Иосиф Коган, член Дома ученых Хайфы
24 мая сего года агентство Newsru.co.il опубликовало результаты опроса, проведенного компанией Forsa по заказу немецкого еженедельника Stern. В соответствии с итогами исследования, лишь 36% опрошенных положительно оценивают еврейское государство, 13% полагают, что Израиль не имеет права на существование. 60% граждан Германии не согласны с официальной доктриной, в рамках которой принято утверждать, что Германия имеет особые обязательства в отношении Израиля после трагедии Холокоста, а 65% немцев убеждены, что Берлин должен признать палестинское государство. В ходе опроса выяснилось: 20% граждан Германии являются "латентными" антисемитами. В 2010 году 39,5% респондентов соглашались с утверждением: "Многие евреи пытаются извлечь выгоду из Холокоста". Почти столько же, 38,4%, выступали против израильской внешней политики. 16,5% заявляли, что евреи имеют слишком большое влияние в Германии. Каждый пятый немец согласен с "популярными" антисемитскими заявлениями, например, о том, что "евреи захватили слишком большую власть в бизнесе".
По мнению экспертов, анализировавших результаты исследования, в "графике антисемитизма", демонстрирующего уровень неприязни к евреям в странах Европы, Германия является более антисемитской, чем Польша, Венгрия и Португалия, но менее, чем Италия, Великобритания, Нидерланды и Франция. Впрочем, эта разница меня совсем не успокоила. И я вспомнил, что 10 лет назад на диспуте в Доме ученых Хайфы я делал доклад на тему эмиграции бывших советских евреев в Германию.
Итак, почему бывшие советские евреи стали эмигрировать в Германию?
Сама постановка такого вопроса еще какие-нибудь 50 лет тому назад была бы лишена смысла. Поколению, жившему в период Второй мировой войны даже в детском, а тем более в подростковом возрасте, мысль о переезде на ПМЖ в Германию просто не могла бы прийти в голову. Что случилось с советскими евреями всего через 50 лет после Холокоста?
Из тех евреев, кому в 1941 году было более 20 лет и кому посчастливилось выжить, мало кто остался в живых к концу ХХ века. А те немногие, кто дотянул до этого смутного периода, уже ничего не решали, решали их дети и внуки. О них и речь.
Что знало это поколение о Холокосте, когда рухнул «железный занавес»? Почти ничего. Громкий лозунг «Никто не забыт, ничто не забыто!» остался на слуху, а из сердца выветрился. Советская пропаганда твердила о 20 миллионах погибших советских граждан, старательно избегая правды о том, что единственным народом, который уничтожался фашистами поголовно не только на полях сражений, были евреи. Конечно, евреи, как и все простые советские люди, знали песню «Бухенвальдский набат», слышали о крематориях Освенцима, но большинство из них было уверено, что там гибли представители всех народов Европы в равной степени, не подозревая, что их обманывали.
Да, нацисты уничтожали еще и цыган, гомосексуалистов, душевнобольных, инакомыслящих и уже не годных для рабского труда советских военнопленных, но для этого нацистам вполне хватило бы многочисленных концлагерей, понастроенных ими до Второй мировой войны. А «фабрики смерти» проектировались и сооружались целенаправленно для евреев, для их массового, быстрого и, что особенно цинично, экономичного уничтожения. Нацисты сознательно сделали соучастником этого невиданного в истории злодеяния немецкий и австрийский народы, а еще и националистов Польши и Украины, Венгрии и Румынии, Литвы и Латвии, Франции и Норвегии, Хорватии и Греции. Хотя антисемитизм сидел в их головах давно и очень прочно, нацисты просто выпустили пар из перегретого котла.
Но как могли такие просвещенные, как казалось, нации, как немцы и австрийцы, пойти на такое преступление невиданного в истории масштаба? Почему народы большинства стран Европы не препятствовали, а способствовали этому? Тому, кто знает историю Европы и европейского еврейства, ответить на эти вопросы несложно.
Начиная с раннего Средневековья, по мере того, как варвары-язычники обращались в христианство, в Европе махровым цветом расцветал религиозный антисемитизм, перешедший в наследство от католического Рима и православной Византии. Пока в евреях нуждались, как в народе, способствовавшем развитию торговли и экономики, их хоть и притесняли, но терпели. А когда христиане научились этому сами, притеснения евреев переросли в кровавые погромы по всей западной Европе, особенно в эпоху крестовых походов и ужасной эпидемии чумы. Евреи побежали в Восточную Европу, отстававшую в своем развитии от Западной на два-три столетия. Польша и Литва нуждались в таком двигателе своей экономики, как евреи. Но прошли еще два-три столетия, и все повторилось и там, на евреев обрушиваются казацкие орды Богдана Хмельницкого, еще через столетие – банды гайдамаков. Затем Польшу делят между собой Россия, Пруссия и Австрия, и огромные массы евреев становятся подданными русских царей. Проходит еще через столетие, и кровавые погромы инициируются уже русским царем Александром III.
Но вот наступает XIX век, в Западную Европу приходит эпоха просвещения, сопровождавшаяся эмансипацией евреев. Казалось, наступит и эра забвения антисемитизма. Но где там, вражда к евреям не утихает, хотя принимает другие формы. А как же это совмещается с эпохой просвещения?
Равноправие и эмансипация инициировались лишь кучкой просвещенных либералов, интеллигенцией, тонкой поверхностной пленкой общества. А что таилось под этой поверхностью, показало рождение к концу XIX века организованного антисемитизма европейского бюргерства, подстегиваемого целой серией антисемитских книг во Франции и Германии. Вершиной этой литературы стала фальшивка «Протоколы сионских мудрецов», сфабрикованная по заказу российской охранки, но получившая распространение, прежде всего, в Западной Европе, а потом уже в России. Первыми грозными предупреждениями стали «дело Дрейфуса» во Франции и совсем уже неприличное «дело Бейлиса» в России.
В Европе простой народ, или, как его сейчас называют, средний класс превосходно подготовлен своей историей к восприятию любых бредовых антисемитских теорий. А маргиналов, готовых перевести теорию в кровавую практику, хватает всегда в любые времена. И то, что подобная личность, как Гитлер, всплыла в Австрии и пришла к власти в Германии, а не, к примеру, во Франции или в России, является исторической случайностью. С еще большей вероятностью подобная личность могла бы появиться в Польше, или в Румынии, или в Венгрии. Но это страны не того масштаба, и появление в них лидера, подобного Гитлеру, не привело бы Европу к таким последствиям.
Дело даже не в том, что и в России оказался свой тиран – Сталин. Ведь не Сталин и не Гитлер лично уничтожали миллионы людей, это делали тысячи их соотечественников. И делали они это с внутренним удовлетворением от сознания выполненного долга, как бы сейчас они не пытались доказать, что они всего лишь выполняли приказы. Именно это может дать ответ на вопрос: как могло случиться нечто подобное Холокосту.
Но что случилось с советскими евреями после той страшной войны? Почему они не воспитали еврейское самосознание у своих детей и внуков? Или сделали это в очень незначительной степени?
Отредактировано Ursvamp (2012-11-05 00:58:16)