоны внутренней стражи, ставшей одной из важнейших частей охранительной системы государства.
Внутренняя стража, далекая предшественница нынешних внутренних войск-специальное воинское формирование, предназначавшееся для "охранения тишины и спокойствия" внутри государства,-была сформирована в России за полтора до начала Отечественной войны 1812 года.
К моменту вторжения французов ее батальоны уже дислоцировались во всех губернских городах Европейской России. Самостоятельные части стражи, сведенные в бригады, несли службу по обеспечению общественного порядка в городах, охраняли важные административные здания и тюрьмы, вылавливали шайки разбойников и грабителей.
Внутренняя стража не была предназначена для ведения боевых действий против внешнего врага, кроме стрелкового и холодного оружия, на ее вооружении не было ни орудий, ни кавалерии. Однако подразделения стражников могли нанести серьезный урон противнику, организуя вместе с армейскими подразделениями засады и заслоны на путях вероятного продвижения вражеских колонн. Этому есть множество примеров.
Например могилевский губернатор граф Толстой, узнав о приближении к границам губернии французских передовых отрядов корпуса маршала Даву, приказал выслать разведку из состава имеющегося у него в распоряжении батальона внутренней стражи под командованием подполковника Колена. Отряд в количестве "30-ти человек внутренней стражи" скрытно подобрался к французским пикетам и захватил в плен одного солдата, полученные от него важные сведения о планах противника в дальнейшем сыграли немаловажную роль в успешном маневре русских войск. С боями отходя из города, гарнизонный батальон участвовал в разгроме крупных сил противника у деревни Дашковка, где были захвачены в плен 10 французских офицеров и более 400 нижних чинов.
Отличился в боях с французами и Черниговский батальон внутренней стражи, действовавший в составе сводного отряда гродненского военного коменданта полковника Кленовского. В бое за местечко Кромы под Чечерском (Малороссия) стражники вместе с пехотным батальоном и ротой егерей, застав противника врасплох, атаковали французов и выбили из населенного пункта. Не давая неприятелю опомнится, бойцы сводного отряда преследовали его более десяти верст и нанесли сокрушительное поражение.
Однако ведение боевых действий внутренней стражей являлось скореее исключением чем правилом, на нее возлагались другие, не менее важные задачи. В частности, пополнение армии резервами, как людскими так и материальными. К примеру, организация и проведение рекрутских наборов.
Еще в марте 1812 года были утверждены правила набора рекрутов. Прием будущих войнов, первичная подготовка и доставка в армейские части возлагались на командиров губернских батальонов внутренней стражи. К началу войны внутренней страже удалось сформировать две полнокровные пехотные дивизии по шесть полков каждая. Костяком полков становились офицеры и нижние чины внутренних губернских батальонов. Начальниками этих дивизий были назначены генерал-майоры Урусов Н.Ю. и Русанов В.Я.-командующие 7-м и 8-м округами внутренней стражи.
В октябре 1812 года Главнокомандующий русской армией генерал-фельдмаршал Кутузов М.И. объявил Русанову личную благодарность за то, что в сформированных им полках "люди в столь короткое время довольно доведены до познания службы, из коих значущая часть поступила на укомплектование гвардии".
Еще одной важной для обороны страны задачей-формированием ополчения-тоже занималась внутренняя стража. После воззвания Александра I от 6 июля 1812 года к подданым об организации повсеместного отпора агрессору, было активно развернуто создание народного ополчения, всего за период Отечественной войны с помощью внутренней стражи было поставлено под ружье более полутора миллионов рекрутов и ополченцев.
Сбор и отправка в действующие войска конского состава также являлась для России стратегической задачей. Ее решение также было возложено на внутреннюю стражу. Император поручил заняться ее лично своему генерал-адъютанту графу Комаровскому Е.Ф. (командующему внутренней стражей России). Вместе со своими помощниками, офицерами внутренней стражи, графу Комаровскому удалось поставить в действующуу армию около 40000 лошадей. Александ I, с удовлетворением отмечая "ревностное исполнение долга" удостоил его ордена Св. Владимира 2-ой степени.
Батальонам внутренней стражи доводилось подавлять восстания и бунты, вспыхнувшие в некоторых пограничных губерниях в поддержку французской аккупации и даже расстреливать предателей и зачинщиков массовых неповиновений.
Также на внутреннюю стражу возлагалось решение вопроса военнопленных. В дополнение к "Положению для внутренней стражи" в августе 1812 года императором были утверждены правила " о препровождении пленных".Ответственность за содержание и компактное поселение пленных возлагалась на губернаторов, а надзор осуществлялся чинами внутренней стражи совместно с полицией. Сбором и препровождением пленников к месту их сосредоточения занимались специально выделенные для этих целей конвои от армейских частей. По прибытию к месту назначения этапники передавались под охрану команд внутренней стражи.
По мере изгнания французов из России, батальоны внутренней стражи вновь приступали к исполнению своих основных обязанностей-несению гарнизонной и караульной службы на освобожденных территориях.
После окончания войны в ряды внутренней стражи стали прибывать фронтовики дослуживающие установленные сроки службы.
Богатый опыт по обеспечению действующей армии резервами, накопленный внутренней стражей в период Отечественной войны 1812 года, успешно использовался и позднее, например во время Крымской компании.
Автор-Николай Сысоев.
Источник- журнал "Братишка".